Вопрос 13. Социальное бытие науки как объект философии науки. Наука как особый вид социальной деятельности. Социальные функции науки. . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13. Социальное бытие науки как объект философии науки. Наука как особый вид социальной деятельности. Социальные функции науки. .



 

Социальнаый аспект бытия науки (наука как социальный институт) - это один из основных аспектов бытия науки, раскрывающий особенности функционирования научного сообщества, регулирования взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы ценностей.

Под социальным институтом понимают совокупность выработанных установок, норм, правил, требований, принципов и ценностей, связанных с определенной организационной структурой, которые контролируют и регулируют определенную сферу деятельности человека в обществе. Многообразие социальных институтов характеризует соответственно разнообразие видов человеческой деятельности. Например, в качестве социального института рассматривают государство, систему здравоохранения, средства массовой информации, церковь, другие виды организованной активности, такие, как институт брака, политические партии, армия.

Институализация – это процесс формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах и законах. За время своего существования наука как социальный институт сильно изменилась. Если в античности наукой занимались десятки древнегреческих ученых, которые собирались в философских школах и по собственному желанию проводили исследования, то сегодня наука – это специальность многомиллионного научного сообщества. В наше время этот соц. Инст. Включает массу специализированных учреждений с огромной материальной базой, системой коммуникаций, а также особую систему ценностей, свод неписанных правил, регулирующих деятельность членов научного сообщества. Это позволяет прогнозировать социальное поведение людей, выполняющих определенные социальные функции. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Наука как социальный институт включает в себя следующие компоненты:

- совокупность знаний и их носителей;

-специфические познавательные цели и задачи;

- определенные функции;

- специфические средства познания и учреждения;

- формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

- определенные санкции.

Процесс становления науки как социального института результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. Средневековые университеты были местом непригодным для научно-исследовательской деятельности. Наука вынуждена была развиваться вне стен университета, часто даже вопреки университетской науке. В Новое время возникла потребность создания новых форм социальной институционализации науки.

В 17-19 веках появляются адекватные целям и задачам новой науки формы организации научной деятельности, такие как академии. Академии нового типа создавались для точного опытно-экспериментального исследования природы и человека, для социально контролируемых исследований, пригодных для жизни людей. Помимо них возникали другие виды научных учреждений и сообществ: экспедиции, конференции, съезды.

К концу 20 в. численность ученых в мире превысила несколько млн. человек. Наука включает более десяти тысяч дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Современная наука не монолитное образование, она состоит из множества научных сообществ. Современная наука - это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений (лабораторий, кафедр, государственных институтов, академий, международных объединений и т. д.). Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.

Попытки представить науку как социальное явление натолкнулись на негативные оценки. Английский философ, Имре Лакатос (представитель постпозитивизма) считал, что социология науки относится к внешним факторам развития науки. Он считал, что философия науки вполне может обходиться без социологических исследований. Всё то, что социологи науки рассматривают как внешние факторы, влияющие на науку, надо сделать рациональными, внутренними факторами.

Со своей стороны разработчики социологии науки приводили такие аргументы. Философия науки отвечает на вопрос "Чем должна быть наука?", а они отвечают на вопрос "Какая есть наука?" Социологи науки со своей стороны констатировали ситуацию кризиса в философии науки 60-70-х годах. 20 в. В качестве основного положения понимания науки социологи науки принимают тезис: наука по своей природе - социальное явление.

Наука – это явление социальное, она создается сообществом ученых и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В связи с этим и возникает вопрос, чем наука как социальный институт отличается от других социальных институтов. Вне ценностного измерения отличить науку от других социальных феноменов (политика, экономика, религия и др.) невозможно.

Набор внутренних ценностей научного сообщества, имеющих главным образом статус моральных норм для этого сообщества, получил название «научный этос». Это понятие ввел один из основоположников социологии науки, Р. Мертон. В 30-е гг. XX в. он выделил четыре ценностных императива, на которые опирается наука как особая социальная структура; позднее его последователями к ним были добавлены еще два:

1) универсализм - утверждает внеличностный объективный характер научного знания;
2) коллективизм - плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом, они всегда результат коллективного научного сотворчества;
3) бескорыстность - главной целью деятельности ученых должно быть служение истине; истина в науке никогда не должна быть средством для достижения личных выгод;
4) организованный скептицизм - предполагает запрет на догматическое утверждение
истины в науке и вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег; соответственно критика в свой адрес должна восприниматься как необходимое условие развития науки; в науке ничего не воспринимается на веру, и следовательно момент отрицания полученных результатов является неустранимым элементом научного поиска
5) рационализм - наука должна стремиться не просто к объективной истине, а к доказанной, логически организованной истине;
6) эмоциональная нейтральность - запрещает ученым при решении научных проблем использовать эмоции, личные симпатии и антипатии.

Мертон в 60х годах признает, что он создал идеал науки как социального института. Он вводит понятие патологии в науке и признает, что в реальной научной деятельности есть конкуренция, подозрительность, зависть и плагиат. Он анализирует модели поведения ученых и выделяет 4 роли: исследователь, учитель, администратор, эксперт. Рассматривает мотивы поведения, исследует, что собой представляет научная карьера. Мертон рассматривает систему вознаграждений в науке и приходит к выводу, что вся система награждения в науке должна быть ориентирована на поощрение только за оригинальный результат.

Последователи Р. Мертона пришли к выводу, что поведение членов научного сообщества амбивалентно (двойственно, раздираемо противоположными чувствами). В профессиональной повседневной деятельности ученый постоянно находится в состоянии выбора между разными полярными поведенческими императивами. Так, ученый должен как можно быстрее передавать свои результаты научному сообществу, но не обязан торопиться с публикациями, остерегаясь их недобросовестного использования; быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной «моде»; стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других; защищать новые идеи, но не опрометчивые заключения и т. д.

 

..

Соц бытие – один из осн аспектов бытия Н. В господствовавшем длит время соц ориент марксизме обстоятельно иссл соц f(x) Н, однако в области ф/н Н представала вне соц контекста. В России и на Западе осознание этого сущ-го недостатка произошло в 70-е гг. ХХ в., когда стала появл лит-ра по соц природе Н Ф-фы нач выяснять свои вз.-отн. с с/н. Преимущ отн негат к с/н. Например И. Лакатос, считал, что совр ф/н вполне способна перевести многое из того, что считается внеш, соц, во внут (= рац) план Н. Сторонники же отмечали, что слож ф/н отв не столько на вопрос, что есть Н, сколько на вопрос, чем она д/б, и вместо реал Н созд ее «лог зам-ль». Это привело совр ф/н в ситуацию кризиса. Проявл кризис в том, что ф/н оказалась беспомощной перед лицом реал проблем науч-иссл. практики. Соц-ги Н настаивают на соц природе Н. Проявл Н как соц элемента - произв-во и распространение н-го знания, разр-ка ср-в и методов иссл, воспр-во ученых и обеспечение вып ими своих соц f(x). Э Мокшецкий по этому поводу считает, что нельзя гов-ть о полноте ф/н, если не брать в расчет аспекты общ наук. в итоге можно сказ, что поскольку Н имеет соц природу, то и с/н прям связана с ф/н, что необх учит при иссл.

Н как с/и нач акт изуч в 30-е гг. Под влиянием марксизма возн теории вз.-отн. Н и общ-ва. Р. Мертон полагает большим влияние Н на об-ва, а не наоборот. Динамику вз-дей н-ой деят и соц окруж определяет через соц-культ порядок в общ-ве. Критикует нормы науч деят в нац Германии, где гос-во насаждало угодные нормы полит силой. Цель Н у него закл в пост росте массива удостоверенного н-го знан. Для дост этой цели необх следь 4м осн императивам н-го этоса: универсализм (внеличностный хар-р н-го знан), коллективизм (сообщения об откр-х дру учёным своб и без предпочтений), бескорыстие (выстраивание н деят так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов) и орг скептицизм (искл некрит приятия рез-в иссл). В 60м осозн нормы этоса как утопию и обращ к иссл реал дел в Н, где имеет место и «патология», с к-й связ конкуренция и подозрительность, зависть и плагиат и пр. Помимо него Ф. Знанецкий, Д. Бернал и др. изуч соц роли и вз-дей, созд Н, а также рассм предпосылки появл Н как соц института и анализ разл м/у чистой и прикл Н.

познавательная f(x) задана самой сутью Н, глав назначение к-й - как раз познание природы, общ-ва и ч-ка, рац-теор постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых разл явл и проц, осущ прогн деят, то есть произв нов н-го знан;

к числу важнейших f(x) Н относится предвидение. По этому вопросу блестяще высказался В.Оствальд: «Наука - это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании - наука».

м/в f(x) тесно связана с первой, глав цель ее - разраб н-го м/в и науч картины мира, обосне н-го миропонимания: ученые призваны разраб м/в универсалии и цен ориентации, хотя ведущую роль в этом деле играет Ф;

производственная, технико-технологическая f(x) призвана рац-ть, «онаучивать» сферу матер произва, обеспечить его норм функц-е и развитие, техн и технол прогресс, внедрение в произв новых технологий, форм орг и т п.; иссл-ли гов и пишут о превр Н в непосред произв силу общ-ва, о Н как особом «цехе» произв, отнесении ученых к произв работникам, а все это как раз и хар-ет данную f(x) Н;

упр - регул f(x) выр в том, что Н должна разраб идейно-теор и метод основы упр и регул, прежде всего это касается соц явл и проц. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осущт информ обеспечение упр-регул проц, консультирование работников гос аппарата, своими практ рекоменд способны повышать эффективность управ решений, соверш орг стр-ры, служ и дел отн; науч работники через свою пед деят могут знач-но поднять уровень упр к-ры руководящих кадров;

культ-воспит, образ f(x) закл глав образом в том, что Н явл феноменом к-ры, фактором куль развития людей и образования. Данная f(x) Н осущ через культ деят и полит, систему образ и СМИ, просвет деят ученых и др. Кроме того, Н, занимает искл важное место в сфере дух производства;

идейно-преемственная, традиц f(x) обеспеч наследование, сохр всех достижений н-го «коллекто интеллекта», н-й памяти, связь времен, преемственность разл поколений ученых, передачу традиций иссл эстафеты, опр норм, ценностей и идеалов в сфере н-го произв, сообщества;

практ-дей f(x) интег все другие f(x) Н, хар-ет её как универс преобр соц силу, к-я способна изм все общ, все его сферы, стороны и отн. Данная f(x) осущ через практ, произв деят людей, в к-й происх проц материализации н-го знан, идей ученых;

метод f(x) призвана иссль проблемы метод Н, разраб способы, ср-ва и методы н-го познан, «вооружать» ученых солид и эфф иссл инстр; прогресс Н оцен не только богатством новых идей, но мощью иссл арсенала;

произв, воспроизв и подготовка науч кадров - эта f(x) Н, как и предыдущая, является внутринаучной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых научных кадров.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.014 с.)