Сопоставление собственных ассоциаций с ассоциациями других учеников, принимавших участие в эксперименте, выявление общего и индивидуального; возможно, сопоставление с данными ассоциативного словаря. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление собственных ассоциаций с ассоциациями других учеников, принимавших участие в эксперименте, выявление общего и индивидуального; возможно, сопоставление с данными ассоциативного словаря.



Метод выравнивания предполагает пополнение словарного запаса учащихся. Этот метод используется при работе со словами-агнонимами, которые встречаются детям в том или ином тексте. Под словами-агнонимами понимаются слова, значение и употребление которых частично или полностью неизвестны учащимся и которые не входят ни в активный, ни в пассивный словарь школьников [Морковкин, Морковкина 1997: 135].

Данный метод предполагает, что учитель при анализе слова идет поэтапно от имеющихся у учеников знаний, от особенностей контекста, в котором встретилось незнакомое слово, от языковой догадки школьников, а не стремится к тому, чтобы с помощью комментария восполнить все пробелы в фоновых знаниях школьников. В качестве примера приведем отрывок из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего,

Худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Работа с текстом идет следующим образом:

1) Выявление слова (слов), неизвестного учащимся (в нашем примере это армяк).

Обращение к имеющемуся контексту или искусственно созданной модели (предложению, мини-тексту) для выявления тематической сферы, к которой принадлежит слово (упоминание слова армяк в сочетании со словом шаровары позволяет учащимся сделать вывод, что речь идет о верхней одежде).

Обращение к зависимым словам (причастие оборванный) или составление «говорящих» словосочетаний позволяет учащимся увидеть качественные характеристики слова (в данном случае — сделать вывод, что эта одежда, очевидно, очень старая, изношенная, а раз человек так одет, то он принадлежит к низшему слою общества, т.е. он может быть крестьянином, ремесленником и т.д.).

Дополнительный культуроведче-ский комментарий учителя. (Только после того, как культурная информация восстановлена учащимися, учитель поясняет, что это была за одежда, как она выглядела, из какого материала изготовлена, какова этимология слова, эту одежду обозначающего, и т.д.)

Метод «Продолжи рассказ» целесообразно использовать при работе со словом, которое хорошо знакомо школьникам, но далеко не вся культурная информация, связанная с ним, известна ребятам. Работа проводится следующим образом: учитель называет прецедентное имя, ставшее нарицательным или крылатым, в качестве которого могут быть использованы имена мифологических, литературных, сказочных персонажей, исторических лиц и т.д. Далее он произносит начало предложения, которое ученики должны продолжить, изложив известную им информацию о прецедентном имени, затем дается начало второго предложения и т.д., пока все необходимые сведения не будут собраны. В качестве таких преце-

дентных имен могут быть использованы имена мифологических, сказочных или былинных героев (Баба-Яга, Кащей, леший, водяной, русалка, Емеля, Золушка, Чебурашка, Феникс, Айболит, Илья Муромец и т.д.), имена героев классических произведений русской литературы (Держиморда, Левша, Митрофанушка), а также имена героев мировой культуры (Адам, Ариадна, Ари-он, барон Мюнхаузен, Робинзон, Гулливер, Иуда, горгона Медуза, Мнемо-зина и т.п.).

Метод позволяет выявить пробелы в культуроведческой компетенции учащихся (если они не могут продолжить фразу), заинтересовать их новой информацией.

Приведем варианты начала предложений:

Баба-Яга — фантастический персонаж... (русских народных сказок).

Источник: http://naukarus.com/rabota-so-slovom-na-urokah-russkogo-yazyka

 

 

ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ НА ТЕМУ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРАЕКТОРИИ В РАБОТЕ СО СЛОВОМ КАК ЗНАКОМ КУЛЬТУРЫ»

Т. Ф. НОВИКОВА

Белгород



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.003 с.)