Диагностика профессиональных намерений учащихся (Э.Ф.Зеер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика профессиональных намерений учащихся (Э.Ф.Зеер)



Намерение – сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека. Оно организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей.

Намерение формируется, во-первых, когда цель деятельности отдалена и её достижение отсрочено, во-вторых, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы.

Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определённым видом деятельности и совершенствованию в нём, опирающееся на профессиональное самоопределение.

 

Опросник «Профессиональные намерения»

Инструкция: обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.

 

Текст опросника

1. Чем вы думаете заняться после обучения в школе?

а) продолжить обучение в ВУЗе

б) поступить в техникум

в) поступить в колледж

г) работать

д) работать и учиться

е) не определился

ж) ваш личный ответ__________________________________

2. Какой профессии вы бы хотели посвятить себя?

а) рабочего

б) инженера

в) преподавателя

г) юриста

д) ваш личный ответ__________________________________

3. Знания, по каким предметам необходимы представителю избранной вами профессии в первую очередь?

4. Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.

5. Каковы ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?

а) представляю хорошо (дать краткое описание условий)

б) имею некоторое представление (какое?)

в) не представляю.

6. Каким образом вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?

а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для овладения профессией

б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии

в) развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии

г) занимаюсь формированием качеств, компенсирующих недостающие способности

д) ваш личный ответ__________________________________

7. Проявляются ли у вас профессионально важные качества

а) в процессе учебной деятельности?

б) на семинарах, факультативных занятиях?

в) во время самостоятельной работы?

г) не выявлено проявлений.

8. Знаете ли вы, где можно получить подготовку по избранной профессии?

а) да (дайте развернутый ответ)

б) нет.

9. Где и что вы читали или узнали о выбранной профессии?

а) в художественной литературе

б) в научно-популярной литературе

в) в специальной литературе

г) ваш личный ответ___________________________________

10. С кем вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?

а) с родителями

б) со сверстниками

в) с преподавателями

г) ни с кем

д) ваш личный ответ____________________________________

11. Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной вами, которыми вы могли бы успешно овладеть?

а) да, имеются (напишите, какие)

б) нет

в) не знаю.

12. В каком классе вы осуществили свой профессиональный выбор?

а) в 7-м классе

б) в 8-м классе

в) в 9-м классе

г) в 10-м классе

д) в 11-м классе.

13. Что мешает вам в осуществлении профессионального самоопределения?

а) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо

б) плохая информированность о профессиях

в) неуверенность в себе, низкая самооценка

г) неуспех в выполнении многих дел

д) напишите другие причины______________________________

14. Своё решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным?

а) да (напишите аргументы)

б) нет.

15. Кто в наибольшей степени повлиял на ваш выбор профессии? Проранжируйте предлагаемые варианты ответов.

а) родители

б) учителя

в) сверстники

г) ваш личный ответ______________________________________

16. Что для вас было наиболее важным при выборе профессии?

а) желание принести пользу обществу

б) представление о высоком социальном статусе профессии

в) возможность хорошо зарабатывать

г) интерес, творчество в работе

д) соответствие работы личным возможностям

е) ваш личный ответ___________________________________

17.Чтобы стать хорошим специалистом, по вашему мнению, нужно:

а) получить профессиональную подготовку в ВУЗе

б) окончить техникум

в) окончить колледж

г) попробовать себя в выбранной профессии.

18. Как часто преподаватели рассказывают о профессиях на занятиях?

а) часто

б) изредка

в) очень редко

г) не рассказывают.

19. Как вы предпочитаете работать?

а) индивидуально

б) коллективно.

20. В процессе профессиональной деятельности что вам больше понравится?

а) быть исполнителем

б) быть организатором

в) руководить.

21. На каких предметных факультативах вы занимаетесь? Или планируете заниматься?

22. Какая область знаний увлекает вас в большей степени?

а) о природе

б) об искусстве

в) о технике

г) о человеке

д) об экономике

е) ваш личный ответ_____________________________________.

 

Обработка и интерпретация результатов.

Все вопросы группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из него. В качественный анализ включаются:

1. Жизненные планы старшеклассника (вопросы 1, 2, 6 - в, г, 12, 13, 16, 17, 20, 22).

2. Увлечения и профессиональные намерения (вопросы 2, 9, 11, 12, 19, 20, 21, 22).

3. Знания о профессии (вопросы 3, 4, 5, 6 – а, г, 11, 12, 17, 21, 22).

4. Оценка своей пригодности к профессии (вопросы 4, 7, 9, 11, 12, 13, 21).

5. Эффективность профориентационной работы (вопросы 6 –б, в, 8, 9, 10, 12, 13-б, 14, 15, 18, 22).

При обработке ответов особое внимание обратить на личные ответы учащихся. Результаты исследования сопроводить графиками, подробной интерпретацией данных.

На основе полученных результатов устанавливается обоснованность профессиональных намерений. На основании выявленных проблем составляется план мероприятий с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 2062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.013 с.)