Вдохните жизнь в процесс обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вдохните жизнь в процесс обучения



 

Хотя самые значительные изменения в традицион­ную теорию учения АВА внес метод анализа вербаль­ного поведения, тем не менее следует отметить еще два крупных достижения, описанных выше: выявле­ние значимости мотивации и побуждающих условий в процессе обучения, а также создание классифика­ции типов вербального поведения (Вепауюга1 С1аз-зШсаЦоп 01* Еап§иа§е). Другое усовершенствование, столь же революционное,— признание значения трех типов обучения.

Методы обучения, основанные на принципах ана­лиза вербального поведения, можно разделить на три основные категории. В зависимости от того, на ка­ком уровне обучения находится ребенок, только одна из этих категорий будет для него основной. Однако по мере приобретения новых навыков и изменения целей обучения ребенка будет изменяться и категория обучения.

Три типа обучения, в которых вы должны хорошо разбираться:

1) обучение в естественной среде (Капдга1 Епуь гоптеп* ТеасЫп§, КЕТ);

2) метод интенсивного обучения (1п1епз1уе Тпа1 ТеасЫп§, 1ТТ);

3) спонтанное обучение (Оп-те-Моуе ТеасЫп§, ОМТ).

Эти три типа обучения основаны на тех же прин­ципах, что и метод обучения отдельными блоками, который обсуждался в главе 7. Самое большое за­блуждение в отношении этих трех типов обуче­ния — полагать, что разница между ними определя­ется средой, в которой происходит обучение. Однако не обстановка делает один тип обучения интенсивнее, а другой естественнее. Скорее, этому способствуют цели, которым вы следуете в обучении, и их соответ­ствие возможностям ребенка,— именно это и отлича­ет методы друг от друга.

• Метод интенсивного обучения заключается в обучении ребенка определенному поведению или навыку и не зависит от места применения. Для обу­чения навыку вы искусственно создаете ситуацию, в которой навык будет показан и применен. Напри­мер, это может быть обучение по карточкам, обучение работе с ножницами или выполнение ребенком вашей просьбы «дотронься рукой до головы». Мы говорим об использовании метода интенсивного обучения, когда речь идет об обучении навыку или поведению на основе вашего решения независимо от того, за­интересован ли ребенок в данный момент в его вы­полнении. Данный метод является одним из наиболее важных при обучении прежде всего потому, что по­могает ребенку в дальнейшем позитивно реагировать на требования, предъявляемые в школе. Большинство школьных программ построены на обучении детей без предварительного определения мотиваций учеников. Однако, как скажут вам приверженцы традиционного АВА, это далеко не единственный метод обучения.

• Обучение в естественной среде может прово­диться где угодно: на кухне, в ванной комнате, игро­вой комнате, в машине или за столом. Особенностью обучения данным методом является то, что ребенок естественным образом заинтересован приобрести на­выки, над которыми вы работаете. Например, напева-ние песни или просьба подать печенье будут рассмат­риваться как обучение в естественной среде, даже если обучение данным навыкам происходит, когда ре­бенок надевает носки.

Разница между этими двумя видами обучения в том, что один из них основан на естественно возни­кающих мотивациях ребенка, а другой подразумевает обучение навыкам без учета интересов ребенка, с ис­пользованием искусственно созданных мотиваций. Поскольку метод интенсивного обучения означает, что у ребенка нет естественной мотивации, необходи­мо и очень важно, чтобы участие ребенка в процессе обучения было поддержано эффективным использо­ванием подсказок и побуждающих условий.

• Спонтанное обучение основано на экспромте и может быть использовано в любой ситуации, когда бы и где бы вы ни были с вашим ребенком. Этот вид обу­чения может быть использован по пути в магазин, в машине или даже за обеденным столом. Как только ребенок показывает заинтересованность в чем-либо, вы используете этот момент для обучения. Если обу­чение включает цели, которые не были запланирова­ны вами заранее, но возникли на основе естественных мотиваций ребенка, вы используете данный метод. Например, ребенок останавливается, чтобы рассмот­реть бабочку. Вы говорите: «Это бабочка. Можешь по­вторить: бабочка?» Это и есть спонтанное обучение.

Этот метод весьма схож с методом обучения в естественной среде, поскольку оба метода основаны на использовании объектов, в которых ребенок непод­дельно заинтересован. Основное различие заключает­ся в том, что, применяя метод обучения в естествен­ной среде, вы заранее определяете цель (даже если используете естественные мотивации ребенка), про­думываете и планируете задачи обучения. Например, если вы обучаете ребенка новому слову «печенье», вы можете положить пачку печенья на полку так, чтобы ребенок не мог дотянуться. Тогда в ситуации, когда ребенок пожелает дотянуться до печенья, вы полу­чите шанс научить его правильно выражать просьбу. При спонтанном обучении вы используете незаплани­рованный, случайный момент для обучения ребенка определенному навыку. Если вы заметили, что ребе­нок проявляет интерес к чему-либо в ситуации, ранее вами не запланированной, вы смело можете использо­вать эту ситуацию для обучения, основываясь на ин­тересе ребенка. Это также будет спонтанное обучение.

Знание того, что существует более чем один ме­тод обучения, позволяет вам не чувствовать себя при­вязанным к основам традиционных методов АВА.

Теперь, помимо использования побуждающих усло­вий и мотивации, способных сделать метод интен­сивного обучения более привлекательным, вы может применять методы спонтанного обучения и обучения в естественной среде.

Хотя метод интенсивного обучения является одним из традиционных методов АВА, использование двух других методов способствует более легкому вовлече­нию ребенка в процесс обучения, так как эти методы основаны на интересах и мотивации вашего ребенка.

Если ребенок мотивирован, вы можете применить метод обучения отдельными блоками для получения положительного результата. Однако в методе интен­сивного обучения нет естественно возникающей моти­вации, поэтому процесс обучения здесь поддерживать несколько сложнее. Поэтому понимание и использо­вание мотиваций в дополнение к методу интенсивно­го обучения становится действительно важным.

Все три метода обучения убеждают нас в том, что ребенок, так же как и все мы, обучается постоянно и способен приобретать навыки в самых различных ситуациях и самыми различными способами. То, что обучение не привязано к какому-то определенному ме­сту или времени, очень важно, так как ребенок начи­нает следовать инструкциям и стараться независимо от того, где он находится и что делает. Разнообразие методов также уменьшает возникновение у ребенка желания уклониться от обучающих ситуаций. Когда обучающий процесс становится частью ежедневно­го распорядка, а не уроком в классной комнате в те­чение определенного времени, ребенок начинает воспринимать обучение как часть своей жизни. Обу­чение должно стать частью каждого вашего взаи­модействия с ребенком, если вы хотите выиграть в борьбе против аутизма, имеющего железную хватку. Поскольку обучение может происходить где и когда угодно, вы помогаете ребенку не только совершен­ствовать умения и навыки, но также понять огромный мир через переживания и опыт, формирующие его непосредственные и разнообразные интересы.

Мотивация очень важна для ребенка с аутизмом: знать, как обучать ребенка в естественной среде и ме­тодом спонтанного обучения — означает знать, как обучать его на основе естественно возникающих мо­тиваций.

Эти два типа обучения вместе с более гибким взглядом на метод интенсивного обучения дают вам необходимые инструменты, чтобы вы смогли помочь ребенку сформировать прочные навыки обучения.

 

Глава 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.005 с.)