Употребление форм имен прилагательных

Задание 15.Образуйте формы кратких прилагательных в тех случаях, когда это возможно. Укажите на различия между полной и краткой формами (семантические, стилистические, синтаксические).

Больной вопрос, больной ребенок, строгий спрос, горький урок, ломкий материал, прыткий человек, кофейный плащ, знойный день, прямой ответ, прямой угол, фальшивый документ, фальшивый тон, черный день, черный кот, пустынный остров, деловой подход, размеренный ход, необыкновенный успех, безукоризненный ответ, посредственный ученик, старинный приятель, безнравственный поступок, откровенный разговор, отсталый взгляд, старший брат, почтенный человек, светлый вечер.

Задание 16.Образуйте простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного.

Большой, крупный, хороший, плохой, скверный, злой, искусный, ловкий, деловитый, робкий, смелый, полосатый, фиолетовый, ультраправый, сверхмощный.

 

Задание 17.Укажите, какие ошибки допущены при употреблении форм прилагательных; исправьте их.

1. Студент был способный к математике.

2. Речь главного героя более ярче и выразительна, чем речь других героев повести.

3. Журнал "Деловой мир" нужен и интересный.

4. Разработка новых технологий становится все более интенсивной.

5. Необходимо завершить работу в самое близкое время.

 

Употребление имен числительных

 

Задание 18.С данными существительными употребите нужные числительные:

а) только количественные (два, три, четыре);

б) только собирательные (двое, трое, четверо);

в) обе формы.

Сын, директор, сутки, дочь, учительница, ученица, спортсмен, профессор, зверь, волк, военный, президент, педагог, деревня, село, город, медведь, они, преподаватель.

 

Задание 19.Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте их.

1. У обоих претенденток на медаль равные шансы.

2. Из участников олимпиады особенно выделялись пятеро девушек.

3. Задача интересна тем, что в ней три и более вариантов решения.

4. По обеим берегам реки мы увидели заросли ивняка.

5. В дороге путешественники находились уже шестеро дней.

 

Употребление местоимений

Задание 20.Исправьте предложения, обращая внимание на правильное использование местоимений. Отметьте возможность вариантного употребления данных в скобках слов и проанализируйте, как это изменит смысл высказывания.

1. Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38 см выше (своего, его) роста.

2. Опытный работник знает все тонкости в (своем, его) деле.

3. Вся команда собралась у тренера и просила предоставить (им, ей) следующие два дня для отдыха.

4. Известный актер вышел вместе со (своим, его) сыном на сцену.

 

Употребление форм глагола

Задание 21.От указанных глаголов образуйте формы:

а) настоящего времени;

б) будущего времени;

в) прошедшего времени;

г) повелительного наклонения.

При наличии вариантов дайте комментарии.

 

А. Он (полоскать, мурлыкать, щипать, махать, сыпать, мяукать, брызгать).



 

Б. Я (выздороветь, победить, очутиться, ощутить).

 

В. Она (глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, отвергнуть).

 

Г. Ты/Вы (напоить, кроить, выбросить, почистить, уведомить, вылезать, выходить)!

Синтаксические нормы

Задание 22.Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению.

Модель:

Оплатить (что-либо) – платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо) – преимущество (перед чем-либо); информировать (о чем-либо) – сообщать (что, о чем); обращать внимание (на что-либо) – уделять внимание (чему-либо).

 

Задание 23.Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Построены три новых дома для переселенцев.

2. Абсолютное большинство хорошо подготовлены к предстоящему конкурсу.

3. Два красивых панно украшало вестибюль.

4. Те, кто живет плохо, более жаден на новое и более отзывчив к новому, чем те, кто живет хорошо.

5. Стажировку за рубежом прошли 21 студент нашего факультета.

 

 

Задание 24.Найдите ошибки в порядке слов предложения, исправьте их.

1. Датой передачи собственности является дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика.

2. При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции.

3. Парламент по очереди заслушал всех министров.

4. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

5. Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

 

Задание 25.Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. Отредактируйте предложения.

1. Арендаторы и их персонал обязаны соблюдать санитарные и противопожарные требования.

2. Различного рода вывески и реклама арендаторов должны быть согласованы с руководством рынка.

3. В выставке приняли участие крупные фирмы, предприятия города, акционерные общества и частные предприятия.

4. Если вы хотите, чтобы ваше торжество, отдых коллектива, свадьба, юбилей прошли празднично и остались в памяти, спешите забронировать места в ночном баре "Бристоль".

 

Задание 26.Замените, где это возможно, деепричастные обороты придаточными предложениями или устойчивыми оборотами.

1. Учитывая общий размер уставного капитала, мы оставляем за собой право корректировки взноса.

2. Подписывая договор, оплата гарантируется.

3. Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска.

4. Говоря о просчетах в подготовке предвыборной кампании, нужно выделить ряд причин объективного характера.

 

Задание 27.Составьте предложения, используя указанные ниже деепричастные обороты.

1. Подчеркивая значимость проекта,

2. Отвечая на Ваш запрос,

3. Участвуя в деловых переговорах,

4. Рассмотрев Ваше предложение,

 

Задание 28.Определите тип ошибки в сложном предложении. Дайте правильный вариант ответа.

1. Не только проблемы строительства, а также бытовые и социальные проблемы строителей были рассмотрены.

2. В случае необходимости, которая может наступить по причине обстоятельств, которые не позволяют

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи". – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

2. Федосюк Т.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. "Русский язык для студентов-нефилологов". – М.:Флинта: Наука, 2000.

3. Русский язык и культура/ под ред. Максимова В.Г. – М.:Гардарики, 2000.

 

Дополнительная литература:

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1999.

 

Справочная литература:

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – С.-Петербург: Норинт, 2000.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2000.

 

Занятие 5.

Тема:Система функциональных стилей современного русского языка.

Научный функциональный стиль, его подстили и жанры

Функциональными стилями называются особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный. Каждый функциональный стиль имеет свои нормы. Эти нормы называются стилистическими, нарушение их является причиной стилистических ошибок. (Например: "Девочка, ты по какому вопросу плачешь?")

Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимущественно, в устной форме. Этот стиль противопоставляется другим стилям, которые связаны с различными сферами общественной деятельности и реализуются, преимущественно, в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как непринужденность и эмоциональность. Отличительной особенностью данного стиля является употребление языковых средств с разговорной окраской: особой лексики и фразеологии, а также неполных предложений.

Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздействия. Первоначально он выступал как книжный стиль и употреблялся в газетах и журналах, т.е. публицистике (отсюда и его название), однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи. Стилевые черты – страстность, призывность. В публицистическом стиле активно употребляется общественно-политическая лексика и фразеология, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения. Жанры публицистической речи: статья, очерк, интервью, информация, репортаж, комментарий, агитационное выступление и пр.

Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятельности. Самую важную роль в официально-деловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информационно-директивная функция). Стилевые черты – бе зличность, стандартность. Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны. Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ, объяснительная записка, закон, устав, договор и пр.

Научный стиль используется в сфере науки и техники. Главная задача научного стиля – сообщение и логическое доказательство истинности сообщаемого (информационно-аргументативная функция). Научный стиль имеет три подстиля: собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный. В научном стиле преобладают слова нейтральные и слова с обобщенным и отвлеченным значением (достоверность, изыскание, анализ и пр.), активно используется специальная терминология и общенаучная лексика (функция, элемент, система и пр.). В морфологии существительное преобладает над глаголом, безличные формы над личными, значительное распространение получает так называемое "настоящее вневременное" (Волга впадает в Каспийское море). В научном стиле господствует логически определенный, книжный синтаксис. В числе жанров научной речи следует назвать статью, монографию, рецензию, отзыв, резюме, реферат, аннотацию, учебник, учебно-методическое пособие и пр. Важное значение в системе этих жанров имеют аннотация и реферат, содержание и построение которых наиболее ясно и наглядно отражает ориентацию научной речи на сжатую передачу объективной информации.

