Подход к управлению персоналом как системе предполагает наличие ряда элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. К их числу можно отнести:
· усилительную способность управления.
В системе управления персоналом объектом управления является персонал (индивид - группа людей - весь персонал) организации. Поэтому любая организация является индивидуальной: даже при наличии одинаковых структур и целей не может быть одинаковых людей, реализующих их.
Субъект управления организует деятельность объекта управления - персонала. Можно выделить три уровня управления персоналом: высший, функциональный и нижний (см. табл. 1).
Эффективное управление персоналом может быть обеспечено лишь в результате совместного функционирования субъектов всех трех уровней управления.
На рис. 1 показаны взаимоотношения между субъектами и объектами управления.
Как видно из рис. 2 персонал организации выступает одновременно как в качестве объекта, так и в качестве субъекта управления.
Система управления персоналом является функциональной подсистемой организации, поэтому на нее распространяются общие принципы формирования и функционирования систем управления. В тоже время система управления персоналом имеет дело с особым ресурсом - человеком, поэтому имеет и особые принципы формирования.
Принципы формирования и функционирования системы управления персоналом приведены в табл. 2.
Наименование принципа
| Содержание принципа
|
1
| 2
|
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
|
Обусловленности функций управления персоналом целями производства
| Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.
|
Первичности функций управ-ления персоналом
| Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содер-жания, количества и трудоемкости функций управления персоналом.
|
Оптимальное соотношение интра- и инфрафункций управления персоналом
| Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции), и функциями управления персоналом инфрафункций).
|
Оптимальное соотношение управленческих ориентации
| Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства.
|
Потенциальных имитаций
| Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня.
|
Экономичности
| Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае, если после проведения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.
|
Прогрессивности
| Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам.
|
Перспективности
| При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации.
|
Сомплексности
| При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать вес факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.).
|
Оперативности
| Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.
|
Оптимальности
| Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
|
Простоты
| Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, при этом исключается упрощение системы управления персоналом в ущерб производству.
|
Научности
| Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и учитывать изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях.
|
Иерархичности
| В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации "вниз" (дезагрегирование, детализация) и "вверх" (агрегирование) по системе управления.
|
Автономности
| В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей.
|
Согласованности
| Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы по времени.
|
Устойчивости
| Для обеспечения устойчивого функционирования систем управления персоналом необходимо предусматривать специальные "локальные регуляторы", которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.
|
Многоаспектности
| Управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.д.
|
Прозрачности
| Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию; деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых "несущих конструкциях" (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом.
|
Комфортности
| Система управления персоналом должна обеспечивать максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов и т.д.
|
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
|
Концентрации
| Рассматривается в двух направлениях: (1) концентрации усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач и (2) концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование.
|
Специализации
| Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций.
|
Параллельности
| Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом.
|
Адаптивности (гибкости)
| Означает приспосабливасмость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
|
Преемственности
| Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление.
|
Непрерывности
| Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.
|
Ритмичности
| Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом.
|
Прямоточности
| Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальной и вертикальной (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления).
|