Как сократить проявления проблемного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как сократить проявления проблемного поведения



 

 

В главе 5 были изложены первые шесть ступеней овладения учебным контролем. Эти ступени в сово­купности образуют серию принципов, которые по­дробно объясняют, как взаимодействовать с вашим ребенком, чтобы он начал делать успехи в обучении. Однако для многих родителей желание ребенка со­трудничать и его позитивное отношение к процессу, обучения — это только полдела. Есть еще кое-что, о чем важно знать. Седьмая и последняя ступень в приобретении учебного контроля объясняет, как лучше реагировать, когда ваш ребенок решает укло­ниться от сотрудничества с вами.

Пустые угрозы быстро становятся бессмыслен­ными. Ваши слова имеют смысл только при условии, если они подтверждаются действиями, которые со­ответствуют предполагаемому значению слов. Слово «нет» на ребенка не действует, если ребенок все равно может делать, что ему хочется, так или иначе получая удовольствие. Присущая каждому ребенку способ­ность принимать участие в занятиях (играх) и следо­инструкциям в конечном счете проявится лишь 1 случае, если инструкции будут обладать значи­вши для него последствиями. Разница в последстви-^ должна быть настолько заметной, чтобы ребенок понял: делать выбор, предложенный вами,— в его интересах, а выбор неприемлемого поведения не до­ставит никакого удовольствия. Как только ребенок это поймет, он начнет чаще делать выбор в пользу поло­жительных решений, тогда как частота выбора неже­лательного поведения будет уменьшаться.

Получение внимания, уклонение, самостимуля-ция — все это результаты поведения, которые ре­бенок воспринимает как подкрепляющие. Если для того, чтобы добиться этих результатов, ребенку надо будет нарушить правила или проигнорировать ин­струкцию, он непременно это сделает. Взрослые, как правило, становятся более требовательными, когда ребенок игнорирует их просьбы. В результате чем более требовательным становится взрослый, тем бо­лее решительно ребенок отказывается повиноваться. Круг замкнулся.

Чтобы разорвать этот крут, вам необходимо сделать две вещи. Во-первых, давать ребенку такие инструк­ции, которым он захочет следовать. Для этого необ­ходимо комплексно использовать учебный контроль с первой по шестую ступени (см. главу 5). Во-вторых, следует убедиться, что ребенок не получает ника­кой выгоды от игнорирования или отказа от выпол­нения ваших правил или инструкций. Как этого до­биться, объясняет седьмая ступень системы учебного контроля.

• Ступень 7. Покажите ребенку, что игнорирова-ние вашей инструкции или выбор неприемлемого по-ведения не приведет к получению подкрепления.

Вы сможете стать главным источником подкре­пления, если ребенок отождествляет вас с любимы­ми предметами и занятиями в течение 75% от всего времени взаимодействия с ним. Полное ограничение вами доступа к подкреплениям, с одной стороны, и отождествление себя с подкреплением — с другой, позволит вам удерживать работоспособность вашего ребенка на высоком уровне в течение 25 % времени, которое вы отводите учебному процессу. Не давайте вашему ребенку подкрепление, когда он намеренно решает не следовать прямому указанию или созна­тельно ведет себя нежелательным образом.

Нежелательное (неприемлемое) поведение — это поведение, повторение которого вы не хотели бы ви­деть снова при аналогичных обстоятельствах. Такие(типы поведения, как визг, выхватывание игрушек, по­пытка тянуть родителей за руки, пинки, демонстрация разочарования, в том числе нанесение себе ударов, отталкивание других и игнорирование просьб роди­телей — все это примеры неприемлемого поведения. Вы должны различать, когда ваш ребенок ведет себя нежелательным образом, и сознательно делать так, чтобы это поведение не получало положительного подкрепления. Для этого достаточно просто не под­креплять такое поведение.

Любой тип поведения вашего ребенка, которое он использует в настоящее время, был каким-то образом подкреплен в прошлом. Если это не так, то у ребенка нет никаких причин для его использования и в этот раз.

В свое время наша команда очень много работа­ла с мальчиком по имени Энтони, чтобы установить учебный контроль над его поведением. Всякий раз, когда Энтони был недоволен, он начинал кричать «Ой, ой, ой!». Так как словарный запас Энтони был неболь­шим, его родители спрашивали: «Когда он говорит „Ой!", испытывает ли он эмоциональную боль?» Вы­двигались теории о том, что он испугался, запутан, имеет сенсорные проблемы, чувство внутреннего дис­комфорта, а также что он просто не знает, что именно означает «Ой!». Все эти теории были возможными причинами такого поведения, однако изучение при­чин и последствий показало, что Энтони использовал такой тип поведения как способ привлечь внимание других людей или уклониться от ситуаций, в которых он не хотел бы участвовать.

Энтони, вероятно, слышал, что другие говорили «Ой!», когда получали травмы. Кроме того, он обна­ружил, что когда он, ударившись, говорит «Ой!», все немедленно оставляют свои дела и спешат прийти к нему на помощь. Он не только получал внимание, но также имел прекрасную возможность уклониться от требований. С течением времени Энтони начал го­ворить «Ой!», когда был недоволен своим положени­ем и хотел это изменить. Чем больше это поведение подкреплялось (то есть он получал то, что хотел), тем больше он использовал его. В конце концов он кричал «Ой!» даже тогда, когда ему был нужен карандаш дру­гого цвета, а не тот, который ему дали.

Лучшим способом повлиять на ненадлежащее ис­пользование мальчиком междометия «ой» было прекра­щение его дальнейшего подкрепления. Наша команда решила эту проблему путем применения последствия, называемого «гашение». Гашение (Ехйпсйоп) — это прекращение подкрепления поведения, которое в про­шлом подкреплялось. Всякий раз, когда вы имеете дело с поведением, имеющим длительную историю подкреплений, вы можете использовать технику гаше­ния, не подкрепляя нежелательное поведение впредь. При использовании этого метода любое поведение со­кратится в течение какого-то времени.

Энтони получал подкрепление, когда произносил «Ой!», потому что за этим часто следовало внимание, возможность уклониться от требований и получение возможности усилить контроль над окружающей об­становкой. Для гашения такого поведения мы долж­ны были удалить подкрепления, которые ранее за ним следовали. Не позволяя Энтони получить подкрепле­ние, когда он произносил «Ой!» (за исключением тех случаев, когда Энтони было действительно больно), мы уменьшили для него ценность этого звукосочета­ния. Без подкрепления «Ой!» стало исчезать. За очень короткое время Энтони отказался от ненадлежащего использования «Ой!», которое препятствовало его дальнейшему обучению. По сути, мы поддержали ис­пользование им звука «Ой!», когда это было уместно, но пресекли попытки его использования в неподходя­щее время. Этот пример использования гашения мож­но применять в неограниченном числе случаев менее желательного или проблемного поведения.

В зависимости от ребенка и ситуации гашение мо-ясет выглядеть по-разному. Существуют два основных метода гашения.

Первый метод гашения применяется, когда ваш ребенок хочет получить что-то от вас. Например, вы говорите по телефону, и ваш ребенок требует ваше­го внимания. Если ребенок получал ваше внимание в прошлом с помощью плача, он, скорее всего, будет плакать каждый раз, когда захочет, чтобы вы положи­ли трубку. Использование техники гашения поможет уменьшить проявления этого поведения. Откажитесь повесить трубку, когда ребенок плачет. Но поступай­те иначе, когда ваш ребенок перестает плакать, даже на короткое время. Кто-то может подсказать ему, как получить то, что он хочет, более подходящим спосо­бом: может быть, позвать вас по имени, или коснуться вашего плеча, или просто помочь ему найти интерес­ное занятие, пока вы говорите по телефону.

Как только ваш ребенок продемонстрирует один из этих конкурирующих типов поведения, можно бы­стро повесить трубку и оказать ему внимание, под­крепив новое, более приемлемое поведение. Ситуа­цию, когда вы говорите по телефону, можно создавать много раз в течение дня. Это позволит добиться же­лаемого результата быстрее, даже если вам придется притворяться, что вы отвечаете на звонок.

Часто ребенок ведет себя неприемлемо даже тог­да, когда полностью владеет вашим вниманием. На­пример, ваш ребенок хочет от вас чего-то, что он не может получить либо потому, что так решили ро­дители, либо потому, что он отказался от выполнения ваших инструкций. Поведение ребенка выражается в его нежелании попросить вас надлежащим образом о чем-либо или подождать, когда вы предоставите ему предмет по вашему усмотрению. Если в ситуации, когда ребенок завладел вашим вниманием, он ведет себя хуже, чем вы ожидаете, вы должны применить технику гашения. Способ применения гашения в этом случае — немедленно четко продемонстрировать, что выбор ребенка является неприемлемым для вас. К примеру, вы можете оборвать себя на полуслове и отвернуться от ребенка. Если ребенок теряет внима­ние своих родителей в то время, когда он хочет что-то от них получить, это воспринимается им как то, что он встал на неверный путь.

