Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши



Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.

Основные понятия.

Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрение интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.

Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.

Задание:

1. Выявить структуру профессиональных интересов и склонностей испытуемого с помощью опросника.

2. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:

0 – полностью отвергается;

1 – скорее отвергается, чем принимается;

2 – скорее принимается, чем отвергается;

3 – полностью принимается.

Лист ответов:

№ вопроса А Б В Г Д Е
1   а       б
2       а б  
3 б а        
4     б     а
5 б     а    
6 а     б    
7 б         а
8     б а    
9 б       а  
10   б   а    
11         а б
12   б а      
13         а  
14 б   а      
15   б       а
16     а б    
17 а       б  
18   а   б    
19     а   б  
20 б         а
21   б а      
22       б   а
23 а   б      
24         а б
25 а б        
26     б     а
27 а     б    
28   а     б  
29       б   а
30     б   а  
Сумма            

 

1.Вы считаете, что важнее:

а – много знать или

б – создавать материальные блага?

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

а – прекрасный литературный стиль или

б – яркое изображение смелости и храбрости героя?

3. Какая награда вас больше бы обрадовала:

а – за научное изобретение или

б – за общественную деятельность?

4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

а- директора магазина или

б – главного инженера завода?

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:

а – то, что они несут людям искусство и красоту или

б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?

6. Какая, на ваш взгляд, деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:

а – физика или

б - физическая культура?

7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:

а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или

б – на создание сплоченного коллектива?

8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:

а – цвет, совершенство форм или

б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?

9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:

а – мужество, смелость, выносливость или

б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а – занятия литературой или

б - опытам по физике, химии?

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:

а – как известный спортсмен на международные соревнования или

б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:

а – статья о машине нового типа или

б – статья о новой научной теории?

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или

б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)?

14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или

б – общественной работой на добровольных началах?

15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:

а – выставку новых продовольственных товаров или

б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?

16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:

а – технический или

б - музыкальный?

17. Как вам кажется, на что стоит обратить больше внимания:

а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или

б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?

18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:

а – научно-популярные или

б – литературно-художественные?

19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

а – работа с машинами или

б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:

а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или

б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:

а – Попова и Циолковского или

б – Менделеева, Павлова?

22. Что важнее для человека:

а – создавать себе благополучный быт или

б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?

23. Для благополучного будущего человечества важнее:

а – правосудие или

б – техника?

24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:

а – книгу о достижениях спортсменов или

б – книгу о развитии промышленности?

25. Что принесет больше пользы обществу:

а – забота о благосостоянии людей или

б – изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:

а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или

б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?

27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:

а – о выдающихся ученых или

б – о выдающихся художниках?

28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:

а – работу с книгами в библиотеке или

б – работу на свежем воздухе?

29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или

б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?

30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:

а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или

б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:

А – склонность к работе с людьми;

Б – склонность к умственному труду;

В – склонность к работе на производстве;

Г – склонность к эстетике и искусству;

Д – склонность к подвижным видам деятельности;

Е – склонность к экономической деятельности.

 

Диагностическая методика 2

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)

Цель работы: изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Основные понятия.

Определение структуры ценностных ориентаций личности, которые рассматриваются в науке как фактор социально-психологической адаптации. Именно ценности, установки и нормы являются структурными единицами личности, позволяющими прослеживать и анализировать все виды деятельности человека, в том числе и профессиональной деятельности.

Понятие ценностные ориентации используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно потребностной сфере, то есть, связано непосредственно с регуляцией социального поведения. Ценностные ориентации побуждают к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания, профессионального самоопределения человека. Кроме того, являются критерием выбора способов действий и являются основой для принятия решений.

М. Рокич в своих исследованиях вводит понятия терминальные ценности и инструментальные ценности.

Терминальными ценностями принято считать   базовые, стабильные ценности-цели.

Инструментальные ценности – это ценности-средства, т.е. свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели.

Задание:

3. Выявить структуру ценностных ориентаций испытуемого с помощью опросника.

4. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция: Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте, по возможности, быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса в бланке ответов.

 

Бланк ответов

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Σ                    
I II III IV V VI VII VIII IX X XI

 

Опросник

1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2. Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

5. Считаете ли вы, что любовь – определяющее чувство в жизни?

6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?

7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

13. Избрали вы свою профессию, в основном, потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т.п.?

15. Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберите ли вы время, чтобы его навестить?

16. Ваш брак создан (создадите) по любви?

17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?

18. Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?

19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?

20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

22. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т.д.)?

23. Главное для вас – ваше настроение в данный момент, а что будет потом – не так важно?

24. Считаете ли вы, что главное – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

25. Любите ли вы гулять по лесу, парку?

26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню или нет?

27. Любовь – это чувство, которое рождается и умирает?

28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

29. Власть – это почетно и значимо или в ней больше хлопот и всяких неприятностей?

30. Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?

31. Приходило ли вам в голову заняться каким-либо переустройством общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

32. Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?

33. Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?

34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?

36. Хотели бы вы заняться фотографией?

37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

38. Чувство любви для вас – это первооснова жизни или нет?

39. Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

40. Хотели бы вы «делать» политику?

41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»

42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?

43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

46. Главное в жизни – это делать деньги и создавать собственный бизнес?

47. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

48. Если болеет кто-то из близких довольно долго, будете ли вы выполнять за него его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

49. Любите ли вы маленьких детей?

50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» («относительности», «таблицу Менделеева» и т.п.)?

51. Вы хотите быть похожи на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

54. Вы человек решительный?

55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?

57. В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?

Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

58. Когда маленький ребенок плачет, это «крик о помощи»?

59. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

60. «Во всем хочется дойти до самой сути» – это про вас?

61. Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?

62. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?

63. В общественной жизни пусть остается все как есть?

64. Общение – это лишь пустая трата времени?

65. Здоровье – это не самое главное в жизни, не так ли?

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определется с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому, подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «Σ». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-ти балльной системе), а по горизонтали – виды ценностей.

Ценности в обобщенном виде следующие:

I. Приятное времяпрепровождение, отдых.

II. Высокое материальное благосостояние.

III. Поиск и наслаждение прекрасным.

IV. Помощь и милосердие к другим людям.

V. Любовь.

VI. Познание нового в мире, природе, человеке.

VII. Высокий социальный статус и управление людьми.

VIII. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

IX. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

X. Общение.

XI. Здоровье.

 

Диагностическая методика 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.085 с.)