Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Эллинистические традиции Иудеев Палестины.
- Сельское население – в небольшой степени. Технологии были заимствованы, но язык и обычаи оставались, и не было причин менять их.
- Ремесленники и торговцы в городах имели более частые контакты с греками и эллинистами.
- Те евреи, которые были склонны к большей степени эллинизации, селились в городах с греческим укладом (прибрежных, или в районе десятиградия), где повседневным языком был греческий, а доминирующей культурой – эллинистическая.
- Непременным атрибутом греческого города были языческие культы. --- евреям-эллинизаторам предстояло найти компромисс. --- радикальная реинтерпретация городских городских богослужений как продолжение монотеистической религии.
- Посылали детей в греческие ОУ --- еще большая эллинизация. Гимнасий был пронизан языческими культами и обрядами. Такую цену они готовы были заплатить за удобства города и полиса. - Разные слои мирно сосуществовали между собой. Только с конца -II в. эллинизаторы стали активно пытаться распространить свой образ жизни и мыслей на Иерусалим и священников.
Галаха.
- Г. представляла попытку дать по возможности точное, буквальное объяснение писанного закона для каждого конкретного случая, в т.ч. к трудным, неоднозначным ситуациям.
- Постепенно это направление сводится к схоластике, внешне благочестивому, но внутренне холодному и равнодушному, сухому манипулированию законом, «Закваске фарисейской и саддукейской».
- Всерьез обсуждалось, например, можно ли есть яйцо, которое курица снесла в праздник, в этот же день.
Агада.
- А. – от евр. «показывать, возвещать, говорить».
- Неудовлетворенные сухостью и буквализмом люди искали более живого отношения к вере. И находили его в особом жанре – Агадах – истолковании и пересказывании событий ВЗ истории.
- Первоначально эти истории излагались с уточняющими деталями, позднее – с фантастическими деталями, которые черпались из народных сказаний, домыслов автора, мистических откровений раввинов и т.д.
- В настоящее время термин А. можно понимать как:
- истории и легенды, легшие в основу агадического толкования; - само толкование этих историй; - материал в (поздне)раввинистичской литературе, не относящийся к правовой сфере; - рассуждения, которые следовали за чтением в синагоге; - агадические мидраши (в отличие от галахических), т.е сборники рассказов из жизни раввинов. -
Правила Галахи и Агады.
- Галаха занималась вопросами обрядов, религиозных предписаниях, гражданского и уголовного права; Агада – повествовательные, речевые части Библии, аллегорически-легендарное толкование, вопросы нравственности, благочестия, отношения к Богу и т.п.
Правила Галахи формируются в среде соферим и фарисеев и систематизируются к началу 1 в по Р.Х. Но дошли до нас от более поздней эпохи – 2 в. в изложении раввина Ишмаэля бен Элиша.
- Незначительное и важное: наказание за важное преступление не может быть меньше, чем за незначительное.
- Умозаключение об одинаковости: если об одинаковых предметах имеются разные предписания, любое из них можно применить к любому из предметов.
- Разновидность – «хекеш» (сравнение): если в одном законе встречаются несколько сходных понятий, которые, тем не менее, можно отличить друг от друга, то эти понятия можно различать во всех других законах («еврей и еврейка») - Разновидность – «семихот» (последовательность, приближение): если два, пусть и разные, правила следуют в законе друг за другом, то это не случайно, и правило первого предмета можно применять и ко второму. - «Здание отца», или главный закон.
- если два предмета встречаются в одном стихе, то ищется общее родовое понятие и закон применяется ко всему роду (постель и седалище ---- любой предмет, на котором можно сидеть или лежать. - Общее и частное: если в законе указывается родовое понятие, но потом конкретизируется, то закон применяется только к частным понятиям. (из скота приносите жертву – из скота крупного и мелкого, т.е. коров и овец).
- Частное и общее: Когда за частным следует общее, закон действует по отношению к общему (осла, или вола… или какой другой скот = вообще скот).
- Общее, частное и общее: Если перечисление идет от общего к частному и опять к общему, то закон применяется к предметам, имеющим характерные особенности перечисленного частного (волов, овец, вина и сикера --- волы и овцы = плодовитость; вино и сикер = питание от земли. На стыке – курица, которую тоже можно включать в перечень.)
- Общее, нуждающееся в частном и частное, нуждающееся в общем.
«Освяти мне каждого первенца, разверзающего ложесна… от человека до скота» + «все первородное мужеского пола, что родится от крупного и мелкого скота» = освяти все первородное мужеского пола от человека до скота (в первом частным является все первородное, а во втором – мужеский пол) - Иллюстрация и уточнение общего закона через частный закон, с последующим выводом от частного к общему.
- При выделении частного случая, сходного в чем-то с общим понятием, действие частного закона должно быть ослаблено (опухоль и ожог).
- При выделении частного случая, несходного с общим понятием, действие частного закона должно быть ослаблено. (язвы на теле (кожа) --- голова и борода, которые отличаются от кожи наличием волос)
- Если из общего выделяется предмет и ему приписывается противоположное действие, то применить действие, следующее из общего закона, можно, если это позволяет Писание
- Объяснение предмета с помощью подобного предмета, или чего-либо относящегося к нему:
- уяснение при помощи близстоящих предметов: не кради – только вещь, или и человека тоже? Но последующие заповеди относятся к человеку --- красть людей тоже нельзя. - предмет точно определяется с помощью другого, относящегося сюда закона: «наведу язвы проказы на дома…» Но все ли дома попадают под действие? --- уточнение: «должно разломать сей дом, и камни его и дерево и всю обмазку…» --- под закон попадает только каменный или деревянный дом с обмазкой. - Противоречие между двумя стихами разрешается с помощью третьего стиха
- Исх. 19:20: «И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы». - Втор. 4:36: «с неба дал Он слышать тебе глас Свой». - Пс. 17:10: «наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его». — Т. е., первоначально глас был с неба, затем Господь наклонил небеса и сошел для беседы с Моисеем. Данные правила могут показаться мелочными и сухими, но для иудеев того периода они имели большую важность.
Иисус порицает неправильное отношение к Галахе, но не ее саму. И Он говорил ученикам выполнять все, что скажут фарисеи.
Находились книжники, которые понимали, что главное – не обрядовая сторона. Один из них правильно ответил, что главная заповедь – любовь к Богу.
Т.о. нельзя оценивать гигантскую работу по выработке галахи только с отрицательной стороны.
Правила Агады
Писание рассматривалось в свете истории народа, что представляло основной элемент агадического толкования. Т.е. А. стремится не к изучению библейской истории, а к познанию мировой истории (и прошлой и будущей) через призму библейских текстов. --- дополняет повествование теми деталями, которых нет в С.П., извлекая их из преданий и даже легенд. В этом плане, как комментарии к С.П. А. имеет невысокую ценность. Но она может приоткрыть, какие темы интересовали иудеев того периода.
Примеры:
- Дух тверди – как посредник.
- множество плодов {А: многоразличные приятности, несказанно благоуханные и т.п.} – живописующая детализация.
- Луна сделала ложный донос и была уменьшена.
- сотворил его {с 248-ю членами и 365-ю нервами}
Проблемы:
- Галахические и агадические вставки никак не помечаются;
- Нередко вкладываются в уста Бога;
- Иногда вводятся как несомненная для читателя и уже доказанная истина.
Постеменно для агадического толкования были разработаны 32 правила. Главное из них – правило мидраша – толкование темных мест Писания с помощью параллельных мест.
В более поздних агадах стали проставляться ссылки, и изучать их стало проще.
|