Аннотация (от лат. annotacio – замечание) – это краткая характеристика книги (или статьи), содержащая перечень основных разделов, тем или вопросов, которые рассматриваются в работе. Аннотация также часто содержит указание на особенности в изложении материла и адресат (для кого она предназначена). Итак, "формула" аннотации выглядит следующим образом: о чем? из каких частей? как? для кого?

Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов) или литературы по избранной теме. В том случае, если реферат посвящен изложению одной работы, он называется простым информационным. Реферат же, который написан с привлечением двух и более источников, называется обзорным. Изложение одной работы обычно содержит указание на ее тему и композицию, перечень основных положений реферируемой работы с приведением аргументации, реже – описание методики исследования и проведения эксперимента, результатов и выводов.

Вопросы:

Охарактеризуйте основные функциональные стили современного русского литературного языка. Какие принципы лежат в основе их классификации?

2. Чем отличаются стилистические нормы от других речевых норм? Приведите примеры нарушения стилистических норм в речи.

3. Каковы содержательно-логические и композиционные особенности научных и учебных текстов?

Задания:

Задание 1. Рассмотрите следующую таблицу, сопоставьте ее с приведенным выше изложением материала по теме "Функциональные стили". Какие сведения получили более полное отражение в таблице? Чего в ней не хватает? Можно ли усовершенствовать таблицу и каким именно образом?

Задачи Речи Стиль, сфера применения Стилевые черты Языковые средства
Общение (делиться мыслями, чувствами, организовывать совместную деятельность) Разговорный(вбеседах со знакомыми людьми) Непринуж-денность, эмоциональность Разговорные непринужденные слова (вымахал, вырос); эмоционально-оценочные слова (умница, безобразничать); слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (березка, звездочка, серенький, ключик); слова с суффиксом неполного качества (сладковатый, синеватый); различные по цели высказывания предложения; предложения с обращениями
Сообщение (передавать знания, объяснять их, обобщать изложенное) Научный, учебно-научный(в научных трудах, учебниках, ответах на занятиях) Обобщен- ность, подчеркнутая логичность, доказательность Слова нейтральные, книжные, с обобщенным и отвлеченным значением (животные, растения и пр.) Термины (суффикс, прилагательное, речь, часть речи и др.). Глаголы в форме 3 лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия (например, рыбы дышат жабрами). Именное составное сказуемое
Сообщение (инструктировать, давать указания) Официально деловой (деловые бумаги) Строгость,бесстрастность Слова нейтральные, книжные с обобщенным и отвлеченным значением. Стандартные выражения
Воздействие (влиять на поступки людей, убеждать их) Публицистический (газеты, выступления на митингах и др.) Страстность, призывность Предложения побудительные, восклицательные. Риторические вопросы. Распространенные обращения. Повторы. Общественно-политическая лексика и фразеология

[ 21, с.333 ]

Задание 2.Найдите в следующих предложениях стилистические ошибки. Исправьте их.

1. Необходимо форсировать строительство курятника.

2. Строители обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре.

3. Эпоха, в которую мы живем, характеризуется широким применением изделий из металла.

4. Что касается телефонов, то в настоящее время заканчивается кабелирование ряда домов, по окончании которого будет налажена телефонная связь.

5. Вышеозначенные мероприятия способствовали обеспечению надлежащего качества труб.

6. Ведутся изыскания возможности создания турбин большой мощности.

7. В соответствии с условиями работы внутреннее пространство двигателя количество разобщено с наружной атмосферой.

8. Примером может служить вековой опыт Шатиловского и Велико-Анадольского лесоповалов, давно заселенных крылатыми друзьями.

9. “Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева?”; “Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив!” – “В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод” (примеры из книги К. Чуковского “Живой как жизнь”).

10. Кара за небрежность в обороне настигла “Зенит” уже на четвертой минуте первого тайма.

11. Эти товары допустили к продаже только после специальной обработки.

