Лекция 4 Формирование характера человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4 Формирование характера человека



Характер человека проявляется в системе его отношений к окружающей действительности:

в отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта, отзывчивость, чуткость, заносчивость, грубость и т.п.);

в отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность);

в отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость);

в отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие и др.).

 

Физиологический, социальный, сознательный уровень формир. характера (3).

Структура – интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества.

Типа темперамента.

Самосознание это:

  • осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
  • осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Социальное поведение.

СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ

Я реальное, прошлое и будущее.

ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ

Формирование индивидуальности

Формирование самозащиты

Саморегуляция поведения

Естественное, ритуальное, девиантное поведение.

Лекция 5 Свобода как условие самореализации

Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

Условия существования свободы:

- Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

- Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

- Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

Свобода – слово многозначное. Существуют крайности в понимании свободы:

Свобода – есть познанная необходимость. Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется.
Фатализм – все процессы в мире подчинены господству необходимости Волюнтаризм – признание воли как первоосновы всего сущего.
Человек – робот, действующей по программе? Полный произвол по отношению к другим?

 

Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность личности имеет две стороны:

– внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

– внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

Виды ответственности:

· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;

· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

· Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

· Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

 

 

Лекция 6 Проблема познаваемости мира

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий мир; целостное представление человека о природе, обществе и самом себе.

Элементы мировоззрения

Мироощущение (настроения, чувства, эмоции)  мировосприятие (образ мира в наглядных представлениях)  миропонимание (рациональные представления мире).

Структура мировоззрения: знания, идеи, убеждения, принципы, идеалы, духовные ценности.

Пути формирования мировоззрения:

стихийное формирование: обыденное (житейское) мировоззрение;

осознанное формирование:

религиозное мировоззрение;

философское мировоззрение;

научное мировоззрение.

 

В процессе познания участвуют:

•   Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.

•   Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

1. Чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и их свойств;

1.3 Представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

2.1 Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

2.2 Суждение — есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

 

Характерной чертой истины является:

•   Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

•   Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего

Истина:

•   Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении

•   Относительная истина - представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Критерии истины:

  • соответствие законам логики:
    • закон тождества;
    • закон противоречия/непротиворечия;
    • закон исключения третьего;
    • закон достаточного основания;
  • соответствие фундаментальным законам, ранее открытым законам данной науки;
  • простота, экономичность формы, парадоксальность идеи;
  • практика – главный критерий истинности знаний.

Практика – активная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.

Задание:

Доклад на одну из тем по выбору

1. Особенности религиозного мировоззрения на примере (христианство, буддизм, конфуцианство, даосизм, ислам, иудаизм).

2. Научная картина мира.

3. Мифологическое мировоззренне на примере (Др. Египет, Шумер, славянские, скандинавские, японские, индийские мифы).

4. Философы о человеке и обществе (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гумилев, Локк, Гоббс, Руссо, Монтескье).

 В докладе отразить особенности конкретного типа мировоззрения в выбранных источниках

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.011 с.)