Современные концепции управления персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции управления персоналом



Современная теория и практика управления персоналом основана на 4 основных концепциях:

· Концепция использования трудового ресурса (экономическая).

· Концепция управления персоналом (организационно-административная).

· Концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная).

· Концепция управления человеком (гуманистическая).

Концепция использования трудового ресурса

Цель - максимальное использование трудового потенциала работников.

Теоретическая основа - теория научного управления Ф. Тейлора.

Парадигма управления - экономическая ("человек - строка в ведомости на получение зарплаты").

Роль человека - фактор производства.

Место человека - элемент процесса труда.

Требования к "качеству" сотрудника - техническая подготовленность, исполнительность, дисциплинированность, подчинение личных интересов общему делу.

Типичный стиль управления - авторитарный.

  Вывод: Основным содержанием управления персоналом является организация труда и заработной платы; стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени.

Концепция управления персоналом

Цель - использование трудового и личностного потенциала человека.

Теоретическая основа - теория бюрократической организации А. Файоля.

Парадигма управления - организационно-административная "человек - позиция в штатном расписании".

Роль человека в системе управления - ресурс организации.

Место человека в системе управления - элемент формальной организационной структуры.

Требования к "качеству" сотрудника - профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности.

  Вывод: Основным содержанием управления персоналом является управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях "жизненного цикла" человека в его трудовой деятельности в организации

Концепция управления человеческими ресурсами

Цель - максимальное использование потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды.

Теоретическая основа - теория "человеческих отношений" Элтона Мэйо и постбюрократическая теория организации.

Парадигма управления - организационно-социальная ("человек - невозобновляемый организационный ресурс, элемент социальной организации").

Роль человека в системе управления - ресурс организации.

Место человека в системе управления - элемент социальной организации.

Требования к "качеству сотрудника" - профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации.

  Вывод: Управление распространяется как на формальную (выполнение должностных обязанностей), так и неформальную (социальные отношения внутри организации, физическое и психологическое состояние работников и т.д.) организацию.

Концепция управления человеком

Цель - создание условий для самореализации человека.

Теоретическая основа - философия японского менеджмента.

Парадигма управления - гуманистическая: "не человек для организации, а организация для человека".

Роль человека в системе управления - главный субъект организации.

Место человека в системе управления - член организационной системы.

Требования к "качеству" сотрудника не предъявляются, внутриорганизационные отношения зависят от желаний и способностей сотрудников.

  Вывод: Основным содержанием управления является самоуправление, стимулирование эффективной работы осуществляется повышением качества трудовой жизни.

Сравнительный анализ концепций управления персоналом приведен в таблице 2.


Табл. 2

Концепции Использование трудовых ресурсов Управление персоналом Управление человеческими ресурсами Управление человеком
Основные задачи управления Отбор способных работников, стимулирование, нормирование Отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соотвстствующими должности. Изучение специфики потребностей и разработка программ их удовлетворения Отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности и корпоративной культуре организации. Обучение персонала, углубление как специализации, так и универсализации Адаптация развития культуры организации
Условия эффективности Четкие задачи для исполнения. Внутрипроизводственные факторы для успеха предприятия важнее, чем факторы внешней среды Выделение различных подсистем управления персоналом Повышение внимания к "экологии" внутри и межорганизационных взаимодействий Понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий, навыков, но и изменение ценностей
Особые затруднения Сложность адаптации к меняющимся условиям, использование ограниченных возможностей персонала Превращение людей в ресурс, который нужно развивать в ущерб праву личности на выбор Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса  
Сфера применения Предприятия с серийным массовым производством при низкоквалифицированном труде Предприятия с четкой организационной структурой обычных отраслей Средние и крупные предприятия высокотехнологических отраслей в условиях конкуренции Малое предпринимательство, сфера искусства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.007 с.)