12. Для этой цели фирма использует имеющиеся подсобные помещения.

Задание 3. Рассмотрите следующие тексты. Выделите в них специальные термины и общенаучную лексику. Какие языковые и композиционные средства обеспечивают в данных фрагментах обобщенность, отвлеченность и подчеркнутую логичность изложения? Определите, к какому подстилю научного функционального стиля относятся приведенные отрывки? На основании чего мы можем сделать последний вывод?

“Многие программы кэширования могут обеспечить не только кэширование операций чтения, но и операции записи на диски. А именно, при выполнении записи на диск данные не записываются сразу на диск, а помещаются в кэш. После этого программе, осуществляющей запись, сообщается об окончании записи, и она продолжает работу. А уж затем, в наиболее удобные моменты (скажем, при паузах в работе остальных программ), данные сбрасываются из кэша на диск. Это ускоряет работу программ, позволяет оптимизировать операции записи на диск и даже, как правило, уменьшить их количество. Так, при записи на дискету множества небольших файлов кэширование ускоряет запись в несколько раз.

Однако кэширование записи не вполне безопасно: при зависании компьютера при отключении электропитания данные из кэша могут оказаться не записанными на диск, что может привести к повреждению файловой системы на дисках. Обычно рекомендуется при использовании кэширования записи на диски применять устройство бесперебойного питания (UPS) – это значительно уменьшит вероятность повреждения данных на диске”.

“В радиотехнике наибольшее применение получили ортонормированные базисы тригонометрических (синусоидальных и косинусоидальных) функций. Это обусловлено следующими обстоятельствами: гармонические колебания наиболее просто генерировать; гармоническое колебание теоретически полностью сохраняет свою форму при прохождении через любую линейную радиотехническую цепь с постоянными параметрами, а изменяются при этом лишь его амплитуда и начальная фаза. В теоретических основах электротехники и радиотехники операция представления непрерывных детерминированных сигналов в виде совокупности постоянной составляющей и суммы гармонических колебаний с краткими частотами называется спектральным разложением (представлением) или гармоническим (спектральным) анализом”.

Задание 4. Ознакомьтесь с двумя текстами, посвященными одной и той же теме. Можно ли назвать их специальными (относящимися к собственно научному подстилю)? Какой из этих текстов сложнее для восприятия неподготовленного читателя? С помощью каких средств авторами обеспечивается доступность изложения? Попробуйте “сжать” первый из приведенных текстов, исключая из него избыточные предложения, слова и обороты. Меняется ли при этом стилевая характеристика текста?

Текст 1. Задача создания источника когерентного света была решена лишь с появлением лазера, в котором используется принципиально иной метод высвечивания возбужденных атомов, позволяющий, на некогерентный характер возбуждения отдельных атомов, получать когерентные пучки света с очень малой расходимостью. Если интенсивность излучения лазера сравнить с интенсивностью излучения абсолютно черного тела в том же спектральном и угловом интервалах, малая расходимость излучения позволяет с помощью обычных оптических систем концентрировать световую энергию в ничтожно малых объемах, создавая громадные плотности энергии. Возбужденный атом может самопроизвольно (спонтанно) перейти на один из нижележащих уровней энергии, излучив при этом квант света.

Текст 2. Из физики нам известно, что в своем наиболее устойчивом природном состоянии вещество обладает минимальным запасом энергии. Вращающиеся вокруг ядер электроны находятся на наиболее низких энергетических уровнях. Этим-то и объясняется почти универсальная способность все веществ поглощать падающее на них излучение. Если же вещество с помощью какого-нибудь источника излучения все время "накачивать" энергией, то его частицы будут переходить на более высокие энергетические уровни и атомы постепенно придут в так называемое возбужденное состояние. В таком состоянии вещество напоминает чашу, заполненную до краев: достаточно только одной капли, чтобы запасенная в ней жидкость-энергия выплеснулась наружу в виде направленного пучка излучения.

В лазерном устройстве обычный свет преобразуется в излучение, в тысячи раз более концентрированное и чистое. Обычные источники света (например, лампа) испускают смесь света различных цветов спектра, которая распространяется беспорядочно во все стороны. Луч лазера одноцветен – монохроматичен, когерентен, т.е. строго упорядочен во времени и пространстве и устремлен в одном направлении. Энергия оказывается как бы спрессованной в тысячи раз.

Если вообразить, что многотонную массу воды, ежесекундно проходящую через плотину крупнейшей в мире Красноярской гидроэлектростанции, мы каким-то чудом заставим протиснуться в течение той же секунды через обычный водопроводный кран, только тогда мы получим косвенное представление о том, чем лазерный луч отличается от света всех других источников.

Задание 5. Рассмотрите тексты аннотаций. Определите, какие их особенности обусловлены требованиями этого научного жанра, а какие – характером, предметом изложения и задачами авторов.

УДК 658 562 (076.5).

Управление качеством. Часть 1: Семь простых методов. Учебное пособие для вузов/ Адлер Ю.П., Полховская Т.М., Нестеренко П.А. – М.: МИСИС, 1999. – 163 с.

Настоящее учебное пособие предназначено для практического овладения семью простыми методами контроля и регулирования технологических процессов, в состав которых входят: контрольные листки, диаграмма (причина-результат” (схема Исакова), диаграмма Парето, гистограммы, диаграммы рассеивания, контрольные карты, графики.

В учебном пособии подробно описана методика обучения методам анализа дефектов (несоответствий) и совершенствования технологических процессов, разработанная группой японских ученых. Приведены примеры использования семи простых методов при решении реальных производственных задач.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 07.20.00 “Стандартизация и сертификация и 11.04 “Технология литейного производства”, а также для студентов других специальностей. Представленные в учебном пособии семь простых методов контроля качества универсальны и рекомендуются для использования при организации всех видов образовательного процесса. Ил. 77. Табл. 30, Библиогр. список: 8 назв.

УДК. 620.193.4/5

Коррозия конструкционных материалов. Газы и неорганические кислоты: справочное издание: В двух книгах. Кн.1. Газы и фреоны/ В.В. Батраков, В.П. Батраков, Л.Н. Пивоварова, В.В. Соболь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Интермет Инжиниринг, 2000. – 344 с.

Приведены данные о коррозийной стойкости металлических и неметаллических конструкционных материалов в газовых средах и фреонах. Для оценки скорости коррозии используются параметрические диаграммы жаростойкости сталей. Изложены основы коррозии и защиты металлов. Рассмотрены условия, приводящие к избирательному разрушению металлов и сплавов. Даны физико-химические характеристики газов и фреонов.

Для инженерно-технических работников различных отраслей промышленности, занимающихся проблемами защиты металлов сплавов от коррозии. Ил. 192. Табл. 134.

Бердник Г.О., Нехлюдова Т.П. Дизайн костюма. – Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2000. – 448 с.

Книга, которую Вы собираетесь прочитать, посвящена вопросам художественного проектирования костюма. Впервые композиция, методы моделирования и формообразования одежды, составляющие теоретическую основу дизайна костюма, представлены в их органическом единстве. Кроме того, настоящая работа содержит ценный систематизированный материал по истории моды и дизайна в целом.

Теоретические положения подкреплены рекомендациями по выполнению практических занятий по каждой теме и многочисленными иллюстрациями.

Данное издание предназначено не только для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих моделирование и дизайн костюма, но и для широкого круга читателей, которым интересны закономерности рождения и развития моды.

Задание 6. Рассмотрите модель реферата, разработанную З.А. Федотовой. Проанализируйте данную модель и покажите, какие ее пункты предполагают введение объективной, а какие – субъективной (оценочной) информации.

I. Вступление.

Задачи типового вступления:

1) дать исходные данные (название исходного текста, где напечатан, в каком году);

2) сообщить сведения об авторе (фамилия, специальность, ученые степень и звание);

3) выявить смысл названия работы, чему посвящена (тема), в связи с чем написана;

II. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в тексте.

III. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов из перечисленных выше. Задачи типового анализа:

1) обосновать важность выбранных вопросов (почему эти воп­росы представляются наиболее важными и интересными автору реферата);

2) коротко передать, что по этим вопросам говорит автор, опуская иллюстрации, примеры, цифры, отмечая только их на­личие;

3) выразить (по мере возможности) свое мнение по поводу суждений автора исходного текста;

IV. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста. В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и связать разбираемые вопросы с более широки­ми проблемами.

[ 22, с. 116).]

Задание 7. Прочитайте и проанализируйте тексты информативных рефератов (по материалам реферативных журналов “Информатика” и “Связь”). Насколько полно в них реализуется модель, рассмотренная в предыдущем задании? Выделите в приведенных рефератах речевые стереотипы, с помощью которых организуется их текст. Сравните тексты рефератов с текстами аннотаций (см. Задание 5). В чем заключается сходство и отличие между ними?

УДК 002:53:681ю3.067

01.07. – 59.5К. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. Гриняев С.Н. – М.: СИНТЕГ, 1999. – 230 с. (сер. Информатизация России на пороге ХХI в.) – Б ибл. 106. Рус. ISBN 5 – 89638 – 015 – 1).

Рассматривается концепция информационной войны. Показан размах, который приобрела эта концепция на Западе, в частности, приводятся взгляды Министерства обороны США на проблему ведения информационной войны. Анализируются средства и методы ведения информационной войны, возможные объекты атаки и средства их защиты. В качестве основы создания методов противодействия программному и алгоритмическому информационному оружию впервые предложено использовать подход на основе принципиально нового направления ИИ – искусственной жизни, в основу которого положена теория генетических алгоритмов оптимизации. Показана актуальная необходимость пересмотра существенных взглядов на проектирование корпоративных информационно-вычислительных сетей с тем, чтобы приспособить их к ведению возможной информационной войны. Основные разделы: Информационная борьба; Анализ способов и методов информационной борьбы в корпоративной сети обмена информацией; Методы интеллектуального противодействия информационному нападению в корпоративной информационной сети; Методика интеллектуального противодействия информационному нападению в корпоративной информационно-вычислительной сети и рекомендации по развитию системы безопасности”.

УДК 814:861.3

01.07 – 59.132. SimSum – эмпирически обоснованная имитация подготовки резюме (рефератов). SimSum: An empirically founded simulation of summarizing/Endres- viggemger Brigitte. Inf. Process and Manag. 2000. 36, № 4, C. 659 –682, 6 пл., табл. 3, Библ. 53. Англ.

Система SimSum (Simulation of Summarizing) имитирует 20 реальных этапов в работе экспертов, готовящих резюме (рефераты). Она представляет собой эмпирически обоснованную когнитивную модель реферирования и показывает, что стратегии человека при этом могут имитироваться. В когнитивной модели задействована модель обработки дискурса, разработанная Kintsch и van Dijk. Инженерия знаний следует методологии KADS в эмпирическом моделировании используются методы разработки обоснованной теории. Наблюдаемые стратегии рефератов-экспертов привели к созданию сотрудничающих объектно-ориентированных агентов, которые общаются через выделенные рабочие области. Каждый агент реализован как объект CLOS и (Common Lisp Objekt- Oriented system) с приданным ему деятелем на мультимедийном пользовательском интерфейсе, реализованном с помощью Macromedia Director. Коммуникация между CLOS и Multimedia Director осуществляется посредством Apple Events. По разработкам первой оценки в учебной среде SimSum эффективно передает ноу-хау о реферировании, однако она разработана не как обучающая система и лучше всего обслуживает активных и любопытных пользователей. Начато расширение системы с включением реферирования ресурсов Web.

01.07. 29 А. 156. Проблемы и перспективы применения в военной связи многоканальных аналоговых (АСП) и цифровых (ЦСП) систем передачи. Исаков Е.Е. Системы безопасности связи и телекоммуникаций. – 2000. - № 36, С. 88 – 91. Рус.

