Рукопожатие, передаваемое по кругу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рукопожатие, передаваемое по кругу



Это очень простая техника с хорошо сбалансированными про­порциями интимности и игровой привлекательности. Она будет весьма эффективным способом завершения занятия, если удаст­ся сделать ее традиционным ритуалом.

Каждый участник сидит в кругу на полу с закрытыми глазами, группа держится за руки. Терапевт легко пожимает руку клиенту, сидящему рядом с ним, тот передает дальше пожатие руки. По­сле двух кругов терапевт тихим голосом просит убыстрить темп передачи рукопожатий насколько это возможно. Быстрые руко­пожатия, передаваемые по кругу, укрепляют взаимосвязь членов группы и подпитывают их энергию в рамках круга. Многие кли­енты описывают ощущения от быстрой передачи рукопожатий как сердцебиение всей группы. Для повышения игровой привле­кательности терапевт может послать рукопожатие и в противопо­ложном направлении. При двух последовательных волнах руко­пожатий, идущих навстречу друг другу по кругу, увеличивается сосредоточенность группы. Тишина, которая сопровождает тех­нику, временами прерывается смехом, особенно в моменты, когда член группы получает два рукопожатия одновременно.

Существует бесчисленное множество вариантов этой техники. В серии, где техника используется в качестве ритуального завер­шения каждого терапевтического занятия, вариации приветст­вуются, а разнообразие может стать предметом ритуала. Можно предложить клиентам придумать различные занимательные ва­рианты упражнения. К примеру, рукопожатие может быть пере­дано от руки к плечу партнера, на стопу, на колено или прикос­новением к другим частям тела. Еще один вариант заключается в вербальном дополнении - выражении чувства или пожелания. Передача вещей

Эта техника состоит» пантомимическом описании вообража­емой вещи и передачи ее другому участнику в круге, который принимает воображаемый объект и трансформирует его другой, передаваемый дальше дли следующей трансформации

Вариант: Круговорот вещества. Как и в оригинальной вер­сии, речь идет о воображаемом объекте, который циркулирует по кругу, но задается только его сущность, качество. Тот кто начинает, может с помощью пантомимы продемонстрировать, е пример, что это исключительно горячая вещь, в этом качестве вещь обходит крут, затем это трансформируется (тем же лицом или другим), скажем, в замороженный или тяжелый предмет, липкую вещь и т. п.

Этот вариант может также служить разминкой для предыду­щего варианта.

Передача выражения лица

Один клиент в круге закрывает свое лицо руками. Когда он снова открывает лицо, на нем надета «маска», которую он с помощью пантомимы снимает и надевает уже на лицо своего соседа. Тот принимает «маску» - сразу же копирует выражение лица своего соседа и затем эту «маску» таким же образом посылает дальше

по кругу.

Вариант: Человек, получающий «маску», принимает ее по принципу «зеркала»: контактирует с глазами передающего, последний сохраняет свою маску, пока выражение лица прини­мающего не совпадет с первой «маской». Подходящее разогре­вающее упражнение для этой техники: группа расслабляется. разогревает и тренирует мышцы лица, затем один из членов группы выходит на середину комнаты и начинает строить гримасы. Остальные повторяют гримасы вслед за ним. как в зеркале делается скорее на копирование настроения и характера маски, чем на точность пантомимического изображения

Пантомимический подарок

Участники группы садятся в круг, по команде ведущего каждый передает кому-то из группы подарок. Он либо сам выбирает того, кому передаст подарок, либо имена «одариваемых» определяются жребием. Подарок создается и передается с помощью пантомимы, деньги и практичные вещи не дарятся. Подарки могут быть материальной природы – то, что каждому необходимо и приятно получить (штраф, лыжи, автомобиль), могут быть метафоричными (шаль, символизирующая комфорт, птица которая символизирует свободу) или иметь форму чело­веческих качеств (любовь, надежда, уверенность в себе). Лицо, получившее подарок, также пантомимически принимает его и жестами демонстрирует, что понимает, что именно ему подарили.

ГРУППОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

Импровизация с замещающим реквизитом

Группа сидит на полу, образуя круг. Терапевт посылает в этот круг некий предмет (например, карандаш), становящийся за­мещающим реквизитом, т. е. иным объектом, с которым кли­ент манипулирует с помощью пантомимы так, чтобы другие члены группы могли ясно представить, о каком объекте идет речь. Представляемые объекты не должны повторяться. В конце упражнения терапевт ставит в центр круга воображаемый чемо­дан, а клиенты по очереди посредством пантомимы складыва­ют (персонально, глядя в пол) все объекты, в которые во время упражнения превращался замещающий реквизит и которые они запомнили. В ходе следующего сеанса терапевт снова ставит во­ображаемый чемодан в круг, и клиенты пантомимически изоб­ражают, как они достают из него те предметы, которые удалось вспомнить. Данную технику часто используют с гериатричес­кими клиентами (например, в ходе профилактики и лечения болезни Альцгеймера).

Волшебный ящик

В соответствии с этой техникой, разработанной доктором Джон­сон Johnson, 1992), все инструменты и объекты, которые появи­лись в ходе занятия, в конце концов оказываются в волшебном ящике. Воображаемый ящик принесен (снят с потолка, извлечен из угла комнаты) и поставлен в середину круга. Клиенты скла­дывают в него (или в ходе занятия могут доставать из него, ес­ли ящик хранится в углу комнаты) свои эмоции, переживания, внутренние прозрения, страхи и желания, которые были связа­ны с прошедшим занятием, а также воображаемые предметы, которые появлялись по ходу занятия. Все эти вещи сохраняются в ящике вплоть до следующего сеанса, в ходе которого они могут быть вынуты оттуда.

Совместно рассказанная история

Группа рассаживается в крут на полу, один из членов группы начинает рассказывать историю, через некоторое время он передает слово своему соседу, который продолжает рассказ, и так повествование движется все дальше и дальше по кругу

Более сложный вариант: Группа выстроена как оркестр перед которым стоит дирижер. Дирижер начинает рассказывать историю, затем указывает на кого-то из «оркестра», кто незамед­лительно и без задержки должен закончить начатое предложе­ние или слово и с той же интонацией и в том же темпе продол­жать рассказывать историю до тех пор, пока «дирижер» не укажет на еще кого-то в «оркестре», кто будет развивать повествование дальше.

Еще один вариант: Группа рассказывает историю, причем каждый член группы располагает только одним словом, которое, когда приходит его очередь, вставляет в рассказываемую исто­рию так, чтобы повествование сохраняло определенную логику. Группа пытается рассказать историю до конца.

Рассказанная и сыгранная история

Член сообщества рассказывает историю (известную или только что придуманную), а другие участники ее тут же инсценируют, в основном средствами пантомимы, но могут также импрови­зировать с простейшими диалогами. Эта техника хорошо под­ходит для работы, прежде всего, с детьми, причем рассказчик гибкостью подачи материала должен оставить достаточно места для спонтанного выражения. Эта техника может использоваться на третьем этапе (исполнение ролей) и на четвертом этапе (куль­минационное событие), когда произносится монолог о серьезных жизненных ситуациях, который напоминает технику «Воспро­изведение».

Воспроизведение

Член сообщества рассказывает историю из своей жизни, а остальные участники группы ее инсценируют, причем речь вдет не о буквальном воспроизведении истории на сцене, а скорее о постижении ее эмоциональной основы. Иногда эта техника называется «Плейбэк-театр». Это особая смесь психодрамы драматерапии и театра, разработанная Джонатаном Фоксом; в ходе живого предлагается рассказать историю с личностным или социальным подтекстом, и эта история тут же «воспроизводится» на сцене группой специально обученных актеров и музыкантов.

Взаимное повествование

Технику «взаимное повествование» разработал Ричард Гарднер, специалист по работе с детьми. Она состоит в изложении ре­бенком истории, которую ему помогает рассказывать терапевт посредством беседы и расспросов. После окончания детского повествования терапевт рассказывает эту историю заново с упо­ром на терапевтически ориентированные изменения в сюжете и с подчеркиванием существующих в нем конструктивных аль­тернатив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.005 с.)