Зейнаб и послание имама Хусейна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зейнаб и послание имама Хусейна



Именно против такого положения и выступил имам Хусейн бин Али (а), которые принес в жертву на алтарь любви и искренности жизнь свою и своих соратников, которые были ему беззаветно преданы и шли за ним. Это движение пробудило сердца и оживило мышление людей.

Но для того, чтобы это движение победило и достигло своей цели, было необходимо, чтобы его продолжили смелые и бесстрашные люди, обладающие даром красноречия и уверенностью в правоте своего дела, которая позволила бы им противостоять угнетателям и узурпаторам. Человек, который взялся за продолжение и развитие этого движения, долен был обладать глубокими знаниями в области исламских наук, коранических смыслов, владеть культурой рода Пророка. Таким человеком была Зейнаб (с), умнейшая женщина из Хашимитов, которая родилась и воспитывалась в семье, исполненной высших человеческих совершенств, которая усвоила исламские науки из уст, несших в себе Божественное откровение. Можно сказать, что она воспитывалась именно для того, чтобы продолжить движение Хусейна, основной целью которого было восстановить ислам Мухаммада (с), устранить искажения и наслоения, которые проявились к тому времени в области Шам. И кто-то должен был передать людям послание крови погибших за веру в Кербеле. Это могла сделать только Зейнаб.

Караван с пленниками из членов рода Пророка в течение трех дней удерживали за воротами Шама, чтобы подготовить город и украсить его к их прибытию. Наконец, тысячи мужчин и женщин, обрядившихся в новые одежды, с бубнами, барабанами и трубами в руках вышли из ворот города навстречу пленникам, чтобы посмотреть на них, а затем отвести их в качестве «пленных неверных» во дворец Язида. Все они были связаны как отдельными, так и одной общей веревкой. Впереди них во дворец внесли на копье отсеченную голову имама Хусейна (а).

Именно здесь настал момент для того, чтобы Зейнаб (с)произнесла свою пламенную речь. Здесь нужно указать на один важный момент, который заключается в том, что не так просто произнести речь целиком, причем такую речь, которая носила бы полный и завершенный характер с точки зрения содержания, выразительности и красноречивой образности. Это особое искусство, реализация которого зависит от состояния говорящего, его слушателей и обстановки, в которой поизносится речь.

Очевидно, что Зейнаб во время произнесения своей речи, находилась в состоянии измождения, усталости и глубокой печали по поводу имевших место событий. Ведь ей вместе с другими пленниками пришлось за 16 дней преодолеть путь от Куфы до Шама, который обычно занимал не менее месяца. Кроме того, она испытывала сильный голод, ибо обычно откладывала выдаваемый ей хлеб, чтобы в случае необходимость помочь кому-нибудь из голодающих детей.

Что касается слушателей этой речи, то некоторые из них лично знали Зейнаб (с)и ее спутников и испытывали к ним неприкрытую вражду. Ведь именно эти участника собрания Язида учинили трагедию Ашуры и пленили имама Саджада (а), женщин и детей этой благородной семьи. Находились там и те, кто не знали пленников, но считали их иностранцами, которые позволили себе восстать против исламского правления, как это преподносила им официальная пропаганда.

Что касается условий, в которых проходило это собрание, то они также были крайне неблагоприятными. Это было пиршество, где распивали вино и играли в азартные игры, это было праздничное собрание по поводу победы Язида над его врагами. Очевидно, что ярким выражение настроений царивших во дворце, можно считать то, что там на видном месте была помещена отсеченная голова имама Хусейна (а).

