V. Работа над стихотворением «родине» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Работа над стихотворением «родине»



1. Чтение стихотворения учителем.

— Ваши впечатления от прочитанного?

2. Словарно-лексическая работа.
—. Объясните значение слов:

МОЛИТВЕННО - с молитвой.

ЧАРУЮЩИЙ — от чары — волшебство, колдовство. ПРИВЕТНЫЙ - (устар.) обращенное к кому-нибудь выражение чувства личной приязни, доброго поже­лания.

—Подберите синонимы к слову: гордиться (кичиться, чва­ ниться, важничать, пыжиться, зазнаваться, заноситься, форсить, тщеславиться, задирать нос и др.).

—Подберите антонимы к слову: бодро (устало).

3. Беседа по содержанию стихотворения.

—Как поэт относится к Родине? Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?

—Объясните слова поэта: «Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».

—Какой изображает автор родную землю?

4. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

— Какое настроение выразите при чтении?

VI. Итог урока Домашнее задание: выучить стихотворение С. Дрожжина.

 

—Рассмотрите иллюстрацию на с. 136—137 учебника.

—О каких событиях из жизни нашей Родины они рассказы­вают?

Домашнее задание: выучить стихотворение С. Дрожжина.

 

 

Урок. А.В. Жигулин. «О, Родина!»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать па­мять, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения С. Дрожжина «Родине».

III. Работа с пословицами

— Составьте из данных частей предложений пословицы.
Объясните их смысл.

Родина — мать,                   что соловей без песни.

Человек без Родины,           во сне снится.

На чужбине родная землица умей за нее постоять.

IV. Физкультминутка

V. Слово учителя о поэте

Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 г. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического институ­та — был арестован за участие в подпольной организации (в кон­це 80-х годов Жигулин расскажет об этом в автобиографичес­кой повести «Черные камни»); до 1954 г. включительно нахо­дился в заключении в Сибири — строил железную дорогу Тайшет-Братск, работал на золотых и урановых рудниках.

Образ России — один из главных в поэзии Жигулина: зна­комые с детства «маковки церквей за пиками елок» («Дорога на плес», 1964 г.), «И ржавый крест над колокольней...» («О, Ро­дина! В неярком блеске...», 1967 г.). Жигулин вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик Святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духов­ных ценностей. Но Жигулину дорог «И низкий холмик со звез­дой...», ибо она над могилой товарища по лагерю или солдата, защищавшего страну от фашистского нашествия. В 70-е годы «церковь белая» с «серебряным крестом» перестает быть толь­ко приметой национального пейзажа или принадлежностью русской культурной истории. Герой Жигулина задумывается о Боге («Воронеж, детство, половодье», 1972 г.); его все сильнее волновал вопрос смерти и бессмертия души вне «этой жизни на земле» («Скоро, скоро холода...», 1973 г.), о «связи небес и человека» («Суздаль», 1973 г.; «Крещенье. Солнце играет», 1976г.)

Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии Жигулина в конце 70-х годов и в 80-е годы («кресты не помер­кли», «кресты блестят», «светится лик золотой»). Христианс­кая идея любви определяет теперь этику Жигулина: «церковь для меня — любовь» («Коломенское», 1975 г.). Он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так крот­ка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных про­изведений искусства («Архангельское», 1973 г.). Духовность, заботу о душе Жигулин полемически противопоставлял «ра­достям быта» («Пишу о душе. А душа...», 1974 г.). В те же годы Жигулин активно разрабатывал историческую тему (фрагмен­ты поэмы «За други своя»). Особое внимание Жигулин уделял фактам уничтожения духовных ценностей в начале 30-х годов («Из российской истории», 1976 г.; «Сто лет горит лампада...», 1980 г.). «Огонь лампады» у могилы героя русско-турецкой вой­ны 1878 г. Жигулин ставил в один ряд с Вечным огнем у могил солдат Великой Отечественной войны. В 1984 г. он написал об исторической связи между Георгиевским крестом и орденом «Знак Почета» («Георгиевский крест — награда небольшая...»).

Идея единства русской истории и преемственности поколений защитников чести и достоинства Отечества — характерная черта исторического сознания Жигулина 80-х годов.

В 80-е годы усилилось трагическое начало в поэзии Жигу­лина: жизнь «боли полна»; «ветер боли и тревоги / Над бедной родиной моей...» («Покинутая деревня», «На родине»). В 1982 г. Жигулин написал о своей вещей тревоге, о предчувствии но­вых бед и страданий: «С кроткой молитвой / За камни святые берусь, / Вижу, как ворон кружится / Далече-далече...» («На псковской земле»).

В начале 90-х годов Жигулин создал цикл из 12 стихотворе­ний «Тревожное время России» («Литературная газета». 1992 г. 23 декабря), где нашли отражение основные темы жигулинс-кого творчества (ответственность перед прадедами за целост­ность Отечества, память о «колымском конвое»; любовь, не подвластная времени; защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта, видя­щего укрепление власти дьявола и разгул зла, терзающих «го­ремычную страну». Жигулин рисовал картину разрушения ро­дины.

VI. Работа над стихотворением «О, Родина!»

1. Самостоятельное чтение стихотворения.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

О чем стихотворение Жигулина?

—Как можно его озаглавить?

—Как поэту удается подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов?

—Подберите синоним к слову: трепетный (дрожащий, взвол­ нованный).

—Найдите в тексте слова-антонимы. (Обиды и прощенье.)

—Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему поэт использует такое сравнение?

—Что является для автора главным?

3. Выразительное чтение стихотворения

VII. Итог урока

—Какие чувства испытывает автор?

—Что вы о нем узнали на уроке?

Домашнее задание: найти и прочитать другие стихи А. Жигу­лина; подготовить выразительное чтение одного из них.

 

 

Урок. Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.А. Слуцкого; формировать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к приро­де, чувство сострадания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихов А. Жигулина.

III. Введение в тему

1. Знакомство с поэтом. Рассказ учителя о поэте.

Борис Абрамович Слуцкий родился 7 мая 1919 г. в городе Славянске (Донбасс) в семье служащего. Учился в Харькове. С 1937 г. переехал в Москву, где сначала занимался юриспруден­цией, затем поступил в Литературный институт им. М. Горь­кого, который окончил в 1941 г. Первые стихи были опублико­ваны в этом же году.

Отечественная война изменила все планы будущего поэта. Уходит на фронт, надолго оставив поэзию. Начинает войну солдатом, после тяжелого ранения, оставшись на фронте, ста­новится политруком. Вновь стал печататься с 1953 г. в различ­ных изданиях.

В 1957 г. опубликовал книгу стихов — «Память», затем пос­ледовали другие сборники: «Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Го­довая стрелка» (1971). «Доброта дня» (1973) и др. В 1984 г. вы­ходит сборник «Сроки». Переводил польскую, немецкую, анг­лийскую поэзию.

22 февраля 1986 г. Б. Слуцкий умер в Туле.

(Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.)

2. Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Ло­
шади в океане».

Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 г., летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рас­сказал, что читал в журнале статью об «американском транс­порте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуц­кий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Вот что пишет он сам: «Это почти единственное мое стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично,

так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмос­ковную речку.

Даже Твардовский, хвалить чужие стихи не любивший, ска­зал мне... что он эти стихи заприметил:

— Но рыжие и гнедые — разные масти.

Стихи так нравились Эренбургу, что их ему посвятил. На­печатали «Лошадей»... в «Пионере»... как детское стихотворе­ние о животных... потом их перепечатывали десятки раз. Я знаю 4 польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» написано несколько музык. Говорят, нищие пели их в элект­ричках. На вечерах первые строки иногда встречались хохот­ком публики, медленно привыкавшей к нешуточному поворо­ту дела...»

IV. Физкультминутка

V. Работа над стихотворением «Лошади в океане»

1. Чтение стихотворения учителем.

После чтения, выдержав паузу, учитель спрашивает:

— Ваши впечатления от прочитанного?

2. Работа над содержанием текста.

—Что произошло в океане? Почему это случилось?

—Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, пол­ ный собственного достоинства, самолюбивый, высокомер­ ный); счастье (блаженство, удача, судьба).

—Как поняли выражение «на исходе лошадиных сил...»?

—Назовите цитаты, которые выражают отношение поэта к гибнущим лошадям.

3. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Итог урока

— Рассмотрите иллюстрации на с. 141. Какому периоду жиз­ни нашей страны они посвящены?

— Какие рассказы и стихотворения о войне вы читали?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста о войне иливыразительное чтение стихотворения о ней; выучить стихотворение «Лошади в океане» (по желанию).

 

 

Урок 82. Обобшаюший урок по разделу «Родина»

Цели: повторить и обобщить изученный раздел; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на 2 команды. Каждая команда придумывает

себе название и девиз.

II. Конкурсная программа Этап I. «Название раздела*

Мой первый друг, Антипин Колька! Он, верно, помнит этот день, Когда на тихом солнцепеке Накрыла нас живая тень. Мы оглянулись и застыли, Разинув в оторопи рты: Стоял солдат, седой от пыли, И улыбался с высоты. И вдруг, подхваченный тем мигом, Признав чутьем, а не с лица, Я задохнулся сладким криком. В немом объятии отца. К его щеке припал и замер. А сзади, в ярком свете дня, Смотрел сиротскими глазами Антипин Колька на меня.

(Валентин Богданов)

—Прочитайте стихотворение.

—О чем оно? Как вы поняли смысл стихотворения?

—Можно ли это стихотворение ввести в наш раздел, кото­рый мы только что изучали?

—Какое название вы бы дали этому разделу?

— Что объединяет произведения, включенные в него?
(Выбирается название раздела.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.023 с.)