Размышления о русском Слове: слово гнило да не исходит из уст ваших 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размышления о русском Слове: слово гнило да не исходит из уст ваших



Литература

1. Толстой А. Н. Полн.собр.сочлВ 15 т. Т.12. М., 1947 - 1951.

2. Чехов А. П. Полн. собр. соч.и писем:В 30 т. Т.16.М., 1974 - 1988.

3. Аннушкин В. И. Выступление на Совете по государственной культурной политике-при Председателе Совета Федерации "Сохранение и развитие языковой культуры: нормативно-правовой аспект" (16 октября 2009 г.).

4. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

5. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006.

6. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

 

 

К истории формирования современных представлений о специфике литературного языка.
При изучении языка лингвист неминуемо сталкивается с двумя видами явлений, имеющих одинаково важное значение. Это, во-первых, свойства данного языка как системы (внутренние свойства); во-вторых, социолингвистические и психолингвистические факторы, связанные с функционированием данного языка в определенном языковом коллективе в определенный период времени (внешние факторы). Однако нужно сразу же сказать, что противопоставление внутренних и внешних факторов едва ли осуществимо ввиду тесной связи и взаимообусловленности их в жизни языка.

Любой национальный язык (т.е. язык всей нации) представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны. Уже при классификации этих явлений мы сталкиваемся с переплетением собственно лингвистических, внутренних свойств языка и социолингвистических, внешних его свойств. Литературный язык — это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка. Территориальные диалекты (местные говоры) — устная разновидность языка ограниченного числа людей, живущих на одной территории. Диалекты часто сохраняют устаревшие языковые особенности, характеризующие период, предшествующий созданию литературного общенационального языка.

 

 

Размышления о Слове

Зинаида Куликова 2

Стихи - словесная стихия, строптивая как ветер иль огонь.
Не терпят укрощенья властью, силой и лишь в любви текут рекой.
То сузят, то расширят русло, то водопадом загремят,
То под склоняющейся ивой слова, как нежность зазвучат.

"Гладкая, мелодичная проза взывает к скрежету, диссонансам; спокойное течение стиха требует, чтобы его в конце концов замутили,взбурлили."
Ян Парандовский.

