Экономия и избыточность в речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономия и избыточность в речи.



Знание говорящими ситуации позволяет не обозначать в речи всех ее элементов (это было бы очень громоздко), но фиксировать лишь некоторые из них. В связи с этим высказыванию может быть свойственна экономия (устранение упоминания элементов, входящих в пресуппозицию) или избыточность (включение их). Сравнивая два высказывания, описывающие одну ситуацию: Можно войти?– puis-je entrer?, мы видим, что во французской фразе введено указание на субъект (je), ясный из ситуации (избыточность).

Экономия и избыточность может быть структурной, когда устраняется слово (см. выше пример с глаголом ralentir), или семантической, когда используется слово более широкого значения (например, quitter вместо s'envoler в приведенном выше примере).

Экономия в построении высказывания приводит к появлению многозначности, переосмыслению значения слов и синтаксических категорий. Например, в предложении Pierre n'a PII venir à cause de la maladie de sa mère причина выражена конкретно. При опущении существительного: Pierre n'a PII venir à cause de sa mère– может возникнуть многозначность и указанную причину можно установить только благодаря знанию ситуации (мать была больна или не разрешила ему идти).

Всякий семантически избыточный элемент в предложении может приобретать либо стилистическую, либо строевую функцию. Во фразе Je l'ai vu, dis-je, vu, de mes propres yeux vu, ce qu'on appelle vu (Molière) многократное повторение слова vu не обязательно для описания действия, но необходимо для настойчивого опровержения сомнения собеседника. Оно выполняет здесь экспрессивно-стилистическую функцию. В предложении Ce livre, je l'ai lu местоимение le семантически избыточно (ср. рус.: Эту книгу я читал), но оно совершенно необходимо в структурном отношении: без него фраза будет неправильной.

В каждом речевом высказывании можно найти элементы избыточности или экономии. В каждом языке они проявляются по-своему. Так, русский язык широко использует безглагольные предложения, часто опуская семантически избыточные глаголы, понятные из ситуации: Ты куда? (идешь), На поле рожь (растет) и т.п. Во французском предложении глагол как структурный центр необходим и опустить его оказывается во многих случаях невозможно: *Toi où?, нужно: Où vas-tu?

 

Асимметрия в синтаксисе.

 

Синтаксису свойственны асимметрия формы и содержания, явления синкретизма. В синтагматическом аспекте асимметрия проявляется в том, что формальное членение не совпадает с содержательным. Так, например, член предложения может не совпадать в своих границах со словом. В предложении Le garçon lit un livre имеется пять слов и три ЧПр.

В парадигматическом аспекте асимметрия проявляется в том, что одна форма может иметь разные функции или значения (полисемия), тогда как одно и то же значение может выражаться единицами разной структуры (синонимия). Мы видели (§ 352), что одна и та же синтаксическая категория (подлежащее) выражает разные значения. Основной формой выражения бессубъектного процесса является безличное предложение (Il pleut), но тот же процесс может быть обозначен двусоставным предложением (La pluie tombe), которое обычно используется для обозначения состояния или действия определенного субъекта (L'enfant dort; L'enfant joue).

В силу асимметрии плана содержания и плана выражения элементы ситуации и члены предложения могутнесовпадать. Поэтому необходимо различать синтаксические актанты, или члены предложения (подлежащее, дополнение и т.п.), и семантические актанты – отображение реальной роли данного элемента ситуации (субъект, объект, адресат, орудие и т.п.).

Возможны следующие соотношения между членами предложения и элементами ситуации (синтаксическими и семантическими актантами; приводятся не все случаи):

 

 

1. Pierre marche. 2. Pierre écrit une lettre. 3. Pierre écrit une lettre à Marie. 4. Pierre sort de sa chambre. 5. Pierre n'a pu sortir à cause de la pluie. 6. Cette lettre est écrite par Pierre. 7. Marie a reçu une lettre de Pierre. 8. Ce musée abrite (= dans ce musée il y a) beaucoup de tableaux célèbres. 9. La pluie a empêché Pierre de sortir (ср. п. 5). 10. Pierre a reçu Jean (=Jean est venu chez Pierre). 11. Pierre a quitté sa chambre (ср. п 4) 12. Pierre parle de sa vie (=raconte sa vie).

В ряде случаев (примеры 1–5) члены предложения совпадают с элементами ситуации (горизонтальные линии), в других (примеры 6–12, наклонные линии) данный ЧПр выступает в функции иного ЧПр. Наиболее многозначна (полифункциональна) категория подлежащего, в меньшей степени – категория дополнений, обстоятельства же проявляют тенденцию к однозначности.

Аналогичные соотношения наблюдаются и между структурой предложения и типами ситуаций (Va=avoir):

Структура предложенияТиповые ситуации

 

 

1. Pierre dort. 2. Pierre est dans sa chambre. 3. Pierre est grand; Pierre sera médecin. 4. Pierre a une sœur. 5. Pierre fait ses devoirs. 6. Pierre est dans le doute. 7. Pierre est malade depuis deux mois. 8. Pierre a de la fièvre. 9. Pierre fait une grippe (= il est grippé). 10. Ce musée a beaucoup de tableaux célèbres (= dans ce musée il y a...). 11. La table occupe le centre de la pièce (= se trouve au centre). 12. Cet arbre a des feuilles (= c'est un arbre feuillu). 13. Pierre fera un. bon médecin.14. Il est dans l'enseignement (= il est enseignant).

Конструкции предложения соответствуют определенным ситуациям (примеры 1–5) или переосмысляются, употребляясь в значении иных конструкций (6–14).

Итак, при анализе синтаксических категорий (члены предложения, словосочетания, предложения) следует различать два уровня: формально-структурный и семантический. При их совпадении форма выступает в своей первичной функции (например, синтаксическое подлежащее указывает на реального носителя состояния или производителя действия). При несовпадении форма выступает в своей вторичной функции (подлежащее обозначает, например, адресат, причину, место действия). Соответственно данное значение может выражаться основной или дополнительными (вторичными, транспонированными) формами (ср. § 351).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.006 с.)