Священное Писание и Священное Предание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священное Писание и Священное Предание.



 

 

История канона Ветхозаветных книг.

  1. Моисей отдал написанную им книгу левитам и приказал положить ее одесную Ковчега Завета и читать раз в семь лет в субботний день в праздник кущей.
  2. Иисус Навин написал свою книгу и дописал 8 глав во Второзаконие.
  3. Самуил после помазания Саула на царство написал в книгу его права и обязанности и «положил пред Господом», т.е. в Скинию. (также он написал Судей и Руфь)
  4. В книге Притч важное упоминание: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя иудейского». Предание сообщает о таких обществах, существовавших до Плена – «Судебный дом Самуила», «… Давида», «Соломона» и т.п. Очевидно, это были священники, старейшины и другие благочестивые люди, которые изучали С.П., переписывали Пятикнижие, хранившееся в храме. Также писали свои книги, которые позже вошли в канон.
  5. В Плену книги не погибли. Их читал пророк Даниил, в т. ч. Иеремию. По ним он рассчитал 70-летний период опустошения Иерусалима.
  6. В Талмуде говорится, что святость каждой книги была определена кем-либо из пророков: Моисеем, Иисусом Навином, Самуилом, Давидом, Иеремией и т.п. Кроме того, фиксаторами канона признавались и мужи Великого Собора времен Второго Храма.
  7. Иудейские легенды о директивности создания канона
  8. Христианскому учению о Церкви как едином организме более соответствует понимание постепенного формирования канона. А роль властей, епископов, соборов и т.п. – чтобы найти непоколебимое выражение тому, что уже дано в жизни и имеется в сознании.
  9. В 18 веке католики Симон и Морниус подвергли критике историчность кодификационной работы мужей Великого Собора. В 19 в эти сомнения были развиты и углублены. Сейчас картина создания К. прояснилась но не до конца.
  10. Библия говорит о 3 (5) кодификациях (см. вопрос №19).
  11. Известно, что Ездра торжественно объявил 5К церковным и гражданским кодексом общины. Других достоверных сведений о других книгах – нет.
  12. Сборник пророческих писаний сложился не позже -200 г. – Иисус, сын Сирахов знает и Великих Пророков и сборник 12 малых пророков.
    Кроме того, по свидетельству внука, он изучал Закон, Пророков «и другие Отеческие книги» --- к тому времени уже начал формироваться сборник учительных книг. Вероятно, из них первым был канонизирован Пс.
  13. В евангельские времена ВЗ определяется как Закон, Пророки и Псалмы.

 

ХРОНИСТ, условное наименование предполагаемого составителя трилогии ветхозав. канонич. книг: 1-2 Пар, 1 Езд, Неем. Наименование Х. употребил блж.*Иероним. В наст. время в библеистике господствует мнение, что трилогия была составлена одним автором на основе древних летописей и записок Ездры и Неемии между 350 и 200 до н.э.

 

 

История канона Новозаветных книг. Апокрифы. Гностицизм.

Канон

1. Изначально – тростник, камыш, т.е. – прямая палка. Затем – «отвес, линейка», в т.ч. как инструмент писца. И дальнейшая абстракция – правило, норма, образец.

2. Далее, во мн. числе значило «таблица». В Александрии – списки образцовых писателей. Т.о. – значение «формальный перечень» и «образцовое собрание».

3. Оба эти значения реализуются в отношении Н.З. с одной стороны это сборник книг, а с др. – содержательное качество, т.к. книги выбраны на основе определенного критерия.

4. В самом Н.З. слово употребляется в смысле «правило, критерий».

5. В церковном употреблении канон в значении словесной формулировки нормы входит в выражения «правило истины», «правило веры» - здесь имеется в виду и содержание и словесная форма.

 

Апокриф

1. Гностики / церковные писатели
Слово происходит от глагола «сокрывать, прятать». Так назывались гностиками сочинения, в которых были изложены их эзотерические учения. Т.е. гностики не вкладывали в них отрицательного смысла. Церковные писатели заимствовали этот термин у гностиков в новом значении (Ириней, Тертуллиан): ложные, поддельные писания, которые запрещалось употреблять в богослужении и даже дома (Лаодикийский Собор).

2. Восток / Запад
У бл. Августина А. – книга, происхождение которой неизвестно отцам. В дальнейшем этот термин расширился: на Западе – произведения, не включенные в список канонических; на Востоке – сохранило отрицательное значение.

По литературной форме делятся на:

3. Апокрифические евангелия. Их относительно немного.
Известно «Рождение Марии. Откровение Иакова». Сейчас оно известно как «Протоевангелие Иакова». Цель – прославление Богородицы и утверждение Ее приснодевства. Широко повлияло на благочестие и гимнографию, сформировало предание о родителях Богородицы, традиции праздников Ее Рождества и Введения во Храм, почерпнуты иконографические подробности изображений Девы Марии, Ее родителей и праведного Иосифа.
Ни один апокриф не является полным повествовательным Евангелием (проповедь/страдание/Воскресение).
Делятся на:
- Сочинения связанные с традициями, которые легли в основу канонических Евангелий. К ним относят найденные в Египте папирусные фрагменты, не вошедшие ни в одно Евангелие; иудео-христианские Евангелия (евангелие евреев и др.), «Евангелие Петра» (дошедший фрагмент описывает суд, казнь и Воскресение). Сочинения этой группы сохраняют главную характеристику жанра – посествование о земной жизни Спасителя как способ выражения вести о спасении во Христе. По стилистике и языку они наиболее близки к каноническим Евангелиям.
- Гностические евангелия – передача тайного знания (лишь его обладатели спасутся). Это Евангелие Фомы (1-2 в) – якобы тайные слова Иисуса (114 речений). Не упоминаются ни Крест, ни Воскресение, а половина высказываний имеют синоптические параллели.
Принципиально отличается от евангельского благовестия: Сам Спаситель говорит, что не нужно искать особенное истолкование Его слов. Евангелие Фомы нельзя отнести к этому жанру, но его так именуют традиционно, на основании заголовка, который вставлен позже.
- Евангелия, дополняющие канонические. Для удовлетворения благочестивой любознательности используются фольклорные и мифические материалы, явно не связанные с историей Спасителя.
- евангелия детства
Протоевангелие Иакова (см. выше);
Сказание Фомы, изр.философа о детстве Господа. – восходит к эллинистической «низовой» литературе. Здесь мальчик Иисус – мстит, проклинает, хохочет и т.п.

4. От апокрифов отличают спорные сочинения, которые пользовались авторитетом не во всей Церкви, а в ее частах:
- «Учение 12 апостолов», «Дидахи».
- Послание Варнавы.
- Книга «Пастырь».
- I и II послания Климента, еп. Римского.
Эти книги вплотную примыкали к каноническим в первые века. Но после IV в. ушли в забвение. Многие открыты заново только в XIX в.

5. Термином «Аграфа» называют речения Господа, не вошедшие в Евангелия, но включенные в раннехристианские сочинение – от новозаветных канонических до апокрифических. То, что не все Предание вошло в Евангелия свидетельствует Ин, 20: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей.
Пример аграфы: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян, 20).

 

6. Канон Нового Завета – список произведений, богодухновенный характер которых утверждается Церковью.
Его никто не формировал внешним образом. Формирование происходило в лоне Церкви, когда то или иное произведение, созданное в ее же лоне, под водительством Святого Духа узнавались, проходили рецепцию, а остальные – нет. Ход этого процесса покрыт тайной, до нас дошли только постановления, которые закрепляли уже общепринятые решения

7. Критерии каноничности:
- Соответствие «правилу веры» – богословская правильность, соответствие вероучительной традиции.
- апостольское происхождение, связь с раннеапостолькой общиной. Критерий не применялся в узком смысле, например, апп. Лука и Марк не написаны спутниками Христа, но ассоциировались с апп. Петром и Павлом.
- Признание и широкое употребление книги в Церкви.
Эти критерии применялись гибко, по-разному определялись приоритеты. Поэтому некоторые произведения долгое время оставались под вопросом. Хотя по большинству из них было согласие у самых отдаленных общин в 1-2 вв.
Среди этих критериев нет богодухновенности. Отцы признавали богодухновенность С.П., но считали ее не основой его уникальности, а одной из сторон деятельности Святого Духа в Церкви. В итоге стали подчеркивать особый характер богодухновенности именно библейских авторов, и считать, что категории каноничности и богодухновенности совпадают.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.005 с.)