Вопрос 7. Научное знание как система и ее подсистемы: проблема классификации науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 7. Научное знание как система и ее подсистемы: проблема классификации науки.



 

Основание науки обусловлено статусом человека в ту, или иную эпоху. Статус человека радикально меняется в новое время: человек впервые получает статус субъекта, а мир – объекта.

В историческом прошлом человек захвачен космосом (космос – субъективная античная культура). Человек не нацелен на преобладание к космосу, отношение к миру – теоретико-созерцательное. То, что поддается чувствам не является «подлинным бытие», необходимо овладеть наукой – это и будет «подлинное бытие».

В средние века субъектом являлся Бог – творец мира. Земной мир – есть символ божественного бытия. Герменевтика и Вера – сверхчувствительный рационализм бытия, раскрыть знаки земного бытия в мир небесный.

Возрождение: субъект – Человек. Френсис Бэкон: «Новая наука творится! Мир и природа не храм, а мастерская, человек – мастер, который выведывает и испытывает тайны природы.» Покорить природу можно подчинившись ей. Эксперимент не характеризует субъективный статус человека. Эксперимент – деятельность, связанная с выдвижением идеи, гипотезы и поиском фактов, подтверждающие или опровергающие их. Подобная формулировка у Хайдегера и Вернадского.

Чтобы отличить научное знание от художественного, религиозного и другого описаны некоторые признаки в различных учениях. Научное знание носит предметный характер (о самих предметах, как они есть) и формируется у науки современного типа: 1) ни античная. Ни средневековая наука не обладают предметностью, 2) предметность выявляется через выяснения отношений между предметами, это ни что иное, как причинно-следственная связь. 3) наука исследует не все причинно-следственные связи. Причинно-следственные связи носят общий характер, научное знание – знание о законах. 4) научное знание стремится избавиться от субъективных представлений. Объективность не тождественна предметности, но связана. 5) Ценностнонейтральные знания. Научное знание социально контролируемо, оно технологично, т.е. воспроизводимо. 6) научное знание приложимо (операционально), т.е. воспроизводимо. Проективно обладает предсказательной силой, оно системно, многоаспектно. 7) Научное знание выработало для себя особый язык.

Проблема достоверности научного знания: если наука современного типа связана с человеком, который приобретает статус субъекта, то и вопрос о том, насколько адекватны знания, полученные человеком, сводятся к человеку. Вопрос о научности истины: субъект удостоверят истину.

Объективная истина связана с самой трактовкой. Ленин «Эмпириолизм и эмпириоктицизм». Объективная истина – такое содержание знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (по Ленину), марксизм утверждает, что это достаточно на каждом определенном этапе. По Попперу объект истины – регулятив поиска научной истинности.

Абсолютная истина – возможность всесторонне полного воспроизведения в научном знание исследуемого объекта, признание достижимости истины (догматизм).

Относительная истина, релятивизм – признает, что истина относительна; проявляется на каждом этапе, начиная с античных скептиков.

Теория Корреспонденции – теория соответствующего знания с действительностью (Аристотель). Продолжатель Аристотеля – Альфред Тарский – семантическая концепция истины.

Теория Когеренции: Кант «Критика чистого разума»: истина понимается как непротиворечивость законам мышления.

Принцип верификации и фальсификации: истина – то, за что можно умереть.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - а) в обычном словоупотреблении: доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; б) в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки. Суждение считается непосредственно верифицируемым, если его можно проверить прямым наблюдением или экспериментом. Если истинность суждения устанавливается путем его логического согласования с другими суждениями, ранее прямо проверенными, то такое суждение относится к косвенно верифицируемым. Суждения же, ни прямо, ни косвенно не проверяемые эмпирическими способами, лишены эмпирического смысла. Следует отличать саму верификацию как реальный акт проверки суждения внешним опытом от принципиальной возможности осуществлять такой акт - от верифицируемое, проверяемости.

В 1920-1930-х гг. неопозитивисты сформулировали следующую программу анализа строения науки: наука растет путем обобщения предложений, фиксирующих факты, поэтому все теоретические предложения науки в принципе сводимы к ее эмпирическому базису, т. е. проверяемы «протокольными», «атомарными» предложениями («фактами»). В логическом позитивизме требование проверять все наши суждения опытом именуется принципом верификации. Суждение об общем имеет смысл, если оно сводимо к безусловно исходным предложениям науки (суждениям о фактах); в противном случае оно бессмысленно. Неопозитивизм, по существу, отождествил понятия истинности, эмпирической проверяемости и осмысленности, а саму проверку истины свел к поиску удовлетворяющих субъекта ясных ощущений. Во втор. пол. XX в. слабости доктрины неопозитивизма стали очевидны; была показана «теоретическая нагруженность» любого «атомарного предложения» и разъяснена независимость истинности суждений (и их осмысленности) от проверки их тем или иным субъектом. Вместе с тем принцип верификации можно считать одним из условий проверки истинности знания.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от Jiw.falsus - ложный и facio - делаю) - а) в обычном смысле - подделка, б) в логике и методологии науки - процесс сокращения границ реальной применимости гипотезы через выявление таких условий опыта, при которых гипотеза начинает противоречить некоторым фактам и опровергаться.

В 1935 г. в книге «Логика научного исследования» К. Поппер предложил отдавать предпочтение при проверке общих суждений фальсификации, а не верификации (подтверждению опытом), поскольку для подтверждения, напр., суждения о законе природы необходимо бесчисленное количество соответствующих фактов, а для опровержения того же суждения порой достаточно и одного противоречащего ему факта. Если гипотеза не опровергнута опытом, то это еще не означает, будто она непременно истинна; скорее она всего лишь «оправданна». Иное дело опровержение опытом претензий гипотезы на широчайшую экстраполируемость на все новые и новые предметные области (напр., претензий на статус закона природы), - опровержение фактами ряда ее приложений указывает на ложность «широкой постановки вопроса» и требует более узкой переформулировки гипотезы, сокращения ее границ, ослабления объясняющей силы.

От фальсификации следует отличать принцип фальсифицируемости, введенный К. Поппером как альтернатива принципу верифицируемости и используемый им для разграничения науки и метафизики.

Теория, которую нельзя опровергнуть никакими способами, которые можно себе представить, утверждал Поппер, ненаучна. Если теория неопровержима, то это есть не ее достоинство, а ее недостаток. Всякая подлинная проверка теории - это попытка ее опровергнуть. Однако фальсифицируем ли сам принцип фальсифицируемости?

Впоследствии Попперу пришлось смягчать этот принцип, ограничивая его применение областью эмпирических гипотез и дополняя требованием при опровержении онтологических схем опираться на метод альтернатив.

Прагматизм: истина – то, что выгодно, полезно. На паре в качестве примера предлагали Ленина: марксизм выделяет критерии практики/материальную составляющую и сопоставляет с действительностью.

В рамках современной истории философии и науки утверждается идея плюрализма истины.


 

Вопрос 8. Структура научного знания: формы систематизации научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория, научная картина мира).

 

Классификация наук по Канту (первая половина 19 века).

Классификация наук по Бэкону (по параметрам – память, рассудок, воображение).

Огюст Конт в своём «Курсе позитивной философии» предложил классификацию наук в виде пирамиды. Он «…отверг бэконовский принцип классификации в зависимости от трёх различных познавательных способностей человека: 1) памяти, 2) воображения, 3) разума. Согласно Конту, все эти способности применяются во всех науках. Сам он для построения классификации наук использовал следующие три принципа. - Первый принцип - движение от простого к сложному. - Второй принцип - движение от абстрактного к конкретному. - Третий принцип - движение от древнего к новому в соответствии с ходом исторического возникновения и развития наук. В итоге иерархия наук в классификации О. Конта выстраивалась следующим образом: 1) математика; 2) астрономия; 3) физика; 4) химия; 5) биология (физиология); 6) социальная физика (социология); 7) мораль. Особого места в иерархии наук Конт философии не отвёл. Чем же она должна заниматься? Задача позитивной философии - охватить совокупность данных наук. Конт подчёркивает, что свой курс он называет курсом позитивной философии, а не курсом позитивных наук. Науки рассматриваются в связи с определением того, как каждая из них относится ко всей позитивной системе и каковы их существенные методы и главные результаты. […] Позитивная философия должна изучать общие научные положения; системы понятий и логические законы человеческого разума; ход работы человеческого разума по пути научного исследования и методы частных наук. Однако материал для этого она должна не добывать самостоятельно, а получать от других наук. Цель позитивной философии заключается в том, чтобы: 1) привести присущие разным наукам принципы и законы к наименьшему числу основных законоположений и 2) привести в одну систему однородной науки всю совокупность наших позитивных знаний»

 

Достаточно часто среди философов встречается «древо науки».

 

Гольбах (французский философ-просветитель): предметы, которые сформировались в различных областях науки; как сопоставляются предметы, так и сопоставлены между собой различные науки.

К концу 19 века гуманитарные науки «о духе» невозможно было игнорировать. Вильгельм Вундт (неокантианец) классификация 1889г:

1) Формальные науки: математические науки;

2) Реальные науки: 1. науки о природе – абв, 2. Науки о духе –абв.

А) феномелогические (изучают любой процесс по их содержанию)

Б) генетические (изучают происхождение и развитие)

В) систематические (исследуемый объект во всех его системах)

1а) физика, химия, физиология;

2а) психология (по Вунду психологи создали эксперимент психологии)

1б) космология, геология, история организмов

2б) момент происхождения и развития наук – история

1в) минералогия, ботаника, зоология

2в) психология народов: мифология, религиоведение, искусствознание.

 

Кедров Бонифатий Михайлович (70е гг 20 вв, физик) «Классификация наук» в 2х томах. Общая дифференциация. Изучал способы общественной дифференциации по системам.

 

Марксизм произвел революцию в философии и сделал ее наукой.

Исак Яковлевич Лайфман (физико-математическое образование), один из основателей философского факультета УрГУ (1965).

 

 

Исходной формой систематизации научного знания является факт. Факт – это клетка, единица, элемент, самого научного знания. Факт – знание достоверное, результат эксперимента, т.е. ложных фактов не бывает. Но, т.к. эксперимент – деятельность человека, эксперимент может уточнятся. Научный факт вписан в систему фундаментальных научных знаний. Факт в науке привязан к теории, гипотезе, интерпретации.

 

Проблема систематизации как форма научного знания.

Копер: проблема=затруднение. «Знание о незнании» - недостаток прежних знаний провоцирует новые факты. Проблема формирует вопрос, т.е. есть невыясненные причинно-следственные связи и закономерности.

Вернер Гейзенберг: правильная постановка проблемы на половину ее решает.

Проблема не должна противоречить основополагающим факторам, теориям, необходимо требование разрешения научности проблемы; должно быть условия разрешимости. На паре рассмотрен пример с формулировкой Хрущева: «от каждого по возможности, каждому по потребности» - возникает вопрос: «почему не по труду? А по потребности?», потребности у человека неограниченны. Решение проблемы объективно невозможны.

Гипотеза – предположительные знания об искомой причинно-следственной и закономерной связи исследуемых объектов. Гипотеза дает ответ (предположительное знание).

Научная гипотеза – обладает принципиальной проверяемостью.

Гипотеза не должна расходится /противоречить фундаментальной области знаний. Из 2х и более гипотез предпочтение принято отдавать той, которая требует меньше уточнений. Той, которая проще с логической и эмпирической точки зрения (проверки). Проверяемость гипотезы носит системный характер. Ньютон: «Гипотезу не умышляют». По его мнению наука развевается индуктивно.

Научная теория – знание достоверное, НТ раскрывает закономерные связи исходных явлений через выяснения причинно-следственных зависимостей.

Функции НТ: аспектная, объяснительная, предсказательная:

1) Круг систематических фактов связи между ними.

2) Всякая нт претендует на влияние выявления закономерностей

3) Предсказание новых фактов и закономерностей

Важнейшей составляющей является закон. Законы не отменяются, а уточняются.

Синтезирующее знание НИ выражается в принципах научной теории (интеративность, явная общая идея).

НТ строятся на основании исторического и логического методов.

Соотношение НТ:

А) принцип дополнительности (микро и макро)

Б) принцип соответствия (соизмеримость или несоизмеримость НТ)

Научная карта мира – т.е. НТ м.б. двух уровней: частотно-научная картина мира и обще-научная картина мира. Частотно-научная картина образуется на стыке самой науки и философии. Обще-научная – фонд положений, фактов, которые объясняют уровень организации материи. Обе картины изменчивы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.034 с.)