Образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образцы поведения: обряды, обычаи, традиции.



Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе. Обычаи – неписаные правила поведения.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Основные социальные функции культуры:

–функция социализации (образовательно-воспитательная функция). Усвоение культуры определенного общества в процессе воспитания и образования превращает человеческого индивида в личность, в полноценного члена общества;

–регулятивная функция (функция социального контроля). Культура регулирует поведение людей через систему социальных норм и ценностей. Институты общества, обеспечивающие процесс социализации, одновременно осуществляют социальный контроль за поведением людей;

интегративная функция. Культура обеспечивает единство определенной общности людей. В то же время она разделяет общности, имеющие различные ценности и нормы поведения. Тем самым, культура одновременно выполняет и функцию дезинтеграции;

–транслирующая функция– передача накопленного социального опыта последующим поколениям;

–оценочная функция – осуществление дифференциации ценностей, обогащение или изменение традиций.

Выделяют три основных формы культуры, взаимодействующих между собой.:

элитарная культура. Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Адресуется незначительной части общества, поэтому не рассчитана на коммерческий успех. Для адекватного восприятия произведений элитарной культуры требуется специальная подготовка;

народная культура. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и т.п.). Поэтому для восприятия этих произведений специальная подготовка не нужна – они рассчитаны на всех;

массовая культура. Создается профессионалами и предназначена для распространения через СМИ (телевидение, радио, интернет и т.п.) с целью достижения коммерческого успеха. Произведения массовой культуры (например, поп-музыка) предназначены для удовлетворения сиюминутных потребностей публики. Поэтому после кратковременного пика популярности о них забывают. Наряду с доминирующей в обществе культурой существуют также субкультуры.

Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Различаютгородскую и деревенскую; молодежную, детскую и женскую; национальную, конфессиональную и профессиональную субкультуры. Особую разновидность субкультуры представляет контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, пусть весьма специфично и не в полной мере, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (хиппи, панков)и др.

Задание:

Презентация по типологии культур ( не менее 10 слайдов (обязательно картинки! +комментарии (не читать текст слайда, а дополнять)

Список тем

1) Фольклор как элемент народной культуры

2) Народное художественное творчество как элемент народной культуры (Глазырина – долг)

3) Народный костюм как элемент народной культуры (Каргачева долг)

4) Народный танец как элемент народной культуры

5) СМИ – часть массовой культуры (Ганбаров не проверила работу)

6) Киноиндустрия как элемент массовой культуры (Кравченко долг)

7) Реклама – элемент массовой культуры

8) Мода как часть массовой культуры (Федоровцев долг)

9) Новые танцевальные направления и их связь с массовой культурой

10) Поп-музыка и эстрада. Новые музыкальные жанры в массовой культуре

11) Субкультура (любая) и ее характерные признаки (эмо, готы, уже были)

12) Компьютерная культура

13) Профессиональная живопись как часть элитарной культуры (Терешкин долг)

14) Современный театр и перформанс

15) Современная академическая музыка – элитарное искусство или масс-маркет?

 

Лекция 15 Наука и образование в современном мире

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.

Метод научного познанияэто система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание.

Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Некоторые методы научного познания:

Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент — это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация — это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический метод — это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.

Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

Научно-исследовательская деятельность признается необходи­мой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нор­мальное существование и развитие общества невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.247 (0.01 с.)