Необходимость познать Божественные установления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость познать Божественные установления



Одной из важнейших религиозных обязанностей мусульман является познание и изучения религиозных установлений. На этом настаивают как Священный Коран, так и члены рода Пророка в многочисленных хадисах, которые посвящены этому вопросу, предупреждая мусульман об отрицательных последствиях невежества в этом отношении.

Имам Садык сказал: «Изучайте религиозные установления, не будьте, как арабы эпохи невежества. Господь никогда не обратит Свой милостивый взгляд в Судный день на того, кто не изучит Божественные установления, никогда не подтвердит благость и чистоту его дел».

Он также сказал: «Тот, кто не будет изучать Божественных установлений, лишится блага и счастья».

Кроме того, имам Садык передал такое ценное высказывание Пророка: «У меня вызывают раздражение мусульмане, которые не могут так упорядочить свою жизнь, чтобы хотя бы один день в неделю посвятить изучению исламских установлений и узнать о том, чего еще не знают».

В исламских хадисах уделяется большое внимание вопросам изучения религии и познания ее установлений и предписаний. Имеется большое количество рекомендаций, обращенных к мусульманам и направленных на то, чтобы они познавали свою религию.

В некоторых хадисах утверждается, что счастье отдельного человека и всего общества напрямую зависит от познания религии и ее законов.

Так, Посланник Аллаха сказал: «Когда Господь хочет кому-то из рабов Своих блага, Он наставляет его в религии».

Пророк ислама (с) сказал:

«Когда Господь желает блага и счастья какой-либо семье, Он обеспечивает в этой семье три условия благополучия:

1) Он делает ведущими и прозорливыми членов этой семьи в вопросах веры и религии.

2) Дает им возможность в вопросах финансов и чрезмерной экономики предпринимать рассчитанные и размеренные шаги, не впадать в ненужное расточительство и нужду. Этим людям дается возможность получать законные и дозволенные доходы, дабы они не впадали в грех и не нарушали заповедей.

3) Младшие в такой семье должны проявлять уважение к старшим.

Здесь необходимо сделать небольшое теоретическое отступление и разъяснить один вопрос. С точки зрения ислама, единственным законодателем, имеющим право устанавливать законы, по которым живет человечество и весь мир, является Бог. Установленные Им законы распространяются на все сферы жизни, в частности, на культуру, политику, литургическую практику, психические и соматические аспекты жизни людей. Все установления подразделяются на три группы: убеждения, вопросы нравственности и практические установления.

В первую группу входят вопросы единобожия, справедливости и воздаяния, вопрос пророчества и пророческой миссии, из чего вытекают вопросы имамата и велаята.

Во вторую группу нравственных установлений включаются такие, которые позволяют бороться с отрицательными качествами людей (скаредностью, завистью, высокомерием, эгоцентризмом и т.д.) и сеять семена добрых качеств, таких как честность, искренность, смелость, щедрость, терпение и др.

В третью группу включены практические установления, которые имеют большее распространение, ибо включают в себя вопросы, регулирующие повседневную жизнь мусульман и все их действия и занятия в области политики, поклонения Всевышнему, в судебных вопросах, экономике, в личных и общественных сферах деятельности. Написаны специальные трактаты (рисала амалийа), в которых даны разъяснения по всем этим вопросам.

В этой связи следует иметь в виду два важных момента.

Во-первых, в целом, у всех религиозных законов и установлений есть только два источника: Священный Коран и хадисы, то есть изречения великого Пророка ислама (с)и достопочтимых членов рода Пророка – ахле-бейт (а). Эти источники именуются «саклайн», то есть - в примерном переводе - «две ценности».

Во-вторых, совсем не просто понять и усвоить вопросы и знания, которые содержатся в Священном Коране и в хадисах. Для этого необходима научная специализация и особое умение. Если человек в результате изучения арабской литературы и различных исламских наук не дойдет до высоких степеней иджтихада и не будет признан правоведом – факихом, он никогда не сможет вывести из имеющихся источников Божественные установления и сообщить их исламскому обществу.

С учетом всего, сказанного выше, становится понятным, что для разрешения любых вопросов необходимо обращаться к факиху, который постиг иджтихад во всей его полноте.

В наше время, когда жители разных концов планеты находятся в тесном контакте друг с другом и в жизни людей возникли многочисленные новые вопросы и проблемы, только человек, сведущий в делах современного мира и внимательно относящийся к проискам врагов ислама, способен на основе исчерпывающих и динамичных источником исламского права определить обязанности мусульман в современном мире с учетом потребностей времени и места.

В заключение приведем критерий, который предложил имам Садык (а),‌ который сказал:

«В любую эпоху мусульмане должны следовать за такими правоведами, которые

1) обладают большой духовной силой, которая защищает их от влияния любых факторов, могущих сбить человека с истинного исламского пути,

2) являются хранителями веры,

3) борются со своими душевными пристрастиями,

4) послушны повелениям Всевышнего.

Только такие факихи достойны того, чтобы слушаться их и принимать их мнение и выводы из исламских источников.

Ниже мы приведем некоторые шариатские установления, которые касаются именно женщин.

Одежда

Женщина вне ситуации намаза, оказываясь на глазах у людей, которые в отношении ее не являются «махрам», должна полностью покрывать свое тело за исключением двух его частей: кистей рук до запястий и лица в той мере, насколько это необходимо для его омовения при «вуду».[235] Если женщина встает на намаз в месте, где ее могут увидеть чужие люди, соблюдается указанное требование, а если она читает намаз там, где нет чужих людей («намахрам»[236]), то ее тело должно быть полностью покрыто, за исключением трех частей, которые, даже не будучи покрытыми, не сделают ее намаз не имеющим силы. Это:

1) лицо в той степени, которая нужна для омовения;

2) кисти рук до запястий,

3) подошвы и нижняя часть ног до лодыжки.

Впрочем, даже разрешенные для обнажения части тела женщине нужно показывать в наименьшей возможной степени, дабы быть уверенной, что она поступает правильно. Отсутствие покрытия указанных в качестве исключения частей тела возможно только до той степени, пока на эти части тела никто не станет смотреть с вожделением, а в случае возникновения такой опасности следует прикрыть и эти части тела.

Женщина должна закрывать от другой женщины только непосредственно половые органы (спереди и сзади). Такая степень покрытия тела необходима в женских банях.

Женщина должна также скрывать эти части тела от тех, кто является для нее «махрам», а из осторожности лучше распространить обязательно покрытие на всю область от пупка до колен (это касается всех, подпадающих по определение «махрам», кроме мужа).

Тело следует закрывать от совершеннолетнего чужого (намахрам) человека, за исключением лица и кистей рук. Если же и на эти части тела будут смотреть с вожделением, следует прикрыть и их. Это правило распространяется на ситуацию, когда на женщину смотрит уже достаточно подросший мальчик, особенно близкий к возрасту половой зрелости. Это, кстати, является доводом в пользу того, чтобы отказаться от укоренившегося в некоторых сельских районах обычая, когда женщины приводят своих уже достаточно подросших сыновей в женскую баню.

Напоминание:

Женщина во время намаза должна из предосторожности закрывать подбородок и горло.

Вопрос: Являются ли указания относительно исламского хиджаба, который женщины должны соблюдать во время намаза, теми же установлениями, которые относятся к появлению перед посторонними (намахрам) людьми? Можно ли во время намаза использовать чадру, просвечивающую на свету?

Ответ: Если хиджаб или другое скрывающее одеяние не настолько плотно, чтобы не показывать тело, оно не является достаточным.

Вопрос: Может ли женщина встать на намаз в закрытой одежде, например, широкое «манто», платок или «магнае»?

Ответ: Да, это дозволяется.

Вопрос: Если женщина встанет на намаз в своем доме, когда на ней будет толстая, длинная чадра, но под чадрой будет безрукавка и на ногах не будет носков, будет ли ее намаз принят?

Ответ: Да, в этой ситуации намаз принимается.

Вопрос: Если женщина во время намаза или по его окончании поймет, что некоторые части ее тела, которые должны были быть покрыты, оказались открытыми, что ей следует сделать в этой ситуации?

Ответ: Ее намаз принимается. Если она поймет во время намаза, что у нее что-то неправильно, она должна сначала покрыть эту часть тела, а затем продолжить намаз.

Вопрос: Если на женщине будут украшения, например, обручальное кольцо, другое кольцо или перстень, если лицо ее будет с макияжем, должна ли она в этой ситуации покрывать себе лицо и руки?

Ответ: В такой гипотетической ситуации женщина должна закрывать указанные части тела от «намахрам».

Вопрос: Считаются ли для женщин украшением такие вещи, как подкрашивание сурьмой и выщипывание бровей, ношение перстня, часов и красивых очков (по медицинским показаниям), следует ли их скрывать под одеждой?

Ответ: Не следует показывать постороннему человеку ничего из того, что у людей принято считать украшением.

Вопрос: Может ли посторонний человек смотреть на покрытые хной кисти рук женщины?

Ответ: Их следует скрывать от постороннего.

Вопрос: Муж сестры и брат мужа считаются такими же «намахрам», как и посторонние люди, а потому женщина должна покрывать свое тело от них, руководствуясь теми же установлениями?

Ответ: Муж сестры и брат мужа в этом отношении не отличаются от других людей, подпадающих под определение «намахрам». Соответственно женщина должна точно так же скрывать от них свое тело, как и от других посторонних людей.

Пример: Перед ними она не может ходить босиком без носков (даже если они окажутся воспитанными в религиозном духе людьми и не станут на нее специально смотреть, но женщина должна избегать взглядов посторонних людей, независимо от того, будут они на нее смотреть или нет).

Вопрос: Имеет ли право женщина обратиться к врачу – мужчине, если сможет найти врача – женщину в рамках той же специализации?

Ответ: Это не дозволяется.

Вопрос: Обычно для заключения брака требуется сделать анализ крови и установить ее группу у лиц, вступающих в брак. Если для проведения такого анализа в пределах досягаемости не окажется врача – женщины, может ли такой анализ женщине сделать врач – мужчина? Или если женщина – врач будет в наличии, но в силу невнимательности или еще каких-то обстоятельств этот анализ выполнит мужчина?

Ответ: Если взятие крови на анализ подразумевает касание тела или нескромный взгляд, это не разрешено и в такой ситуации следует обратиться к врачу женского пола.

Вопрос: Если в семье женщина была сфотографирована без исламского хиджаба, можно ли отдать этот негатив на проявку постороннему (намахрам) фотографу?

Ответ: Это допустимо в тех случаях, когда фотограф лично не знаком с запечатленной на снимке женщиной и, соответственно, не возникнет никакой опасности.

Вопрос: Как может совершать омовение «вуду» женщина в таком месте, где ее может увидеть посторонний человек?

Ответ: В таком месте не следует совершать омовение. Если женщина все же это сделает, то ее «вуду» будет правильным и признанным, но при этом она совершит грех.

Условия, которым должна отвечать одежда

Одежда, в которую женщина облачается вне ситуации намаза, должна отвечать условиям, соблюдение которых удовлетворит Всевышнего Создателя и обеспечит женщине вечное блаженство.

1) Одежда не должна быть у кого- то отнята, то есть это должна быть одежда, принадлежащая данной женщине, либо предоставленная ей владельцем одежды по доброй воле. Если женщина купит одежду, но не отдаст за нее деньги или даже не будет иметь намерения расплатиться с продавцом (хотя, конечно, продавцу этого не скажет), либо купит одежду на деньги, которые должны пойти на хумс, - во всех этих случаях одежда считается отнятой, и надевать ее недозволенно (харам).

Вопрос: Я девушка, и мой отец из-за бедности не может купить мне одежду, так как его доходов хватает только на еду и самое необходимое. Поэтому я беру одежду у других, в частности у своей сестры, которая привозит мне ее без разрешения своего мужа. Можно ли читать намаз в такой одежде?

Ответ: Если одежда или ткань дается вам с согласия ее владельца, вы можете ее использовать, и ваш намаз будет принят. Здесь важно добровольное согласие (на передачу одежды), а не разрешение (мужа).

2) Одежда не должна быть тонкой и просвечивающей. На эту тему Посланник Аллаха (с)сказал: «В конце света явятся женщины одетые и обнаженные, показывающие свои украшения и участвующие в нестроениях и бунтах, склонные к похоти и плотским удовольствиям, выдающих запрещенное Богом за дозволенное. Такие женщины будут навечно низвергнуты в огненный ад, где и будут мучиться вечно».

3) Одежда не должна выделять человека из среды. Следует воздерживаться от одежды, ткань, крой или цвет которой не является обычным для того, кто ее надевает, что привлечет к этому человеку особое внимание.

4) Мужчина не должен надевать женскую одежду, а женщина – мужскую. Следует из осторожности воздерживаться от того, чтобы использовать одежду, свойственному другому полу.

Вопрос: Каковы установления относительно исламского хиджаба для женщин? Достаточно ли надеть длинную свободную одежду, штаны и платок? Какова должна быть одежда, в которой женщина предстает перед посторонними людьми?

Ответ: Необходимо, чтобы было закрыто все тело женщины, кроме овала лица и кистей рук до запястья. Если перечисленная выше одежда покрывает все, что должно быть скрыта, то она может использоваться. Но все же лучше использовать чадру и воздерживаться от одежды, которая привлекает к себе взгляды посторонних людей.

5) Одежда не должна способствовать распространению неверия и многобожия. Мусульманам не дозволяется облачаться в одежду, свойственную безбожникам и многобожникам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.02 с.)