Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития законодательства о судебной системе в Белорусской ССР и в Республике Беларусь
До 1529 года основным источником полоцкого писаного права были привелеи, выданные полочанам Великим князем Литовским. Большое значение имеет грамота 1499 года о наместницком и войтовском суде, подтверждающая грамота 1502 о церковном суде полоцкого архиепископа. Лишены прав были холопы и рабы, которые не могли самостоятельно выступать в суде в качестве истцов и ответчиков. В защиту их интересов на суде могли выступать только их паны. Статут ВКЛ 1529 года. Особое внимание в статуте уделялось судебно-уголовному праву. Суд в период феодализма был основным органом, который обеспечивал защиту правопорядка, его деятельность была направлена на ограничение самоуправства феодалов и повышения авторитета права. Основное внимание отдавалось порядку осуществления правосудия. Утверждались принципы публичности правосудия, формального равенства сторон в процессе, право обвиняемого на защиту с участием адвоката. Статут 1566 года с поправками 1578 года содержит раздел 4 О судьях и судах. Судебная реформа 1864 года. В основу реформы было положено разделение властей. Судебные уставы объявили отделение от администрации, введение общего для всех всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, избрание мировых судей и присяжных заседателей, гласность устность, непосредственность и состязательность судебного процесса, право обвиняемого на защиту. Новеллой реформы стало основание адвокатуры для защиты обвиняемых по уголовным делам и представления интересов сторон по гражданским делам. В 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, которой был придан статус Конституционного закона и она стала обладать большей юридической силой по сравнению с Конституцией 1978 года БССР. Важный шаг в регулировании вопросов связанных с судоустройством - это принятие Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 13 января 1995 года, в который в последующем вносились изменения и дополнения, связанные в основном с принятием изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Большая работа проделана по регулированию вопросов деятельности военных судов. В 2011 году принят Указ Президента Республики Беларусь, а в 2013 году Закон, расширяющий полномочия Военных судов. Однако 29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» № 6, в котором закреплено положении о ликвидации Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов с 1 июля 2014 года.
13. Концепция судебно-правовой реформы. Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом. Главные цели судебно-правовой реформы: · создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; · утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов; · воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, десятый – этапам реализации Концепции. Этапы: подготовительный, переходный и завершающий. За прошедшие годы большая часть предусмотренных Концепцией мер реализована. Обновлена правовая база юстиции, приняты кодексы и законы, регламентирующие ее организацию и деятельность. В республике утверждена независимая и самостоятельная судебная власть. Кодекс Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.
Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Этот правовой акт открывает новый этап в белорусском судоустройстве, организации юстиции в целом. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. Сохраняя преемственность с прежним законодательством о судоустройстве, этот правовой документ содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. Одной из основных отличительных особенностей Кодекса по сравнению с ранее действовавшим Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 13 января 1995 г. является то, что этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой. В нем 6 разделов, 22 главы и 193 статьи (в Законе 1995 г. – шесть разделов, 11 глав и 90 статей). Раздел I – Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы; раздел II – Порядок формирования и компетенция судов; раздел III – Статус судьи и народного заседателя; раздел IV – Органы судейского сообщества; V - Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества; наконец, VI - заключительные положения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.006 с.) |