Сопоставление учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения



 

Формирование учетной политики любой организации представляет собой весьма нелегкую процедуру. Ведь в своем регламенте нужно не только закрепить используемые методы учетной работы, но и учесть цели, которые преследует компания – снижение трудозатрат или же уменьшение размеров налоговых платежей. Понятно, что для этого многовариантные методы бухгалтерского и налогового учета необходимо тщательно проанализировать и сопоставить между собой.

 

Напомним, что с 01.01.2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), обязывающий всех экономических субъектов, в состав которых включены, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.

Утверждать свою учетную политику для целей налогообложения организации обязаны и в целях уплаты налогов, на что указывают положения налогового законодательства Российской Федерации.

Причем цели и задачи у каждой из указанных политик свои. Так, бухгалтерская учетная политика утверждается организацией для ведения бухгалтерского учета, целью которого является формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом объектами бухгалтерского учета выступают:

Ø факты хозяйственной жизни экономического субъекта;

Ø активы;

Ø обязательства;

Ø источники финансирования деятельности;

Ø доходы;

Ø расходы;

Ø иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

 

Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на что указывает статья 11 НК РФ.

Закон N 402-ФЗ определяет бухгалтерскую учетную политику как совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета, которая применяется последовательно из года в год.

Статьей 8 Закона N 402-ФЗ установлено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Между тем пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, а для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, ФСБУ существуют только в виде проектов.

В соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлены проекты ФСБУ «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», а также «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.

 

В то же время на основании статьи 30 Закона N 402-ФЗ у нефинансовых организаций негосударственного сектора пока в роли ФСБУ выступают действующие положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Кроме того в части не противоречащей Закону N 402-ФЗ не запрещено применять и иные правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (например, методические указания по учету конкретных объектов учета, разработанные Минфином России в дополнение к ПБУ).

 

При этом конкретные правила формирования бухгалтерской учетной политики пока регулируются нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008).

Для справки: напоминаем, что с 06.08.2017 г. ПБУ 1/2008, действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н (далее – Приказ N 69н) который не только привел текст ПБУ 1/2008 в соответствие с Законом N 402-ФЗ, но и изменил общие правила формирования учетной политики.

Теперь пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.

Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, в общем случае организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы:

- международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО);

- положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- рекомендации в области бухгалтерского учета.

На это указывает пункт 7.1 ПБУ 1/2008.

При этом организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее – УСВБУ), при отсутствии в ФСБУ установленного способа учета при разработке собственного способа учета может руководствоваться исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Все иные компании так поступать вправе только в том случае, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации, на что указывает пункт 7.4 ПБУ 1/2008.

Обратите внимание!

Если организация до вступления в силу Приказа N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ. Такой вывод можно сделать на основании Рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.

 

И, хотя, отрасли права, применяемые организацией для формирования бухгалтерской и налоговой политики, различны, нормы бухгалтерского и налогового учета во многом совпадают, что в свою очередь говорит о наличии одинаковых основных элементов учетных политик.

Практика показывает, что зачастую организации, применяющие общую систему уплаты налогов, стремятся максимально сблизить свой бухгалтерский и налоговый учет. В основном это связано с нежеланием применять нормы такого бухгалтерского стандарта, как Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н (далее – ПБУ 18/02). Учитывая всю сложность норм ПБУ 18/02, причина вполне понятна, так как применение ПБУ 18/02, увеличивает трудозатраты бухгалтера на порядок. Поэтому если организация намерена сближать бухгалтерский учет с учетом налоговым, то целесообразно в обоих видах учетов (там, где это возможно) применять одинаковые методы (способы) учета доходов (расходов), активов, обязательств и так далее.

Если же организация преследует целью оптимизацию налоговой нагрузки, то при формировании своего учетного регламента следует использовать те способы, применение которых позволит уменьшить размер налоговых платежей в казну.

Учитывая это, при формировании своей учетной политики бухгалтеру вначале следует сопоставить вариантные методы бухгалтерского и налогового учета, а затем выбрать и закрепить те, которые наиболее отвечают интересам компании.

Чтобы облегчить работу бухгалтеру представим в виде таблицы основные элементы учетной политики, которые нужно сопоставить при формировании своего внутреннего регламента, применяемого в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

 

Обратите внимание!

Данная таблица составлена исходя из действующих ПБУ, выступающих пока аналогами ФСБУ. В тоже время следует понимать, что при утверждении соответствующих ФСБУ сравниваемый состав элементов учетной и налоговой политики может существенно измениться!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.009 с.)