Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Долговые обязательства в учетной политике
В своей хозяйственной деятельности многие компании активно используют «чужие» денежные средства в виде кредитов или займов. Порядок обслуживания долговых обязательств заемщика в соответствии с нормативными документами бухгалтерского учета не содержит строгих правил учета. Это в свою очередь означает, что долговые обязательства должны стать элементом учетной политики организации - заемщика.
В настоящее время при ведении бухгалтерского учета экономические субъекты руководствуются нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ). Согласно статье 8 Закона N 402-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. В то же время пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, которые применяются последними, начиная с 01.01.2018 г. Для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлена лишь часть проектов ФСБУ («Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения» и «Некоммерческая деятельность»), ознакомиться с текстами которых можно на сайте: http://bmcenter.ru. Как сказано в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ, до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ. Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.
Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций, не относящихся к государственному сектору, выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период. Соответственно, пока основным нормативным документом, устанавливающим принципы формирования учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), которое с 06.08.2017 г. действует с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н».
Согласно пункту 2 ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Отметим, что данный распорядительный документ охватывает всю систему учета, начиная от способов группировки и оценки фактов деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Поэтому пункт 4 ПБУ 1/2008 обязывает в качестве приложений к учетной политике утверждать: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - способы оценки активов и обязательств; - правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля над хозяйственными операциями; - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, должны применяться всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Обратите внимание! По общему правилу пункта 5.1 ПБУ 1/2008 организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. Исключением из этого правила являются лишь дочерние компании, которые в силу пункта 14 статьи 21 Закона N 402-ФЗ обязаны применять способы учета, установленные материнскими организациями.
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета компании и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя. Причем вновь созданная компания должна утвердить свою учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации. В дальнейшем, исходя из того, что принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год, утверждать ее ежегодно не требуется. Однако перед началом очередного финансового года действующую учетную политику компании следует проверить на соответствие нормам бухгалтерского законодательства и при необходимости внести в нее нужные изменения. Согласно пункту 6 статьи 8 Закона N 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться при: • изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; • разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; • существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Имейте в виду, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не признается.
Отметим, что организации должны иметь учетную политику не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.11.2006 г. по делу N Ф04-7773/2006(28631-А46-26), учетная политика влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налогов.
Обратите внимание! В пункте 4 статьи 8 Закона N 402-ФЗ закреплено, что в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
В свою очередь пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.
Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы: - международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО); - положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам; - рекомендации в области бухгалтерского учета. На это указывает пункт 7.1 ПБУ 1/2008.
Обратите внимание! При этом организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее – УСВБУ), в такой ситуации вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Для справки: состав организаций, которые в силу Закона N 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, определен пунктом 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ.
При этом в силу пункта 6 ПБУ 1/2008 требование рациональности определяется не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, но и с учетом соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации. То же самое касается и ситуации, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации, на что указывает пункт 7.4 ПБУ 1/2008. Для справки: под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей отчетности. Организация самостоятельно относит информацию к несущественной, исходя как из ее величины, так и из характера.
Обратите внимание! Если организация до вступления в силу Приказа Минфина России N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ, которые, как известно, являются обязательными к применению. Такой вывод можно сделать на основании Рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.
Обратите внимание! Обновленная редакция ПБУ 1/2008 допускает возможность при формировании учетной политики отступать от общих правил ее формирования, предусмотренных пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008. Но это может быть только в исключительных случаях и при выполнении всех тех условий, которые прямо перечислены в пункте 7.3 ПБУ 1/2008. При этом организация, отступившая при формировании своей учетной политики от общих правил ее формирования, обязана раскрывать информацию об отступлении от них и о применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета. Требования к раскрываемой информации приведены в пункте 20.2 ПБУ 1/2008.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в разделе своей учетной политики, посвященном долговым обязательствам, организация должна осветить лишь те моменты, в части которых бухгалтерское законодательство: - предлагает несколько вариантов учета; - предписывает организации принять самостоятельное решение; - не содержит конкретного порядка учета операций, связанных с долговыми обязательствами.
Разрабатывая раздел бухгалтерской учетной политики, посвященный долговым обязательствам, организация должна руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 107н (далее – ПБУ 15/2008). Именно этим бухгалтерским стандартом пока обязано руководствоваться большинство российских компаний. Исключение составляют лишь кредитные организации и организации государственного сектора, на которые действие ПБУ 15/2008 не распространяется (пункт 1 ПБУ 15/2008).
Анализируя положения ПБУ 15/2008 можно сделать вывод, что в своей учетной политике организация-заемщик должна отразить: 1. Порядок отражения основной суммы долга по полученным кредитам и займам. Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организации как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре (пункт 2 ПБУ 15/2008). Следовательно, в рабочем плане счетов организации необходимо выделить субсчета, на которых компания будет учитывать основную сумму долга и сумму начисленных процентов соответственно. О том, что учет основной суммы долга и учет процентов ведется отдельно, говорит пункт 4 ПБУ 15/2008. Отметим, что ПБУ 15/2008 не требует подразделять задолженность организации по полученным займам и кредитам на краткосрочную и долгосрочную задолженность. Вместе с тем, пунктом 19 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н установлено, что в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Аналогичный вывод следует и из Письма Минфина России от 28.01.2010 г. N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год». На это указывают и разъяснения чиновников, приведенные в Письме Минфина России от 11.04.2011 г. N 07-02-06/42.
