Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заочная экскурсия «Приметы зимы».
– В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский: Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! – Как поэт называет зиму? – Что изменилось в природе с ее приходом? – Назовите признаки зимы: 1. Стало холодно. 2. Снеговой покров. 3. Замерзание почвы и водоемов. 4. Дни короткие, ночи длинные. 5. Стало мало птиц, исчезли насекомые. 6. Растения спят. 7. Некоторые животные меняют окраску. – Как изменилась температура воздуха с приходом зимы? – Погода стала только морозной? – Бывают ли зимой потепления? – Как они называются? Оттепел ь – это кратковременное потепление зимой. Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев. – Какое небо зимой? (Серое зимнее. Красивых летних облаков на небе не увидишь.) – Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь.) – Что произошло с почвой зимой? – Какие изменения произошли с водой в водоемах? – Какова продолжительность дня и ночи? – А как зимой изменилась жизнь животных? (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка – серой.) Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней... С. А. Есенин – Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит.) – Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы? (Изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры – наличием малого количества солнечного тепла.) – Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. – А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопросы: какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму? Чтение стихотворений детьми. Чародейкою зимою Околдован лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. Ф. И. Тютчев Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна... Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка... А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна... С. А. Есенин – Что такое метель? Метель – сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. – Как ведут себя зима и метелица? – А знаете ли вы, какой у зимы дом? – Какие половицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете? Декабрь год кончает, зиму начинает. В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает. Мороз железо рвет и на лету птицу бьет. Скатерть бела, весь свет одела. – Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью. – Рассмотрите рисунки. На них – зима. Какие бывают снегопады? Что такое сугроб? – Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград – домов, деревьев, камней и т. п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью. 3. Музыкально-игровое творчество «Играем в снежки» Приемы дымковской росписи. – В долгие зимние вечера на Руси люди изготовляли народные игрушки. У всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.
– Рассмотрите дымковские игрушки и послушайте стихотворения про село Дымково. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! В. Фофанов Деревня Дымково, Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали. Народное творчество – В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. – Рассмотрите дымковские игрушки и иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барышня», «Конь». У этого оленя золотые рога. Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень. Краше всех индюк. Вот индюк нарядный. Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, Да алеет гребешок. – Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. Народное творчество – Даже кони приобрели яркий наряд. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. Народное творчество – Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.) – Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? – А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия. – Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? – Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? – Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.) – Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?
– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них детворой – это свистульки. – Рассмотрите игрушки-свистульки. Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла базаром сказка – Родился в веселый час Вятский праздник – «Свистопляска», Город весь пустился в пляс! Народное творчество – Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Барашек-свисток. Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – цветок. Народное творчество – Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. Демонстрируются игрушки «Дама с собачкой», «Водоноска». Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с воспитателем. – После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами. – Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.) Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Народное творчество – Давайте выполним на закладке приемы дымковской росписи. Рефлексия. – А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные? Занятие 4 Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей; упражнять в применении разнообразных способов лепки; учить передавать простые движения фигуры.
Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении сказки «Никита Кожемяка» и прослушивании музыкального произведения «Утро» Э. Грига; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения подвижной игры; с увлечением работает с пластилином по образцу и собственному замыслу, выполняя фигурки животных. Материалы и оборудование: запись «Утро» Э. Грига; иллюстрации с изображением русских богатырей; зайцев; к сказке «Никита Кожемяка»; глина, доска; для подвижной игры – морковь или другие мелкие предметы; стихи, загадки. Содержание Введение игрового момента. – Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу: Свист соловьиный, Взор орлиный – Не зверь, не охотник, А... (Соловей-Разбойник). * * * Из-за сопок и полей Показался некий зверь. В ноздри он дышал огнем, Ночью стало, словно днем. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей Огненный.) – Ребята, а кто нам поможет победить Огненного Змея и Соловья-Разбойника? (Богатырь.) Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину.) – Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка». 2. Рассказывание русской народной сказки «Никита Коже- Никита (Киримлл) Кожемямка – герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой Руси. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке, называемом то Никитой, то Кириллом, то Ильёй Швецом, имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига – убиения змея и освобождения царевны – даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих кож. В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что у киевского князя была унесена дочь змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека – Никиту (или Кирилла) Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его биться со змеем. Когда посланные князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 кож. На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом. Не могут его умолить и посланные князем старцы, но трогают просьбы и плач детей, присланных князем. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, Никита бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Белорусские и украинские варианты прибавляют в заключении сказки, что урочище близ Киева, где жил богатырь, стало с тех пор называться Кожемяками. Великорусами вариант представляет несколько иное окончание. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в неё змея и провёл борозду от Киева до моря; затем, начав делить море, он убил змея и утопил его труп. Остатки борозды от пахания Никиты видны и теперь; такие «змиевые» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины.
Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью – рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 г., имени юноши ещё нет; Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского цикла». Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.044 с.) |