Я.Купала и белорусский театр


 

 

Янка Купала (настоящее имя Ива́н Домини́кович Луце́вич, белор. Іва́н Даміні́кавіч Луцэ́віч) (1882—1942), белорусский советский поэт, драматург, публицист. Классик белорусской литературы (в том числе и белорусской советской). Народный поэт БССР (1925). Академик АН БССР (1928) и АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии первой степени.

Первые произведения Купалы — несколько лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903—1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «К-а». Первое стихотворение на белорусском языке — «Мая доля» (датируется 15 июля 1904 года) в газете «Северо-Западный край». После этой публикации Купала начал систематически появляться в печати; стихотворение «Мужик», опубликованное в этом же году, можно считать его успешным литературным дебютом и началом восхождения на литературный белорусский олимп. Его ранние стихи типичны для фольклора в белорусской поэзии XIX века.

С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное сотрудническтво с поэтическим журналом «Наша Ніва». В 1906—1907 годах написаны поэмы «Зімою» (Зимой), «Нікому» (Никому), «Адплата каханнем» (Оплата любовью), 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песьня» и «За што?». Тема этих произведений — социальная несправедливость и гнет помещиков.

В конце 1909 года Купала уехал в Петербург. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песьня» (Вечная песнь), а 13 марта 1910 года — сборник «Гусьляр» (Гусляр). В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года — драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1911—1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Ивановна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др.

3 июня 1912 года Купала завершил первую свою для театра пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней — поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Разорённое гнездо» (1913), опубликованная в Вильне в 1919. Большое влияние на драматическое творчесвто одного из основателей новой белорусской литературы (наряду с Якубом Коласом) оказал один из корифеев русского литературного мира Максим Горький.

Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы — «Шляхам жыцця» (Дорогой жизни), в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашей Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.



С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал исренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влииянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.

Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.

С наступлением военных действий стала пользоваться популярностью яркая публицистика Янки Купалы, способная зажечь людей для сражения; вместе с тем Янка Купала не прерывал стихотворной деятельности, его новым патриотическим стихотворениям, написанным во время войны, была присуща уничижительная антифашистская направленность. Уехав из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах, маленьком населённом пункте недалеко от Казани, в котором попытался обрести покой для того, чтобы с головой окунуться в антифашистскую публицистику. Поэтический талант Янки Купалы развился на основе устоявшихся традиций белорусской литературы и фольклора середины и конца XIX века, равно как и более раннего периода, когда только происходило становление канонов народного литературного творчества. Его лирические произведения органично передают тональность и мелодику напевов народных песен, а также их звуковое единство и метафоричность, которые и обуславливают общий настрой лирики Янки Купалы.

Помимо собственных стихотворных сочинений, Янка Купала занимался активной переводческой деятельностью. В частности, им на белорусский язык было переведено «Слово о полку Игореве». Прозаический перевод древнерусского памятника был выполнен поэтом в 1919 году; это был первый литературный перевод «Слова…» на белорусский язык. Занимался переводами пушкинских сочинений: можно упомянуть «Медного всадника». Также переводил произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и других знаковых поэтов прошлых эпох. Что касается произведений самого Янки Купалы, то они переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

 

 

38. Национальный академический театр имени Я.Купала

 

 

Национальный академический театр имени Янки Купалы, старейший театр Беларуси, по праву является Первой сценой республики. Торжественное открытие первого в стране государственного театра состоялось 14 сентября 1920 года. Ещё более давнюю историю имеет здание Минского губернского театра, построенное по проекту архитекторов Караля Козловского и Константина Уведенского в 1890 году с помощью пожертвований граждан.

Широкая репертуарная палитра театра имени Янки Купалы включает в себя современные пьесы, жанровые постановки, русскую и зарубежную классику. Особую роль играет национальная драматургия, на основе которой созданы лучшие спектакли: «Павлинка» Янки Купалы, поставленный в 1944 году и являющийся визитной карточкой Купаловского театра, «Сымон-музыка» Якуба Колоса, «Черная панна Несвижа» и «Вечер» Алексея Дударева, «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича, «Баллада о любви» по повести Василя Быкова «Альпийская баллада» и многие другие.
Сегодня Национальный академический театр имени Янки Купалы - символ белорусской театральной культуры, источник национальной драматургии и смелого художественного поиска, сокровищница театральных талантов. Слагаемые его лидирующей роли в театральной жизни Беларуси – это высокопрофессиональная актёрская школа и постановочная культура, бережное сохранение своих традиций и в то же время активный поиск новых театральных форм. На сцене театра работают ведущие мастера белорусской сцены, гордость театрального искусства страны: народный артист СССР Геннадий Овсянников, народные артисты Республики Беларусь Мария Захаревич, Галина Орлова, Галина Толкачева, Геннадий Гарбук, Арнольд Помазан, Август Милованов. Театральная труппа состоит из 70-ти человек, треть из которых – талантливая молодежь. Возглавляет творческий коллектив заслуженный артист Республики Беларусь Николай Кириченко, художественный руководитель театра - народный артист Беларуси, профессор Валерий Раевский. Театр много гастролирует по республике и за ее пределами, принимает участие в международных театральных фестивалях и конкурсах, пользуется большим уважением и любовью у минчан и гостей столицы.

Первые спектакли создавались с опорой на белорусский фольклор и произведения белорусских авторов. Но с приходом Евстигнея Мировича в 1921 году театр начинает выходить за привычные репертуарные рамки: теперь ставятся пьесы не только отечественных, но и зарубежных драматургов.

Настоящий подъем театр переживает в 60-е годы двадцатого века. Эти годы открывают новый этап в его творческой судьбе - современный. Постановки В. Раевского, Б. Луценко вносят в театр дух новизны и свободы. Под руководством Валерия Раевского - в 1973 году он становится здесь главным режиссером - театр имени Янки Купалы становится более раскрепощенным в плане свободного выражения чувств и мыслей на сценической площадке. Раевский сумел найти ту золотую середину между раскрепощенностью, новаторством, экспериментом, с одной стороны, и классической традицией - с другой, которая сделала Купаловский театр по-настоящему уникальным.

В 1969 году произошло событие, которое произвело резонанс не только в театральной, но и в общественной жизни. Речь идет о спектакле "Что тот солдат, что этот", поставленный Раевским по пьесе Брехта. Конечно, в театре ставили и Шекспира, и Брехта, и других зарубежных драматургов, но совершенно особое место занимали - и занимают - спектакли по произведениям белорусских авторов: "Трибунал" А.Макаёнка, "Врата бессмертия" К.Крапивы, "Человек из легенды" Е.Шабана, "Последний шанс" В.Быкова, "Мудромер" Н.Матуковского и другие.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь