Экологически-чистыми средствам для очистки предметов домашнего обихода, мебели, одежды, бытовой техники, уходу за телом сохранить здоровье, время, молодость?


Вам интересно узнать, как навести чистоту и порядок в доме без использования вредной для здоровья химии?

Как превратить длительный и трудоемкий процесс уборки в радость?

Как постирать вещи без использования стирального порошка?

На все эти и многие другие вопросы вы найдете ответы, посетив нашу выставку

с 12 по 18 марта 2001 г. с 10.00 до 19.00.

По адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, 31 (Дворец Пионеров им. Гагарина)

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. ─ Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. ─ М.:Флинта: Наука, 2000.

3. Русский язык и культура/ под ред. Максимова В.Г. ─ М.:Гардарики, 2000.

 

Дополнительная литература:

1. Колтунова М.В. Деловое письмо. ─ М.: Дело, 1999.

 

 

Занятие 7.

Тема: Особенности устной публичной речи.

Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение.

Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы.

Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция); 2) аналогия (используется только в том случае, если уместно сопоставление явлений); 3) умозаключение о причинной зависимости (имеет два вида: заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине); 4) дедукция, или умозаключение из общего положения.

Пояснение: дедукция состоит из трех суждений: большой посылки – общего положения и заключения. Этот трехстепенный процесс называется силлогизмом. Пример силлогизма из “Риторики” М.В. Ломоносова:

I. Всяк благоразумный рассуждает о будущем.

II. Но Семпроний не рассуждает о будущем.

III. Следовательно, Семпроний неблагоразумен.

I – большая посылка, II – малая посылка, III – заключение.

Эмоциональные (психологические) аргументы: 1) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей; 2) материальные, экономические и социальные интересы публики; 3) чувство собственного достоинства собравшихся; 4) истина и право (стремление людей к правде и справедливости).

Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяется зачин (его цель – привлечь внимание) и завязку (ее цель –заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержаться напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв.

Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос (более подробно о тропах и фигурах красноречия см. в Приложении 2).

Вопросы:

1. В чем заключаются причины возрастания роли публичной речи в современном обществе?

2. Что необходимо для успеха речи оратора?

3. Каковы требования к языку и стилю публичного выступления?

Задания:

Задание 1. В 1958 году в США был принят “Закон об образовании ради национальной обороны”, который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI - ХII кл.) Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь?

Задание 2. Насколько удовлетворяет требованиям, предъявляемым к публичной речи современная практика технических средств массовой коммуникации? Выберите для оценки одну из программ радио или ТВ, которая содержит выступление, беседу или интервью. Какие моменты в организации общения, в форме и содержании речи показались вам удачными, целесообразными? Что мешало общению, затрудняло речевой контакт и понимание? Составьте план краткого выступления ответа на эту тему (5 мин).

Задание 3. Изучите схему "Композиционное построение речи". Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действительны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

 

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
I. Выступление Задачи: - Пробудить интерес к теме предстоящего разговора - Установить контакт - Подготовить слушателей к восприятию выступления - Обосновать постановку вопроса Основное условие – максимальная лаконичность. II. Главная часть Задачи: - Последовательно разъяснить выдвинуть положения - Доказать их правильность - Подвести слушателей к необходимым выводам. III. Заключение Задачи: - Суммировать сказанное - Повысить интерес к предмету речи -Подчеркнуть значение сказанного - Поставить задачи - Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи). - Обращение - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы - Прием сопереживания - Изложение парадоксальной ситуации - Апелляция к интересам аудитории - Прием соучастия - Апелляция к событиям - Апелляция к географическим или погодным условиям - Апелляция к речи предыдущего оратора - Апелляция к авторитетам или известным источникам - Апелляция к личности оратора - Юмористическое замечание - Вопросы к аудитории.

[ 8, с. 320 – 321].

Задание 4. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.

“Я хочу рассказать вам сегодня о…”.

“Может, я скажу не совсем удачно, но…”.

“Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…”.

“Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…”

“Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить”.

“Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году”.

“Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?”.

“Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…”

“Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…”.

“Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…”.

“Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…”

[ 33, с. 22].

Задание 5. Ознакомьтесь с фрагментом из выступления Андрея Дмитриевича Сахарова на форуме “За безъядерный мир, за выживание человечества”, состоявшемся 14 – 16 февраля 1987 г. в г. Москве. Какие стороны этой речи вам представляются наиболее удачными? К каким аргументам прибегает оратор? Определите их характер? Есть ли в речи Сахарова коммуникативные ошибки?

Ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме, связанной с основной целью форума.

В эти дни в выступлениях участников много раз упо­миналась катастрофа в Чернобыле, явившаяся приме­ром трагического взаимодействия несовершенства техни­ки и человеческих ошибок.

Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок, нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.

Такое кардинальное решение – размещение ядерных реакторов под землей на глубине, исключающей выделение радиоактивных продуктов в атмосферу при любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная безопасность в случае войны, ведущейся без использования ядерного оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для теплофикационных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее выдвигаются соображения экономического характера. На самом деле с использованием современной землеройной техники цена будет, как я убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность.

Задание 6. Прочитайте текст выступления Высокопреосвященного Паисия, архиепископа Орловского и Ливенского, на торжественном собрании, посвященном пятьдесят пятой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Проанализируйте речь архиепископа следующим образом:

1. Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь.

2. Разберите композицию речи: каковы особенности выступления, на какие части делится основная часть речи, чем характеризуется заключение.

3. Какие словесные средства создают стиль данной речи?

4. Какие примеры избирает архиепископ Паисий в подкрепление своей позиции?

Уважаемые участники торжественного собрания!

Дорогие и доблестные наши ветераны!

Русская Православная церковь на протяже­нии всей истории Русского государства жила со своим народом одной жизнью. И во дни страшного испытания, в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, она вместе со своим народом переживала все несчастья, которые обрушились на нашу страну, целиком отдавая себя служению Родине. С первых же дней войны Русская Церковь устами своего Предстоятеля митрополита Сергия обратилась с посланием ко всем верующим 22 июня 1941 года и благословила всех православных стать на защиту священных границ нашего Отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом. Во всех храмах Русской Православной Церкви служились молебны о даровании победы русскому оружию, произносились патриотические послания и проповеди митрополитов, епископов и священников, в храмах производились сборы средств в фонд обороны. 30 декабря 1942 года во дни всенародного подъема по сбору средств для фронта митрополит Сер­гий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам Церкви с призывом пожертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского, и этот призыв был с воодушевлением подхвачен всей Церковью. Всего на танковую колонну имени Димитрия Донского духовенством и верующими нашей страны собрано было более 300 миллионов рублей и боль­шое количество золотых и серебряных вещей.

В Орле, по освобождении его от немцев, с сентября 1943 года по июнь 1944 года внесено в отделение Госбанка от церквей и священнослужителей более трех миллионов рублей. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана также воздушная эскадрилья имени Алек­сандра Невского. Война принесла нашей Родине смерть миллионов её сыновей и дочерей, неве­роятные разрушения, гибель ценнейших памятников истории и культуры. Страшное испытание не прошло и мимо Русской Православной Церк­ви. За годы войны она лишилась многих своих верных чад, потеряла значительное количество прекрасных храмов. Уцелевшие храмы были опустошены, святыни русского народа подверглись осквернению. Великая Отечественная война дли­лась 1418 дней. В годы величайших испытаний для нашего народа Русская Православная Церковь через митрополита, а затем Патриарха Сергия предвидела, что всемирно-историческое сраже­ние с гитлеровской Германией завершится нашей победой. И вот Великая Победа пришла, и мы празднуем её 55-летие. Родина высоко оценила патриотические труды многих русских православных людей. Значительное количество духовенства и мирян по всей стране было отмечено государственными наградами за активную борьбу с врагами и доблестный труд в тылу. Во вверенной мне Орловско-Ливенской епархии также имеются награжденные медалями ветераны-священнослужители – живые и здравствующие, и ныне несущие верно свое служение Церкви и Отечеству. Война закончилась. Жизнь постепенно вошла в свою колею. Залечены раны войны. Русская Православная Церковь продолжает исполнять свое служение Родине. И сегодня можно сказать и задаться вопросом: “Только ли сознание радости несет победа?” Она несет также созна­ние ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, молитвы Богу, чтобы подобное уже никогда не повторилось. Этим принципам Церковь наша всегда была и будет верна.

Поздравляю всех вас с Великим праздником Победы.

Вечная память погибшим,

ушедшим от нас,

и многая лета ветеранам,

живущим вместе с нами.

Христос воскресе!

Задание 7. Внимательно прочитайте речь Козьмы Минина. Какие логические и эмоциональные аргументы использует оратор и какую роль в увеличении воздействующей силы речи играют здесь тропы и фигуры?

Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна, они заняли Москву, если падет Москва, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода.

Задание 8. Прочитайте речь адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек и была предана суду присяжных, так как она была потомственной почетной гражданкой (прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную). Определите, какие выразительные средства и аргументы использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы назвать корректными?

“Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно”.

Задание 9. Подготовьте текст информационной речи (на 5 минут). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи.

I. Примерные темы для информационной речи:

- События в нашей стране

- События за рубежом

- Новости науки и техники

- Новости культурной жизни города

- Спортивные новости

- Новинки литературы

- Роль компьютеров в производстве (экономике, образовании и пр).

II. Схема оценки информационной речи:

1. Тема и цель.

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление.

Интересно ли?

Использован ли прием привлечения внимания?

Не слишком ли длинно?

3. Главная часть:

Продуман ли план?

Весь ли материал относится к делу?

Достаточно ли примеров?

Конкретно ли содержание?

Достигнута ли цель?

4. Заключение:

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение

Уверен ли говорящий в себе?

Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Не монотонно ли?

Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

III. Памятка по составлению информационной речи

“Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и поработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение” (П. Сопер).

Задание 10. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую для вас тему (3 – 5 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.

А. 1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.

Б. 1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве.

В. 1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого надо то-то и то-то.3. Вы должны помочь по таким-то причинам.

Г. 1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

 

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2. Риторика/ Автор-сост. Кузнецов И.Н. – Минск: Амалфея, 2000.

3. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.

4. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2000.

Дополнительная литература:

1. Волков А.А. Основы русской риторики. – М.: Издание филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

2. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.

3. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994.

4. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996.

5. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

6. Сопер Поль. Основы искусства речи. О науке убеждать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

7. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1996.

 

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М: Просвещение, 1984.

2. Агеенко Ф.Л. и др. Словарь ударений русского языка. – М.: Русский язык, 2000.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989.

4. Аннушкин В.И. Риторика. – Пермь, 1994.

5. Антология русской риторики. Учебное пособие/ Отв. ред. и сост. проф. М.И. Панов. – М.: Университетский гуманитарный лицей. Россия молодая, 1997.

6. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: Просвещение, 1978.

7. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990.

8. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

10. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

11. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

12. Волков А.А. основы русской риторики. – М.,1996.

13. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.:Инфра - М, 2001.

14. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.

15. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.

16. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1999.

17. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – Санкт-Петербург, 2001.

18. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М .: Наука, 1976.

19. Ефремова Т.Г., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

20. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта, 1999.

21. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь. Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998.

22. Карнеги Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.

23. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982.

24. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983.

25. Колтунова М.В. Деловое письмо. – М.: Дело, 1989.

26. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994.

27. Культура речи. Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических факультетов. – Орел: ОГУ, 1997.

28. Культура русской речи/ Отв. ред. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. – М.: Норма, 2000.

29. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Флинта, 1998.

30. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

31. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996.

32. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. – М., 2000.

33. Новые слова и значения. Словарь-справочник. – М., 1978.

34. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.18-е – М.: Русский язык, 1987.

35. Основы культуры речи. Хрестоматия/ Сост. Скворцов Л.И. . – М.: Высшая школа, 1984.

36. Петрякова А.К. Культура речи. Практикум-справочник. – М.: Флинта, 1998.

37. Порубов Н.И. Риторика. Учебное пособие. – Минск: Вышейшая школа, 2001.

38. Риторика/ Автор-сост. Кузнецов И.Н.. – Минск: Амалфея, 2000.

39. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997.

40. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999.

41. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарик, 2000.

42. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979.

43. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник/ Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1959.

44. Словарь антонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1978.

45. Словарь омонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

46. Словарь синонимов русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1968.

47. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

48. Соврменный словарь иностранных слов. – М., 1993.

49. Солер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 (и др. издания).

50. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1996.

51. Толковый словарь рыночной экономики. – М.: Глория, 1993.

52. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. – Л., 1974.

53. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. Николина Н.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов-нефилологов. – М.: Флинта, 1999.

54. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. Молоткова А.И. . – М.: Советская энциклопедия, 1968 ( и послед. изд.).

55. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения. – М.: Просвещение, 1986.

56. Шейнов В.И. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.

 

 

Приложение 1. ОБРАЗЦЫ СЛУЖЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь