Работа в тетради «Истоки» (ч. I, с. 18). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа в тетради «Истоки» (ч. I, с. 18).



— Каждый город знаменит по-своему. Один известен своими кузнецами, другой — мореходами, третий — смелыми воинами. Главную особенность города отражает его герб.

Социокультурные результаты урока.

Мы с вами сегодня совершили заочное путешествие в город, услышали его звуки, почувствовали радость, любовь к нему его жителей.

Мне хочется пожелать вам, когда вы будете в городе, всмотреть­ся в его лицо, характер, почувствовать сердцем его труды и заня­тия, познакомиться с его памятниками культуры, подумать, как можно сохранить их. В добрый путь!

11. Домашнее задание.

1. Расскажите о гербе городов (тетрадь «Истоки», ч. I, с. 18).

2. Выполните в тетради задания на с. 18: «Найди в тексте выра­жения, которые могли бы стать названием рисунков».

 

 

Обобщающий урок «ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ»

По теме «РОДНОЙ ОЧАГ»

Цели:

1. Социокультурное наполнение категории «ВЕЧНЫЕ ЦЕННО­СТИ».

2. Обобщение по разделу «Родной очаг».

3. Подведение итога навыка общения в паре.

Основные понятия, категории.

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные цен­ности. Родной очаг.

Оборудование, инструментарий.

Солнышко с лучиками (на доску); пособие для подготовки к ак­тивному занятию «Что значит хранить огонь родного очага»; таб­лички с текстом.

Ход урока.

Вводный этап.

Присоединение.

Милые ребята, мне очень приятно беседовать с вами, слышать ваШй добрые голоса и видеть ваши радостные лица, давайте улыб­немся друг ДРУГУ и продолжим наше увлекательное путешествие к началу-начал — нашим Истокам.

Целеполагание.

Сегодня мы постараемся задуматься и ответить на вопросы: «Что такое вечные ценности? Что они значат для человека? Что чело­век вкладывает в понятие Родного очага! Как можно хранить его тепло? Почему нужно это делать всю жизнь? Как этому научиться?»

3. Послушайте стихотворение (мне подарили его на свадьбу много лет назад, но по-прежнему мне дороги эти слова):

Тебе вручается очаг

Отныне и навеки.

Пусть он горит,

Как свет в очах, как сердце в человеке.

Ты прояви проворство рук,

Сумей все сделать так,

Чтобы на много верст вокруг

Был славен твой очаг.

Огонь большой сумей разжечь

На малом огоньке

И хлеб большой сумей испечь

На небольшой муке.

От очага вся жизнь пошла

Из глубины времен.

Источник света и тепла —

Пусть не погаснет он!

Вопросы:

- Понравилось стихотворение? Что увидели, услышали, почув­ствовали?

Обзор раздела «Родной очаг».

а) Беседа.

Давайте вспомним, что входит в понятие Родного очага. Как научиться хранить и беречь его, чтобы он «не погас», как говорится в стихотворении?

Работа по пособиям: к солнышку прикрепляются лучики с названиями тем уроков раздела «Родной очаг» (постепенно): ИМЯ СЕМЬЯ, РОД, ДОМ, ДЕРЕВНЯ, ГОРОД.

б) Работа с учебным пособием (о Родном очаге).

— Что значит имя для человека и почему «Имя — бесценный дар» (с. 7)?

— Что вы помните об имени? (Имя свято, оно соединяет человека с прошлым и будущим.)

— Как сохранить свое имя? Научиться им дорожить?

— Что вам хочется вспомнить о семье?

Чтение и объяснение пословиц, стихотворения, мудрой запо­веди (с. 9-12).

Прикрепляется к доске табличка:

ЗАБОТИТЬСЯ О СЕМЬЕ И ДОРОЖИТЬ ДОБРОЙ МОЛВОЙ О НЕЙ

Вопросы:

— Что изображено на с. 14? (тетрадь «Истоки», с. 9.)

— Кто помогал вам составлять родовое дерево?

— Кто такие предки, потомки?

— Что необходимо делать, чтобы род сохранить? Прикрепляется табличка к лучику:

ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ РОДА, УЗНАВАТЬ О НЕМ Вопросы:

— Что больше всего нравится вам в вашем доме?

— Как вы думаете, когда вы вырастите, будете ли вы продол­жать любить и заботиться о своем доме, где проходило ваше дет­ство?

Прикрепляется табличка к лучику:

ЛЮБИТЬ И УКРАШАТЬ СВОЙ ДОМ

Вопросы:

— А где находится ваш родной дом?

— Почему деревню называют кормилицей?

— Почему говорят, что «в деревне виднее природа и люди...»?

— Какие правила отношения друг к другу сохранили жители деревни? (с. 20-22 учебного пособия).

— Как сохранить родную деревню? (Передать эти правила вну­кам.)

Прикрепляется табличка к лучику:

ПОМОГАТЬ ЖИТЕЛЯМ РОДНОЙ ДЕРЕВНИ

Учитель:

Объясните выражение «не стоит город без праведника».

___ В чем нуждается город?

Прикрепляется табличка к лучику:

ПРОЯВЛЯТЬ ДОБРОТУ И МИЛОСЕРДИЕ

II. Основной этап.

III. Подготовка к активному занятию (беседа с учителем).

_ Посмотрите на доску и почувствуйте, как тепло будет нам с

вами в родном очаге, если мы научимся поддерживать его нето­ропливый огонь.

_ Скажите, может ли согревать этот огонь вечно наших пред­ков, нас, наших потомков? Почему?

— Как вы понимаете слово «вечный», «вечность»?

— Может ли, по-вашему, родной очаг стать ценностью вечной?

— Что такое ценность? (То, что человек ценит, чем дорожит.)

— Все ли ценности можно назвать вечными? (Например, кон­фета, ваза, тепло и забота родственников, родная деревня.) Рас­суждения детей.

2. Активное занятие № 9 (оценивающее) «Вечные ценнос­ти» (Истоковедение, т. 1, с. 123-125, тетрадь, ч. I, с. 19).

III. Заключительный этап.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами сделали важный шаг. Мы убедились, что Родной очаг любят не за богатство, а за душевную щедрость лю­дей, живущих в нем. Именно люди, близкие и родные для нас, умело, терпеливо и мудро поддерживают огонь в Родном очаге. Пусть тепло, радость, любовь, понимание всегда будут с вами. -Я желаю вам самим стать такими же умелыми людьми. Это не просто, но очень интересно. Мне хочется подарить вам стихотво­рение (отрывок стихотворения Ольги Фокиной. Избранное. - М., 1985):

Милые девочки! Славные мальчики!

Зорко следите за юными всходами

Зла и добра, восхищенья и зависти!

Будьте красивыми! Смелыми! Добрыми!

Зависть и зло вырывайте без жалости!

Все у вас будет: вершины и пропасти,

Ливни и засухи, громы и молнии...

Гладко живя, о попавших в неровности

Ваших товарищах — помните, помните!

Видя беду, поспешите на выручку

Без промедления, без опоздания!

Будет без пользы отличная выучка,

Если в душе вашей нет сострадания.

2. Домашнее задание.

Тетрадь «Истоки», ч. I, с. 20:

а) рисунок о селе (городе);

б) ответ на вопрос: «ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ ИЗМЕНИТЬ В СВО­ЕМ ГОРОДЕ (селе)?»

 

Часть II

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

Урок «НИВА И ПОЛЕ»

Цели:

1. Социокультурное наполнение категории «НИВА И ПОЛЕ».

2. Развитие целостного восприятия и навыка работы в группе.

3. Развитие умения структурировать время.

Основные понятия, категории. Труд земной и труд души на ниве. «НИВА — БОЖЬЯ ЛАДОНЬ».

Оборудование, инструментарий:

1. Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь».

2. Репродукция картины «На поле Куликовом».

3. Грамзапись песни «Русское поле».

Ход урока.

Присоединение.

Дорогие ребята, вот теплое светлое солнышко осветило нас сво­ими лучиками и приглашает нас продолжить наше путешествие в раздолье русских полей, убранных разноцветьем трав, полюбоваться золотом ржи.

Беседа с учащимися.

Почему говорят, что в «чистом поле четыре воли»? Почему в России есть такие поля, которых стоят памятные обелиски, часовни, поклонные кресты? (Найти ответ в учебном пособии.

Работа с учебным пособием.

Ответы:

1) с. 30, 3 абзац.

2) с. 30,2 абзац.

4. Вывод учителя:

За нашу Отчизну храбро бились русские воины. Часто эти cpaжения происходили на родных полях. Стеной каменной стояли богатыри русские. Мы помним героические страницы нашей истории, и как вечная память об этом высятся обелиски на поля сражений.

Поле битвы освящалось кровью воинов, а нива — потом пахаря.

У самой плодородной нивы в старину ставили часовню, иног­да ниву отмечали памятным крестом. Так человек признавал ниву священной.

5. Подготовка к активному занятию. Работа с учебным по­собием, с. 31-32. Чтение стихотворения Ю. Жадовской.

— Посмотрите на картину И.И. Шишкина «Рожь» и иллюстра­цию в учебном пособии (с. 30).

— К какой из них подходит это стихотворение и почему? Объясните.

— Что такое нива? (Поле, засеянное зернами.)

Учитель:

Давайте представим себе раннюю весну, когда мир насыщен веселыми звуками пробуждения. Выйдем в широкое поле. Как легко дышится. Пройдет немного времени, и появится сочная зеленая поросль. Вот какие чудные всходы получаются из крошечных зо­лотых зернышек, которые лелеют, берегут всю зиму до весны. А осенью высокие сильные колосья стоят как отважные воины. Шумит, волнуется нива, похожая на живое море золота. Облас­канные солнышком, напоенные благодатными дождями, колоски. И как бы шепчут: «Мы созрели, возьми наше зерно, человек...» Спелая нива — особая надежда на жизнь в достатке. Из этой широко могучей ладони можно прокормить весь свет.

Помните, ребята, мы с вами беседовали о том, чем похожи поле и школа. Давайте вспомним, что мы поняли, почувствовали, в чем убедились.

Хотя каждое зернышко такое маленькое, хрупкое, даже не всегда заметное глазу, но какой добрый плод оно может принести, попав

в рыхлую мягкую земельку. Точно также и дети — если в их душу, как золотые зернышки, будут посеяны заботливыми родителями и учителями добрые словечки, то через некоторое время они дадут свои плоды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.017 с.)