Вот как выглядела процедура гашения с 16-летним мальчиком по имени Макс, который мог использовать отдельные слова, чтобы попросить вещи, но предпо­читал обходиться без слов. Вместо этого он указы-, вал на предмет или тянул маму к желаемому объекту, то есть он хотел получить и объект, и помощь мамы. Нашей целью было научить Макса пользоваться сло­вами для того, чтобы попросить то, что он хотел.

При разработке учебного контроля мы показали Максу, что он всегда может получить то, что хочет, если выполнит наши инструкции. Кроме того, мы также должны были уменьшить ценность попыток тянуть маму к интересующим его предметам. Исполь­зование седьмой ступени учебного контроля в дан­ном случае означало не давать Максу то, что он хочет, когда он пытается притянуть маму за руку. Каждый раз, когда он пытался взять маму за руку, она должна была сложить руки так, чтобы он не мог их схватить. Ей же было поручено произнести название предме­та, который Макс хотел получить, и ждать, чтобы он его повторил. При попытке сына потянуть ее за руку, а не повторять название предмета, мама должна была отвернуться от него. Как только он прекращал попыт­ки тащить ее за руку, мама должна была повернуться к нему и повторить название предмета.

Эта процедура повторялась так часто, как было необходимо. Когда Макс повторял название предмета надлежащим образом или хотя бы произносил слово, близкое по звучанию, мама должна была взять его за руку и идти с ним, чтобы дать ему то, что он про­сил. Если она не знала, что он хотел, она должна была попросить его повторить: «Пойдем...» Как только он повторял, мама шла с Максом, пока он не показывал ей, что хотел получить. Потом, когда она могла убе­диться, что он был мотивирован, она произносила на­звание этого предмета, ожидая его повторения. Как только Макс понял, что использование слов будет по­ощрено (подкреплено), а попытки хватания за руку — нет, он начал использовать слова и больше не пытался тянуть маму за руку.

Эта процедура работает также и для «неговоря­щих» детей. Однако вместо просьбы повторить слова «иди сюда» мы просили таких детей сделать соответ­ствующий жест для выражения «иди сюда», а затем жест, означающий предмет, который их интересовал.

Техника гашения нежелательного поведения от­носительно легка, когда ваш ребенок использует неприемлемое поведение, желая получить что-либо.

Вы контролируете то, что ваш ребенок хочет заполу. чить, и именно вы принимаете решение, когда удо­влетворить желание ребенка. Напоминание себе о том, в чьих руках находится контроль за ситуацией, должно помочь вам оставаться спокойным и реагировать над­лежащим образом на любые проявления поведения ребенка.

Один из простейших методов, который вы може­те использовать, когда ребенок что-то хочет от вас и игнорирует инструкции или пытается использовать нежелательное поведение, чтобы получить это,— от­вернуться от него. Прежде чем что-либо получить, он постарается привлечь ваше внимание и заручиться ва­шим добровольным участием. Отвернувшись от него, вы определенно заявляете, что его поведение при­вело к потере вашего внимания. Как только он стал вести себя должным образом, вы можете повернуться к нему и еще раз произнести инструкцию. Вы должны быть готовы повторять эту процедуру до тех пор, пока ребенок не перестанет выбирать неприемлемый, с ва­шей точки зрения, тип поведения.

Овладев в достаточной степени учебным контро­лем, вы можете начать оценивать, насколько прием­лемым является поведение ребенка после того, как вы произнесли инструкцию. Был ли его ответ достаточно громким? Был ли довольно ясным? Пытался ли ре­бенок попросить без нытья? Смотрел ли вам в глаза? Не стоит задаваться этими вопросами на начальных стадиях освоения учебного контроля, так как пока еще вы только учитесь и набираетесь опыта. Одна­ко по мере овладения учебным контролем вы можете начать сосредотачиваться на других важных момен­тах, таких как объем ответа, ясность, наличие глазно­го контакта. Подобные задачи соотносятся с шестой ступенью учебного контроля, то есть будут зависеть 0т ваших текущих приоритетов в обучении. Напри­мер, вам придется выбрать, что в настоящее время является для вас большим приоритетом: сотрудни­чество без принуждения или качество ответа ре­бенка.

Даже если ваш ребенок следует указаниям, вы все равно должны иметь возможность подкреплять поведение в том порядке, который вы считаете пра­вильным. Если после следования указаниям ребенок захочет схватить подкрепление прежде, чем вы смо­жете его предоставить, остановитесь и попросите его продемонстрировать конкурирующее поведение. Конкурирующим поведением (СошреНп§ Вепауюг) на­зывается любое поведение, которое не может проис­ходить одновременно с рассматриваемым (в данном случае нежелательным) поведением. Например, вы можете попросить ребенка подождать или положить руки на колени (вместо того, чтобы схватить подкреп­ление). И вот тогда вы можете предоставить под­крепление, так как именно вы этого хотите.

Иногда ребенок захочет получить от вас что-то, что, по вашему мнению, он иметь не должен. Если он не принимает ответ «нет» и продолжает просить, жалуется или ведет себя нежелательным образом, вы должны рассмотреть эту ситуацию как требующую процедуры гашения. Жалобы или неприемлемые по­пытки убедить вас изменить свое решение вы можете прекратить аналогично тому, как это было описано выше. Основным отличием будет является то, что после того, как вы отвернулись от вашего ребенка, вы должны подождать, пока он прекратит свои попыт­ки изменить ваше решение. Как только он замолчит, вы можете подойти к нему с предложением поиграть с другим предметом или заняться чем-нибудь другим. Если он начинает просить нежелательный объект сно­ва или вести себя неприемлемо, вы должны немедлен­но отвернуться или уйти. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребенок не примет ваш ответ. Как только он это сделает, подкрепите позитивное реше­ние ребенка чем-то важным для него. В самом начале использования этой процедуры вы можете ожидать от ребенка лишь несколько секунд молчания, прежде чем попытаетесь вовлечь его в другую деятельность. Однако по мере того, как понимание ребенком данной процедуры будет все больше, время его спокойно- #| го поведения, прежде чем вы снова обратите на него внимание, должно увеличиться.

Второй метод гашения используется тогда, когда вам нужно, чтобы ребенок что-то сделал по вашей просьбе, но он отказывается или пытается уклонить­ся от выполнения вашего требования. Например, вы хотите, чтобы ваш ребенок оделся как положено, пре­жде чем отправится в школу, а он отказывается надеть обувь. Следовать седьмой ступени в этой ситуации сложнее, потому что вы не можете контролировать данное желание вашего ребенка, то есть использовать это желание как мотивацию или подкрепление. В этом случае вам остается то, что мы называем процедурой гашения избегающего поведения (Езсаре Ехтлпспоп). Это процесс, при котором ребенок не может укло-литься от учебной задачи или ситуации и вынужден подчиниться требованиям.

При использовании процедуры гашения избегаю­щего поведения вы не можете отвернуться или уйти от вашего ребенка после предъявления требования и получения неприемлемого ответа. Вам необходимо сделать прямо противоположное. Если вы что-либо потребовали от вашего ребенка и он не выполнил это требование, вам нужно продолжать повторять это тре­бование до тех пор, пока он не выполнит его.

Процедура гашения избегающего поведения включает в себя повторение вашей инструкции при одновременном блокировании попытки ребенка укло­ниться от выполнения требования. Это чрезвычайно трудно сделать, не заставляя ребенка подчиниться физически. Кроме того, это может привести к разру­шению тех дружеских отношений, над которыми вы столь тщательно работали. Кроме того, использование процедуры гашения избегающего поведения не по­зволит вашему ребенку уклониться и таким образом лишит его возможности сделать сознательный выбор, чтобы остановиться. Однако важно отметить: если вы проявите слабину и ваши инструкции окажутся невыполненными в подобной ситуации, вы, по сути, подкрепите нежелательное поведение ребенка и, как следствие, он не будет следовать вашим указаниям в будущем. Поэтому старайтесь избегать появления ситуаций, в которых потребуется применить процеду­ру гашения избегающего поведения.

Использование всех семи ступеней учебного кон­троля, как правило, приводит к тому, что техника га­шения попыток уклонения оказывается ненужной Однако если когда-либо вы решите ее использовать, постарайтесь довести процедуру до конца, то есть до выполнения ребенком вашего требования. Лучший способ убедиться, что ваш ребенок выполняет ваши указания надлежащим образом, — это своевременно помочь ему прийти к правильному ответу.

Если вам нужно использовать процедуру гаше­ния избегающего поведения, необходимо сначала проанализировать, почему ребенок не следует вашим инструкциям. Была ли ваша инструкция достаточно ясной? Достаточно ли вы подкрепляли этот вид дея­тельности в прошлом? Пытались ли раньше испра­вить подобную ситуацию при сильной мотивации и слабом подкреплении? Мог ли ребенок выполнить вашу инструкцию? Может быть, вы не используете, надлежащим образом дифференциальное подкреп­ление?

Использование дифференциальных подкреплений в данном случае означает, что вы можете начать под­креплять ребенка по-разному в зависимости от того, как выполнена задача. Дайте ему менее существенное подкрепление, если вы помогаете ему выполнить за­дание, более существенное, если он выполняет зада­ние самостоятельно, и самое лучшее подкрепление, если он делает это быстро и без подсказок. Это са­мое лучшее подкрепление станет стимулом для ваше­го ребенка выполнить подобное задание в будущем наилучшим образом. Именно повторение ситуаций,

которых лучший ответ будет связан в сознании ре­бенка с лучшим подкреплением, и станет мотивиро­вать его продолжать выбирать приемлемый тип пове­дения за пределами учебной комнаты.

В большинстве случаев вы сможете избежать трудных и нежелательных ситуаций, если поймете, как контролировать процесс взаимодействия с ре­бенком, и выделите себе достаточно времени, чтобы продумать свои действия. Вам следует знать, что как только в общении появляется командный язык, гармония нарушается, тогда как взаимодействия с использованием повествовательного языка всегда более-менее гармоничны. До тех пор, пока выраже­ние требования не воспринимается как угрожающее, ни одна из сторон не ожидает подвоха в процессе об­щения. Именно такое взаимодействие способствует развитию социальных навыков.

В программе АВАЛТЗ, разработанной в Кпозре-АВА, мы настоятельно рекомендуем, чтобы обще­ние между вами и вашим ребенком на 75 % состояло из повествовательных предложений и таким образом способствовало развитию социальных навыков ре­бенка. Другими словами, в каждой минуте времени, проведенной с вашим ребенком, только 15 секунд должны включать выражения требования и инструк­ций, а остальные 45 секунд следует отвести общению и использованию подкреплений.

Каждый раз, когда кто-либо императивным тоном адресует другому человеку какое-либо требование, он Добровольно передает этому человеку контроль над ситуацией. Человек, которому адресована просьба, получает контроль над ситуацией, потому что может выбрать, хочет он отвечать или нет.

Причина, по которой процесс гашения оказыва­ется настолько действенным, заключается в желании ребенка получить что-то от вас. Он привык, что его поощряют за определенное поведение, а теперь вы блокируете желаемый предмет, пока он не выберет другой тип поведения. Когда ребенок хочет чего-либо от вас — ситуацию контролируете вы. Вы решаете, когда, как долго и в какой степени он может иметь то, что хочет. И наоборот, попытка заставить ребенка делать что-то, когда вы не имеете контроля над его мотивацией, дает ему преимущество. Это означает, что теперь он решает, когда, как долго и в какой сте­пени вы можете иметь то, что просите.

Без глубокого понимания АВА/УВ большинство родителей, учителей и терапевтов часто дают детям такие инструкции, которые не могут обеспечить по­слушание, потому что у взрослых нет контроля над мотивацией ребенка. Это позволяет ребенку иметь постоянный контроль над ситуацией при взаимодей­ствии со взрослыми. Независимо от того, чего вы ожидаете от ребенка, ваше лучшее решение при ис­пользовании учебного контроля — это ждать, когда он попросит что-либо у вас до того, как вы попросите его о чем-либо. Если он отказывается выполнить вашу просьбу, значит, вы имеете дело с ситуацией гашения, которую вы можете контролировать.

Вот хороший пример того, как почти бескон­трольную ситуацию преобразовать в благоприятную учебную. Например, если вы хотите, чтобы ребенок цаДеЛ ботинки, вы можете попросить его слушаться, д затем имеет смысл подождать и подумать, доста­точно ли вы сделали для того, чтобы он выполнил вашу просьбу в надежде получить подкрепление. Если он не отвечает на вашу просьбу, вам придется использовать технику гашения избегающего поведе­ния, повторяя свои просьбы или применяя физиче­скую силу в случае, если он не согласится слушать­ся. Есть и другой вариант — уступить. Конечно, это не самый лучший выход. Повторюсь, лучший выход в этой ситуации — подождать, пока ребенок попро­сит что-то, с чем он действительно хочет играть, или пока он выразит желание перекусить.

