Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения
Формирование учетной политики любой организации представляет собой весьма нелегкую процедуру. Ведь в своем регламенте нужно не только закрепить используемые методы учетной работы, но и учесть цели, которые преследует компания – снижение трудозатрат или же уменьшение размеров налоговых платежей. Понятно, что для этого многовариантные методы бухгалтерского и налогового учета необходимо тщательно проанализировать и сопоставить между собой.
Напомним, что с 01.01.2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), обязывающий всех экономических субъектов, в состав которых включены, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета. Утверждать свою учетную политику для целей налогообложения организации обязаны и в целях уплаты налогов, на что указывают положения налогового законодательства Российской Федерации. Причем цели и задачи у каждой из указанных политик свои. Так, бухгалтерская учетная политика утверждается организацией для ведения бухгалтерского учета, целью которого является формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом объектами бухгалтерского учета выступают: Ø факты хозяйственной жизни экономического субъекта; Ø активы; Ø обязательства; Ø источники финансирования деятельности; Ø доходы; Ø расходы; Ø иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на что указывает статья 11 НК РФ. Закон N 402-ФЗ определяет бухгалтерскую учетную политику как совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета, которая применяется последовательно из года в год.
Статьей 8 Закона N 402-ФЗ установлено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Между тем пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, а для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, ФСБУ существуют только в виде проектов. В соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлены проекты ФСБУ «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», а также «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.
В то же время на основании статьи 30 Закона N 402-ФЗ у нефинансовых организаций негосударственного сектора пока в роли ФСБУ выступают действующие положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г.
Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии». Кроме того в части не противоречащей Закону N 402-ФЗ не запрещено применять и иные правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (например, методические указания по учету конкретных объектов учета, разработанные Минфином России в дополнение к ПБУ).
При этом конкретные правила формирования бухгалтерской учетной политики пока регулируются нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008).
Для справки: напоминаем, что с 06.08.2017 г. ПБУ 1/2008, действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н (далее – Приказ N 69н) который не только привел текст ПБУ 1/2008 в соответствие с Законом N 402-ФЗ, но и изменил общие правила формирования учетной политики. Теперь пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008. Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, в общем случае организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы: - международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО); - положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам; - рекомендации в области бухгалтерского учета. На это указывает пункт 7.1 ПБУ 1/2008. При этом организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее – УСВБУ), при отсутствии в ФСБУ установленного способа учета при разработке собственного способа учета может руководствоваться исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Все иные компании так поступать вправе только в том случае, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации, на что указывает пункт 7.4 ПБУ 1/2008. Обратите внимание! Если организация до вступления в силу Приказа N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ. Такой вывод можно сделать на основании Рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.
И, хотя, отрасли права, применяемые организацией для формирования бухгалтерской и налоговой политики, различны, нормы бухгалтерского и налогового учета во многом совпадают, что в свою очередь говорит о наличии одинаковых основных элементов учетных политик. Практика показывает, что зачастую организации, применяющие общую систему уплаты налогов, стремятся максимально сблизить свой бухгалтерский и налоговый учет. В основном это связано с нежеланием применять нормы такого бухгалтерского стандарта, как Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н (далее – ПБУ 18/02). Учитывая всю сложность норм ПБУ 18/02, причина вполне понятна, так как применение ПБУ 18/02, увеличивает трудозатраты бухгалтера на порядок. Поэтому если организация намерена сближать бухгалтерский учет с учетом налоговым, то целесообразно в обоих видах учетов (там, где это возможно) применять одинаковые методы (способы) учета доходов (расходов), активов, обязательств и так далее. Если же организация преследует целью оптимизацию налоговой нагрузки, то при формировании своего учетного регламента следует использовать те способы, применение которых позволит уменьшить размер налоговых платежей в казну. Учитывая это, при формировании своей учетной политики бухгалтеру вначале следует сопоставить вариантные методы бухгалтерского и налогового учета, а затем выбрать и закрепить те, которые наиболее отвечают интересам компании. Чтобы облегчить работу бухгалтеру представим в виде таблицы основные элементы учетной политики, которые нужно сопоставить при формировании своего внутреннего регламента, применяемого в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
Обратите внимание! Данная таблица составлена исходя из действующих ПБУ, выступающих пока аналогами ФСБУ. В тоже время следует понимать, что при утверждении соответствующих ФСБУ сравниваемый состав элементов учетной и налоговой политики может существенно измениться!
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.009 с.) |