II. Закрепление изученного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Закрепление изученного материала



1. Упражнение 12 (устно; предложения 1, 2, 4, 5, 7 из п. I и сделать схемы к ним в тетрадях.)

 

2. Диктант с взаимопроверкой.

Записать предложения под диктовку, сделать разбор: 1-й вариант фонетический и морфологический, 2-й вариант — словообразовательный и по составу, синтаксический.

1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями 1 пели звонко.

2. Изредка хлопнет обессиленный 2 парус или под кормой плеснет волна. (К. Г. Паустовский.)

3. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

4. Кот принял угрожающую 3 позу, щенок тоже оскалился.

5. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу 4.

6. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

 

III. Творческий диктант

Закончите пословицы, использовав противительные союзы:

1) Не место красит человека,... (а человек место).

2) Не красна изба углами,... (а красна пирогами).

3) Мягко стелет,... (да жестко спать).

4) Делу время,... (а потехе час).

5) Близок локоть,... (да не укусишь).

6) Рад бы в рай,... (да грехи не пускают).

7) Не спеши языком,... (а спеши делом).

Вариант задания: выписать из словаря В. И. Даля пословицы — ССП с противительными союзами.

 

IV. Конструирование предложений. Синтаксические синонимы

Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом.

1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)

2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)

3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб запоет или рука разболится.)

 

V. Работа с учебником

1. Упражнение 14: п. 1 — устно (выполняем «по цепочке»), п. II — письменно; предварительно выразительно читаем текст упражнения — стихотворение И. А. Бунина.

 

2. Упражнение 19 (работа с текстом романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Вариант задания: выписать из статей учебника литературы (или другого учебника) сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами.

 

3. Записать в словарик слова в рамках: гуманный, человечный. Придумать сложносочиненные предложения с этими словами.

 

VI. Занимательная лингвистика

Найдите «четвертое лишнее»:

1. Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша — пища наша.

3. Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение —2: да=и, в остальных случаях да=но.)

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 16— письменно; упражнения 20, 21 — устно. Принести на урок газету, выбрать понравившуюся статью, заметку или очерк.

 

Уроки 11—12. Подготовка к сочинению

С использованием основных групп

Сложносочиненных предложений и анализ сочинений

Цель урока: развивать творческие способности учеников; закрепить знания о сложносочиненном предложении и навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 20: ученики зачитывают словосочетания со словами гуманист, гуманизм, гуманность.

 

2. Творческий диктант.

Составить словосочетания со словами упражнения 20 (диктует учитель). В скобках указать типы словосочетаний.

 

3. Упражнение 16. Четыре ученика выписывают на доску выполненные дома виды лингвистического разбора. Остальные в это время комментируют предложения упражнения (учитель называет первого отвечающего, тот выбирает следующего и т. д.). Затем так же проверяем написанное на доске.

 

II. Работа с газетным текстом

Несколько учеников зачитывают выбранный материал. Если он объемный, кратко пересказывают текст, зачитывая цитаты из текста,

Определяем стилистическую принадлежность, жанр материала, его актуальность, наиболее яркие цитаты; возможно, отмечаем недостатки.

Предлагаем выбрать из газетных материалов несколько сложносочиненных предложений, самые интересные записать в тетрадях.

Выберем материал, рассказывающий о каком-либо человеке, обсудим, что сделало его героем очерка, статьи.

 

III. Подготовка к сочинению о привлекательном, интересном человеке (упражнение 18)

Сначала решим, в каком жанре будет написано сочинение. Это может быть газетный очерк, заметка, портрет, может быть лирическая зарисовка-воспоминание о человеке, который произвел на вас впечатление, удивил чем-то, даже в чем-то изменил вашу жизнь. Наверное, не надо искать интересных людей где-нибудь далеко, они есть в вашем окружении. Героем сочинения может стать ровесник, кто-нибудь из родных, знакомых, В каждой семье есть люди, рассказы о которых переходят из поколения в поколение.

Затем отберем материалы, факты, которые лягут в основу сочинения. Следующий этап — составление плана.

Примерный план:

1. Почему вы выбрали героем сочинения этого человека?

2. Что и откуда вам известно о герое?

3. Самые яркие факты из жизни, поступки, стороны личности героя.

4. Что вас привлекает в этом человеке? Какое влияние он на вас оказал?

 

IV. Устный рассказ-сочинение

Несколько человек рассказывают о героях своего будущего сочинения. Вопросы, которые возникнут в ходе обсуждения, помогут дополнять сочинение, показать, на что обратить особое внимание.

Анализ сочинений проводим на следующем уроке.

 

V. Словарная работа

Записать в словарик слова в рамках: комментарий, комментатор, популярный, интенсивный, гостиная. Уточнить значения слов. Придумать сложносочиненные предложения с этими словами.

 

VI. Домашнее задание

К уроку 11: написать сочинение (упражнение.18). К уроку 12: устно § 5.

 

Материал к урокам подготовки к сочинению

Прочитайте ученикам рассказ Юрия Нагибина, где он вспоминает о своих первых литературных опытах, и обсудите его в классе. Это поможет в написании творческих работ: сочинений, изложений.

Первый мой литературный опыт носил сугубо «реалистический» характер: я описал лыжную прогулку, предпринятую в один из выходных дней нашим девятым классом...

А когда начал писать о нашем лыжном походе, обнаружил, что мне не о чем рассказывать. Ну, собрались у касс Ярославского вокзала, взяли билеты, сели в электричку, приехали через полчаса в Лосинку, пешком добрались до лыжной базы. Ну, купили талончики на обед. У кого не было своих лыж, взяли напрокат вместе с пьексами[1]. Агафонов еще раз сказал, что лыжи не смазаны, а пьексы — дерьмо. Поразмыслив, я счел его высказывание негодным для изящной словесности и вычеркнул. Потом мы дали круг, долго катались с гор, прыгали с небольшого самодельного трамплина, и все падали, кроме Агафонова. Он вообще оказался самым сильным лыжником в классе. Потом мы обедали, ели грибные щи, биточки с перловой кашей и комкастый кисель. Домой возвращались уже в темноте...

Я не помню дословно своего произведения — по объему, богатству наблюдения и художественной выразительности оно было равно изложенному здесь и занимало ровно половину тетрадочной страницы...

Я стал мучительно выискивать, о чем бы еще написать... Поражало несоответствие продолжительности поездки с бедностью воспоминаний. А чем было заполнено время от полудня до семи вечера? Ведь что-то происходило и на вокзале, и в вагоне электричек и по пути на лыжную базу, и в походе...

И тут во мне заговорил густой, сиплый голос: «Я этого зайчонка еще летом принес. Был он с детскую варежку. Ма-а-хонький, пушистый, теплый. Ребятенкам моим он так пришелся, не оторвешь!..»

...А где был охотник еще несколько минут назад? Он возник из колодца памяти будто сам собой, на деле же я высидел его за столом, как-то странно напрягаясь в пустоту. Я продолжал напрягаться, и вскоре другие голоса поездных пассажиров затолкались в моем мозгу.

...Оказывается, я отлично помню их лица: скуластое и усатое охотника, с маленькими, глубоко упрятанными глазками; пятнисто-румяное, тонкое — разгневанного юноши-студента. Я увидел милиционера в тамбуре, курившего тонкую папиросу-гвоздик...

Я впервые заметил, что многие люди пребывают словно не в образе. Пожилая женщина с лицом как леченое яблоко ярко подмазала сухие, сморщенные губы и усадила редкие ресницы комочками туши; почтенный старичок... повязал шею легкомысленным дамским шарфиком; куривший в тамбуре милиционер изящно отставлял мизинец с черным ногтем, украшенным янтарным колечком... Казалось, эти люди в спешке схватили из общей кучи примет что попадется... За зрительным и звуковым рядом потянулись запахи и осязательные ощущения. Я впервые обнаружил, что в верхнем вестибюле метро пахнет нагретой резиной, как и от буксующих колес машины; восстановил всю гамму запахов вокзала, где пахло поплывшим натоптанным снегом и кухней; перрона, где замечательно и крепко пахло шпалами, паровозной гарью; в тамбуре вагона пахло простором — чистым, крепким снегом и хвоей, а внутри — дезинфекцией, овчиной, валенками...

Но главные открытия ждали меня впереди, когда я принялся извлекать из тьмы забвения и базу, и бег на лыжах... Мартовские ели стояли в круглых лунках-проталинах... Снег в изножии деревьев напоминал постный сахар...

...Так вот что такое — писать! Это значит узнавать окружающее....Ведь всё, что происходит с людьми, интересно… Надо еще уметь передать свое удивление, свою очарованность открывшейся тайной...

...С глубоким удивлением обнаружил я, как от самой необходимости перенести на бумагу несложные впечатления дня, черты хорошо знакомых людей странно расширились и углубились все связанные с этим обычным зимним днем переживания и наблюдения. Кажется, я по-настоящему осознал тогда, что люблю природу мучительно, до слез, люблю деревья, снег, небо, замерзшую реку, черные прутья кустов. Впервые обнаружил я, что Васька Агафонов влюблен в Иру Трушину. Это угадалось само собой: просто я написал в точном соответствии с действительностью, как долго возился он с Ириными лыжами, сперва натирая их мазью, потом прилаживая к ним крепления, наконец, затягивая ремни на Ириных ботинках. Он не отходил от Иры ни на шаг стоило ей оступиться или упасть, он кидался к ней со всех ног, отряхивая ее одежду, осторожно снимая снежинки с ее волос, обволакивал своими движениями, будто заключал в незримую оболочку… А до этого мне и в голову не приходило, что этот здоровенный парень, помешанный на хоккее и футболе, как-то отличает Иру от других наших соучениц.

В сущности, уже в этой первой попытке определился мой столбовой литературный путь: не придумывать, идти впрямую от жизни; «копаться» в материале действительности, стремясь найти в ней как можно больше, И следующий мой рассказ был написан в том же роде: там я описывал двор нашего дома и одно трагическое происшествие, случившееся во дворе.

(Ю. Нагибин. «Почему я не стал футболистом».)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.012 с.)