Благодаря вашему полному контролю над поощре­ниями ребенок будет обращаться к вам с просьбами регулярно, и как только он продемонстрирует мотива­цию к чему-то, что находится под вашим контролем, в вашей власти будет использовать эту мотивацию, чтобы заставить ребенка следовать вашей инструк­ции. В ситуации, когда ребенок уже играет с поощре­нием, вы можете временно прекратить доступ к нему и попросить, например, надеть обувь. Если ребенок слушается и выполняет просьбу, вы можете поощрить его игрушкой, печеньем или любым другим матери­альным подкреплением из вашего списка либо при­думать что-то новое. Добавив социальное подкре­пление — похвалу («молодец», «спасибо», «отличная работа»), вы побудите ребенка отождествить ее с ма­териальным подкреплением и усилите положитель-иое подкрепление желательного поведения. Вклю­чите в ваш список как можно больше социальных подкреплений и используйте их в будущем. ДаЯ(е в том случае, если ребенок не отвечает на вашу прось. бу, вы имеете преимущество, потому что дадите ему понять: он не получит подкрепление, в котором заин-тересован, пока не выберет лучший тип поведения Процедура гашения избегающего поведения необ­ходима для уменьшения количества случаев непри-емлемого поведения, однако важно отметить, что существуют проблемы, которые сопутствуют этому процессу. Процедура гашения избегающего поведе­ния — это процесс «неразрешения» ребенку избежать учебного занятия или выполнения требования. При­веду пример. Мама не остановила Барри, когда он по­пытался уклониться от ее требований. Она разрешила ему уйти, но сделала так, что его выбор не принес ему удовлетворения. Другими словами, избегайте давать ребенку подкрепление в форме внимания или манипу­лирования вами, когда он использует поведение, веду­щее к уклонению от учебного занятия.

Не стоит физически останавливать ребенка, если он уходит или отказывается выполнять ваши требова­ния. Вместо этого сделайте вид, что его уход не про­изводит на вас особого впечатления. Этого можно добиться, сказав, например: «Я вижу, мы закончили играть», или «Ну, пока», или «Ну ладно, я вижу, ты не хочешь смотреть видео». Бессловесная реакция тоже может быть эффективной. Соберите ваш учеб­ный материал и подкрепления и идите в другую ком­нату. Не смотрите на ребенка или отвернитесь от него. Продолжайте манипулировать с предметами сами или вместе с другими детьми. Смотрите, чтобы ребенок не имел доступа к подкреплениям, пока он не вер­нется, чтобы закончить работу, которую оставил. Это побудит ребенка принять сознательное решение сле­довать вашим инструкциям, вернуться к учебному процессу и участвовать в нем.

Отпустить ребенка и ждать, когда он сам придет, намного эффективнее, чем пытаться заставить его продолжать занятие с вами против его воли. Каждое действие имеет противодействие. Насильно принудив ребенка к выполнению работы, вы только увеличите его сопротивление и усилите мотивацию избежать работы. Если вы хотите, чтобы ваше обучение было максимально продуктивным, ваш ребенок должен ре­шить сам, что это в его интересах — учиться с вами. Не настаивайте на этом решении. Наоборот, органи­зуйте среду ребенка, используя семь ступеней учебно­го контроля, чтобы обучение с вами стало для ребенка наиболее предпочтительным времяпрепровождением. Затем дайте ему возможность осознать это. Не ис­пользуйте технику гашения без крайней необходимо­сти: дети, которые решают вернуться к учебному про­цессу, скорее всего, уже не уйдут и, вероятно, проявят больше усердия.

Хотя техника гашения нежелательного поведения требует значительно меньше времени, чем техники предыдущих шести ступеней, использовать ее сле­дует как можно реже. И уж точно недопустимы лю­бые разговоры о применении силы, когда речь идет 0 дегях. Нет никакого смысла в том, чтобы удержи­вать позицию власти при взаимодействии с ребенком. Дети с аутизмом очень умны и в целом интуитивно понимают принципы поведения. В этой книге у^е говорилось о разных способах использования АВд с целью изменить поведение ребенка в обыденно^ жизни. Главное, помнить: передавая контроль над1 ситуацией ребенку, вы позволяете его проблемному поведению закрепляться, и это будет продолжаться до тех пор, пока, наконец, вы не сможете более за-ботиться о нем или помогать ему стать счастливым и независимым молодым человеком.

Стратегия использования гашения зачастую труд, на в практическом применении, и тем не менее это одна из наиболее полезных стратегий, способных помочь ребенку уменьшить использование непри­емлемого поведения и согласиться с принципами учебного контроля. Первые шесть ступеней призва­ны помочь увеличить частоту и качество проявлений позитивных типов поведения. Системное примене­ние всех семи ступеней значительно облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка. Так, если ребенок следует инструкциям и участвует в общении с вами, вы, в свою очередь, играете с ним и даете ему все его любимые игрушки — это та часть учебного контро­ля, которая позволяет провести вместе с ребенком как можно больше времени, наполненного радостью и смехом. Наоборот, эффект от использования тех­ники гашения не бывает быстрым. Результаты по­явятся лишь спустя какое-то время. Напомню, седь­мая ступень формирования учебного контроля долж­на использоваться тогда, когда ваш ребенок выбира­ет типы поведения, которые вы не хотели бы видеть впредь.

Типы нежелательного поведения, которые сопро­вождаются подкреплением, будут проявляться все чаше. Это связано с тем, что нечто в окружении ре­бенка постоянно подкрепляет аспекты его проблемно­го поведения. Техника гашения меняет направление этого процесса в обратную сторону, удаляя доступ к подкреплению. Если техника гашения используется последовательно, то благодаря блокированию досту­па к подкреплению проблемное поведение становится неактуальным, и таким образом вам удается обойтись без использования процедуры наказания. Но скорее всего, взамен проблемного поведения вы получите взрывную реакцию, или истерику.

Взрывная реакция — это период времени от мо­мента, когда искореняемое поведение становится более интенсивным, до момента, когда оно сходит на нет. Реакция взрыва, или взрывная реакция, обла­дает значительно большей силой, чем то поведение, которое вы хотите изменить. Периоды взрывных реак­ций часто длинны и трудны для преодоления. Как бы то ни было, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы преодолеть этот трудный этап.

Каждая взрывная реакция требует внимания и де­тальной проработки, и это единственный способ, с помощью которого вы можете получить полный контроль над ситуацией и продолжить развитие нала­женных отношений с ребенком. Как только вы попро­сите ребенка сделать что-то, что он делать не хочет (то есть откажется сотрудничать), начинайте исполь­зовать процедуру гашения этого поведения и по­старайтесь переждать истерику ребенка независимо от того, насколько она сильна. Если ребенок подвер­гает себя опасности во время истерики, вы должны защитить его. Если он угрожает вам, вы можете вый­ти из комнаты. Однако если вы решили использовать метод гашения, вы ни в коем случае не должны давать ребенку право выбора тактики поведения. Если вы да­дите ребенку то, что он хочет, вы покажете ему, что он может использовать это поведение всегда, когда не желает делать то, о чем вы его просите.

Наша команда в Кпозре-АВА имеет большой опыт работы с детьми с аутизмом, которые испытывают проблемы с поведением. Не так давно наш новый кон­сультант обратилась ко мне за советом по телефону. Она третий час работала с маленьким мальчиком, ко­торый был решительно настроен переждать ее жела­ние не дать ему подкрепление. Я попросил ее описать ситуацию и процедуры, которые были использованы. Выяснив, что процесс был проведен правильно, я по- # советовал ей сфокусироваться на подкреплении роди­телей. Это был их первый опыт, и потому было очень важно, чтобы они прошли через взрывную реакцию ребенка и увидели положительный результат в конце. Я знал, что если они не захотят переждать истерику и все-таки дадут подкрепление ребенку спустя три часа, они подведут самих себя и впредь будут полу­чать три часа истерик каждый раз, когда они откажут­ся соглашаться с требованиями своего ребенка.

Я попросил наших консультантов напомнить семье, что техника гашения — это не эксперимент, а способ уменьшить проблемное поведение, который имеет научное обоснование и широко применяется.

Мой опыт работы убедил меня в том, что если я по­следователен в применении техники гашения, я в ито­ге получу положительный результат. Получив заряд энергии благодаря моей непоколебимой уверенности, наши консультанты и родители вернулись к седьмой ступени учебного контроля. В итоге процедура от на­чала и до конца заняла 5 часов 15 минут (новый рекорд для Ктю§ре-АВА). Когда это было сделано, ребенок осознал, что мать, отец и консультанты не собираются сдаваться просто так. У него не осталось другого вы­бора, как перебороть свои желания и изменить такти­ку поведения. Он был ошеломлен, когда вся команда осыпала его поздравлениями, играми и сладостями. Мальчик вернулся к позитивному течению жизни, и сейчас ему требуется не более часа, чтобы выбрать желательный тип поведения.

При использовании техники гашения важно сле­дить за тем, чтобы ненароком не поощрить неприем­лемое поведение. В процессе использования гашения многие родители говорят «нет» или делают попытки объяснить ребенку, почему он не должен делать то или это. Однако слова — это не действия, и они не всегда имеют для ребенка то же значение, что и для взрослых. Вы можете сказать «нет» ребенку, но в то же время, обращаясь к нему, вы оказываете ему внимание, ко­торое он как раз и хочет получить! Если вы исполь­зуете слово «нет» или любое другое слово во время взрывной реакции, вы рискуете значительно увели­чить количество проявлений подобного поведения в будущем — поведения, которое вы пытаетесь пре­кратить.

Помните, что взрывные реакции могут спровоци­ровать новые типы поведения, которые ребенок рань­ше не использовал: он может бросаться на пол или угрожать что-нибудь сломать. Неговорящий ребенок может ударить или покусать себя. Говорящий может сказать, что ненавидит вас или что вы злой или без­умный. Это новое поведение отражает всего лишь бо­лее высокий уровень требований, который он исполь­зует, чтобы получить то, что хочет. И если вы никаким образом не покажете, что это новое поведение может увенчаться успехом, у вашего ребенка не будет при­чин использовать его снова.

Независимо от того, насколько интенсивны первые проявления взрывного поведения, принцип техни­ки гашения гласит: если вы сможете их перетерпеть, проблемное поведение пойдет на убыль. Еще важнее то, что если техника гашения используется постоянно и последовательно, нежелательное поведение исчез­нет из репертуара вашего ребенка навсегда.

Взрывная реакция станет менее длительной и ин­тенсивной, когда ваш ребенок поймет, что в результате проявления неприемлемого поведения он не получает никакой выгоды. Именно поэтому АВА/УВ предлага­ет технику гашения. Преодолеть трудные этапы за ко­роткое время, используя гашение, значительно лучше, чем использовать технику наказания, которая вклю­чает в себя намеренное использование последствий, которые, как вы полагаете, должны привести к умень­шению поведения в будущем. Часто эти последствия неприятны и приводят к возникновению враждебности по отношению к человеку, их применяющему. Техника гашения лучше потому, что не содержит негативного оттенка и проявляется лишь отказом дать ребенку неза­служенную награду.

Почувствуйте эту разницу, чтобы суметь постро­ить ваши отношения с ребенком без разрушения его доверия или желания быть с вами. Использование тех­ники гашения для уменьшения интенсивности прояв­ления проблемного поведения может быть сильным инструментом, однако если она используется непо­следовательно, это может привести к разрушающим итогам. Применяемая правильно, техника гашения позволит получить положительные результаты всего за несколько дней или недель и заметно уменьшить ко­личество проявлений проблемного поведения. Одна­ко если вы недостаточно подготовлены к тому, чтобы переждать все проявления взрывной реакции, вы толь­ко увеличите ее частоту и мощность.

Техника гашения — сильное оружие для умень­шения неприемлемого поведения, но помогает только тогда, когда вы владеете учебным контролем и исполь­зуете последовательно все семь ступеней. Технику га­шения практически невозможно применять без огра­ничения доступа к подкреплениям (без ограничения подкреплений), а ее использование без доверитель­ных отношений между вами и ребенком очень уто­мительно. Если же эту технику применяют родители, которые не имеют в виду того, что говорят, и говорят то, что не имеют в виду, она становится непоследова­тельной. Если родители не знают, что может служить подкреплением для их ребенка, они не смогут пред­ложить альтернативу взрывной реакции. Гашение без использования всех ступеней учебного контроле почти всегда оказывается бесполезным.

Многие дети с аутизмом любят смотреть видео Если это верно и для вашего ребенка, обучать его, ис­пользуя в качестве подкрепления видео, один из луч­ших способов начать овладевать учебным контролем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.048 с.)