Русский физиолог И. П. Павлов, создатель учения о высшей нервной деятельности, описал две сигнальные системы человека. Первая - это система, общая у человека и животных, система сенсорного восприятия, чувственного, образного. Вторая сигнальная система - это речь, устная и письменная.
Образное мышление первично по своей природе, оно наша база, наша глубинная основа.
Через физиологическую, биохимическую системы, посредством пяти
органов чувств организма, мы воспринимаем окружающий мир, который проецируется центральной нервной системой как мысле-образ, картинка "внутри". Но есть ещё инстинкт, врождённое безотчётное чувство и интуиция - "тонкое понимание чего-либо без предварительного логического рассуждения".
Речевое, словесное мышление вторично по отношению к образному и оторвано от образа, от сути, от содержания. В настоящем мире вторая сигнальная система, т.е. словесная, активно перегружена, а первая, образная, занимает пассивную позицию.
Гармония внутри человека и вокруг него нарушается. Мы привычно произносим слова, не задумываясь об их истинном смысле. Однако, если мы вслушаемся, то чётко увидим образы, стоящие за конкретными словами.
Внутреннее и внешнее, субъективное и объективное переплетаются и взаимодействуют. Мы живём в энергетическом мире, где всё резонирует в различной степени со всем остальным, отражает наши мысли и чувства. И посредником в этом процессе является слово.
Слово - средство общения, выражения чувств, эмоций, носитель информации. образа, пусковой механизм творчества, обладатель силы, энергетики мысли, способной накапливаться и материализоваться. От слишком частого, привычного употребления слово может терять свою силу, стирается, тускнеет и энергии не хватает для формирования образа.
Словарный запас характеризует человека ("ключевые слова"). События, действия, чувства, предметы, облаченные в словесную форму, становятся воспринимаемыми, понимаемыми, передаваемыми.
Слово - переносчик энергии эмоций, ощущений ("заразность слова"), посредник между разумом и душой. Слово и созидательно, и разрушительно, т.е. дуально, как.всё в этом мире. Слово - посредник между материальным и идеальным, видимым и невидимым., материей и чистой энергией. Слово катализатор действия, движения в любых его проявлениях.
Слово существует только в материальном мире, но служит накоплению энергии для существования в идеальном мире. Энергия слова способна накапливаться (переход количества в качество), формируя образ со множеством информации, без словесной формы (чистая энергия). Реально или в снах мы мгновенно можем получать массу информации. Во сне человек не произносит слова, но мыслит образами, телепатически принимая и передавая их.
В процессе жизни человек накапливает свой запас чувств, эмоций, словообразов,что формирует и отражает индивидуальность образного мышления. Всё это создаёт "энерго- суть" человека и может существовать вне тела. Эта "суть" человека зависит от чистоты чувств и помыслов, от чистоты его словарного запаса. Какова "суть", такова и чистота энергетическая, т.е. чистота поля, куда может попасть душа. Поле и его уровень формируются совокупностью энергетических волновых вибраций, составляющих "суть" человека. В это энергетическое поле (зону) может попасть душа и во время медитации, при изменённом сознании, и во время сна, и после смерти. Сон - это "репетиция" вспоминания души вне тела. Осознанные сны - более высокая ступень вспоминания, освобождённого от "умных" условностей, стереотипов, догм.
Для того, чтобы духовно подняться, нужно сегодня:
1-очистить свои мысли, чувства, лексику;
2-развивать образное мышление;
3-самоконтроль (наблюдение, внимание) без чувства вины, с позиции высокой искренности (ситуация - урок-исправление),; высшая степень осознания и принятие урока - потребность в покаянии;
4- самовоспитание в духе искренности, безупречности;
5- сон, осознанный сон, состояние после смерти - ступенчатое развитие сознания (чистой энергии) с постепенным освобождением от связи с телом.
Безупречность - жизнь без упрёка, т.е. не упрекать ни себя, ни кого-либо. Безупречность - качество сугубо субъективное. Даже в стремлении к совершенству, при всей своей искренности, человек может ошибаться и понимает это"потом". Безупречность - это процесс накопления опыта, а опыта без ошибок не бывает. Ошибка - это возможность осознания сделанного выбора, правильности мотивации действия, анализ и синтез негатива и позитива полученного результата. Ошибки - это уроки, "узелки", которые требуют концентрации внимания, сил для их разрешения, т.е. определённого напряжения. Напряжение тем выше, чем больше разность потенциалов, амплитуда отклонения маятника ("0-точка" - выбор) между негативом и позитивом, т.е. постоянное движение, ежемгновенная работа по накоплению энергии своего поля.
Продумывая своё настоящее (а это результат прошлого выбора), начинаешь искать его корни, истоки. Даже если фантазируешь, всё равно строишь множество комбинаций, которые могли дать результат в настоящем. Один только анализ этих ситуаций расширяет возможности понимания настоящего. Это понимание создаёт новый взгляд на настоящее, меняет человека, побуждает к новым действиям, новым точкам зрения и формирует новое будущее, которое ты же сам и создаёшь сегодня, делаешь свой выбор. Каждый миг в "сейчас" человек делает выбор. И точкой отсчёта становится этот миг, т.к. именно сейчас, в этот миг ты такой, какой есть, со всем своим набором плюсов и минусов, комплектом ситуаций. А в следующий миг уже другой ты, новый твой выбор, меняется наполнение твоего энергетического поля, энергетика взаимоотношения твоего поля с другими полями, рождаются новые чувства, эмоции, мысли, образы, слова, открываются новые возможности.
Каждый новый миг настоящего отправляет предыдущий в прошлое и так мы творим своё будущее. Человек без прошлого теряет свой накопленный опыт, возможность анализировать его, учиться на прошлых ошибках, делает своё будущее ущербным, лишает его целостности, снижает его энергетическую силу. резко суживает его энергетическое поле, отрывает от единого поля.
Те. кто сознательно, через слово, распространяют идею отказа от прошлого, перекраивания прошлого в угоду узких кругов, призывают жить только настоящим, совершают преступление перед всем человечеством, разрушают единое энергетическое поле Земли.
Последние годы с ростом агрессии, параллельно растёт число людей, чувствующих тягу к поэзии, стремящихся к гармоничному словотворчеству. Через мысле -слово - образы люди освобождают, раскрывают свои индивидуальные Искры Божии и, объединяясь, наполняют общее энергетическое поле Света, Любви.

