Лекции 2-3 ( природа человека, деятельность, профессия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции 2-3 ( природа человека, деятельность, профессия)



Лекции 2-3 (природа человека, деятельность, профессия)

Интерес – устойчивая осознанная потребность важном для себя

Деятельность – объект, субъект, цель, способы достижения, результат.

Основа деятельности – желание удовлетворить потребности.

Деятельность так же делят на образовательную, досуговую, трудовую.

Является ли общение деятельностью? (или условием, или самостоятельное, но связано)

В духовной деятельности – теория и практика

 

Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные виды человеческой деятельности:

1. Игра

2. Учение

3. Общение

4. Труд

5. Творчество

 

Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. В труде реализуются следующие его функции: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, функция создания и потребления ценностей.

Профессия — это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;

2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;

3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

 

Лекция 4 Формирование характера человека

Характер человека проявляется в системе его отношений к окружающей действительности:

в отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта, отзывчивость, чуткость, заносчивость, грубость и т.п.);

в отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность);

в отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость);

в отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие и др.).

 

Физиологический, социальный, сознательный уровень формир. характера (3).

Структура – интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества.

Типа темперамента.

Самосознание это:

  • осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
  • осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Социальное поведение.

СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ

Я реальное, прошлое и будущее.

ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ

Формирование индивидуальности

Формирование самозащиты

Саморегуляция поведения

Естественное, ритуальное, девиантное поведение.

Лекция 6 Проблема познаваемости мира

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий мир; целостное представление человека о природе, обществе и самом себе.

Элементы мировоззрения

Мироощущение (настроения, чувства, эмоции)  мировосприятие (образ мира в наглядных представлениях)  миропонимание (рациональные представления мире).

Структура мировоззрения: знания, идеи, убеждения, принципы, идеалы, духовные ценности.

Пути формирования мировоззрения:

стихийное формирование: обыденное (житейское) мировоззрение;

осознанное формирование:

религиозное мировоззрение;

философское мировоззрение;

научное мировоззрение.

 

В процессе познания участвуют:

•   Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.

•   Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

1. Чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и их свойств;

1.3 Представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

2.1 Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

2.2 Суждение — есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

 

Характерной чертой истины является:

•   Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

•   Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего

Истина:

•   Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении

•   Относительная истина - представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Критерии истины:

  • соответствие законам логики:
    • закон тождества;
    • закон противоречия/непротиворечия;
    • закон исключения третьего;
    • закон достаточного основания;
  • соответствие фундаментальным законам, ранее открытым законам данной науки;
  • простота, экономичность формы, парадоксальность идеи;
  • практика – главный критерий истинности знаний.

Практика – активная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.

Задание:

Доклад на одну из тем по выбору

1. Особенности религиозного мировоззрения на примере (христианство, буддизм, конфуцианство, даосизм, ислам, иудаизм).

2. Научная картина мира.

3. Мифологическое мировоззренне на примере (Др. Египет, Шумер, славянские, скандинавские, японские, индийские мифы).

4. Философы о человеке и обществе (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гумилев, Локк, Гоббс, Руссо, Монтескье).

 В докладе отразить особенности конкретного типа мировоззрения в выбранных источниках

 

Задание:

Доклад по одному из институтов общества на выбор (можно сделать вдвоем, выступают по очереди, деля выступление на 2 части, либо второй дополняет первого докладчика в процессе выступления)

План доклада - история возникновения, состояние на сегодняшний день, основные функции, группы и организации, ценности, роли, нормы. Вывод – как дальше будет развиваться выбранный институт– предположить или констатировать.

1. Семья

2. Религия

3. Право

4. Политика

5. Экономика

6. Образование

7. Армия

8. Наука

9. Здравоохранение

10.  СМИ.

 

Список тем

1) Фольклор как элемент народной культуры

2) Народное художественное творчество как элемент народной культуры (Глазырина – долг)

3) Народный костюм как элемент народной культуры (Каргачева долг)

4) Народный танец как элемент народной культуры

5) СМИ – часть массовой культуры (Ганбаров не проверила работу)

6) Киноиндустрия как элемент массовой культуры (Кравченко долг)

7) Реклама – элемент массовой культуры

8) Мода как часть массовой культуры (Федоровцев долг)

9) Новые танцевальные направления и их связь с массовой культурой

10) Поп-музыка и эстрада. Новые музыкальные жанры в массовой культуре

11) Субкультура (любая) и ее характерные признаки (эмо, готы, уже были)

12) Компьютерная культура

13) Профессиональная живопись как часть элитарной культуры (Терешкин долг)

14) Современный театр и перформанс

15) Современная академическая музыка – элитарное искусство или масс-маркет?

 

Лекция 15 Наука и образование в современном мире

Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.

Метод научного познанияэто система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание.

Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Некоторые методы научного познания:

Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент — это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация — это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический метод — это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.

Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

Научно-исследовательская деятельность признается необходи­мой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нор­мальное существование и развитие общества невозможно.

Понятие морали

В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.

Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права.

 

Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль – на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».


Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Таким образом, можно сказать, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

 

Возникновение морали

Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.

•   Понятие этики, науки о морали, вводит Аристотель в 4 веке до нашей эры. Тогда оно обозначало философское знание обо всех явлениях культуры вообще.

•   Существовавшие в обществе традиции и обычаи постепенно стали приобретать форму идеалов, к которым следует стремиться, например, идеал красоты, справедливости и так далее.

•   Образцы поведения, одобряемые обществом, закреплялись в виде моральных норм.

 

Признаки моральных норм

•   устойчивость

Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали.

•   изменчивость

Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми.

От чего зависят? (Религия, историческая эпоха, уровень развития личности, конкретная цивилизация – особенности условий, воспитание в семье).

 

Категории морали

Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним относятся:

  • добро;
  • зло;
  • долг;
  • справедливость;
  • достоинство;
  • Честь.

Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.

Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.

Чувство долга – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Долг общественный и долг моральный

Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнить.

Моральный долг, когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

 

Религии современного мира

родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)

Классификация религий:

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» – «напрасно, без пользы, попусту») – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

 

Политеизм

многобожие, вера во многих богов.

 

присущ духовной жизни древних славян в прошлом

Монотеизм

единобожие

присущ мировым религиям

Мировые религии

Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

Объединение крупной общности людей

Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Задание:

Лекции 2-3 (природа человека, деятельность, профессия)

Интерес – устойчивая осознанная потребность важном для себя

Деятельность – объект, субъект, цель, способы достижения, результат.

Основа деятельности – желание удовлетворить потребности.

Деятельность так же делят на образовательную, досуговую, трудовую.

Является ли общение деятельностью? (или условием, или самостоятельное, но связано)

В духовной деятельности – теория и практика

 

Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные виды человеческой деятельности:

1. Игра

2. Учение

3. Общение

4. Труд

5. Творчество

 

Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. В труде реализуются следующие его функции: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, функция создания и потребления ценностей.

Профессия — это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;

2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;

3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.08 с.)