III. Лингвистическая разминка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Лингвистическая разминка



Выборочный диктант.

Первый вариант записывает слова, которые употребляются только в единственном числе, второй только во множественном:

Щипцы, бельё, синоним, хвастовство, сумерки, шорты, кефир, сливки, честь, ножницы, форма, ловкость, Москва, сутки, борьба, земляника, снег, воровство, Гималаи, счастье, сани, чувство, проделки, брюки, субтропики, кино, Сочи, именины, молодежь, пони, поминки, прятки, деньги, тиски.

(Слова синоним, форма, чувство, проделки имеют и ед. и мн. число — не записываем.

1-й вариант: бельё хвастовство, кефир, честь, ловкость, Москва, борьба, земляника, снег, воровство, счастье, кино, молодежь, пони, Сочи.

2-й вариант: щипцы, сумерки, шорты, сливки, ножницы, сутки, Гималаи, сани, брюки, субтропики, именины, поминки, прятки, деньги, тиски.)

 

III. Объяснение нового материала

Ученики, в общем-то, знакомы с темой «Сложное предложение», поэтому объяснение можно построить как беседу по вопросам. Новые сведения, сообщаемые учителем отмечаем в тетрадях.

1. Беседа по вопросам.

— Вспомните, какие предложения называются сложными.

— Как предложения соединяются между собой?

(Уточним ответы обратив внимание на материал § 3.)

— В тексте диктанта, который писали на предыдущем уроке, найдите сложные предложения; определите их вид и способ соединения.

(В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению — сложносочиненное; простые предложения в составе сложного соединяются с помощью интонации и союза И.

Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед — сложносочиненное; соединяются с помощью интонации и союза НО.

Где-то защелкал соловей, за ним другой — бессоюзное; соединяются только с помощью интонации; 2-е предложение неполное.

Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде — сложносочиненное; соединяются с помощью интонации и союза И.)

— В чем вы видите основное отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных?

— Какие знаки препинания отделяют части сложных предложений? (Запятая, точка с занятой, двоеточие, тире.)

— Рассмотрите схему «Основные виды сложных предложений» на с. 7. Перенесите ее в тетрадь, сделав сокращения слов для удобства работы с предложениями: сложные предложения — СП; сложносочиненные — ССП; сложноподчиненные — СПП; бессоюзные — БСП.

— Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

— В чем отличие ССП от СПП?

 

IV. Практические задания

1. Упражнение 7 — устно (выполняем «по цепочке»).

 

2. Придумайте и запишите примеры основных видов сложных предложений. Вариант задания: выписать примеры основных видов СП из художественного текста (например, текста произведения, изучаемого на уроках литературы); из какого-либо учебника.

 

3. Записать в словарик слова в рамках: гигант, гигантский, колосс, колоссальный. Придумать сложные предложения с этими словами. (Подобную работу можно предлагать как индивидуальные задания на уроке.)

 

V. Занимательная лингвистика

Подумайте, как изменится смысл предложения из произведения Н. А. Некрасова, если опустить первую запятую?

Вчера, утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко.

(Изменится время действия.)

 

VI. Домашнее задание

Работа над ошибками диктанта; § 3; упражнение 8.

 

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 9. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель урока: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вопросы по теории сложного предложения.

— Назовите основные виды сложных предложений.

— Что общего между различными видами сложных предложений и в чем отличие?

— Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?

— Какое предложение в составе сложного называется главным, а какое придаточным?

 

2. Проверка упражнения 8 («по цепочке»).

 

II. Практические задания

1. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания:

 

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

 

— Какие виды связи вы заметили в стихотворении А. А. Ахматовой? (В первом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом И, связь сочинительная. Во втором сложном предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом А. Четвертое простое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом ЧТО.)

 

2. Выборочный синтаксический разбор предложений (три человека работают у доски, остальные — в тетрадях):

Выделить основы, указать, какими частями речи они выражены; отметить ряды однородных членов; указать виды сложных предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. И. Пущин)

Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. (Н. В. Гоголь)

Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. П. Астафьев)

 

3. Упражнение 9 (выполнить устно.)

 

III. Объяснение нового материала

Материал несложен, поэтому вполне можно поручить ученикам самостоятельно в нем разобраться. Текст § 4 стоит предложить оформить в тетрадях в виде небольшой таблицы, привести примеры:

Группы сложносочиненных предложений


с соединит. союзами:

и, да=и, ни — ни,

тоже, также

одновременные

или следующие друг

за другом явления

Ни ветра на земле,

ни туч на бледном

своде.

с разделит. союзами:

или, либо, то — то,

не то — не то

чередование или

выбор явлений

Не то вдалеке был

пожар, не то это

закат пламенел.

 

с противит. союзами:

а, но, да=но,

однако, зато, же

противопоставление

явлений

Ураган прошел,

однако связи с городом

еще не было.


 

Важно обратить внимание на примечание:

Если предложения, входящие в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится. Например: Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

 

IV. Закрепление нового материала

Объяснительный диктант.

Записать предложения в таблицу, выделить грамматические основы, определить значения предложений, вид союзов. Объяснить постановку знаков препинания. (В скобках даны номера колонок.)

1. Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (1)

2. В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. П. Чехов.) (К примечанию.)

3. Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки. (3)

4. То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла. (Ю. В. Трифонов.) (2)

5. Челкаш, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.) (Простое предложение.)

 

V. Работа с учебником

1. Выполнить упражнение 13 — устно.

 

2. Записать в словарик слова в рамках: асфальт, бетон, прогресс, прогрессивный. Придумать сложносочиненные предложения с этими словами.

 

VI. Занимательная лингвистика

Как вы думаете, на юге или севере России родилась поговорка «Старый друг лучше новых двух». Какой раздел языкознания поможет найти ответ?

(Ответ подскажет фонетика: слово друг на юге России произносят [друх], оно рифмуется со словом двух.)

 

Домашнее задание.

§ 4; упражнение 10.

 

Урок 10. Основные группы

Сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (продолжение)

Цель урока: закрепить знания учеников о сложносочиненном предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Взаимопроверка упражнения 10. В это время один из учеников рисует схемы предложений 1, 2, 11 на доске. Второй и третий ученики выписывают на доску сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом из упражнения 11.

 

2. Вопросы по теории:

— Какие союзы встречаются в сложносочиненных предложениях?

— Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?

— В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.028 с.)