Как повысить мотивацию ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как повысить мотивацию ребенка



 

Анализ вербального поведения не только помогает нам лучше понять функции языка и овладеть методо­логией обучения ребенка речи. Одно из существенных преимуществ метода анализа вербального поведения заключается в возможности научиться выявлять и ис­пользовать естественную мотивацию ребенка, чтобы него было желание освоить те навыки, которым вы котите его научить. Естественная мотивация образу-гся вследствие побуждающих условий (Е81аЪН§пш§ Орегапоп, ЕО). Побуждающие условия — это все фак­торы внешней среды и состояния организма, которые могут временно усиливать ценность подкрепления. Если есть что-то, что делает подкрепление более цен­ным для вас, то это усиливает вашу мотивацию ис­пользовать определенное поведение или показывать определенный навык, которые помогут вам получить подкрепление.

Фундаментальное положение АВА — эффектив­ное использование подкреплений. Подкрепление — это последствие, которое увеличивает вероятность проявления специфического поведения. За пятьдесят с лишним лет развития АВА был достигнут значи­тельный прогресс в создании методов, способству­ющих формированию у ребенка навыков или типов поведения, которые скорее приведут к получению какого-либо подкрепления. Однако именно метод анализа вербального поведения позволяет научить­ся тому, как использовать мотивацию, чтобы у ре­бенка возникло стремление освоить навык с самого начала.

И хотя термины «побуждающие условия» и «моти­вация» не являются синонимами, мы можем использо­вать слово «мотивация», когда нам нужно объяснить, как использовать побуждающие условия, чтобы по­мочь вашему ребенку учиться. Некоторые специали­сты предпочитают концентрироваться только на мо­тивирующей силе побуждающих условий и потому используют термин «мотивация действия» (Мопуапп§ Орегатлоп, МО). Какой бы термин вы ни выбрали, вы будете иметь дело с мотивацией. Я буду использовать более традиционный термин «побуждающие усло­вия», говоря о том, что мотивирует ребенка проявлять активное поведение.

Использование подкрепляющего стимула без мо­тивации оставляет вам единственный выбор: заста­вить ребенка признать ценность участия в занятии. Например, если вы хотите показать ребенку, что по­пытка попросить печенья закончится получением печенья, а ваш ребенок не хочет печенья на данный момент, то ваш единственный путь — это заставить ребенка просить вас о печенье. Однако если он хочет печенье во время обучения, у него будет мотивация попросить. Это позволит вам не заставлять его.

Если ваша цель — научить ребенка спокойно сидеть на месте во время выполнения задания, вы не должны применять физическую силу, чтобы застав­лять его сидеть. Заставлять ребенка сидеть до тех пор, пока он не выполнит задание и не получит награду, было типичной практикой в традиционных програм­мах на ранних этапах развития АВА. Однако когда ребенок испытывает давление, его естественная ре­акция — сопротивление. Попытка заставлять вашего ребенка сидеть на стуле во время занятия только уве­личит ценность желания уклониться от требования. Насильное, или принужденное, взаимодействие не со­четается с отношениями, основанными на взаимном уважении и доверии.

