Чтобы Информация о расчетах по налогу на прибыль организаций была правильно отражена в учете и отчетности, некоторые моменты в части применения пбу 18/02 следует закрепить в учетной политике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы Информация о расчетах по налогу на прибыль организаций была правильно отражена в учете и отчетности, некоторые моменты в части применения пбу 18/02 следует закрепить в учетной политике.



 

Вначале напомним, что с 01.01.2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ). Согласно ему все российские фирмы без исключения обязаны вести бухгалтерский учет и утверждать свою учетную политику. Пунктом 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ установлено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Между тем пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, которые применяются последними, начиная с 01.01.2018 г.

Для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор (далее – обычные организации) в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлена лишь часть проектов ФСБУ («Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты», «Незавершенные капитальные вложения» и «Некоммерческая деятельность»), ознакомиться с текстами которых можно на сайте: http://bmcenter.ru.

Как сказано в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ, до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у обычных организаций выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период. Одним из ПБУ, приравненных к ФСБУ, выступает Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н (далее – ПБУ 18/02).

Напомним, что ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых плательщиками данного налога (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также определяет взаимосвязь бухгалтерской прибыли (убытка) с налогооблагаемой прибылью (убытком).

 

Обратите внимание!

Если для большинства российских компаний нормы ПБУ 18/02 обязательны, то организации, обладающие правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – УСВБУ), применяют его инициативно. На это указывает как пункт 2 ПБУ 18/02, так и Информация Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – Информация N ПЗ-3/2016).

Решение о применении (неприменении) норм ПБУ 18/02 указанные организации в обязательном порядке должны закрепить в своей учетной политике.

 

Согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

- субъекты малого предпринимательства (далее – СМП);

- некоммерческие организации;

- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

В то же время в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ перечислены экономические субъекты, которые не имеют права применения УСВБУ.

К ним относятся:

- организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

- микрофинансовые организации;

- организации государственного сектора;

- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

- коллегии адвокатов;

- адвокатские бюро;

- юридические консультации;

- адвокатские палаты;

- нотариальные палаты;

- некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Исходя из этого, можно сказать, что правом применения УСВБУ обладают только организации, прямо названные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и при этом не упоминаемые в пункте 5 указанной статьи.

Имейте в виду, что перед принятием решения об отказе в части применения ПБУ 18/02 коммерческая организация должна проверить, относится ли она к субъектам малого бизнеса или нет. В противном случае, отказ от ведения учета возникающих разниц может повлечь за собой весьма негативные последствия для компании.

Напоминаем, что критерии отнесения организаций в состав субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон N 209-ФЗ).

Согласно указанной статье к субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая коммерческая компания, структура уставного капитала которой отвечает требованиям пункта 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, среднесписочная численность работников которой за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а доходы от бизнеса, определенные в соответствии с налоговым правом за тот же период в сумме по всем осуществляемым видам деятельности и всем налоговым режимам, не превышают 800 миллионов рублей.

Для справки: предельные значения дохода для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N 265.

 

Если названные условия выполняются, то коммерческая фирма вправе самостоятельно принимать решение о применении ПБУ 18/02.

 

Обратите внимание!

Если коммерческая компания представляет собой субъект среднего предпринимательства, то воспользоваться правом неприменения ПБУ 18/02 она не вправе. В частности, такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 25.03.2013 г. N 03-11-06/2/9208.

 

Несмотря на то, что ПБУ 18/02 действует уже давно, по мнению автора, не лишне будет напомнить основные правила его применения.

Начнем с того, что именно применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и отчетности компании различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в соответствующей налоговой декларации.

Кроме того, с помощью ПБУ 18/02 организация имеет возможность отражать в бухгалтерском учете:

- налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет;

- излишне уплаченный и (или) взысканный налог на прибыль;

- суммы произведенного зачета по налогу на прибыль в отчетном периоде;

- суммы налога, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов.

 

В силу пункта 3 ПБУ 18/02 разница между бухгалтерской прибылью (убытком) отчетного периода компании, образовавшаяся в результате применения различных бухгалтерских и налоговых правил признания доходов и расходов, состоит из постоянных и временных разниц.

Причем, в каком порядке организация будет вести их учет, она решает самостоятельно.

ПБУ 18/02 не запрещает вести учет разниц как непосредственно на счетах бухгалтерского учета, так и применять иной порядок. В качестве внесистемного способа учета, как вариант, можно рассматривать ведение специальных регистров (таблиц), где собирается информация о разницах по всем группам активов и обязательств.

Избранный вариант учета разниц организация должна закрепить в своей учетной политике.

Имейте в виду, что в бухгалтерском учете постоянные и временные разницы должны отражаться обособленно, при этом аналитический учет временных разниц осуществляется дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

 

Отметим, что в бухгалтерском учете под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:

- формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;

- учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

 

Случаи возникновения у организации постоянных разниц перечислены в пункте 4 ПБУ 18/02, причем данный перечень не является исчерпывающим!

 

Появление постоянных разниц влечет у организации возникновение постоянного налогового обязательства (актива), под которым понимается сумма налога, приводящая к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Постоянное налоговое обязательство (актив) признается в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, при этом его величина определяется как произведение постоянной разницы, на действующую ставку налога на прибыль.

Отметим, что сегодня общей ставкой налога на прибыль организаций по-прежнему является ставка в 20%.

Для справки: с целью временного перераспределения поступлений в бюджеты в 2017-2020 гг. налог на прибыль распределяется по бюджетам следующим образом:

- в федеральный бюджет - 3%;

- в бюджет субъектов Российской Федерации - 17%.

В свою очередь, под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Эти разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль, представляющего собой сумму, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Причем временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

- вычитаемые временные разницы;

- налогооблагаемые временные разницы.

 

Разницы, входящие в первую группу, при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Вторые - приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который наоборот должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

 

Отметим, что открытые перечни возникновения вычитаемых и налогооблагаемых временных разниц содержатся в пунктах 11 и 12 ПБУ 18/02 соответственно.

 

Та часть отложенного налога на прибыль, которая приводит к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах, называется отложенным налоговым активом (далее - ОНА).

 

Для признания ОНА в учете необходимо выполнение двух условий:

- наличие временной вычитаемой разницы;

- вероятность того, что организация получит налогооблагаемую прибыль в последующих периодах.

 

По общему правилу отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц. Единственным исключением, когда ОНА начислять не следует, является ситуация, когда у организации нет уверенности в том, что в последующих налоговых периодах вычитаемая временная разница будет погашена полностью или уменьшена.

Величина ОНА определяется как произведение вычитаемой временной разницы, возникшей в отчетном периоде, на действующую ставку налога на прибыль.

Изменение величины ОНА в отчетном периоде равняется произведению вычитаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную налоговым законодательством и действующую на отчетную дату.

В случае изменения ставки налога на прибыль пересчет ОНА производится на дату, предшествующую дате начала применения новой ставки с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета прибылей и убытков. Иными словами, ОНА пересчитывается на 31 декабря предыдущего отчетного года.

 

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых активов.

Отметим, что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета) для обобщения информации о наличии и движении ОНА предназначен счет 09 «Отложенные налоговые активы». При этом компания вправе самостоятельно принимать решение о степени детализации ведения аналитики по счету 09 «Отложенные налоговые активы».

 

В силу пункта 15 ПБУ 18/02 под отложенным налоговым обязательством (далее - ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Для отражения в бухгалтерском учете ОНО никаких дополнительных условий не нужно - они признаются в учете в периоде возникновения налогооблагаемых временных разниц.

При этом размер ОНО определяется путем умножения величины налогооблагаемой временной разницы, возникшей в отчетном периоде, на действующую ставку налога на прибыль.

 

Обратите внимание!

Как и в случае отложенных налоговых активов, изменение величины ОНО в отчетном периоде равняется произведению налогооблагаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на действующую в этом периоде ставку налога на прибыль.

В случае изменения ставки налога на прибыль величина ОНО подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененной ставки с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета прибылей и убытков.

 

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отложенные налоговые обязательства отражаются на балансовом счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Для ясности приведем пример отражения в учете отложенных налоговых обязательств.

 

Пример.

Предположим, что организация-лизингодатель передает оборудование в лизинг, которое числится на балансе лизингодателя. Срок действия договора составляет 5 лет.

Первоначальная бухгалтерская стоимость предмета лизинга составляет 1 200 000 руб. и равна его первоначальной налоговой стоимости. Срок полезного использования оборудования в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1, составляет 7 лет. Амортизация оборудования в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом. В целях налогообложения организация использует повышающий коэффициент в размере 3.

Из условий примера видно, что ежемесячная величина бухгалтерской амортизации составит 1 200 000 руб./7 лет/12 мес. = 14 285,71 руб., а в налоговом учете - 42 857,14 руб.

Причем в налоговом учете предмет лизинга будет самортизирован в три раза быстрее - в течение 28 месяцев по сравнению с 84 месяцами в бухгалтерском учете.

Вследствие этого в бухгалтерском учете лизингодатель в течение 28 месяцев будет вынужден признавать налогооблагаемую разницу в размере 28 571,43 руб. = (42 857,14 руб. - 14 285,71 руб.) и соответствующее ей ОНО в размере 5 714,29 руб. = (28 571,43 руб. х 20%).

Уменьшать ОНО организация будет после того как налоговая амортизация будет начислена полностью, то есть в течение оставшихся 56 месяцев срока полезного использования.

 

В бухгалтерском учете ежемесячно бухгалтер будет делать следующую запись:

- первые 28 месяцев:

Дебет 20 Кредит 02 - 14 285,71 руб. - начислена сумма амортизации;

Дебет 68 «Налог на прибыль» Кредит 77 - 5 714,29 руб. - отражено отложенное налоговое обязательство;

- оставшиеся 56 месяцев:

Дебет 20 Кредит 02 - 14 285,71 руб. - начислена сумма амортизации;

Дебет 77 Кредит 68 «Налог на прибыль» - 2 857,14 руб. (14 285,71 руб. х 20%) - уменьшено отложенное налоговое обязательство.

Окончание примера.

 

При составлении бухгалтерской отчетности компании следует иметь в виду, что в силу пункта 19 ПБУ 18/02 суммы налоговых активов и обязательств в бухгалтерском балансе могут отражаться:

- развернуто;

- свернуто.

 

Используемый организацией вариант отражения указанных сумм в бухгалтерском балансе необходимо закрепить в учетной политике.

 

Обратите внимание!

Пользоваться свернутой суммой ОНА и ОНО могут не все организации, а лишь те, которые в соответствии с требованиями налогового законодательства не формируют отдельные налоговые базы по налогу на прибыль (не имеют обслуживающих производств и хозяйств, не осуществляют операций с ценными бумагами и так далее).

 

Теперь, что касается определения текущего налога на прибыль.

Как следует из пункта 20 ПБУ 18/02, сумма налога на прибыль, рассчитанного исходя из бухгалтерской прибыли (убытка), представляет собой условный расход (условный доход) по налогу на прибыль.

При этом его величина определяется путем умножения бухгалтерской прибыли (убытка), сформированной в отчетном периоде, на действующую ставку налога на прибыль.

Условный расход (доход) по налогу на прибыль организация отражает на балансовом счете 99 «Прибыли и убытки» обособленно, поэтому в своем рабочем плане счетов организации следует предусмотреть для этих целей специальный субсчет.

 

Текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

Причем, в случае отсутствия у организации разниц любого вида (постоянных, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных), условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль.

Однако, как мы уже отметили в самом начале, такая ситуация на практике, представляет собой скорее исключение, чем правило.

Поэтому в своей учетной политике компании следует закрепить порядок определения текущего налога на прибыль. ПБУ 18/02 предоставляет компаниям возможность определять текущий налог на прибыль:

- на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02 (то есть с помощью расчета налоговых обязательств на основе постоянных и временных разниц).

- на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (без подтверждения данными бухгалтерского учета).

Избранный вариант определения текущего налога на прибыль компания должна закрепить в своем нормативном документе.

 

Обратите внимание!

Независимо от используемого метода определения текущего налога на прибыль его величина должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по указанному налогу.

 

Имейте в виду, что определение текущего налога на прибыль по данным налогового учета (на основе декларации) все равно не освобождает организацию от ведения учета постоянных и временных разниц и возникающих в соответствии с ними постоянных налоговых обязательств (активов), а также ОНА и ОНО.

 

Формирование учетной политики автономного учреждения

 

Автономные учреждения, обладающие правоспособностью юридических лиц, как и все иные российские организации, обязаны вести бухгалтерский учет и платить законно установленные налоги. Грамотное ведение бухгалтерского учета, как, впрочем, и правильное исчисление налоговых обязательств невозможно без такого инструмента, как учетная политика. О формировании учетной и налоговой политики автономного учреждения мы и поговорим далее.

 

Правовое положение автономных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон N 174-ФЗ).

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных для создания пунктом 3 статьи 50 ГК РФ, являются учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (подпункт 8 пункта 3 статьи 50 ГК РФ).

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статья 123.21 ГК РФ).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ).

 

Автономным учреждением (далее - АУ) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (статья 2 Закона N 174-ФЗ).

Как видим, автономные учреждения представляют собой унитарные некоммерческие организации, создаваемые в сферах деятельности, прямо предусмотренных Законом N 174-ФЗ или иными федеральными законами.

Создаются АУ либо путем учреждения, либо путем изменения типа существующего бюджетного учреждения. Учредителем автономного учреждения может выступать государство в лице Российской Федерации или ее субъекта, а также муниципальное образование. В первом случае АУ создается на базе имущества, находящегося в федеральной или региональной собственности, во втором - на базе имущества, составляющего муниципальную казну.

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя в лице органа государственной (муниципальной) власти, наделенного соответствующими функциями и полномочиями, поскольку при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (пункт 2 статьи 123.21 ГК РФ).

Основной деятельностью АУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Именно в рамках основной деятельности учредитель АУ устанавливает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. В соответствии с ним и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение осуществляет основную деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Наряду с этим АУ наделено правом выполнения (оказания) профильных работ (услуг) для граждан и организаций на платной основе (статья 4 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, уставная деятельность АУ может быть коммерческой и некоммерческой.

Помимо основной деятельности закон не запрещает АУ осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход, но при этом выдвигает требование о соблюдении следующих условий:

- иная деятельность служит достижению целей, ради которых создано АУ и соответствует им;

- иная деятельность прямо предусмотрена Уставом АУ.

Кроме того, автономное учреждение должно иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 5 статьи 50 ГК РФ).

 

Обратите внимание!

К отношениям по осуществлению АУ своей основной деятельности, а также к другим отношениям с его участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или Уставом АУ не предусмотрено иное (пункт 6 статьи 50 ГК РФ).

Если АУ ведет приносящую доход деятельность, то в этом случае на него в части осуществления «доходной» деятельности распространяются положения законодательства, применимые к коммерческим компаниям (пункт 1 статьи 2 ГК РФ, пункт 1 статьи 6 ГК РФ). Аналогичное мнение изложено и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

 

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляет учредитель АУ (пункт 3 статьи 4 Закона N 174-ФЗ). При этом финансирование осуществляется последним с учетом расходов:

- на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных на эти цели учредителем (за исключением сдачи указанного имущества в аренду с согласия учредителя).

- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В обязанности учредителя АУ входит и финансирование мероприятий, направленных на развитие АУ. Перечень таких мероприятий определяется самим учредителем, а финансирование осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета.

 

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания, а также порядок финансового обеспечения его выполнения определяются:

- Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе федерального имущества;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

- местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе муниципального имущества.

 

Обратите внимание!

Финансово-хозяйственная деятельность (далее - ФХД) автономного учреждения осуществляется на основании Плана ФХД, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. N 81н.

Отметим, что с 01.01.2020 г. названный выше документ утратит силу. С указанной даты ему на смену придет Приказ Минфина России от 31.08.2018 г. N 186н «О требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

 

АУ обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 2 Закона N 174-ФЗ). Помимо этого, они обязаны представлять бухгалтерскую отчетность и в налоговые органы, что следует из Писем ФНС от 11.11.2011 г. N ЕД-4-3/18935@ «Об обязанности автономных учреждений представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы», Минфина России от 28.03.2013 г. N 02-06-07/9937 «По вопросу о представлении в налоговые органы бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций сектора государственного управления».

Бухгалтерский учет АУ ведут в том же порядке, что и бюджетные учреждения, руководствуясь Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ), а документами в области регулирования бухгалтерского учета являются, в частности, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, предусмотренные Законом N 402-ФЗ (статья 21 Закона N 402-ФЗ).

Автономные учреждения пунктом 9 статьи 3 Закона N 402-ФЗ отнесены к организациям государственного сектора, федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для которых разрабатывает Минфин России в соответствии с Программой разработки ФСБУ для организаций государственного сектора на 2018 - 2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 28.02.2018 г. N 36н (далее – Программа).

Согласно Программе, с 01.01.2019 г. организации госсектора в дополнение к уже применяемым ФСБУ («Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов» и «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности») обязаны применять следующие утвержденные Минфином России документы:

- ФСБУ «Доходы» (Приказ Минфина России от 27.02.2018 г. N 32н);

- ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (Приказ Минфина России от 30.12.2017 г. N 274н) (далее – ФСБУ «Учетная политика);

- ФСБУ «События после отчетной даты» (Приказ Минфина России от 30.12.2017 г. N 275н);

- ФСБУ «Отчет о движении денежных средств» (Приказ Минфина России от 30.12.2017 г. N 278н);

- ФСБУ «Влияние изменений курсов иностранных валют» (Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 122н).

Названные ФСБУ прошли регистрацию в Минюсте России, а значит, при формировании учетной политики на 2019 г. следует исходить уже из новых правил бухгалтерского учета, предусмотренных для организаций государственного сектора утвержденными федеральными стандартами.

До утверждения оставшихся ФСБУ, предусмотренных Программой, следует руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России и Центральным банком Российской Федерации до 01.01.2013 г., (пункт 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ).

Автономные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с:

- Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), устанавливающими общие правила ведения бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

- Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. N 183н (далее – План счетов N 183н).

 

Как следует из названных документов, применяемых автономными учреждениями, в целях ведения бухгалтерского учета они должны иметь свою учетную политику.

Учетной политике экономического субъекта посвящена статья 8 Закона N 402-ФЗ, согласно которой под учетной политикой АУ понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранная автономным учреждением для своей учетной работы.

Организации самостоятельно формируют свою учетную политику, при этом законом предусмотрено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета организацией выбирается один из способов ведения бухгалтерского учета, допускаемых федеральными стандартами.

Иными словами, если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, то субъекту учета необходимо выбрать такой метод и установить его в рамках своей учетной политики, на что указано в Методических рекомендациях по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», направленных для руководства Письмом Минфина России от 31.08.2018 г. N 02-06-07/62480 (далее – Методические рекомендации).

Закон N 402-ФЗ определяет лишь главные принципы учетной политики, а конкретные правила ее формирования для организаций государственного сектора установлены ФСБУ «Учетная политика». Согласно пункту 7 названного документа АУ формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, ФСБУ «Учетная политика», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, АУ по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований ФСБУ «Концептуальные основы».

На обязанность формирования учетной политики АУ указывает и пункт 6 Инструкции N 157н, согласно которому АУ в целях организации ведения бухгалтерского учета обязаны формировать свою учетную политику, исходя из специфики своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения.

 

Пунктом 9 ФСБУ «Учетная политика», Инструкцией N 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, обязательно утверждаются:

 

- методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Согласно пункту 52 ФСБУ «Концептуальные основы», оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости - в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются:

а) метод рыночных цен;

б) метод амортизированной стоимости замещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.111 с.)