Приведем всю речь Зейнаб (с), а затем прокомментируем ее:

«Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет благословение с моим дедом – повелителем Божественных пророков! О Язид, Аллах говорит – а Его слово является истиной: «Для тех, кто творил зло, исход был плохим в наказание за то, что они отвергали знамения Аллаха и глумились над ними» (Коран – 30:10).
О Язид, неужели ты так уверен, что преуспел, перекрыв для нас небо и землю, так что мы стали твоими невольниками лишь оттого, что ты выставил нас перед собой вряд и сумел одержать верх над нами? Неужели ты думаешь, что ты привёл нас в отчаяние и унизил перед Аллахом, или что ты продемонстрировал уважение и почтение перед Ним? Ты так возгордился от этой мнимой победы, что почувствовал себя в безопасности, возликовал и исполнился гордостью от того, что на твою долю выпала подобная честь. Ты полагаешь, что обрёл благо в этой жизни, что твои дела пошли в гору, а власть из наших рук упала в твои руки. Подожди немного, и не радуйся так сильно. Разве ты забыл слова Аллаха: «Пусть не думают неверные, что данная Нами им отсрочка - благо для них. Воистину, Мы даем им отсрочку, чтобы они погрязли в грехе. И уготовано им унизительное наказание» (Коран – 3:178)?

О, сын освобождённых рабов, вот она, твоя справедливость: твои дочери и прислужницы из числа рабынь укрыты покрывалом, в то время как дочерей Пророка Аллаха перевозят с места на место, выставляя их на всеобщее обозрение.

Ты обесчестил нас, лишив нас хиджаба. Твои люди возят нас из города в город, где представители самых разных слоёв населения – будь они жителями холмов или берегов рек – глядели нас нас. Близкие и далёкие, бедные и богатые, низкорослые и высокие – все вытаращили на нас свои глаза, а мы были в таком положении, что ни один мужчина из числа наших родственников не мог оказать нам ни помощи, ни поддержки. О Язид, всё, что ты сделал, служит подтверждением тому, что ты взбунтовался против Аллаха, и отрицаешь Его Пророка (с), равно как и Сунну, которые святой Пророк принёс от Аллаха. Твои дела не должны вызывать удивления, ибо тот, чьи предки пожирали печень мучеников, чья плоть взращивалась на плоти праведников, кто боролся против повелителя Божественных пророков, и подстрекали разные партии враждовать с ним и навострили свои мечи против него, непременно должен превосходить всех арабов в неверии, порочности, бесчинствах и враждебности по отношению к Аллаху и Его Пророку (с). Помни, что злодеяния и грехи, которые ты совершил, являются следствием твоего неверия и давней ненависти, которую ты испытываешь [к нам] из-за того, что твои предки были убиты при Бадре.

Тот, кто бросит на нас взгляд, исполненный враждебности, злобы и ненависти, не остановится перед тем, чтобы причинить нам зло. [Этим] он подтверждает своё неверие, о котором говорит собственным языком, заявляя в ликовании: «Я убил сыновей Пророка Аллаха (с), а его потомков обратил в рабов», и мечтал бы о том, чтобы его предки были живы и воскликнули: «О Язид, да не утратят силы твои руки! Ты славно отомстил за нас».

О Язид, ты бьёшь своей палкой по устам имама Хусейна на глазах у толпы, в то время как это те самые губы, которые целовал Пророк Аллаха (с)– а, меж тем, на твоём лице – довольство и счастье.

Клянусь моей жизнью, убив повелителя юношей Рая, сына Повелителя правоверных (а), этого сияющего, подобно солнцу, среди потомков Абд ал-Мутталиба, ты разбередил нашу рану и окончательно лишил нас почвы под ногами.

Лишив жизни Хусейна ибн Али (а), ты приблизился к состоянию своих неверующих предков. Ты с такой гордостью возвещаешь о своём деянии, что если бы они могли видеть тебя, они бы одобрили твои действия и молили бы Аллаха о том, чтобы не отсохли твои руки.

О Язид! Если бы ты имел сердце и мог бы отдавать себе отчёт в твоих гнусных деяниях, ты, безусловно, пожелал бы, чтобы твои руки отсохли и были отрублены по локоть, и ты возжелал бы, чтобы твои родители никогда не рождали тебя на свет, ибо ты бы знал, что Аллах разгневан на тебя – а Аллах даровал нам наши права. Да свершится Его возмездие над теми, кто угнетал нас!

О Язид! Ты сделал то, чего хотел, но помни, что [тем самым] ты разрезал свою кожу и плоть на куски. Скоро ты увидишь перед собой святого Пророка. Ты согнёшься под тяжестью своих собственных грехов, ибо ты проливал кровь его потомков и унизил его семью. То место, в которое тебя поместят, откроется взору всем членам его семейства. Угнетённые будут отомщены, а враги – наказаны.

О Язид! Тебе не пристало раздувать щёки от радости после расправы над потомками Пророка. «Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего, радуясь тому, что Аллах даровал им [в раю] по милости Своей» (Коран – 3:169-170).

Нам достаточно Аллаха, чтобы поквитаться с тобой. Посланник Аллаха – противник тебе, а его Светлость Джабраил – наша помощь и поддержка против тебя. Те же, кто сделал тебя главой государства и обременили мусульман твоим правлением, скоро узнают о том, что их ждёт. Конец всех тиранов – агония.

О Язид! Я говорю это не для того, чтобы предупредить тебя о тяжком наказании, ожидающем тебя, дабы ты раскаялся в содеянном – ибо ты из тех, чьи сердца ожесточены, чьи души восстают [против Господа] и чьи тела заняты непослушанием Аллаху, в то время как над ними – проклятие Пророка Аллаха. Ты из тех, чьи сердца шайтан сделал своим оплотом и где он породил своё потомство.

Как поразительно, что праведники, сыновья Божественных пророков и их преемники были убиты руками освобождённых рабов, злодеев и грешников. Наша кровь пролита их руками, а наша плоть послужила пищей для них. Мы скорбим о тех, чьи пронзённые стрелами тела лежат не укрытыми и не преданными земле на поле сражения.

О Язид, если наше поражение ты считаешь своим достижением, тебе придётся дорого заплатить за это. Аллах не совершает несправедливости по отношению к Своим рабам. Мы полагаемся на Аллаха. У Него Одного ищем мы утешения и защиты, и на Него Одного возлагаем наши надежды.

Ты можешь хитрить и пытаться сделать по-своему столько, сколько можешь. Клянусь Им, кто оказал нам честь Откровением, Книгой и Пророчеством, ты не можешь ни обрести наш статус, ни достигнуть занимаемого нами положения, ни повлиять на поминание нас, ни смыть с себя тот стыд и позор, который ты заслужил своими бесчинствами в отношении нас и угнетением нас. Твоё слово слабо, а дни твои сочтены. Берегись того дня, когда возвестит глашатай о проклятии Аллаха над угнетателями и несправедливыми. Хвала Аллаху, Который даровал Своим друзьям добрый конец и ниспослал им успех в достижении целей, а затем призвал их обратно к Своей Милости, Довольству и Благословению, в то время как ты бросил себя в пучину зла и вреда, сотворив несправедливость в отношении них. Мы молим Аллаха, чтобы Он облагодетельствовал нас всецелым отмщением [за эту несправедливость] и вернул нам благо Халифата и Имамата. Поистине, Аллах Добр и наиболее Милосерден к Своим созданиям».

Итак, Зейнаб (с)начала свою речь перед Язидом.

«Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет благословение с моим дедом – повелителем Божественных пророков!». Этими словами она подчеркнула свое происхождение, что должно было заставить присутствующих проявить больше внимания к ее словам.

Кроме того, это должно было опровергнуть пропаганду Язида, который старался представить движение имама Хусейна (а) в качестве некоего враждебного действия со стороны «одного иностранца».

Зейнаб (с)продолжила: «Аллах говорит – а Его слово является истиной:
«Для тех, кто творил зло, исход был плохим в наказание за то, что они отвергали знамения Аллаха и глумились над ними»[163].»

Так как Язид в начале этого собрания прочитал стихи, в которых отрицал пророческую миссию Мухаммада (с), опровергал Откровение и истинность Корана, Зейнаб выбрала приведенный выше аят, чтобы показать неверие и безбожие Язида. При этом следует иметь важность религиозности правителей для религиозности их подданных, о чем, в частности, говорил и Предводитель правоверных (а): «Люди больше похожи на своих правителей, чем на своих отцов».[164]

Зейнаб в своей речи откровенно говорит, что, так как Язид является неверующим и ему уготована кара небесная, он не имеет право быть правителем.

Далее она сказала:

«О Язид, неужели ты так уверен, что преуспел, перекрыв для нас небо и землю, так что мы стали твоими невольниками лишь оттого, что ты выставил нас перед собой вряд и сумел одержать верх над нами? Неужели ты думаешь, что ты привёл нас в отчаяние и унизил перед Аллахом, или что ты продемонстрировал уважение и почтение перед Ним? Ты так возгордился от этой мнимой победы, что почувствовал себя в безопасности, возликовал и исполнился гордостью от того, что на твою долю выпала подобная честь. Ты полагаешь, что обрёл благо в этой жизни, что твои дела пошли в гору, а власть из наших рук упала в твои руки. Подожди немного, и не радуйся так сильно. Разве ты забыл слова Аллаха: «Пусть не думают неверные, что данная Нами им отсрочка - благо для них. Воистину, Мы даем им отсрочку, чтобы они погрязли в грехе. И уготовано им унизительное наказание»[165]».

Здесь речь идет о различении между истинными кораническим ценностями и антиценностями. Ибо ценности – это критерий оценки людей. Сюда входят такие понятия, как вера в Бога и пророчество, вера в загробный мир, нравственные качества и т.д.

Если принять во внимание исламские ценности, то окажется, что занимаемый пост и богатство, которое имеется у человека, не относится к их числу, а отсутствие высокого общественного положения и богатства в свою очередь не может и интерпретироваться, как антиценность. В силу этого, было бы ошибкой думать, что человек, облеченный властью и наделенный богатством, благословен перед Богом, тогда как человек, лишенный этих особенностей, наоборот, стал объектом Божественного гнева. Такие представления не являются исламскими.

Зейнаб продолжила свою речь, обращаясь к Язиду:

«Ты можешь хитрить и пытаться сделать по-своему столько, сколько можешь. Клянусь Им, кто оказал нам честь Откровением, Книгой и Пророчеством, ты не можешь ни обрести наш статус, ни достигнуть занимаемого нами положения, ни повлиять на поминание нас, ни смыть с себя тот стыд и позор, который ты заслужил своими бесчинствами в отношении нас и угнетением нас. Твоё слово слабо, а дни твои сочтены. Берегись того дня, когда возвестит глашатай о проклятии Аллаха над угнетателями и несправедливыми».

Здесь поднимается важный вопрос о критерии победы в сражении между двумя сторонами. Разве можно всегда считать победителем того, кто сумел убить своего противника? Разве поверженный противник – всегда побежденный?

В исламе критерием победы считается завоевание людских сердец. Ведь как говорит Всевышний в Коране: «Господь в своих предначертаниях определил, что победим Я и Мои пророки».[166]

Мы также знаем, что Посланники Аллаха на своем пути преодолевали многочисленные трудности и были вынуждены идти тернистым путем. Они, как свидетельствуют аяты Корана, зачастую подвергались насмешкам, их пытались ниспровергнуть и отрицать их миссию, их бросали в тюрьмы и отправляли в ссылку. Они всегда встречались с попытками помешать распространению слова истины. Интересно отметить, что по свидетельству Корана, «старание во имя Бога» относится не только к исламской религии, но и имеет место во всех Божественных религиях, данных человечеству.

Обратите внимание на этот аят:

«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него [, данными] в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надежнее в своем обете, чем Аллах? Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех»[167]

Как мы уже говорили в начале рассмотрения речи Зейнаб (с)во дворце Язида, это очень содержательное послание, комментарий к которому мог бы составить целую книгу. Мы же хотим в заключение призвать женщин – мусульманок рассматривать Зейнаб (с), как и ее выдающуюся мать Фатиму Захра (с), в качестве примера во всех делах своей жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.03 с.)