Актерское мастерство XIX - нач.XX вв. Династия Садовских, Н.Ермолова (Московский Малый театр) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актерское мастерство XIX - нач.XX вв. Династия Садовских, Н.Ермолова (Московский Малый театр)



 

Актерское искусство или мастерство — это вид исполнительного творчества, в котором актеры создают сценические образы (роли) различных людей, а подчас и животных или неодушевленных предметов. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время театрального представления создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.

До начала XX века в актёрской игре преобладали шаблонность характеров и типажей. Революцию в мастерстве в начале ХХ века совершил основатель МХАТа Станиславский. Он призывал актёров чувствовать, что чувствует герой, буквально «влезать в его шкуру». Внутренний мир героев стал иметь большее значение, чем декорации театра и убранство костюмов.

Основу актёрского творчества составляет принцип перевоплощения. Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, которые, однако, могут быть разделены только условно. По существу, это две стороны сложного творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве. Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски), вырабатывает интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или театральной условности внешность и манеру поведения изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.

Садовские, семья русских актёров, внёсшая большой вклад в развитие русского сценического реализма, неразрывно связанная со становлением и развитием его нового этапа, определяемого появлением драматургии А. Н. Островского.

Пров Михайлович Садовский (настоящая фамилия — Ермилов) [11(23).10.1818, Ливны, — 16(28).7.1872, Москва]. После смерти отца воспитывался братьями матери, видными провинциальными актёрами — Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевдоним Садовские). В 1832 вступил в тульскую труппу. Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и других городов. В 1839 при поддержке М. Садовские Щепкина (который видел его на сцене в Казани) дебютировал в московском Малом театре. Играл характерно-бытовые роли в водевилях (Филатка — «Филатка и Мирошка — соперники» Григорьева 2-го и др.). Сатирический талант проявился в пьесах Гоголя (Подколёсин, Осип — «Женитьба» и «Ревизор»). Наиболее полно дарование артиста раскрылось в пьесах А. Н. Островского, активным пропагандистом творчества которого он был (участвовал в первых постановках всех пьес драматурга). Мастерски играл роли купцов-самодуров: Тит Титыч («В чужом пиру похмелье», 1856; «Тяжёлые дни», 1863), Дикой («Гроза», 1859), Курослепов («Горячее сердце», 1869) и др.; драматический талант Садовские проявился в роли Краснова («Грех да беда на кого не живёт», 1863 и 1867) и особенно Любима Торцова («Бедность не порок», 1854) — лучшей работе артиста. Крупнейший представитель искусства Малого театра, Садовские раскрывал образ прежде всего через слово.

Чёткая дикция, гибкий голос помогали ему находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. Садовские— первый исполнитель на сцене Малого театра ролей Расплюева («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1855), Анания и Митрича («Горькая судьбина», 1863; «Самоуправцы», 1866, Писемского). Играл в комедиях Мольера, Шекспира, Кальдерона. Выступал в операх (Фаддей — «Мельник — колдун, обманщик и сват» на текст Аблесимова, музыка Фомина).

Михаил Провович Садовский [12(24).11.1847, Москва, — 26.7(8.8).1910, там же]. Сын Прова Михайловича Садовский к сцене был подготовлен отцом и А. Н. Островским. В 1867—69 участвовал в спектаклях «Артистического кружка». В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Бородкина («Свои люди — сочтёмся», «Не в свои сани не садись» Островского) и др. С 1870 в труппе театра. Сыграл в пьесах Островского свыше 60 ролей. Среди них: Счастливцев («Лес»), Мурзавецкий («Волки и овцы»), Андрей Белугин («Женитьба Белугина»), Карандышев («Бесприданница»), Мелузов («Таланты и поклонники»), Хлынов («Горячее сердце»). Ведущая тема творчества Садовского — судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. К числу значительных ролей Садовских принадлежали также: Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Петр, 1-й мужик («Власть тьмы» и «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Мисаил («Борис Годунов» Пушкина), Калгуев («Новое дело» Немировича-Данченко). Автор очерков и рассказов из жизни московского мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес (Расина, Бомарше, Гольдони, Гоцци и др.) ставились в Малом театре. Преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, на драматических курсах Московского театрального училища.

Ольга Осиповна Садовская (урожденная Лазарева) [13(25).6.1849, Москва, — 8.12.1919, там же], жена Михаила Прововича Садовского. От отца — певца оперной труппы московских императорских театров, она унаследовала музыкально-вокальные данные и увлечение народной песней. Участвовала в спектаклях «Артистического кружка» (Настасья Панкратьевна — «В чужом пиру похмелье» Островского и др.), где наряду с любителями выступали видные актёры. В 1879 дебютировала в Малом театре (Евгения, Варвара, Гущина — «На бойком месте», «Гроза», «Старый друг лучше новых двух» Островского); в труппе с 1881. Создала живые образы купчих, мещанок, крестьянок. Крупнейшая актриса театра Островского. Среди её лучших ролей в пьесах Островского: Домна Пантелевна («Таланты и поклонники», 1881), Анфуса Тихоновна («Волки и овцы», 1893), Глафира Фирсовна («Последняя жертва», 1895), Мавра Тарасовна («Правда хорошо, а счастье лучше», 1897), Красавина («Свои собаки грызутся, чужая не приставай», 1914); в ролях Галчихи («Без вины виноватые», 1884), Старухи-крестьянки («Воевода», 1886) раскрылась драматическая сторона дарования актрисы.

Елизавета Михайловна Садовская [23.4(5.5).1872, Москва, — 4.6.1934, там же], дочь Ольги Осиповны и Михаила Прововича Садовских. По сцене (при жизни матери) Садовская 2-я. В 1894, по окончании драматических курсов при Московском театральном училище, была принята в Малый театр. Игра ее была отмечена искренностью, непосредственностью, теплотой, изяществом. Лучшая роль — Глафира («Волки и овцы» Островского). Среди других ролей: Снегурочка, Поликсена, Негина, Юлинька, Верочка, Варвара («Снегурочка», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Таланты и поклонники», «Доходное место», «Шутники» и «Гроза» Островского), Марья Антоновна («Ревизор» Гоголя), Лиза («Горе от ума» Грибоедова), Сюзанна («Женитьба Фигаро» Бомарше).

Пров Михайлович Садовский [9(21).8.1874, Москва, — 4.5.1947, народный артист СССР (1937). Сын Ольги Осиповны и Михаила Прововича Садовских. Окончил драматические курсы Московского театрального училища (учителя — А. П. Ленский и М. П. Садовский), с 1895 в труппе Малого театра. Уже в первые годы с успехом сыграл роли Глумова, Мизгиря («На всякого мудреца довольно простоты» и «Снегурочка» Островского), Чацкого («Горе от ума» Грибоедова), Меркуцио («Ромео и Джульетта» Шекспира) и др. Особенно удавались актёру образы волевых, целеустремлённых людей, обладающих сильным характером: Гокон («Борьба за престол» Ибсена), Беркутов («Волки и овцы» Островского), Дато («Измена» Сумбатова).

В Малом театре сейчас играют (1975): сын Прова Михайловича Садовская Пров Провович Садовский (р. 1926) и племянник Прова Михайловича — заслуженный артист РСФСР (1949) Михаил Михайлович Садовский.

Мария Николаевна Ермолова (1853 — 1928) — русская актриса. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Народная артистка Республики (1920). Герой труда (1924). Муж - Николай Петрович Шубинский(1853 — 1921) —депутат Государственной Думы III и IV созывов, известный московский присяжный

Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Н. А. Ермолова; дед Алексей Семенович Ермолов был в свое время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако известно, что особым талантом его творчество не отмечалось.

В 1862 году Мария поступила в балетный класс Московского театрального училища. Однако способностей к балету она не обнаружила. В то же время, участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова становилась свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.

В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского. Это была первая её роль, но она не принесла ей успеха.

В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Этот спектакль пользовался огромным успехом.

В 1871 году Ермолова закончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.

В 1870-1880 знакомится с многочисленными деятелями культуры и литературы, пишет выступления для вечера встреч. О ней стала писать критика. Однажды знакомится с актёром Шубинским, своим будущим мужем. Он заканчивает юридический факультет, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность. Но он посещает много нелегальных встреч, и за ним устанавливается слежка. С 1870-х Ермолова начинает играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают.

В 1873 году Ермолова исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию.

Спустя три года на своём бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Вот что писал об этой роли Н. И. Стороженко:

«Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошёл до энтузиазма… В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».

В 1890-е играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую. Много занималась в училище с актёрами. Получила звание народной артистки. В 1923 уходит со сцены. Муж у неё рано умер. Она была одинока, мало кого принимала. В 1928 году уснула и больше не проснулась. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино. Впоследствии перезахоронена на Новодевичьем кладбище.

Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.

Роли в театре:

· 1866 — «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского — Фаншетта

· 1870 — «Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга — Эмилия Галотти

· 1871 — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина — Лидочка

· 1871 — «Тартюф» Мольера — Марианна

· 1873 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина

· 1876 — «Овечий источник» Лопе де Вега — Лауренсия

· 1876 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева

· 1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Юлия Тугина

· 1878 — «Ричард III» У. Шекспира — леди Анна

· 1878 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия (затем в 1891 г.)

· 1879 — «Уриэль Акоста» Гуцкова — Юдифь

· 1879 (?) — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева — Лонина

· 1879 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса

· 1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Негина

· 1883 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша

· 1883 — «Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия

· 1884 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера — Иоанна Д’Арк (играла эту роль 18 лет)

· 1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт

· 1886 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Эстрелья

·» У. Шекспира — Волумния

· «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина

· «Приведения» Х. Ибсена — фру Альвинг

· «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — царица Марфа и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.024 с.)