Доверие и уважение — это основа для развития на­выков социального общения у вашего ребенка. Вместо того чтобы заставлять ребенка оставаться на месте, вы должны применять семь ступеней учебного кон­троля (главы 5 и 6), и тогда проявление навыка спо­койно сидеть за столом станет выгодным для ребенка. Чтобы достичь этого, ограничьте все формы подкреп­лений; убедите ребенка, что его общение с вами бу­дет увлекательным; предлагайте разнообразные по­ложительные подкрепления за проявление навыков; не давайте подкрепления в том случае, если ребенок решит встать и уйти. Если вы все сделали правильно и последовательно, ваш ребенок со временем будет оставаться на рабочем месте все дольше и дольше. И, наконец, начнет проявлять инициативу, предлагая вам приступить к занятиям с ним к всеобщему удо­вольствию.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок продемон­стрировал навык или принял участие в занятии, вы должны предоставить ему возможность обнаружить стимул сделать это. Согласно методу анализа вер­бального поведения, ребенок проявит необходимый навык или примет участие в занятии с вами, если бу­дет убежден, что такой способ времяпрепровождения будет самым интересным и увлекательным в данный момент. Подкрепление и мотивация могут рассматри­ваться как побуждающие условия такого решения. Если вас спросят: «Почему ваш ребенок должен за­хотеть участвовать в этом занятии?», вы расскажете об использовании некоторых форм подкрепления или мотивации. Помните, подкрепляющий стимул — это то, что побудит ребенка проявлять определенный тип поведения снова и снова в будущем. Мотивация — это то, почему ваш ребенок захочет проявить определен­ный навык в конкретной ситуации.

Мотивация — это все то, что временно увеличи­вает ценность подкрепления и приводит к увеличе­нию частоты проявления поведения, которое имеет отношение к этому подкреплению. Если есть что-то, что делает подкрепление более ценным, мотивация получить его, продемонстрировав определенное по­ведение (или какой-либо навык), увеличивается. Так, холодная комната делает тепло (подкрепление) более ценным для вас и потому побуждает предпринять действия, которые в прошлом позволили вам согреть­ся (мотивация). Отсутствие денег в кармане увеличит ценность медного пятака, найденного на улице (под­крепление), и, вероятно, побудит вас поднять монету (мотивация). Чувство нездоровья увеличит ценность здоровья (подкрепление) и побудит принять горькое лекарство (мотивация). Использование мотивации в процессе обучения новым навыкам — одна из глав­ных причин того, что АВА очень эффективен в обуче­нии детей с аутизмом, однако применение АВА и УВ вместе окажется еще более эффективным.

Мотивация проявляется по-разному. Продемон­стрирую это на примере такого состояния, как жаж­да. Заодно попробую объяснить разницу между тра­диционной АВА-программой и программой АВА/УВ на примере ситуации, когда вы хотите научить ребен­ка слову «вода».

В традиционной программе обучение проводит терапевт. Терапевт показывает ребенку стакан с водой или картинку стакана с водой и просит ребенка: «По­кажи мне воду». Повторяющаяся практика этого на­выка, по идее, должна привести к тому, что ребенок поймет, что означает слово «вода» (пассивная речь). Для развития экспрессивной речи терапевт будет по­казывать на воду или картинку воды и говорить ре­бенку: «Скажи "вода"». Факт того, что ребенок будет постоянно показывать воду, когда его просят показать воду, и произносить слово «вода», когда его просят от­ветить на вопрос «что это?», будет означать, что ребе­нок усвоил значение слова «вода» — навык освоен. Чаще всего наградой служат конфета или печенье.

Обучение по методике АВА/УВ будет выглядеть иначе. Не стоит с самого начала обучать ребенка пассивной или экспрессивной речи. Целесообразнее использовать девять типов поведения, описанных в главе 8. И пока слово «вода» не будет отработа­но по всем этим девяти категориям, вы не сможете утверждать, что ребенок освоил значение слова «вода». Также не имеет смысла прибегать к искусственному подкреплению. Вместо этого следует начать с созда­ния ситуации, в которой ребенок естественным об­разом попросит воды. Напомню, что просьба — это запрос с целью получить предмет, заняться чем-либо или что-то узнать. Использование мотивации делает процесс обучения более естественным. Вы исполь­зуете жажду как мотивацию для работы над навы­ком попросить дать воды. Ребенок не может научить­ся просить о чем бы то ни было, если не хочет этого в действительности в тот момент, когда он это просит. Если он не хочет получить предмет, вы не научите его называть этот предмет.

