Объект (О), предмет (P) и основные категории социологии политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект (О), предмет (P) и основные категории социологии политики.



Объект (О), предмет (P) и основные категории социологии политики.

Социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания.

O – события, процессы и субъекты социальной сферы, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с политической системой.

P – изучение социальных механизмов власти и влияний в обществе. Существуют разные трактовки P: -занимается общественными основами власти во всех спектрах общества; изучает взаимодействие между обществом и государством.

Основные категории соц.полит: категория власти (отношения господства и подчинения), полит институты, полит сознание, культура, рынок, класс, участие, поведение, обществ мнение.

Социальная общность – сов-сть индивидов и групп, образованных на основе социально значимых признаков:

- образование естественным путем на базе определ типа общественных отношений,

- для ее единства необходимо наличие правил и норм, регулир отношения между ее членами, они заключены в традициях, обычаях,

- для ее существования необходима самоидентификация ее членов.

Институционализация соц общности – соц. институт. Соц институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулир различные сферы челов деятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

С Интернета (чтобы понять, что такое социология политики))): Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни.

На определенном этапе развития общества в результате его дифференциации возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Ее содержание заключается, главным образом, в согласовании интересов различных социальных групп, выработке определенных правил игры, обязательных для всех граждан, контроле за их выполнением.

Особенность политики как способа регулирования социальных отношений выражается в том, что с момента зарождения она зиждется на основе властных отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая власть, в отличие от властных отношений в семье, религиозной общине, неформальном объединении, складывается как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления обществом. Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. Власть или близость к власти является предметом особых вожделений, источником противостояния, борьбы. Ведь она предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает. М. Вебер дал такое определение власти: "Возможность для одного политического деятеля в данных условиях проводить собственную волю, даже вопреки сопротивлению".

Таким образом, сущность политической социологии - вопрос о власти. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества, проблемы политических партий, политических лидеров, легитимностъ власти, политические системы и т. д.

В нашей стране интерес к политической социологии появился лишь с началом перестройки. На Западе существуют многочисленные социологические центры, изучающие эти проблемы. Исследования политической жизни, социологические рейтинги" прогнозы и публикация результатов так же привычны, как традиционные метеосводки погоды. В этой области специализируется большое количество ученых. В Мадридском университете "Комплутенция" на факультете политологии и социологии занимаются 12,5 тыс. студентов.

Главным предметом исследования для социологии политики является человек, гражданин как субъект политической жизни, его различные социально-политические роли: избиратель, политический лидер, парламентарий, лоббист, участник митинга, политического движения и т. п.

 

1. Объект, предмет, система категорий социологии политики.

Политическая социология – специальная дисциплина, которая исследует механизмы власти и влияния на разных этапах формирования и функционирования политических систем.

Существуют разные подходы к тому, что же изучает социология политики (т.е. что есть ее предмет). Одни считают, что есть 1 наука, которая изучает и политологию и социологию политики и политическую психологию, а другие считают, что они имеют общий корень, но предметная область у них разная. Политология изучает институциональный подход в политической сфере, а социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. (она исследует социальные взаимодействия, т.е. взаимодействие общества и власти). У них есть общий корень – политическая сфера, понятие политики и власти. Социология политики исследует туже самую полит. систему, но в зависимости от того какое общ-во политическая система будет функционировать по-разному, ведь м/у политической системой и гражданским общ-вом есть механизмы взаимодействия, которые и изучает социология политики.

Объект – события, процессы и субъекты социальной сферы, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с политической сферой.

Предмет – социальные механизмы власти и влияния на разных этапах развития политич. системы и разных фазах ее функционирования.

Основные категории соц.полит: категория власти (отношения господства и подчинения), полит. институты, полит. сознание, культура, рынок, класс, участие, поведение, обществ мнение.

Политика и власть выступают базовыми категориями. В самом обыденном смысле «политика» - это отношения субъектов по поводу власти. «Власть» - это способность одного субъекта оказывать влияние на другого с помощью определенных ресурсов. В свою очередь политика и власть находятся в специфических причинно-следственных отношениях, т.к. завоевание власти идет с целью реализации своей политики.

Структура властных отношений.

Каплан, Лассуэл: Власть возникает только во взаимодействии, один человек не обладает властью.

А имеет власть над В, если А участвует в принятии решений над В, в отношении ценностей К.

В структуре властных отношений 1-ое звено – субъект-субъектное отношение отношение.

Субъектами политики являются личности, соц. группы, полит. и соц. институты.

2. Типология ресурсов:

- утилитарные (реальные ресурсы, фин-экономические);

- силовые;

- информационные (знания – важнейший ресурс для манипуляции обществ. мнением, мобилизации);

- демографические.

3. Ценности (нормативные и личностные).

4. Способы, которыми реализуется власть; полит. режимы.

Таким образом, власть – это субъект-субъектное взаимодействие, мотивированное ценностями с помощью определенных ресурсов и способов, кот. составляет политический процесс.

Механизм функционирования политической системы. Политическая система как объект социологического исследования.

ПС – это развивающаяся, саморегулируемая модель (организм), активно реагирующая на импульсы извне, посредством которых осуществляется распределение духовных и материальных ресурсов, и снимающая конфликтную ситуацию.

Механизм функционирования ПС:

Система вкл. в себя подсистемы. Каждый полит. инст-т связан с конкр. полит. целью – совокупность норм и правил, регулирующих полит. сферу.

1) институциональная подсистема

1. полит. институты;

2. соц-полит. институты (институты опосредования между гр. общ-вом и гос-вом):

- группы давления;

- полит. партии;

- СМИ;

3. социальные институты (не входят в ПС, но оказывают влияние как элементы соц. среды);

- бизнес;

- церковь;

- школа;

2) нормативная подсистема;

3) коммуникативная;

4) культурно-идеологичсекая (полит. культура).

 

По Бурдье

1. Все люди могут иметь свое мнение

2. все мнения значимы

3. навязывание проблематики не существующего общественного мнения

 

I. Макс Вебер

Критерием выделения типов лидерства является характер властных отношений, реализуемых политическим деятелем.
Вебер выделяет следующие типы:

1. Традиционное господство – основано на силе традиций (власть передается от

отца к сыну). Примерами такого типа лидерства является власть царя, патриарха, удельного князя.

2. Харизматическое господство – (харизма - это некоторые качества лидера,

выделенные и возведенные в символ самим населением); «авторитет внеобыденного личного дара»; лидер в правоту своих идей и непоколебимо верит в собственную миссию. Феномен харизматического лидерства возникает, как правило, в кризисной ситуации, разрешить которую невозможно ни на основе традиций, ни на основе законов. В условиях деградации политических и государственных институтов высший авторитет лидера обеспечивает возможность сохранения общественного порядка и общенационального консенсуса необходимого для выхода из кризиса. Взаимодействие харизматического лидера и его сторонников носит личный, даже интимный характер. Оно строится на эмоциональной основе: неприятии общих врагов, личной преданности спасителю и вере в его уникальную миссию. Основная проблема для харизматического лидера – передача власти своим последователям (последователи могут не обладать уникальность и авторитетностью).

3. Легальное лидерство – строится на основании законов и подчинения

населения установленным правилам. Характерен для развитых демократических обществ. Отношение к лидеру со стороны населения рациональное, предполагает соотнесение гражданами возможных выигрышей и потерь от деятельности того или иного политика. Должность, занимаемая лидером определяется не его личные качествами, а законами и правилами, принятыми в политическом сообществе. Должность дает в руки лидера доступ к необходимым ресурсам и вместе с тем ограничивает его своеволие. Лидер этого типа теснейшим образом связан с бюрократией, которая является проводником его политического курса.

Следовательно, для каждого типа общества и этапа социально-экономического развития наблюдается доминирование определенной системы политического лидерства. Достоинство веберовской типологии состоит в том, что она позволяет выявить доминирующие типы лидерства. Каждый из этих типов порождает имеющиеся у лидера качества, отношение к нему со стороны населения и характер нормативной системы, в рамках которой функционирует лидер.

II. Жан Блондель

Типология Блонделя строится на базе 2-х критериев: выдвигаемые политическим лидером цели и характер воздействия на социальную среду.

Цели: 1. поддержание статус кво; 2. умеренные изменения; 3. крупные изменения.

3 степени воздействия на среду: 1.трансформация всего общества в целом; 2. изменения в нескольких секторах общества; 3. модификация одного сектора.

Вставка

Первая ситуация, довольно редко встречающаяся в истории - гармония внутри общества и в его отношениях с другими странами. Этой ситуации соответствуют лидеры типа “ Управляющие ” или “ Наладчики ”. Первые поддерживают статус кво в обществе, вторые предлагают умеренные изменения. Но деятельность тех и других не выходит за рамки одного из секторов общественной жизни, например, финансовая система, сельское хозяйство или сфера образования.

Вторая ситуация характеризуется единством общества при внешнем давлении на него. В том случае, если это давление осуществляется насильственными методами, то обществу требуется “ Спаситель ”, который мобилизует общество против внешнего врага или же в случае поражения “ Утешитель ”.

В третьей ситуации, когда общество испытывает острую необходимость в модернизации, на политическую сцену выдвигаются “ Новаторы ”, которые начинают активно проводить назревшие преобразования. “ Реформаторы ”, вынуждены проводить реформы в масштабах всего общества. “ Восстановители ”, реконструируют прежнюю систему социальных отношений на новой основе.

Достоинство этой типологии состоит в том, что она опирается на объективные критерии оценки политического лидерства - преследуемые лидерами цели и достигнутые ими результаты.

 

Контрреформы

Часто случается так, что по завершению реформы не достигаются желаемые результаты. Еще чаще бывает, что достигнутые результаты не устраивают элитные круги. В этих случаях проводятся контрреформы, то есть изменения, напрвленные на отмену или существенную корректировку результатов предыдущих реформ. По идее результатом контрреформы должна стать реставрация, воспроизведение того, что было до проведения реформы.

Незавершенные реформы могут стать результатом политического кризиса.

 

Объект (О), предмет (P) и основные категории социологии политики.

Социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания.

O – события, процессы и субъекты социальной сферы, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с политической системой.

P – изучение социальных механизмов власти и влияний в обществе. Существуют разные трактовки P: -занимается общественными основами власти во всех спектрах общества; изучает взаимодействие между обществом и государством.

Основные категории соц.полит: категория власти (отношения господства и подчинения), полит институты, полит сознание, культура, рынок, класс, участие, поведение, обществ мнение.

Социальная общность – сов-сть индивидов и групп, образованных на основе социально значимых признаков:

- образование естественным путем на базе определ типа общественных отношений,

- для ее единства необходимо наличие правил и норм, регулир отношения между ее членами, они заключены в традициях, обычаях,

- для ее существования необходима самоидентификация ее членов.

Институционализация соц общности – соц. институт. Соц институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулир различные сферы челов деятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

С Интернета (чтобы понять, что такое социология политики))): Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни.

На определенном этапе развития общества в результате его дифференциации возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Ее содержание заключается, главным образом, в согласовании интересов различных социальных групп, выработке определенных правил игры, обязательных для всех граждан, контроле за их выполнением.

Особенность политики как способа регулирования социальных отношений выражается в том, что с момента зарождения она зиждется на основе властных отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая власть, в отличие от властных отношений в семье, религиозной общине, неформальном объединении, складывается как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления обществом. Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. Власть или близость к власти является предметом особых вожделений, источником противостояния, борьбы. Ведь она предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает. М. Вебер дал такое определение власти: "Возможность для одного политического деятеля в данных условиях проводить собственную волю, даже вопреки сопротивлению".

Таким образом, сущность политической социологии - вопрос о власти. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества, проблемы политических партий, политических лидеров, легитимностъ власти, политические системы и т. д.

В нашей стране интерес к политической социологии появился лишь с началом перестройки. На Западе существуют многочисленные социологические центры, изучающие эти проблемы. Исследования политической жизни, социологические рейтинги" прогнозы и публикация результатов так же привычны, как традиционные метеосводки погоды. В этой области специализируется большое количество ученых. В Мадридском университете "Комплутенция" на факультете политологии и социологии занимаются 12,5 тыс. студентов.

Главным предметом исследования для социологии политики является человек, гражданин как субъект политической жизни, его различные социально-политические роли: избиратель, политический лидер, парламентарий, лоббист, участник митинга, политического движения и т. п.

 

1. Объект, предмет, система категорий социологии политики.

Политическая социология – специальная дисциплина, которая исследует механизмы власти и влияния на разных этапах формирования и функционирования политических систем.

Существуют разные подходы к тому, что же изучает социология политики (т.е. что есть ее предмет). Одни считают, что есть 1 наука, которая изучает и политологию и социологию политики и политическую психологию, а другие считают, что они имеют общий корень, но предметная область у них разная. Политология изучает институциональный подход в политической сфере, а социология политики - область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. (она исследует социальные взаимодействия, т.е. взаимодействие общества и власти). У них есть общий корень – политическая сфера, понятие политики и власти. Социология политики исследует туже самую полит. систему, но в зависимости от того какое общ-во политическая система будет функционировать по-разному, ведь м/у политической системой и гражданским общ-вом есть механизмы взаимодействия, которые и изучает социология политики.

Объект – события, процессы и субъекты социальной сферы, которые рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии с политической сферой.

Предмет – социальные механизмы власти и влияния на разных этапах развития политич. системы и разных фазах ее функционирования.

Основные категории соц.полит: категория власти (отношения господства и подчинения), полит. институты, полит. сознание, культура, рынок, класс, участие, поведение, обществ мнение.

Политика и власть выступают базовыми категориями. В самом обыденном смысле «политика» - это отношения субъектов по поводу власти. «Власть» - это способность одного субъекта оказывать влияние на другого с помощью определенных ресурсов. В свою очередь политика и власть находятся в специфических причинно-следственных отношениях, т.к. завоевание власти идет с целью реализации своей политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.033 с.)