Вопрос 2. Наука как объект философии науки; основные аспекты бытия науки. Эпистемология, социология науки, культурология науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Наука как объект философии науки; основные аспекты бытия науки. Эпистемология, социология науки, культурология науки.



 

НАУКА - важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной цивилизации, ориентированная на получение истинного знания об окружающем мире и самом человеке, которое можно воплотить на практике.

На каждом этапе развития науки была своя специфика познавательной деятельности. Результатом научной познавательной деятельности является научное знание. Вопрос о критериях научного знания - один из самых важных.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - это: 1) особый тип философского мировоззрения, рассматривающий науку в качестве основного (высшего, единственно адекватного) способа освоения мира, посредством которого человеку открывается истинная реальность. Философия науки служит теоретическим основанием сциентизма как установки обыденного сознания и как особого рода идеологии. В качестве философского рода идеологии и в качестве философского направления она оформилась к сер. XIX в.

Многообразие концепций науки, разрабатываемых отдельными философскими направлениями, школами либо мыслителями, тем не менее позволяет вычленить ключевые проблемы, своего рода матрицу, на основе которой возможны сопоставление и даже типизация философских подходов к науке. Фундаментальный уровень представлен учением о науке как особом способе отношения человека к миру, освоения мира. Отличие науки от иных способов отношения к миру, по мнению большинства философов, определяется ее когнитивной природой. Она - прежде всего духовное освоение мира, познание. Только когда возникло познавательное отношение человека к миру как отдельный способ мироотношения, стала возможной наука.

Познавательное отношение человека к миру исследуется гносеологией. Одним из ее разделов, изучающим научное познание, стала эпистемология. Однако философия науки не сводится к эпистемологической проблематике. Открытие «парадигмального» характера научного познания привело к необходимости изучения способов существования науки в самом человеке как субъекте познания, к исследованию научной рациональности и ее эволюции.

Наука изучается как особая деятельность человека, и это порождает философские проблемы методологии науки, логики научного познания. Как вид культурной деятельности, наука предполагает совместные действия людей, включенность исследователя в коллективный субъект миростроения. Поэтому философия науки изучает формы коллективной научной деятельности и способы ее организации, процессы коммуникации и ее формы, науку как отрасль духовного производства и как социальный институт, ее функционирование в обществе и историческое развитие.

Наконец, наука существует как продукт, результат деятельности субъекта - в качестве научного знания. Философия науки изучает это знание, его специфические характеристики и отличия от иных видов знания. Научное знание исследуется как развивающаяся система с точки зрения как его единства, так и многообразия. Поскольку научное знание представлено в знаковой форме, философия науки занимается семиотическими и семантическими исследованиями науки и ее языка.

 

 

АСПЕКТЫ БЫТИЯ НАУКИ.

Под аспектами бытия науки понимаются сущностные признаки науки, которые являются необходимыми и достаточными для того, чтобы определить такой феномен, как наука, и отграничить ее от других явлений человеческой жизни.

Аспектами бытия науки являются следующие:

1. Наука - это особый вид познавательной деятельности, целью которой является достижение объективный информации об окружающем мире, что позволяет эффективно использовать научные знания в практической деятельности. Данный аспект бытия науки был осознан в философии одним из первых. Так, еще в античной философии выделяли науку как особый вид знания, поскольку именно научное знание приближает к подлинному бытию и несет в себе истину. В философии науки XX столетия исследование данного аспекта бытия науки вел целый ряд направлений, наиболее известными из которых можно считать позитивизм и неокантианство. Рассмотрение данного аспекта бытия науки до сих пор остается доминирующим в философии науки. Если в современной зарубежной философии науки эта область исследования получила название эпистемологии, то в отечественной ее чаще всего называют логикой и методологией науки. Круг проблем, которые связывают с эпистемологией, достаточно широк. К ним относятся проблема критериев научности, достоверности и объективности научных знаний, а также основания для разграничения научных знаний на фундаментальные и прикладные, специфика эмпирического и теоретического уровней научного исследования и их методов (таких, напр., как эксперимент или математическое моделирование), особенности организации научных знаний в фактах, гипотезах, теориях и многое другое.

2. Наука - это особый социальный феномен. Данный аспект бытия науки имеет несколько проявлений. Прежде всего, в условиях современной цивилизации наука - это разновидность социальной деятельности, которая для большого количества людей стала профессией. В силу общественных потребностей и необходимости организовывать деятельность тех, кто так или иначе связан с наукой, возникла многоуровневая и многофункциональная система научных организаций. Эту систему называют социальным институтом науки. В каждом культурном регионе и даже в каждой отдельной стране социальный институт науки имеет свою специфику,зависящую от традиций и уровня развитости страны. Так, напр., в современной России наука институционализирована в таких формах, как вузовская и академическая наука, научно-исследовательские институты и т. н. заводская наука. Социальный аспект бытия наукипроявляется также и в том, что наука играет важную роль в жизни современного общества, поэтому вполне правомерно говорить о социальных функциях науки, напр. о влиянии науки на развитие техники: оно столь значимо, что сам процесс их взаимовлияния получил название научно-технической революции (или научно-технического прогресса). И наконец, социальное бытие науки выражается в том, что в самом содержании научных знаний проявляется зависимость от социальных отношений и процессов, т. е. от того, что происходит в обществе. Наука как социальный феномен стала предметом изучения социологии науки, которая возникла в 30-е гг. XX столетия. Видными представителями ее являются Р. Мертон («Наука, техника и цивилизация в Англии XVII столетия»), К. Манхейм, Дж. Бернал («Наука в истории общества», «Социальные функции науки»). В своих основополагающих вопросах социология науки смыкается с философией науки, поскольку без выяснения изложенных выше социальных проявлений науки нельзя понять саму ее суть. В то же время социология науки включает в себя большой массив прикладных исследований, описывающих конкретные социальные параметры ее существования - в этой своей части социология науки выходит за пределы философии науки. Кроме социологии науки надо назвать еще социологию знания, которая изучает социальную обусловленность научных знаний, т. е. одно из социальных проявлений науки. В качестве примера можно назвать работы М. Шел ера «Социология знания» и М. Малкея «Наука и социология знания».

3. Наука не только особый вид знания и социальный феномен, она представляет собой и своеобразное явление культуры. И это третий аспект бытия науки. Признание науки явлением культуры в философии науки происходит значительно позднее двух названных выше аспектов. Причина этого в том, что современный тип науки (сформировавшийся в Новое время) в его стремлении достичь объективности знания максимально абстрагировался от всего того, что не связано собственно с самим объектом изучения. В культуре и во всем том, что создано ею, человеческое и субъективно-личностное представлено слишком ярко и очевидно. А наука, по сути дела, то единственное средство, которое способно подняться над субъективным и связанным с человеческими проявлениями, а значит и над культурой. В философии науки наука и исследовалась как некое внекультурное (или надкуль- турное) образование. Науку рассматривали как самодостаточное образование и утверждали, что в сравнении, напр., с искусством, религией, моралью она не испытывает на себе влияния культурных факторов. Подобная позиция свойственна позитивизму и, безусловно, является определенной крайностью. Умеренный подход по данному вопросу выражается в признании, но только внешних связей науки и научных идей с религиозными, художественными, правовыми и другими воззрениями. На таком соотношении науки и культуры настаивал, в частности, В. И. Вернадский. И только в 80-е гг. прошлого века в философии науки все активнее начал заявлять о себе подход, пытающийся придать науке такой же культурный статус, каким обладают все остальные формы культуры (условно такой подход можно было бы назвать культурологией науки). Главный аргумент его сторонников (среди зарубежных исследователей к ним можно отнести И. Элкану, среди отечественных - Г Гачева, К. Свасьяна) заключается в признании культурно-исторической обусловленности самой природы науки. Они считают правомерным и корректным говорить о культурно-исторических типах науки, в т. ч. о европейской, арабской, русской и др. Вместе с тем надо признать, что достаточно обстоятельно подобная трактовка науки была развернута не собственно в философии науки, а в общефилософских рассуждениях таких, напр., мыслителей, как Н. Я. Данилевский или О. Шпенглер (по времени это относится к сер. XIX и первым десятилетиям XX столетия). Выделив три аспекта бытия науки и указав, каким образом они разрабатываются в философии науки, мы должны все-таки иметь в виду, что отрыв данных признаков науки друг от друга - это некоторая абстракция. Наука как особый вид познавательной деятельности, как социальный феномен и как явление культуры представляет собой целостное единство. И это должна иметь в виду современная философия науки.

 

 

..

Объектом иссл-ия фс. науки является наука как встроенная в человеческое бытие. Как можно понимать науку?

1. Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Специфика познават деят-сти на кажд ступени развития смысл свой. В эпистемологии став-ся след?: критерии научности, уровни науч познании, методы научн познания. Когнитивная (мыслительная) специфика: какой деятельностью занимаются ученые: генерация знаний (производство); трансляция знаний (передача); ассимиляция знаний (потребление);

2. Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. 4 вида научных учреждений: исследовательские (НИИ); образовательные (ВУЗы); вспомогательные (экспериментальные заводы); просветительские.

3. Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия) Зависит ли наука от культуры? Данилевский «Р и Е» - сущ-ют нац. Культ-истор типы, кажд тип способен к развитию одной культуры. Славянский культуно-истор тип вырабатывает славянски тип науки. Шпенглер-кажд. Истор тип развивает свою науку. Но Вернадский считал, что наука одна и единая с интернациональной природой.