Таким образом, вместо того, чтобы сидеть за сто­лом, лучше пойти с ребенком на улицу, поиграть и побегать, наслаждаясь совместным времяпрепро­вождением. Отождествление вас с подкреплением — вторая ступень учебного контроля. Сопутствующим явлением в этой ситуации станет создание вами мо­тивации утолить жажду. Как только у ребенка воз­никнет мотивация утолить жажду, вам останется только приготовить стакан с водой и подождать, пока ребенок попытается его получить. Если попыт­ка сделана, вы получили оптимальную ситуацию, которую можно использовать для того, чтобы начать обучение.

То, чему вы будете учить вашего ребенка, зависит от уровня его навыков в выражении просьб. Он может произнести слово «вода», использовать жест, озна­чающий воду, или произнести целую фразу с прось­бой дать выпить воды. Независимо от выбранного ребенком способа выражения просьбы вы будете ис­пользовать воду в качестве естественного подкрепле­ния в процессе успешного завершения работы над этим навыком. В процессе физической активности обучение навыку просить воду, скорее всего, приведет к желаемому результату. Использование естественно возникающих последствий в качестве подкрепления обучения заметно продвинет ребенка в освоении и са­мостоятельном использовании этого навыка.

Сравнив результаты двух подходов обучения слову «вода», вы убедитесь в том, что программа АВА/УВ имеет явное преимущество. В традиционном АВА ре­бенок научится отвечать «вода» на вопрос «что это?», когда он видит реальную воду или картинку стакана с водой. Наоборот, используя естественную мотива­цию утолить жажду, ребенок научится просить воду в любое время, когда действительно захочет пить. Как только ребенок может попросить воды, настало время начать обучение другой функции языка с использова­нием этого слова. Вы можете начать обучение пони­манию речи, попросив ребенка: «Покажи мне воду»; можете попросить обозначить ее с помощью вопро­са: «Что это?»; охарактеризовать: «Назови мне то, что ты пьешь». Понимание значений слова заключается в понимании его функций. У воды много функций, и прежде всего функция утоления жажды. Поэтому обучение будет иметь смысл, если у ребенка появится мотивация утолить жажду.

Использование в качестве основы для мотивации жаркой погоды, чувства жажды или голода — это все­го лишь один из множества способов повысить эффек­тивность учебного процесса. Ниже приведен список разных мотиваций, которые вы можете использовать для того, чтобы подтолкнуть вашего ребенка к при­обретению навыков, которым вы хотите его научить.

 

Как использовать мотивацию при обучении ребенка

• Ограничьте подкрепления. Первая ступень учеб­ного контроля объясняет, как контролировать подкре­пления, и отмечает, что такой контроль очень важен в процессе обучения. Контроль за подкреплениями ва­жен также и при создании мотивации ребенка. Не по­зволяя ребенку иметь свободный и легкий доступ к подкреплениям, вы делаете их более ценными и же­ланными при использовании в процессе обучения.

• Обучайте без ошибок. Система обучения, наце­ленная на успех, позволит вам обучать без принуж­дения, что исключит попытки ребенка уклониться от обучения. Независимо от того, какое подкрепле­ние вы используете, оно будет представлять большую ценность для вашего ребенка, если ребенок, наряду с поощрением, получит от вас достаточно поддержки и помощи при работе над навыком, а значит, будет бо­лее успешен в процессе обучения. Обучение без оши­бок мы обсудим в главе 10.

• Чередуйте типы заданий. Чередование разных типов задач в процессе обучения поможет ребенку из­бежать скуки от постоянного повторения инструкций и позволит сфокусироваться на инструкциях, которые вы ему даете, что приведет к повышению значимо­сти занятий. Постоянно варьируя учебные задания, вы избежите стереотипов в обучении. Если ребенок заметит стереотипный подход, например, при повто­рении вами однообразных инструкций, он тоже нач­нет отвечать стереотипно, а не осознанно — то есть на собственно вопросы. Видоизменение инструкций позволит ребенку сосредоточиться на содержатель­ной стороне обучения, а не на формальной.

•Чередуйте задания по степени сложности. Пере­ход от обучения легким навыкам к обучению более трудным снижает мотивацию ребенка. Когда задание трудновыполнимо, ценность подкрепления, которое вы предлагаете, падает. Однако чередование легких и трудных заданий увеличивает ценность подкрепле­ния, которое в этом случае становится более доступным.

• Уменьшайте интервалы между заданиями. Чтобы удержать внимание ребенка на подкреплении, которое вы предлагаете, и сократить время, в течение кото­рого он мог бы переключиться на другие предметы, способные уменьшить интерес к подкреплению, вам надо постараться сделать интервалы между предло­женными заданиями как можно более короткими.

• Поощряйте быстрый темп ответа. Разнообразные способы подкрепления быстрого и правильного отве­та поощряют ребенка в последующем давать быстрый и полный ответ. Это также побуждает его работать серьезнее, быть внимательнее к вашим инструкциям и отвечать вам в том темпе, который позволит ему по­лучить больше ценных, с его точки зрения, поощре­ний. Обучение навыку реагировать быстро является частью нормального процесса обучения.

• Давайте ребенку незаработанные подкрепления. Предоставление ребенку время от времени незарабо­танных им подкреплений может способствовать фор­мированию заинтересованности в получении больше­го количества таких подкреплений. Индустрия кино утверждает, что вероятность того, что люди пойдут на просмотр фильма, увеличится, если отрывки филь­ма покажут по телевизору. Мерцание зеркального шара в темной комнате значительно увеличит жела­ние ребенка получить этот шар и погасить свет внутри него. Попробовав чипсы, ребенок может захотеть по­лучить больше чипсов. Соленые чипсы могут помочь в создании мотивации попросить воды.

• Поощряйте прилагаемые усилия. Насколько про­сто получить подкрепление? Когда предмет, который вы хотите получить, выглядит недоступным, вы не бу­дете прилагать усилий, чтобы его получить, или за­тратите на это не очень много времени. Однако если вы считаете, что у вас неплохие шансы добраться до предмета, вы приложите значительно больше уси­лий. Человек может прогуляться до ближайшего мага­зина, чтобы купить шоколадку, но ценность покупки шоколада значительно упадет, если для этого ему при­дется ехать в центр города в час пик.

• Управляйте «перевесом на поле боя». Оказа­ние давления на ребенка может обернуться тем, что

0н начнет еще больше упираться. Если вы хотите, чтобы ребенок охотно следовал за вами, иногда мож­но позволить ему контролировать процесс общения между вами и выбирать направление деятельности согласно его желаниям. Использование процесса перевеса в вашу пользу на «поле боя» против аутиз­ма — целая концепция, которая будет рассмотрена в главе 15.

I

Мотивировать желание учиться можно, используя способы, которые предлагает метод анализа вербаль­ного поведения. Использование естественной мотива­ции исключит необходимость принуждения ребенка к участию в процессе обучения. Понимание того, как использовать список, представленный выше, а также другие формы мотивации, очень важно для успешно­го обучения. Комбинация мотивации и подкрепления станет условием, которое побудит вашего ребенка за­хотеть освоить навыки, которым вы хотите его обу­чить.

Понимание мотивации — это ключ к развитию вашей способности обучать, используя методы ана­лиза вербального поведения. Используя мотивацию и подкрепления в каждом случае общения с вашим ребенком, вы можете обучать, преодолевая пробле­мы, вызванные аутизмом. Многие традиционные программы АВА проигрывают, если не используют силу мотивации при обучении навыкам формирова­ния социальных отношений. Опытом, полученным при использовании мотивации в процессе обучения социальным навыкам, вы можете воспользоваться в период, когда будете обучать ребенка установле­нию социальных контактов, общению и взаимодей­ствию с другими людьми. Изучение метода АВА/УВ поможет вам узнать, почему ребенок захочет исполь­зовать эти навыки, и позволит разработать програм­му систематического обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.018 с.)