Не разжигай в душе пожара, клинками в мыслях не бренчи,
Не выпускай ты слово - жало и вспыхнет Свет Любви в ночи.
Где яркий Свет, там тьме нет места, где свет Добра, там злобе тесно.
Понять бы это всем скорей, насколько Мир бы стал РОДней.

 

«Работа над словом по русскому языку в начальных классах»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы русского языка. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку «заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.»

Развитие речи учащихся – это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражнения лексического характера, направленные на расширение активного словаря, а так же на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным.

Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом знаменательном слове различаются его звуковая (а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и, наконец, значение грамматическое, которое выражается в слове посредством формальных показателей.

Словарная работа может быть направлена:

1) На ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.

2) Может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Так, например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы глаголов, как стереть («стери» с доски), бежать (они «бежат» вм. бегут), падежные формы существительных (был у «сестре», купили «яблоков») и др.

3) словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, магазин, километр и др.

4) Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно – орфографическую работу.

Не всякое слово, отобранное для словарной работы, требует всестороннего рассмотрения. Общеупотребительные слова хорошо знакомы детям, но эти слова надо усвоить со стороны правильного произношения. Отдельные слова потребуют не только наблюдения над его правильным произношением, но прежде всего нуждаются в разъяснении их смысла и правописания.

Если работа над словом будет проводится систематически, в течении всего периода обучения, только в этом случае эффективность её возрастёт.

Многие из видов этих упражнений можно проводить в виде игры:

Движущиеся слоги и буквы, составление слов из разрозненных букв и слогов, цепочка слов.

 

ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ НА ТЕМУ «РАБОТА СО СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Л. И. НОВИКОВА

Москва

Да, да, именно о культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий. Для того же, чтобы хранить, нужно знать это сокровище, а для знания нужно изучать.

Н. К. Рерих

Статья знакомит читателей с методами и приемами работы со словом в аспекте культуры. Благодаря их использованию у школьников формируется позитивное личностное отношение к слову, обогащается словарный запас.

В конце XX — начале XXI в. в области лингвистических дисциплин явственно обозначился интерес к слову как явлению культуры. Слово, по убеждению многих ученых, не только передает информацию, но само является инструментом мысли и способно аккумулировать в себе культуру, культурные смыслы. О. Мандельштам писал: «...Каждое слово словаря Даля есть орешек Акрополя, маленький Кремль, крылатая крепость номинализма» [Мандельштам 1990: 180].

Культурная информация в слове имеет свойство накапливаться: в слове могут найти отражение особенности национальной культуры и специфика мировоззрения народа, например слова распоясаться, опростоволоситься, насолить отражают обычаи древности и взгляд людей на мир. Слово словно «помнит» то содержание, которое в него когда-то было вложено. Наличие «культурной памяти» во многом объясняет изменение значения слова, его «эволюционирование» в семантическом плане (например, раньше слово позор понималось как зрелище, но обычай выставлять на позор, т.е. на обозрение, преступников привел к тому, что в нем стали преобладать негативные признаки).

Ных представлении людей, их видения и понимания предмета, его признаков — общих и частных, существенных и случайных. Мы полагаем, что на уроках русского языка больше внимания нужно уделять «внутренним ресурсам» слова, знакомя учащихся и с динамикой слова, и с его цветовой гаммой и т.д. Это поможет сформировать у школьников позитивное личностное отношение к слову, что облегчит в дальнейшем работу над орфографией и грамматическими категориями. И подходить к изучению слова необходимо не только со стороны лингвистики, но и со стороны мышления и логики — как к концепту.