+ психологические аспекты; создание и поддержание имиджа науки; рекрутизация кадров (привлечение в науку); ротация кадров (люди д. испытывать потребность в продвижении по службе).

+ аспекты внешней и внутренней истории науки.

Наука как вид знания: ориентация на выявление объективных законов действительности; на основе этого знания возможно предвидение будущего (землетрясения, сходы лавин); систематический характер знания (есть теория, гипотеза, факт, проблема); идеалом научного знания является объективная истина, что заставляет устранять из него все субъективное, необоснованное; в науке используются приборная база и инструменты; научное знание доказательное, обоснованное; оно д.б. принципиально верифицируемо и фальсифицируемо; оно д.б. определенным, однозначно фиксируемым и иметь языковую и понятийную структуру.

При определении сущности науки используются 2 метода:

1) трансцендентально-аналитический (выходящий за пределы всякого опыта).

Наука определяется через структуры сознания, которые делают ее возможной и через раскрытие механизма деятельности этих структур.

2) обобщенно-синтетический.

Наука определяется как определенный вид социальной реальности во всем многообразии ее внешних проявлений (учреждения, организации, институты).

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ раздел знания, в котором исследуются структура, формы, закономерности функционирования и эволюции знания. Чаще всего эпистемология отождествляется с теорией познания, гносеологией как разделом философского знания. Вместе с тем достаточно распространена точка зрения, согласно которой предмет эпистемологии отличается от предмета гносеологии и выходит за рамки чисто философского исследования. В этом смысле эпистемология исследует объективные формы знания, отвлекаясь как от особенностей познающего субъекта, так и от сопоставления знания с объективной реальностью. Обоснованием такого понимания «эпистемология без познающего субъекта» служит теория «трех миров» К. Поппера: существуют реальный мир, мир состояний сознания, человеческой субъективности и мир чистого знания вне сопоставления с объективной реальностью, отвлекающийся от человеческой субъективности. Этот последний, «третий мир» и есть предмет эпистемологии.

 

Можно выделить 2 уровня рассмотрения Культурологии науки - философско-культурологический и конкретно-культурологический.

1)Конкретный уровень культурологии науки сопряжен с историей науки такого же уровня. Наука - составляющая человеческой культуры, которая, в силу своей универсальности, одинаковости, способна переводить уникальные достижения тех или иных культур в нечто общезначимое, общечеловеческое, т. е. наука - это единственный инструмент для подлинного диалога культур. Подобной позиции придерживались такие крупные мыслители, как В. И. Вернадский и К. Поппер.

2) фил-культ. Ее сторонники считают неправомерным говорить о некой общечеловеческой науке: с их точки зрения, наука - это конкретно-историческое явление,привязанное к тем или иным культурным регионам, возникающее в определенных условиях. Э. Гуссерль считал, что наука по своей природе явление сугубо европейское, она возникает в VII-VI вв. до н. э. в Древней Греции. О. Шпенглер настаивает на том, что нет универсальной науки, нет общей математики или физики и т. п., - для него наук столько, сколько существует культурно-исторических типов, в принципе способных выработать научную сферу деятельности.

Уровни культурологического исследования науки связаны между собой

 

Социология науки

Нормативная социология науки (оформилась в 30-е гг. XX в.) Роберт Мертон

Мертон выделяет четыре основных правила научного этоса.

1. Императив универсализма 2. Императив коллективизма. 3. Бескорыстность 4. Организованный скептицизм. Нормы научного этоса скорее задают идеал научности, чем описывают реальное положение дел в этой сфере деятельности. Для более подробного описания мотивов, которыми руководствуются ученые, Р. Мертон вводит восемь пар противоречивых мотивов. Последователи Мертона (Сторер, Хэгстром) несколько меняют «центр тяжести» парадигмы, рассматривая уже не нормативный аспект существования науки, а наиболее типичные для нее формы реального поведения, отличающие ученых.

Когнитивная социология науки изучает социальную обусловленность содержания научного знания как такового. П.Фейрабенд. Т. Кун. Когнитивная социология науки принципиально воздерживается от обсуждения вопросов, связанных с истинностью или ложностью научного знания, ее интересуют лишь социальные предпосылки этого знания.

Д. Блур в своей концепции «сильной программы социологии науки» подчеркивает четыре методологических требования: каузальность, беспристрастность, рефлексивность, симметрия.

Анализ «контекста обоснования». Обоснование нового научного знания, в отличие от непосредственного его порождения (открытия), не считалось в традиционной социологии науки социально обусловленным. Представитель когнитивной программы Д. Гилберт впервые обратил внимание на социальную сущность утверждения нового знания. Обоснование, по мысли Гилберта, это не что иное, как легитимация знания в научном сообществе.Чтобы научный результат был признан сообществом (т. е. обоснован), он должен быть 1) опубликован, 2) доброжелательно оценен коллегами и 3) использован кем-то для другого научного исследования.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.017 с.)