В настоящее время российские военные системы телекоммуникаций находятся в стадии выбора путей реконструкции их первичных сетей связи (проводных, радиорелейных, тропосферных и др.). Один из путей, рассматриваемый сейчас в качестве основного, предполагает быстрый переход в первичных сетях связи (ИСС) от ныне существующих многоканальных аналоговых (АСП) к многоканальным цифровым системам передачи (ЦСП). В его основу полжены получившие широкое распространение среди российских военных специалистов и руководителей взгляды о наличии у ЦСП якобы недостижимых в рамках АСП уникальных свойств (коммутируемости, управляемости, помехозащищенности и др.), обуславливающих неперспективность (!?) применения АСП в составе современных военных систем телекоммуникаций. Другое направление (практически отвергаемое в настоящее время) предполагает сохранение существующих принципов построения российских военных ПСС на основе АСП (сегодня соотношение между АСП и ЦСП составляет приблизительно 20/1 в пользу АСП) и их постепенную модернизацию за счет создания и развертывания более совершенных АСП. В рамках этого направления подтверждается также необходимость постепенной модернизации и наращивания производства отечественных ВСП и отвергаются (!) в силу объективной (экономической, технологической, военной и пр.) несостоятельности – стремления к построению военных ПСС на основе исключительного применения ЦСП.

Задание 8. Проанализируйте структуру реферата и речевые стереотипы, ее выражающие. Составьте реферат любой научной работы, изученной вами (монографии, учебника, статьи).

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используют следующие выражения:

Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Композиция.

Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... двух (трех, четырех и т.д.) разделов (частей).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается (отмечается), что ... ;

В первой главе освещается ... Автор отмечает (указывает, делает вывод), что... ;

Вторая глава посвящена (содержит)... По мнению автора, ...;

В третьей главе... :

В заключении указывается (отмечается), что .... и т.п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы ... и т.п. :

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов области...;

представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

[ 22, с. 129 ].

 

Основная литература

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Р остов-на-Дону: Феникс, 2000.

Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.Н. Максимова. – М : Гардарик, 2000.

Федосюк М.Ю. и др. Русский язык. – М.: Флинта, 1999.

 

Дополнительная литература

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М.: просвещение, 1978.

Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта, 1999.

Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь. Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1978 (1 изд.), 1983 (2-е изд.).

Культура русской речи/отв. ред. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. – М.: Наука, 2000.

Кузнецов Н.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск: ООО "Сэр-Вит", 2000.

 

Справочная литература

Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов/ – М.: Наука, 1976.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999.

Русский язык. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. – Л., 1974.

 

 

Занятие 6

Тема: Официально-деловой стиль.

Речевой этикет в деловых отношениях.

Служебная документация

Официально-деловой стиль речи используется в деловых отношениях между людьми, организациями, государствами.

Основные стилевые черты:

а) точность, исключающая двоякое понимание текста;

б) достоверность и объективность;

в) краткость, лаконизм формулировки;

г) стандартность языка;

д) нейтральный тон изложения;

е) безупречность в юридическом отношении;

ж) соответствие нормам официального этикета;

Общие признаки официально-делового стиля речи:

а) в лексике: широкое употребление специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;

б) в морфологии: употребление формы настоящего времени глаголов с оттенком предписания; инфинитивных форм глагола, кратких прилагательных, модального характера со значением обязательности; отыменных предлогов и союзов; отглагольных существительных в форме родительного падежа;

в) в синтаксисе: осложненные простые предложения.

Подстили:

1) подстиль законов и законодательных актов;

2) подстиль деловых бумаг.

 

Вопросы:

1. Какие сферы общественных отношений обслуживает официально-деловой стиль? Укажите основные черты деловой речи.

2. Назовите основные типы служебных документов, деловых писем. Охарактеризуйте их.

3. Как проявляются правила этикета в практике делового письма?

Задания:

Задание 1.Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите из них лексику, словосочетания, характерные для данного стиля. Проанализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.

Глава I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина ─ обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь