Стань своим собственным терапевтом


Пример

«Я чувствую, что не могу так жить дальше, - сказала два­дцатилетняя Ариана, страдающая рекуррентной депрес­сией. - Жизнь несправедлива, жить так больно, я устала от жизни». Драматерапевт (Еmunah, 1994) мягко попро­сила Ариану выбрать из группы человека, которому она могла бы откровенно рассказать о своих чувствах. Та вы­брала Мишель -девушку, с которой она чувствовала себя наиболее свободно. Мишель села рядом с ней и слушала. «Я чувствую, что мое прошлое полно отвратительных ве­щей, а я не в состоянии от него избавиться. В моей жиз­ни нет ничего хорошего, я считаю, что это слишком тяжело для меня, я не в силах это переносить. Я чувствую, что хочу со всем покончить».

Мишель сочувственно слушает. Терапевт приглашает членов сообщества встать за спиной Арианы в качестве ее дублеров. Она надеется, что это послужит поддерж­кой и поощрением дальнейшей экспрессии Арианы. Два человека выходят на сцену, вскоре к ним присоединяет­ся и третий. Кажется, что Ариана перестает смущаться ее речь становится интенсивней и аффективней. Через' некоторое время действие заходит в тупик, и терапевт просит Ариану и Мишель поменяться ролями. Терапевт постепенно внушает Ариане мысль, что она теперь на­ходится в роли своего идеального терапевта. Ариана по­началу кажется растерянной, но слова Мишель быстро привлекают ее внимание: «У меня все позади, и боль, ко­торую я чувствую, распространена по всему телу», - гово­рит Мишель, имитируя голос и манеру выражения Ари­аны и одновременно привнося в сказанное собственный жизненный опыт. Ариана слушает. Она не может ничего ответить, однако становится свидетелем своего собст­венного внутреннего психического состояния, воспроиз­веденного для нее. Это воспроизведение содержит знание, что она была услышана и понята. А может быть, Мишель и на самом деле была в подобной ситуации.

Постепенно, после того как Ариана наблюдает свое отражение и проявляет интерес к роли, она переходит к новой позиции: «Я знаю, как это тяжело, и я знаю, что жизнь несправедлива. Но все, через что ты прошла, те­бя укрепило; если ты остановишься сейчас, ты можешь пропустить то, что в ближайшем будущем способно изме­нить твою жизнь к лучшему». Мишель напряженно слу­шает и комментирует, стремясь укрепить позицию Ари­аны. Терапевт заканчивает инсценировку, когда Ариана говорит следующие слова: «Не сдавайся, ведь я с тобой, иди ко мне, и я помогу тебе». Эта техника позволяет клиенту найти в себе силы и резервы для самообучения. Играя роль терапевта, клиент часто находит ответы на свои вопросы и обретает новые перспективы и надеж­ды. После того как он сам произносит слова поддержки и советы, он чувствует себя намного увереннее, чем если бы эти слова про­изнес за него кто-то другой. Данная техника часто используется как вмешательство на третьем (исполнение ролей) и на четвер­том (кульминационное событие) этапе терапии. Более всего она подходит клиентам, которые способны употреблять и воспри­нимать многозначные высказывания. Риск этой техники про­является в том, что инсценировка может быть разыграна поверх­ностно.

Волшебный магазин

Волшебный магазин - хорошо известная и весьма полезная пси­ходраматическая техника. Группу клиентов время от времени приглашают посетить волшебный магазин, где они могут ку­пить человеческие качества. Роль продавца, как правило, играет психотерапевт, по крайней мере, вначале, затем эту роль может играть какой-либо член группы. Продавец выполняет важную функцию - вовлекает каждого покупателя в диалог по поводу человеческих качеств, которыми покупатель хочет обладать и ко­торые помогут ему достичь ясности и внутреннего прозрения относительно самого себя. Поскольку в этом магазине деньги не применяются, покупатель и продавец должны найти покупке равноценную замену. Замена, как правило, выбирается в виде од­ного из человеческих качеств покупателя, которое должно быть оставлено в магазине, чтобы он мог получить взамен выбранное качество. Продавец может помочь клиенту точнее определить его покупку. Следующий диалог является примером первой части переговоров о покупке.

Пример

Покупатель: Наконец-то я в этом магазине, много слы­шал о нем! Что мне нужно - это любовь. Продавец: Любовь! Да, ее очень часто спрашивают покупатели в моем магазине. Но у нас есть сотни видов любви, какой из них вы имее­те в виду?

Покупатель: Тот, когда чувствуешь, что есть кто-то, за­ботящийся о вас.

Продавец: А у вас есть ощущение, что о вас никто не заботится?

Покупатель: На самом деле я не верю людям, которые мне это говорят. Я этого не чувствую, хотя и заслужил, чтобы обо мне заботились.

Продавец: Что же заставляет вас думать, что вы заслужили любовь других?

Покупатель: Я уверен, что представляю достаточно высокую ценность. Может быть, то, что мне действительно нужно, - это чтобы меня це­нили.

Продавец: Прекрасно, мы только что получили пар­тию самооценки.

Покупатель: Отлично, вот что мне нужно, дайте поболь­ше.

Продавец: Мы можем предложить вам специальную смесь самооценки. Какие ингредиенты ту­да добавить?

Покупатель: Не могли бы вы добавить немного само­уважения? Я чувствую, что его осталось чуть-чуть на дне, что я себя не слишком люблю. Можно добавить немного самолю­бия?

Продавец: Хорошо, я добавлю к самоуважению немно­го самолюбия. Это будет для вас первый шаг к тому, чтобы почувствовать заботу о себе и ощутить любовь других людей.

Покупатель: Спасибо, когда можно начать принимать его?

Продавец: Минуточку! Сначала мы должны рассчи­таться. От чего вы готовы отказаться, что­бы получить свою покупку?

Переговоры между продавцом и клиентом могут быть краткими или длительными. В магазине имеется весьма широкий ассорти­мент человеческих качеств на обмен - от общепринятых до наи­более интимных. Важно, чтобы были в наличии также поэти­ческие качества. Поскольку обмен качеств представляет собой небольшую лекцию по психотерапии, целесообразно, чтобы про­давцом был терапевт, особенно в случае низкофункциональной группы. Кроме того, полезно, чтобы продавец попросил для себя помощника, который глубже вовлечет группу в инсценировю и обогатит ее содержание. Техника подходит для участников группы, которые способны к абстрактному мышлению, а также к включению в личностно ориентированную деятельность.

Вербализацию техники следует обогатить драматическими мо­ментами, такими, как физическая демонстрация и визуализация

заменяемых человеческих качеств. Для повышения игровой при­влекательности техники вначале можно использовать моменты, активизирующие воображение группы: продавец может иметь эксцентричный характер, магазин может быть спрятан в глухом лесу, где любопытные покупатели должны его найти, человечес­кие качества, предлагаемые на обмен, могут иметь различные формы (твердую, жидкую, сыпучую), каждый из участников мо­жет создать собственное представление о волшебном магазине, придумать для ролей покупателя и продавца образы животных или мистических существ, в результате чего инсценировка при­обретает символическое измерение, и т.д.

Полезно в дальнейшем эту технику связать с короткими этю­дами, в которых (может быть, даже наследующих терапевти­ческих занятиях) клиенты будут играть импровизации с вновь приобретенными (т.е. полученными в волшебном магазине) ка­чествами, а зрители будут наблюдать, действительно ли данное качество работает. Эта импровизация помогает нивелировать различие между абстрактным и конкретным, между предвиде­нием внутренних преобразований и реализацией этих измене­ний (Еmunah, 1994).

Идентификация конфликта

Клиент сидит в инвалидном кресле посреди комнаты и пытается разрешить конфликтную ситуацию, с которой достаточно часто встречается в жизни. Главные (одна или две) стороны конфликта идентифицированы, к инсценировке привлечены все члены тера­певтической группы, которые заранее выбирают, какую из сто­рон конфликта они хотят принять. Обе группы выстраиваются на одинаковом расстоянии от клиента с противоположных сто­рон. Клиент рассказывает о своем конфликте, добавляет подроб­ности и тем самым дает участникам ключ к последующим так­тическим действиям.

Данная техника является своего рода сознанием, в котором группы соревнуются между собой в аргументации: какая из них перетянет клиента на свою сторону. Средством убеждения является воспроизведение мыслей и чувств клиента (терапевт может это «оркестровать» - организовать хоровые речитативы, которые чередуются между собой). По ходу действий клиент перемещается от одной группы к другой. Это зависит от того, насколько правдиво и точно группы отражают его чувства и мысли. Упражнение заканчивается, когда убежденный клиент переходит на в позицию одной из состязающихся сторон.

В результате проблема проясняется для самого клиента как путем рассмотрения многих ее аспектов, высказанных с обеих сторон, так и с помощью отражения собственной спонтанной ре­акции на эти аспекты.

Пример

«Нужно уйти! - кричит хор людей, выстроившихся на пра­вой стороне комнаты.- Пришло время, мне уже 24 года, пришло время сделать это!»

«Нет, еще не сейчас. По крайней мере, потому, что у се­бя дома я знаю жизнь и не хочу никаких изменений, я не­достаточно готова к этому!» - отвечает вторая группа лю­дей, стоящих на другой стороне комнаты.

Посередине комнаты сидит Джина, молодая девуш­ка, страдающая от депрессии, и оба хора драматизиру­ют ее личную дилемму. Сначала ее инвалидная коляска была повернута к правому хору, затем она поворачива­ется к левому.

«Я намного сильнее, чем вы думаете»,-говорит кто-то с правой стороны. Джина не отвечает, но когда сказавший добавляет: «А теперь я чувствую еще большую поддерж­ку, так что я могу справиться с этой переменой» - Джина немного передвигается к правому хору.

«Помощь не очень велика, я знаю, что я слишком роб­кая. Слишком рано. Я бы хотела, чтобы мое детство оста­лось позади, но я не могу этого сделать, есть еще так много того, в чем я нуждаюсь...» -Джина в инвалидной коляске перемещается по комнате в сторону людей, чьи слова отражают ее чувства.

«Сейчас появилась возможность. Сэнди ищет соседку по комнате. Я давно пытаюсь разобраться с необходимостью уйти, а сейчас самое время сделать это».-«Сделай это! Уходи!» - люди из обеих групп спонтанно и од повре­менно кричат, часто не слушая друг друга.

Потом кто-то произнес «Того, что мне действительно эмоционально нужно, я могла бы ждать в материнском доме вечность и никогда бы не дождалась». Джина отве­зла на это тем, что остановила свою коляску прямо на­против человека, который сказал последние слова. Способ перемещения клиента по комнате отражает то, как он справляется со своим конфликтом. Некоторые клиенты остают­ся в центре комнаты длительное время с небольшим отклоне­нием в одну и в другую сторону, в то время как другие быстро перемещаются после каждого аргумента; трудно предсказать, на какой стороне они в конечном счете окажутся, а третьи мед­ленно, но уверенно продвигаются в одну сторону. Бомбардиров­ка клиента аргументами должна быть настолько интенсивной, чтобы помочь ему пройти путь от когнитивного анализа свое­го конфликта к предельному осознанию своих эмоциональных и интуитивных реакций. После окончания «состязания» полезно, чтобы группа провела анализ, в котором были бы подчеркнуты наиболее важные моменты. Кроме того, данную технику следует продолжить импровизацией, использующей ее результаты. На­пример, Джина, которая решает покинуть материнский дом, вос­производит ситуацию, в которой рассказывает друзьям об этом своем решении, или сцену, которая разыгрывается через четыре месяца после ее ухода из дома, когда она и ее соседка по комнате Сэнди вместе готовят ужин.

Техника позволяет клиентам представить будущее после то­го, как они примут решение, некоторые клиенты приветствуют технику как возможность прояснить их внутренние желания. Тя­жесть решения часто связана со страхом перед неизвестностью. Драматическое действие не может предсказать будущее, но мо­жет дать редкую возможность представить себе в действии по­следствия собственных решений (Еmunah, 1994).

Видеоконфронтация

Пример

Клиент сидит перед видеомонитором и оценивает свой собственный имидж.

«Только посмотри на себя. Ты выглядишь таким жалким. Твои вид заставляет меня сделать то же самое еще раз - уничтожить тебя».

Шесть месяцев спустя тот же самый клиент снова смотрит на себя в видеомониторе: «Твои глаза выглядят такими ранимыми. Я чувствую, что я весь - воплощение этой ранимости. Твой вид и память обо всем, что произошло заставляет меня огорчаться. Но я не буду тебя больше огорчать. (Долгая пауза.) Я знаю, как это тяжело,- по­верить мне. Но теперь мы вместе, и твое лицо - это мое лицо, я вижу теперь в нем определенные черты красоты, которых раньше никогда не замечал».

Эта техника предлагает весьма интенсивную и интимную кон­фронтацию с самим собой. Клиент, как правило, находится один в помещении, видеокамера снимает его и одновременно пока­зывает на мониторе. Глубина самоосознания и самоуважения выходит на поверхность. Терапевт использует эту технику, пре­жде всего, для того, чтобы показать клиенту изменения, которые произошли благодаря терапевтическим вмешательствам, причем данную технику следует использовать очень осторожно, потому что для многих клиентов этот процесс слишком сложный и по­тому тревожащий.

Вариант: Видеозапись, в которой клиент появляется «в пря­мом эфире». На видеозаписи отчетливо виден негативный имидж клиента. Через некоторое время запись проигрывается ему еще раз, и клиент ведет диалог с самим собой, защищая свой новый имидж, который трансформировался в лучшую сторону (Еmunah, 1994).

6.3. ТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И СЕРИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СЕАНСОВ

Ниже приведен список и описание техник, которые под ходят для завершения занятия и для последней части серии терапевтических сеансов. Большинство техник, приведенных в разделах «Дарить и получать» и «Групповое творчество», предназначено для завершения занятий на всех этапах серии терапевтических сеансов, некоторые являются особенно полезными на первом и втором этапе (т.е. в драматической инсценировке и сценической работе). Техники, приведенные в разделе «Групповое восприятие», лучше использовать на более поздних занятиях терапевтической серии, когда члены сообщества хорошо узнали друг друга. Большинство техник, перечисленных в разделе «Взгляд назад и праздники», это упражнения для пятого этапа (драматический ритуал).

ДАВАТЬ И ПОЛУЧАТЬ









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь