Понятие, функции, агенты и типы политической социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, функции, агенты и типы политической социализации



Один из важнейших факторов, которые влияют на пол поведение – ценности, нормы, которые закреплены в культуре. (пример: в СССР невозможны были какие–либо другие ценности, кроме государственных. Инакомыслие преследовалось).

Во многом политическая культура определяет политическую деятельность.

Существует множество подходов к пределению «политическая культура». Пол культура – система ценностей, символов, верований и ориентаций, определяющая отношения индивида к пол системе и его установи на пол действия.

Основная функция пол культуры заключается в передаче накопленного опыта от поколения к поколению в результате чего происходит воспроизводство пол системы и обеспечвается приемственность пол развития. Выполнение этой функции невозможно без такого механизма как пол социализация.

Где-то в 20-е годы прошлого столетия вошли проблемы, связанные с пол и социальной адаптации. Общего подхода к этим явлениям не было.

Ряд наиболее известных подходов к пол социализации:

Истон, Парсонс трактуют пол социализацию как обучение человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. В процессе усвоения норм и ценностей люди играют роль законопослушников. Происходит обучение неким социальным ролям.

Лумер, Хабермас делали акцент на культурной составляющей. Придумали термин «аккультурация»-освоение человеком новым для себя ценностям. В фокусе анализа находятся психологические механизмы формирования пол сознания и пол поведения чела.

Фромм, Юнг, адлер понимали пол социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и человеческого сознания.весь процесс социализации – на 2 уровня:

o Индивидцальный (пол социализация рассматривается как процесс вовлечения чела в пол жизнь)

o Общественный (механизм формирования пол культуры общества)

Каковы же основные функции политической культуры в об­ществе? Прежде всего она обеспечивает накопление и передачу от поколения к поколению политического опыта, что необходи­мо для поддержания устойчивости системы политических отноше­ний. При этом, как ухе отмечалось, накапливается опыт, необ­ходимый для функционирования официальных структур и прежде всего государства, так и для ограждения вмешательства госу­дарства в жизнь семьи, общины, корпорации и т.д. Отметим, что в рамках политической культуры опыт не просто накапли­вается, но и "освящается", включаясь, в традицию. В этом смысле политическая культуре выступает как самопорождающая структура - все, к чему она нм прикасается, приобретает но­вый статус и новую силу. Вместе с тем не всякая новация по­падает в универсум культуры, так как прежде она должна до­казать свою пригодность ж надежность. Политическая культура при этом выполняет роль селектора, задающего критерии отбо­ра в соответствии с уже имеющимися образцами.

Следующей функцией политической культуры является упо­рядочивание и регулирование политических отношений. В данном случае культура вторгается, часто принудительный образом, в повседневную жизнь человека. Посредством норм и предписаний, табу и понуждений общественная жизнь приобретает упорядочен­ность и целесообразность.

Таким образом, политическая культура - это совокупность образцов поведения и деятельности, обеспечивавших передачу накопленного опыта от поколения к поколению и тем самым спо­собствующих устойчивости политических отношений под воздейст­вием времени. Вместе с тем политическая культура выступает как нормативный механизм, обеспечивающий регуляцию поведения и деятельности. Воспроизводство и регуляция политических от­ношений происходит и на уровне общества в целом, и в рамках социальной общности или группы, и на индивидуальном уровне. Как обеспечивается связь этих уровней является предметом следующего раздела.

Под политической социализацией понимается приобщение индивида к ценностям, знаниям, ролевым образцам, позволяю­щим ему адаптироваться к политической жизни общества. Со­циализация осуществляется на основе общепринятых норм и об­разцов, вошедших в сферу политической культуры. Некоторые исследователи считают социализацию индивида основной функ­цией культуры. Политическая социализация.- двусторонний процесс. С одной стороны, воздействие социально-политической среды на индивида, а с другой - формирования политической индивидуаль­ности, предполагавшей свободный выбор и ответственность за принятые решения со стороны индивида.

Ряд наиболее известных подходов к политической социализации:

Истон, Парсонс трактуют пол социализацию как обучение человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. В процессе усвоения норм и ценностей люди играют роль законопослушников. Происходит обучение неким социальным ролям.

Лумер, Хабермас делали акцент на культурной составляющей. Придумали термин «аккультурация»-освоение человеком новым для себя ценностям. В фокусе анализа находятся психологические механизмы формирования пол сознания и пол поведения чела.