Следовательно, задолженность по кредитам и займам необходимо делить на долгосрочную и краткосрочную, несмотря на то, что об этом ничего не сказано в ПБУ 15/2008. Поэтому организация должна отразить в своей учетной политике положение о том осуществляет ли она перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывает находящиеся в ее распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.
2. Состав дополнительных затрат по займам и порядок их списания. В силу пункта 3 ПБУ 15/2008 дополнительными расходами по займам являются: - суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги; - суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора); - иные расходы, непосредственно связанные с получением займов.
Так как перечень дополнительных расходов по займам является открытым, то организация во избежание споров с налоговыми органами может в своей учетной политике привести свой состав расходов, которые будут ею учитываться в качестве дополнительных расходов, непосредственно связанных с получением кредитов и займов. Так, в качестве дополнительных расходов по займам и кредитам могут рассматриваться услуги по ксерокопированию, комиссия банка за сопровождение кредита, оплата налогов и сборов, потребление услуг связи и так далее. Во избежание возможных споров конкретный перечень дополнительных расходов целесообразно прописать в своем нормативном регламенте.
Дополнительные расходы по займам (кредитам) независимо от цели, на которые они получены, включаются в состав прочих расходов (пункт 8 ПБУ 15/2008). Причем учитываться они могут как единовременно в периоде, к которому относятся (пункт 6 ПБУ 15/2008), так и равномерно в течение срока действия договора (абзац 2 пункта 8 ПБУ 15/2008). Следовательно, организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике порядок включения дополнительных расходов в состав прочих расходов: - либо относить дополнительные расходы к прочим расходам в том отчетном периоде, в котором они произведены; - либо предварительно учитывать дополнительные расходы как дебиторскую задолженность, а затем включать их в состав прочих расходов равномерно в течение срока погашения долгового обязательства.
3. Порядок отражения расходов по займам и кредитам и признание процентов по кредитам и займам. Согласно пункту 4 ПБУ 15/2008 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете отдельно от основной суммы обязательства по полученному займу или кредиту. К расходам, которые связаны с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, относятся, в частности, проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу или кредитору. В соответствии с пунктом 6 ПБУ 15/2008 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (пункт 7 ПБУ 15/2008). Это подтверждают и финансисты в Письме от 29.01.2014 г. N 07-04-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год».
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 15/2008 проценты за пользование заемными средствами, включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов: - равномерно; - исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.
Исходя из того, что ПБУ 15/2008 содержит несколько вариантов учета процентов, организация должна выбрать свой метод и закрепить его использование в своем нормативном документе.
Обратите внимание! Организации, которые вправе применять УСВБУ, могут признавать все расходы по займам прочими расходами. Такое право указанным категориям фирм предоставлено пунктом 7 ПБУ 15/2008. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Если организация входит в круг вышеперечисленных компаний и не относится к экономическим субъектам, перечисленным в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, то она имеет право применять и упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В этом случае, если она намерена использовать данное право, то это вносится в ее учетную политику.
4. Учет начисленных процентов на вексельную сумму у векселедателя. В соответствии с пунктом 15 ПБУ 15/2008 начисленные проценты отражаются в составе прочих расходов: - в том отчетном периоде, в котором они начислены; - равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств.
Так как в части учета процентов на вексельную сумму ПБУ 15/2008 содержит два возможных варианта учета, то организация-векселедатель обязана избрать свой вариант, которым она будет руководствоваться в работе и закрепить его использование в учетной политике. Это положение является актуальным при получении займов под собственные векселя.
Обратите внимание! Так как ПБУ 15/2008 прямо не предусматривает, что начисленные проценты на вексельную сумму могут предварительно учитываться на счете 97 «Расходы будущих периодов», то сумма процентов по выданному векселю может отражаться в составе прочих расходов ежемесячно в течение срока, на который выдан вексель, исходя из количества календарных дней в месяце и общей суммы дисконта. Такой порядок учета процентов целесообразно прописать в своей учетной политике.
Выше мы уже отметили, что проценты по займам в некоторых случаях включаются в стоимость инвестиционного актива. Для справки: под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов. Учитывая это, в своей учетной политике компания-заемщик должна предусмотреть такие критерии отнесения имущества к инвестиционному активу, как: • длительность периода времени до предполагаемого включения имущества в состав основных средств, нематериальных активов или иных внеоборотных активов; • существенность расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление.
Если имущество отвечает выбранным критериям одновременно, то проценты по заемным средствам включаются организацией в стоимость инвестиционного актива. На это указывает и Письмо Минфина России от 18.08.2010 г. N 07-02-06/122. Кроме того, в учетной политике имеет смысл прописать механизм уменьшения начисленных процентов, включаемых в стоимость инвестиционного актива, на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, предусмотренный пунктом 10 ПБУ 15/2008.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.067 с.) |