Творчество М.Совиной и В.Комиссаржевской


 

 

Великая русская актриса М.Г. Савина родилась 30 марта (11 апреля) 1854 года в городе Каменец-Подольске в семье учителя Г.Н. Подраменцева, который впоследствии стал посредственным провинциальным актером и выступал под сценическим псевдонимом Стремлянов. Этот же псевдоним использовала и ее мать, также актриса, М.П. Подраменцева (Стремлянова).

Театр вошел в жизнь Марии Савиной очень рано – уже с семи лет ее начали занимать в спектаклях. Иногда ей приходилось играть роль девочки, а иногда она изображала мальчика. Маша училась в гимназии в Одессе, а в 1869 году, в 15 лет, стала профессиональной актрисой, дебютировав на сцене в Минске, в пьесе “Бедовая бабушка”. С тех пор она уже регулярно выходила на театральную сцену и использовала тот же самый псевдоним ее родителей – Стремлянова. Мария играла с все возраставшим успехом в Харькове, а уже через год она вышла замуж за актера Н.Н. Савина (его настоящая фамилия – Славич) и выступала под его фамилией в Калуге, куда поехала вслед за мужем.

Первыми сценическими шагами М.Г. Савиной были роли в амплуа инженю. Она играла молодых, обаятельных, наивных девушек, лукавых, кокетливых и чувствительных – вплоть до начала 1890-х, когда она перешла в иной репертуар, раскрывший богатейшие стороны дарования актрисы. Она обладала безупречным театральным чутьем, и поэтому опасалась драматического, тем более, трагедийного репертуара. Романтические драмы и даже комедии в стихах были за пределами возможностей актрисы. И тем не менее всю жизнь Савина искала собственные драматические средства, подвластные ее достаточно узкому диапазону, превратив свои недостатки в свои достоинства. Восприимчивая к музыке, пластике, ритму Савина вдохновенно пела и танцевала в опереттах Оффенбаха, водевилях, играла в незатейливых комедиях скромных девушек в ситцевых платьях и платочках, органично перекочевавших с провинциальных подмостков на сцену Александринского театра.

Для императорского столичного театра того времени, находившегося в кризисе, Савина оказалась находкой. Ее природное обаяние, изящество и уверенное владение техникой сразу были отмечены столичной критикой: "С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением. Игра ее проста, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движениях". Савина не обладала "героическими" данными, но все же она смогла стать "царицей русской сцены", несмотря на негласные театральные законы, по которым актриса с амплуа инженю не могла премьерствовать.

Первое десятилетие Савиной на сцене Александринки (с 1874 года до середины 1880-х) отличалось невероятной плодотворностью актрисы и по количеству, и по качеству сыгранных ею ролей. Главной заслугой Савиной того периода стало открытие нового женского типа. До Савиной на русской сцене, кроме знаменитой в 1830-е годы Варвары Асенковой, "были водевильные попрыгуньи интернационального типа, были мелодраматические невинности, но русской девушки, русской женщины наша сцена не знала", - отмечал критик. Своим юным героиням Савина передавала огромный заряд оптимизма, веры в себя и в свою любовь, не чуждую обаятельного каприза, изящной игры, легкомыслия, под которым неожиданно скрывался и острый ум, и глубина чувств. Актриса играла в пьесах В.А. Дьяченко, Н.А. Потехина, И.В. Шпажинского, В.Крылова, которые становились известны благодаря ее участию.

Савина всю жизнь следовала совету великого актера и педагога М.С. Щепкина "брать образцы из жизни", - ее главным учителем была сама сцена, хотя училась она также у актрисы и педагога, ученицы Щепкина, А.И. Шуберт, которая оказала на нее большое влияние.

Главным итогом первого десятилетия творчества М.Г. Савиной на Александринской сцене стали три важнейшие для актрисы роли из русской классики: Верочка (“Месяц в деревне” И.Тургенева, 1879), Мария Антоновна (“Ревизор” Н.Гоголя, 1881), Варя (“Дикарка” А.Островского и Н.Соловьева,1880). Роль Верочки была непревзойденным шедевром савинского лиризма. В этой роли наиболее ярко проявился драматизм жеста, выраженный не словами, но молчанием и особым глубоким подтекстом. Современники увидели живое, беспредельно чистое и трогательное существо, девушку, впервые полюбившую, доверчивую и робко ощутившую пробуждение неведомых ранее чувств. Так постепенно находила себя актриса в драме, оттачивая и развивая свои индивидуальные возможности, чуждые идеализации и патетики. Наиболее органичной была Савина в комедии. Большой удачей в этом жанре была роль гоголевской Марии Антоновны, в которой проявился талант Савиной, как острохарактерной актрисы. В ее исполнении уездная барышня была воздушным созданием, сочетавшей очарование юности с бесконечной ограниченностью и утонченно-пошлыми манерами. Четверть века актриса исполняла эту роль, постоянно совершенствуя ее. В дикарке Варе Савина изображала характер незаурядной силы, под внешней беспечностью которого скрывался самобытный ум, мятежность и драматизм.

Все творчество Савиной было неразрывно связано с Петербургским Императорским Александринским театром, в котором она служила в течение 40 лет, неоднократно повторяя: "Сцена – моя жизнь". Александринский театр всегда недоверчиво относился к страстным порывам души, возвышающему обману, проповеди и исповеди на сцене. "Петербург вообще не верил в романтику", - писал петербургский актер Ю.М. Юрьев, игравший в классических трагедиях и бывший своего рода исключением из правил. В отличие от Малого театра, в Петербурге актеры не мнили себя властителями дум. Свое призвание они понимали проще – не поучать и просвещать, а развлекать, пробуждая "чувства добрые" в сердцах зрителя через мастерскую игру. Тема социального протеста была для театра чуждой. Северная столица, придворная и европеизированная, была куда менее демократичной, чем Москва. На ее подмостках не столь бушевали страсти, сколь создавались "типы". Страсть к игре, к лицедейству брала верх надо всем. Именно в этой сфере Савиной не было равных. Умное мастерство, аналитический талант, точный и строгий отбор выразительных средств, эстетическая взвешенность: "лучше недоиграть, чем переиграть", - эти качества характеризуют Савину, находящуюся уже в расцвете своего творчества. Ей был чужд натурализм П.А. Стрепетовой, так же, как чуждо искусство исповедничества, связанное с творчеством В.Ф. Комиссаржевской. Савиной принадлежит высказывание: "Если бы все актеры играли по вдохновению и переживали свои роли, мир наполнился бы домами для душевнобольных". Савинская игра отличалась отчетливостью, выверенной техникой, но отнюдь не холодностью.

Большое значение в театральной жизни М.Г. Савиной сыграло творчество А.Н. Островского. В пьесах Островского она дебютировала, удачно сыграв девушку Надю в “Воспитаннице”. После выдающегося успеха Савиной в ролях Вари и Поликсены (“Правда хорошо, а счастье лучше”), Островский дает ей многие главные роли. Однако ни Лариса (“Бесприданница”, 1878), ни Саша Негина (“Таланты и поклонники”, 1882), ни Катерина (“Гроза”, 1888) Савиной не удались. Эти роли значительно лучше сыграли М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская. Зато Савина прекрасно сыграла роль Юлии Тугиной (“Последняя жертва”) и продолжала ее играть более 30 лет. В этой роли прослеживался своеобразный Савинский "тихий" драматизм. В 1890-х годах, обогащенная этим опытом, актриса сыграла с большим пониманием и глубиной многие роли Островского, в том числе ранее не удававшиеся или принципиально отвергнутые. Это Евлалия (”Невольницы”), Параша (“Горячее сердце”), Елена (“Женитьба Белугина”), Вера Филипповна (“Сердце не камень”), Людмила (“Поздняя любовь”), а также острохарактерные – Клеопатра Мамаева (“На всякого мудреца довольно простоты”) и Матрена Курослепова (“Горячее сердце”).

Ближе всех для Савиной продолжал оставаться И.С. Тургенев. Она сыграла главные роли во всех его пьесах: Маша (“Холостяк”), Маша (“Вечер в Сорренто”), Дарья Ивановна (“Провинциалка”), Лиза Калитина в инсценировке “Дворянского гнезда”. Но подлинной удачей стала роль Натальи Петровны (“Месяц в деревне”), сыгранная в 1903 году. Драму поздней любви своей героини актриса раскрыла очень сдержанно и по-тургеневски поэтично. В этой роли слились глубочайший психологизм с "кружевной", "филигранной" техникой актрисы, и наиболее чуткие современники обратили внимание на некоторое сходство драматизма Савиной со стилевой манерой актеров Московского Художественного театра. Из чеховского репертуара Савина сыграла Сару из “Иванова” (1897), Аркадину и Раневскую (“Чайка” и “Вишневый сад”). Роль Сары получилась удачной, а вот Аркадина и Раневская стали для Савиной проходными, вероятно, по причине эстетической новизны этих пьес, чуждой стилистике Александринского театра. Неподдельный интерес актрисы к творчеству Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского выразился в попытке осмысления их творчества. Анна Дмитриевна Каренина (“Живой труп”, 1911) была сыграна несколько односторонне. Настасья Филипповна (“Идиот”, 1899) была все же отмечена положительно, хотя и не совсем была ролью Савиной.

Репертуар Савиной очень богат и разнообразен: это роли самого противоположного свойства, от наивных и шаловливых девочек в современной лёгкой драматургии до крупных комических или истинно драматических типов в произведениях Гоголя, Островского, Тургенева, Лопе де Вега («Собака садовника»), Шекспира («Укрощение строптивой»). Современные иностранные драматурги (Ибсен, Зудерман и др.) нашли в ней тоже прекрасную исполнительницу; многие из современных русских писателей обязаны главным образом ей успехом своих произведений. Отличительные черты таланта Савиной – поэтическая женственность, искренняя весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика.

Савина создала удивительное разнообразие образов, при этом для актрисы важнейшим условием было внутреннее перевоплощение, а не внешнее лицедейство. Понятие "грим души", введенное критиком А.Кугелем, относилось к ней, петербургской "царице сцены". Савина отличалась аналитическим складом ума и смелостью художника, причем это была смелость, основанная на тонком расчете. Творческие эксперименты Савиной, например, ее Акулина, всегда были продуманы. Актриса рассматривала современную героиню, как женщину расчета и позы, эгоистических страстей и надлома. В 1880-1890 годах Савина сыграла в нескольких современных пьесах: Ольгу Ранцеву (Б.М. Маркевич “Чад жизни”), Елену Протич (М.И. Чайковский “Симфония”), Нину Волынцеву (А.И. Сумбатов-Южин “Цепи”), Татьяну Репину (А.В. Суворин “Татьяна Репина”).

В.Комиссаржевская. Вера Фёдоровна Комиссарже́вская (27 октября (8 ноября) 1864 - 10 (23) февраля 1910) — русская актриса. Вера Фёдоровна Комиссаржевская (до революции её фамилию писали Коммиссаржевская) родилась в Петербурге 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в семье русского артиста оперы и музыкального педагога Ф. П. Коммисаржевского.

В 1891 году в Санкт-Петербурге Комиссаржевская впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа в роли Зины (пьеса «Горящие письма» П. П. Гнедича). Затем начала принимать участие в спектаклях Общества искусства и литературы (Москва), руководимого К. С. Станиславским.

Исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» (1891) Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893—1894 годах) на роли «инженю» и водевильные роли с пением.

Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях.

В 1894—1896 годах Комиссаржевская работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время около 60 ролей: Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Клерхен («Гибель Содома» Зудермана) и др.

Новый театр

Однако, будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, летом 1902 Вера Комиссаржевская покинула императорскую сцену.

Следующие два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Открывшийся осенью 1904 в помещении петербургского Пассажа Драматический театр, оказался в центре общественного внимания накануне первой русской революции. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «Дачники», «Дети солнца» М. Горького, «Кукольный дом (Нора)» и «Строитель Сольнес» Генриха Ибсена стали ядром нового театра — Театра Комиссаржевской.

В начале сезона 1906-1907 годов одновременно с переездом в новое помещение в театре грянули перемены, связанные с приглашением в качестве режиссера В. Э. Мейерхольда. Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.

Весной 1908 Вера Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актрису не покидают сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. 8 февраля 1909 Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. Там же заразилась черной оспой, ставшей причиной ее смерти. Она скончалась 23 февраля 1910 года.

Умерла Комиссаржевская в Ташкентеот оспы во время своих гастролей 10 февраля (23 февраля по новому стилю) 1910 года. Творчеству Веры Фёдоровны посвящён фильм «Я — актриса» (1980, режиссёр Виктор Соколов).









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь