Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идёт по пятибалльной системе: 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, 4-проявляется постоянно, но не так сильно, 3-не очень проявляется, 2-проявляется противоположное отрицательное качество, 1-сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Направление активности
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Группа активна, полна творческой энергии
|
|
|
|
|
| 1.Группа инертна, пассивна
|
2.Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учёба, совершенствование в профессии)
|
|
|
|
|
| 2.Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, развлечения и т.д.
|
3.В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели
|
|
|
|
|
| 3.Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели
|
4.Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности
|
|
|
|
|
| 4.В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми
|
5.В группе более всего уважают коллективистов, делающих всё ради других
|
|
|
|
|
| 5.Популярные члены группы – эгоисты, живущие лишь для себя
|
6.Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом
|
|
|
|
|
| 6.У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом
|
7.Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами
|
|
|
|
|
| 7.У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп
|
8.Группу отличают устойчивые интересы
|
|
|
|
|
| 8.Группу отличает быстрая смена интересов
|
9.Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле
|
|
|
|
|
| 9.Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле
|
10.Актив, ядро группы ведёт её на общественно-полезные дела
|
|
|
|
|
| 10.Актив ведёт группу на антиобщественные дела
|
11.В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищённости
|
|
|
|
|
| 11.Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», в ней пренебрежительно относятся к слабым
|
Организованность
|
1.В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи
|
|
|
|
|
| 1.При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты
|
2.Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности
|
|
|
|
|
| 2.Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьёзно, по принципу «кого-нибудь, только не меня»
|
3.Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом
|
|
|
|
|
| 3.Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно
|
4.Трудные условия, неожиданные сильные воздействия ещё более сплачивают группу
|
|
|
|
|
| 4.В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до её полного распада
|
5.Неудача в достижении групповой цели приводит к ещё большему единству и сплочению группы
|
|
|
|
|
| 5.Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до её полного отказа от реализации данной цели
|
6.Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами
|
|
|
|
|
| 6.Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними
|
7.Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду
|
|
|
|
|
| 7.Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду
|
8.Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия
|
|
|
|
|
| 8.Группа не способна к согласованию своих действий
|
9.Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство
|
|
|
|
|
| 9.Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом
|
10.Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования
|
|
|
|
|
| 10.К сохранению группы её члены относятся безразлично. Группа легко поддаётся расформированию или даже способствует ему
|
11.Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся её авторитетными и полномочными представителями
|
|
|
|
|
| 11.Группа не имеет хороших, способных организаторов
|
Коммуникативность
|
1.Группа имеет чёткое единое суждение о возможностях её действительных организаторов
|
|
|
|
|
| 1.Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о её организаторах противоречиво
|
2.Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению
|
|
|
|
|
| 2.Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы
|
3.Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всём, что касается группы: её задачах, внутригрупповых отношениях, её месте среди других групп, результатах её деятельности и т.д.
|
|
|
|
|
| 3.В группе не знают о её задачах, внутригрупповых отношениях, её месте среди других групп, результатах её деятельности и т.д.
|
4.Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач
|
|
|
|
|
| 4.В группе нет взаимопонимания при решении общих задач
|
5.При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных её членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение
|
|
|
|
|
| 5.Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных её членов
|
6.В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создаёт новое общественное мнение
|
|
|
|
|
| 6.Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям
|
7.При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений
|
|
|
|
|
| 7.Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий
|
8.Группа имеет единое и чёткое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках
|
|
|
|
|
| 8.В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках
|
9.Группа верно, единодушно оценивает своё место среди других групп
|
|
|
|
|
| 9.Группа неверно и противоречиво оценивает своё место среди других групп
|
10.Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения
|
|
|
|
|
| 10.Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими её членами враждебно и способствуют разъединению группового мнения
|
11.Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков
|
|
|
|
|
| 11.Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству
|
Психологический климат
|
1.Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе
|
|
|
|
|
| 1.Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе
|
2.Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия
|
|
|
|
|
| 2.Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия
|
3.Стремление к совместности переживаний события, жизненных явлений, произведений искусства
|
|
|
|
|
| 3.Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний
|
4.Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы
|
|
|
|
|
| 4.Успехи и неудачи группы оставляют членов группы равнодушными
|
5.Успехи или товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций
|
|
|
|
|
| 5.В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упрёки и критика исходят из желания унизить, оскорбить
|
6.В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой
|
|
|
|
|
| 6.В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.
|
7.Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему
|
|
|
|
|
| 7.В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому
|
8.В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность
|
|
|
|
|
| 8.Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу
|
9.Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание её поведения
|
|
|
|
|
| 9.Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения
|
10.Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности
|
|
|
|
|
| 10.Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности
|
11.Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела
|
|
|
|
|
| 11.Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях
|
Интегративность группы ведёт к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Согласованность мнений и действий, готовность каждого члена группы взять на себя инициативу и повышенную ответственность.
Кроме того, оценивается такая подготовленность группы, как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.