Фромм, Юнг, адлер понимали пол социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и человеческого сознания.весь процесс социализации – на 2 уровня:

  • Индивидцальный (пол социализация рассматривается как процесс вовлечения чела в пол жизнь)
  • Общественный (механизм формирования пол культуры общества)
  • Пол социализация – это механизм воспроизводства пол культуры, осуществляемый посредством усвоения индивидом политических норм, ценностей, образцов пол поведения, а также в выработке собственных пол взглядов и установок.
  • В механизме в процессе пол социализации важно выделять 2 вида воздействия на индивида:
  • Целенаправленное воздействие официальных институтов на каждое последующее поколение с целью передачи ему необходимых для поддержания пол системы ценностей
  • Неформальная передача нового опыта более адекватного той ситуации, в которой оказалось данное поколение
  • Транслировать пытаются определенные нормы, которые индивид, как предполагается, должен воспринять.
  • Можно выделить 3 основных вида норм:
  • Идальные нормы (они соответствуют идеальному образу пол устройства)
  • Желательные (желательны, но не обязательны. Напрмер, участие в выборах)
  • Обязательные (могут быть обязательными для всех членов общества или для какой-либо группы. Пример: нормы права)

Норма является действенной только в том случае, если она воспринята пол субъектом и усвоена им.

Результатом политической социализации является готов­ность индивида к участию в политической жизни, т.е. опреде­ленный уровень социальной мобилизации. Эта готовность прояв­ляется и на уровне знаний. Представлений об основных прин­ципах функционирования политической системы, и на уровне при­верженности к фундаментальный ценностям общества, и на уров­не политических навыков, позволяющим индивиду переходить от слов к делу. Те члены общества, которые не смогли» мобилизо­ваться, поставляют материал для маргинальных слоев общества 6 В этом смысле политическая социализация - это ещё и механизм естественного отбора таких субъектов, которые готовы принять на себя ответственность за судьбы страны. При этом подчерк­нем, что социальная мобилизация предполагает довольно высо­кий уровень идентификаций индивида с политическими институ­тами И интересами общества в целом.

Пол социализация имеет сове начало,но не имеет своего конца. С 3-5 лет ребенок начинает воспринимать определенные категории пол жизни. Ребенку приходится адаптироваться к политической системе и политической культуре, еще не понимая их значение. Информацию ребенок воспринимает от родителей (слов, эмоций, разговоров). Второй путь первичной социализации – персонализация политики. Когда те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для ребенка образцами контакта с политической системой.

В целом особенности первичного этапа политической со­циализации состоят в том, что человеку приходится адаптиро­ваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необ­ходимо соблюдать определенную последовательность в при­менении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного характера включения его в политический мир предпочтитель­ны те социальные формы, где политическая информация не­разрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятель­ности старших и ни в коем случае не содержит жестких идео­логизированных образов и понятий. Только на этой основе развивающееся детское сознание можно подкреплять импера­тивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями (ценностями, идеала­ми, принципами).

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивиду­альному пересмотру идеологических позиций, переоценке куль­турных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь иг­рает т.н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодей­ствия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных пред­ставлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций.

Основной агент этого процесса – семья, родители.

Школа – так же агент пол социализации. Школа транслирует индивиду конкретные знания о политике. Человек получает начальное знание о политической системе. Школа передает индивиду существующие в обществе политические ценности и установки.

Политический фундаментализм – когда регулирование, пол деятельность индивида устраивается в соответствиии с религией.

Группы равных – ближайшее окружение индивида 9 друзья, одноклассники, одногруппники, товарищи по работе…). происходит передача политико-культурных норм и ценностей на основе межличностной коммуникации.

Следующий этап социализации связан с вступлением юноши или девушки во взрослую жизнь. Одно дело усвоение образцов и.навыков, и опыт, получаемый в коллективах сверстников, а совсем другая ситуация возникает во "взрослых" коллективах, где все серьезно, требования высоки, а отношения между людьми отличаются от тех, которые зафиксированы в усвоенных об­разцах. Возникает необходимость, серьезной переделки себя, • чтобы адаптироваться в новую среду. И с.такого рода адаптациями человеку приходится постоянно сталкиваться на протяже­нии всей своей жизни. Она макет быть связана с повышением статуса индивида по мере его профессионального и личностно­го роста, со сменой производственной среды или места житель­ства, с изменениями в политической жизни страны и целым ря­дом других обстоятельств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.)