По мнению Ю. С. Степанова, концепт — «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека... и посредством чего... рядовой человек, не "творец культурных ценностей" — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [Степанов 1997: 40].

Презентация слова.

Презентация слова-стимула.

Худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Работа с текстом идет следующим образом:

1) Выявление слова (слов), неизвестного учащимся (в нашем примере это армяк).

Обращение к имеющемуся контексту или искусственно созданной модели (предложению, мини-тексту) для выявления тематической сферы, к которой принадлежит слово (упоминание слова армяк в сочетании со словом шаровары позволяет учащимся сделать вывод, что речь идет о верхней одежде).

Обращение к зависимым словам (причастие оборванный) или составление «говорящих» словосочетаний позволяет учащимся увидеть качественные характеристики слова (в данном случае — сделать вывод, что эта одежда, очевидно, очень старая, изношенная, а раз человек так одет, то он принадлежит к низшему слою общества, т.е. он может быть крестьянином, ремесленником и т.д.).

Дополнительный культуроведче-ский комментарий учителя. (Только после того, как культурная информация восстановлена учащимися, учитель поясняет, что это была за одежда, как она выглядела, из какого материала изготовлена, какова этимология слова, эту одежду обозначающего, и т.д.)

Метод «Продолжи рассказ» целесообразно использовать при работе со словом, которое хорошо знакомо школьникам, но далеко не вся культурная информация, связанная с ним, известна ребятам. Работа проводится следующим образом: учитель называет прецедентное имя, ставшее нарицательным или крылатым, в качестве которого могут быть использованы имена мифологических, литературных, сказочных персонажей, исторических лиц и т.д. Далее он произносит начало предложения, которое ученики должны продолжить, изложив известную им информацию о прецедентном имени, затем дается начало второго предложения и т.д., пока все необходимые сведения не будут собраны. В качестве таких преце-

дентных имен могут быть использованы имена мифологических, сказочных или былинных героев (Баба-Яга, Кащей, леший, водяной, русалка, Емеля, Золушка, Чебурашка, Феникс, Айболит, Илья Муромец и т.д.), имена героев классических произведений русской литературы (Держиморда, Левша, Митрофанушка), а также имена героев мировой культуры (Адам, Ариадна, Ари-он, барон Мюнхаузен, Робинзон, Гулливер, Иуда, горгона Медуза, Мнемо-зина и т.п.).

Белгород

В статье представлены методы и приемы работы со словом как знаком и явлением культуры. Эти методы и приемы работы со словом выстраиваются в виде трех «дидактических траекторий», в определенной степени коррелирующих с тремя уровнями структуры языковой личности.

Обретает личностный смысл только тогда, когда его получение мотивировано, когда оно становится частью собственного опыта обучаемых, осознается ценностью, — это аксиома обучения. Тем не менее с сожалением констатируем: в современной практике преподавания мо-тивационные и ценностные задачи чаще декларируются, чем решаются.

В полной мере этот недостаток может быть отнесен к преподаванию русского языка (имеется в виду в первую очередь школьное преподавание, поскольку именно на этапе школы начинается сознательное изучение родного языка). «Целью изучения должен стать язык народа во всех его функциях, — писала еще в 90-е гг. прошлого века Л. В. Юл-дашева. — Первая задача... состоит в том, чтобы посредством системы языка научить постигать систему миропонимания и мироотношения народа,. научить воспринимать язык не как чистую грамматическую схему., но как спрессованные веками феноменальные стороны философии, психологии, истории, духовной культуры в целом» [Юлдаше-ва 1990: 54]. Чтобы достичь этого, преподавателю необходимо искать и осваивать новые методы и приемы обучения

Родному языку. Начать, на наш взгляд, следует с пересмотра роли и формы традиционных видов языкового анализа в школьных курсах, с совершенствования методик работы со словом (словом в широком смысле, т.е. это может быть и фразеологизм, и прецедентный текст, и топоним, и антропоним, и словосочетание, и микротекст), с апробирования конкретных методов и организационных форм, позволяющих в процессе обучения языку давать учащимся представление о культурных явлениях и понятиях, выраженных в определенных языковых знаках и формах и, без сомнения, существующих в менталитете, но не осознаваемых учениками, не наполненных для них смыслами. По этой причине по сей день остается актуальной проблема поиска адекватных современному состоянию науки путей изучения языка, методов и приемов овладения языком не только как «значенче-ским» (выражение Л. С. Выготского), но и как смысловым феноменом.

Действительно, по природе своей слово не допускает сугубо внутриязыкового подхода, потому что любое лексическое понятие — это продукт мышления и познания, а эти процессы определяются внеязыковой действительностью. Сочетание методов «внутренней» и «внешней» лингвистики позволяет отразить все многообразие корреляционных связей языка и культуры и найти основу для создания методической системы изучения родного языка, адекватной складывающейся культурной ситуации как в стране в целом, так и в каждом конкретном регионе. Современный словесник должен строить свою ежедневную работу со словом так, чтобы от рутинных действий: «запиши — объясни — подчеркни» — подниматься до концептуального, когнитивного анализа, до поиска смыслов, стоящих за конкретным словом, его контекстными или потенциально возможными смысловыми приращениями, историческими изменениями, связями с экстралингвистическими явлениями.

Однако как от принципиальных установок перейти к конкретной практике? Решая эту проблему, мы разработали и апробировали (преимущественно в старших классах) методики, учитывающие новые тенденции как в самой лингвистике, так и в лингвометодической практи-

ке. Методики направлены на то, чтобы даже традиционные методы изучения родного языка «поставить на службу» культуросообразного образования, но, поскольку, с одной стороны, это все-таки не целостные методические системы, а с другой — не просто случайный набор приемов и инновационных видов работы, мы предпочитаем говорить здесь о дидактических траекториях.

Траектория — от лат. ^—'есЫз «передвижение», «путь движения» — не является собственно дидактическим термином, но это понятие показалось нам удобным для обозначения своеобразного «дидактического движения» — корректировки или даже иногда трансформации содержания и структуры известного метода, методического приема в зависимости от формы реализации или этапа занятия, на котором он применяется. Именно для обозначения этого процесса (или процессов) движения мы и посчитали возможным говорить о дидактической траектории. Например, своеобразная дидактическая траектория выстраивается, когда методический прием «вырастает» в этап урока (т.е. комплекс приемов) или, более того, в полноценную организационную форму (т.е. собственно урок нетрадиционного типа).

В качестве примера можно взять один из наиболее распространенных методических приемов в культуросообразном преподавании языка — многоаспектную работу со словом.

Работа со словом может быть реализована в виде нескольких дидактических траекторий:

— как локальный прием в процессе работы с грамматическим материалом (частичный или полный традиционный языковой разбор);

— как собственно лексический разбор слова или фразеологизма;

— как обязательный этап традиционного урока, т.е. запланированная и включенная в конспект или попутная, спонтанная словарная работа;

— как этап анализа текста на уроке русского языка, развития речи, словесности;

— как структурообразующий этап интегрированного тематического урока, урока развития речи, урока словесности (задается эпиграфом, проблемным заданием и др.);

4

— как особая форма работы на обычном уроке, на уроке словесности, на факультативном занятии, на уроке нетрадиционного типа (урок-мастерская, урок-конкурс, урок-путешествие и др.) в виде индивидуальных заданий, заданий для групповой работы: «портрет слова», «приключения слова», «из истории слова», этимологический, культурологический комментарий к слову, лексикографическая справка и др.;

— как инновационная организационная форма специального «Урока одного слова».

Дидактическая траектория: от собственно работы со словом (традиционная словарная работа, языковой анализ, лексикографическая справка, этимологический комментарий и др.) -» к работе со словом в тексте -» и, в конце концов, к работе со словом как организационной форме (т.е. особому «Уроку одного слова») — в некотором роде коррелирует с тремя уровнями в структуре языковой личности: лексико-семанти-ческим, когнитивным и прагматическим. Говорить об изоморфизме моделируемых нами дидактических траекторий и традиционно выделяемых (в соответствии с теорией Ю. Н. Караулова) уровней языковой личности, разумеется, не приходится, но определенные соответствия видятся нам в том, что:

— собственно работа со слов о м (словарная работа) в первую очередь направлена на расширение словарного запаса, совершенствование навыков лексического разбора, количественное и качественное пополнение лексикона, сокращение корпуса агнонимов, на компенсацию пробелов в знаниях, часто проявляющуюся в незнании или неполном знании слов (неологизмов, терминов, понятий), т.е. эта работа осуществляется преимущественно на лекси-ко-семантическом уровне;

— работа со словом в тексте формирует и совершенствует когнитивные (интеллектуально-познавательные, аналитико-синтетические, речемысли-тельные) умения учащихся, выражающиеся во владении разными видами лингвистического, лингвокультурного, речеведческого, филологического, эсте-тико-стилистического, герменевтического и других видов анализа языковых единиц и текстов, в умении устанавли-

вать тезаурусные связи словесных комплексов, «конденсировать», «индексировать» и схематизировать языковую информацию, производить сопоставления, обобщения, т.е. такая работа способствует развитию когнитивного уровня языковой личности;

— работа со словом как организационная форма деятельности позволяет системно использовать освоенные учащимися приемы анализа слова и текста в процессе выполнения проектного задания, связанного с осмыслением предложенной языковой, культурно-языковой или речевой ситуации (в том числе регионально и личностно значимой). В конечном итоге это способствует активизации и совершенствованию приобретенных навыков общения в социуме, коммуникативных умений, личностно осмысленных формул речевого этикета, освоенных поведенческих тактик, что активизирует деятельность языковой личности на прагматическом уровне.

Источник: http://naukarus.com/didakticheskie-traektorii-v-rabote-so-slovom-kak-znakom-kultury

 

Роль языка в жизни общества.

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые развиваются на протяжении всего существования человеческого общества. Все народы мира пользуются тем или иным языком. Важнейшим средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства - является язык.

Язык - это и средство познания, которое позволяет людям накапливать и хранить знания. Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей.

Язык, как социокультурное явление, возник в глубокой древности из потребности общения людей. Развитие языка позволило людям закреплять развитие человеческого общества в историческом ключе.

Все славяне говорят на родственных языках, так как все славянские языки возникли из общеславянского или праславянского языка. Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки, и составляют особую группу славянских языков - восточнославянскую.

В отдаленном родстве между собой находятся немецкий, английский, испанский и французский языки, которые входят в семью индоевропейских языков (в нее, наряду с вышеперечисленными языками, входит и русский язык). Необходимо сказать, что русский язык - это национальный язык - важнейший признак нации.

Особую роль в развитии русского языка сыграл старославянский язык, который создали в свое время двое братьев: Кирилл и Мефодий. Старославянский язык принадлежит к группе южнославянских языков и отражает характерные для нее фонетические черты. Многие морфемы в современных русских словах имеют старославянское происхождение.

Из старославянского языка в русский перешли многие слова, прежде всего, обозначающие этические и философские понятия.

Существование лексических пар определяет богатство русского языка, хотя часть старославянских слов вышла из употребления, а другая до сих пор продолжает активно использоваться.

Будучи средством общения, язык тесно связан с жизнью общества.

Изменения в общественной жизни находят свое отражение в языке. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка.

Многие слова выходят из употребления, однако, значительная их часть сохраняется в языке в общем употреблении на протяжении многих веков. Помимо этого, происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике. Следовательно, меняется и произношение.

За более длительное время в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения. Например, изменения в склонении кратких форм прилагательных. Однако до сих пор в некоторых фразеологических оборотах и в составе многих наречий мы обнаруживаем следы склонения кратких прилагательных.

Можно обнаружить формы косвенных падежей кратких прилагательных и в произведениях народного творчества, донесших до нас из глубины веков старинные формы.

В современную эпоху в связи с кардинальными изменениями в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике. Никогда до этого такой огромный пласт слов не уходил из языка.

Научное изучение языка может представить глубокий интерес и имеет немаловажное общеобразовательное значение, так как предметом этой науки является такая важная сторона духовной деятельности человека, как язык.

 

 

Язык и общество.

Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке («языковая общность»), – это коллектив этнический (нация, народность, племя). Язык создается и развивается обществом. Являясь средством мышления и человеческого общения, язык существует только в обществе людей. Вне общества нет языка, как не может быть и общества без языка. На непосредственную связь появления языка с возникновением человеческого общества ясно указывал Ф. Энгельс. Он писал: «...развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу».

Вопрос о связи языка и общества имеет разные решения. Согласно одной точке зрения, связь языка и общества отсутствует, т. к. язык развивается и функционирует по своим законам (польский ученый Е. Курилович), согласно другой – эта связь является односторонней, т. к. развитие и существование языка полностью определяется уровнем развития общества (французский ученый Ж. Марузо) или наоборот – язык сам обусловливает специфику духовной культуры общества (американские ученые Э. Сепир, Б. Уорф). Однако наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой связь языка и общества является двусторонней.

О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с другой – результатом этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, т. к. язык является орудием и средством передачи знаний, культурно-исторических и иных традиций от поколения к поколению.

Хотя у языка есть собственные, внутренние закономерности развития (интралингвистические), они находятся под влиянием процессов, происходящих в обществе. И это естественно: ведь язык – общественное явление и, существуя в обществе, он не может не испытывать влияния социальных факторов (экстралингвистических). Поэтому развитие и функционирование языка в значительной степени обусловлено развитием и жизнью общества, что проявляется в разнообразных формах. Одна из них – социальное расслоение языка.

Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои или классы, дробится на мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например, общей профессией, одинаковым возрастом, уровнем и характером образования и т. п. Эта дифференциация общества отражается в языке в виде тех или иных особенностей, социально обусловленных подсистем. Одна из таких подсистем – диалекты. Их называют местными или территориальными разновидностями языка, однако, очевидно, что выделение диалектов основано не только на территориальном, но и на социальном признаке: диалекты, на которых говорят жители сельской местности (крестьянство), противопоставляются языку города (языку рабочих, служащих, предпринимателей, интеллигенции).

Социальная дифференциация языка может отражать и другие виды дифференциации общества. Так, особенности языка, обусловленные спецификой профессий, называют профессиональными жаргонами или профессиональными арго. Определенные различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в Северной Калифорнии (США), одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит – мужчина или женщина. В Японии девушки владеют богатым и разнообразным словарем (их специально этому обучают), в то время как для юношей характерен лексически более бедный язык.

Другая форма влияния общества на язык – социальная обусловленность развития языка. Процессы развития общества, изменения, происходящие в общественном укладе, в социальной структуре общества, получают отражение в языке: они ускоряют или замедляют темпы языковых изменений, механизм которых регулируется внутренними, присущими языку закономерностями, а также способствуют перестройке некоторых участков языковой системы.

Например, после революции 1917 года значительно расширился состав носителей русского литературного языка: если раньше им владела в основном буржуазная дворянская интеллигенция, то после Октября к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян. Происходит процесс демократизации языка. Рабочие и крестьяне привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности. Диалектные, просторечные, жаргонные элементы начинают сосуществовать и конкурировать с традиционными единицами литературного языка. Это приводит к проникновению некоторых диалектизмов и жаргонизмов в литературный язык (нехватка, неполадки, учеба, глухомань, смычка и т. п.), к возникновению новых синонимических рядов (ученье – учеба; недостатки – неполадки – дефекты; провинция – периферия – глухомань; нехватка – недостача – дефицит).

На язык оказывает влияние не только объективное, не зависящее от воли отдельных людей развитие общества, но и сознательная деятельность государства и различных социальных институтов, направленная на совершенствование языка. Такая деятельность называется языковой политикой. Языковая политика может касаться самых различных сторон языковой жизни данного общества. Это может быть, например, создание алфавитов и письменностей для народов, которые до тех пор имели только устную форму языка, усовершенствование орфографии, разработка и упорядочение специальной терминологии и т. п. Это сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык призвано способствовать более эффективному функционированию языка в различных сферах человеческой деятельности.

 

 

Русский язык



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.061 с.)