Часть целого объекта/устройства

В этой технике один из членов группы начинает выполнять движения, которые представляют одну из частей большого оду­шевленного или неодушевленного, но движущегося объекта (устройства). Он становится этой частью. Как только кто-нибудь из группы идентифицирует данный объект, он подключается к первому клиенту и начинает представлять собой другую де­таль (компонент) данного объекта, часто связанную с изобра­жаемой первым участником частью. Так продолжается, пока в действие не включаются все члены группы. Можно добавить звук в ритме повторяющихся движений, группа может увели­чивать или уменьшать скорость «работы устройства» вплоть до его полной остановки - это хорошо подходит для окончания занятий.

Вариант: Группа делится на две части, одна из частей свои­ми телами изображает работающее устройство (объект), а вто­рая пытается угадать, о каком объекте идет речь.

Групповая скульптура

Данная техника подобна предыдущей с той лишь разницей, что под объектом здесь имеется в виду скульптура, а не устройст­во. Для укрепления групповых обратных связей рекомендуется, чтобы отдельные «детали» скульптуры были физически связаны между собой. По той же причине окончательный вид скульптуры следует зафиксировать на видео.

Вариант: Один из группы стоящих в кругу клиентов входит в центр круга и остается в состоянии «Замри!». Его сосед поправляет позу получившейся скульптуры, а затем другой сосед присоединяется к скульптуре. Затем следующий участник снова поправляет скульптуру, а другой сосед снова присоединяется к ней - каждый нечетный человек на круга присоединяется к скульптуре, а каждый четный вносит изменения в скульптуру

Еще одним вариантом является «оживление» скульптуры и ее «озвучивание» на короткое время до следующей команды «Замри!».

Групповое стихотворение

Каждый член группы, образующей круг, начинает писать на лист­ке бумаги начало своего стихотворения и отправляет листок дальше, чтобы стихотворение могли продолжить другие члены сообщества. Когда листки обойдут весь круг, стихотворения чи­таются вслух и группа подбирает им название. Техника рабо­тает лучше, когда заранее известна тема стихотворений или же для каждого стихотворения задана первая или последняя строка (например, терапевт может задать начало стихотворения-«Когда я оглядываюсь назад...»). Если некоторые стихотворения полу­чат всеобщее одобрение, следует их напечатать и начать с них следующее занятие (такими техниками более подробно зани­мается библиотерапия).

ГРУППОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Спектрограмма

Техника визуализации с использованием спектрограмм на пиктограмм широко используется в британских учебных заве ориентированных на паратеатральные системы терапевтического и учебно-воспитательного характера. В описываемо спектограмме клиент раскладывает мелкие вещи бытового назначения (карандаш, ключи, документы, зажигалку, часы и т. п.), создавая картину «Моя нынешняя жизнь», при этом отдельные предметы выступают в качестве замещающих реквизиторов для людей, вещей, отношений, чувств и пространственновременных рамок темы. Далее создаются группы из 2-3 человека, которые обсуждают друг с другом свои спектрограммы и проясняют отношения между замещающими реквизитами. На следующем этапе техники клиенты из тех же предметов создают спектрограмму «Моя жизнь, как я хочу, чтобы она выгля­дела». Группы еще раз описывают свои результаты и после этого пытаются найти решения, т.е. каким способом (с помощью не­больших шагов) можно осуществить переход от первой ко второй спектрограмме в реальной жизни.



В конце упражнения замещающие реквизиты должны быть в результате процесса вербализации выведены из исполняемых ими «ролей», например: «Этот карандаш был тещей, но сейчас это снова карандаш...»

Поэтические ассоциации

Один из членов группы мысленно выбирает другого участника, а остальные пытаются угадать, о ком идет речь, используя сле­дующие вопросы: «Если бы этот человек был..., каким он мог бы быть?» Вместо точек добавляются такие категории, как фрукты, животные, цвета, времена года, тип музыки, модели автомоби­лей и т. п. Человек, которому адресованы эти вопросы, сопостав­ляет выбранного им человека с этими объектами. После того как каждый человек в круге задаст вопрос по одному или два раза, все по очереди стараются угадать, о ком идет речь.

Техника лучше всего работает в группе из 8-12 клиентов, ко­торые уже хорошо знакомы друг с другом. Позитивное влияние заключается в развитии креативности не только у отвечающего, но и у задающих вопросы, которые вынуждены постоянно изоб­ретать новые категории для последующих ассоциаций: «Если бы этот человек был пейзажем, тканью, мебелью, обувью, чертой лица, знаком препинания...»

Отвечай за кого-то другого

Группа рассаживается на полу в круг, один из участников нахо­дится в центре круга и задает другим вопросы, на которые, од­нако, отвечает не человек, которому был адресован вопрос, а его сосед справа, причем спрашивающий смотрит в глаза тому, кого спрашивает, а не отвечающему. Сосед справа пытается поставить себя на место человека, котрому был задан вопрос, и отреагировать так, как, по его мнению, тот ответил бы на заданный вопрос.

Это очень подходящая техника для развития группового восприятия, тестирующая, насколько члены сообщества знают друг друга. Она помогает процессам идентификации с группой и возникновения эмпатии, облегчает конфронтацию и самораскрытие между отдельными лицами и группой в целом. Техника помогает раскрыть подавленные чувства «выявить недоразумения в груп пе, чтобы они были разрешены, и очень подходит для семейной терапии, поскольку помогает наладить коммуникацию и решить межличностные конфликты- То же самое относится к решению проблем в рабочих коллективах.

6.3.4. ВЗГЛЯД НАЗАД И ПРАЗДНОВАНИЕ

Ритуальные танцы

Группа плотно смыкается в круг, так что клиенты обнимают друг друга за талии и закрывают глаза. Они тихо начинают повторять ритмическую «молитву», реагируя при этом телом,- ритмично двигаются (с покачиванием) при увеличивающейся интенсив­ности вплоть до возможной фазы экстаза.

Текст ритуальной «молитвы» (Мasatova, 1993): «Дад - о - дада. дад - о - дада, дакатакай. Дед - о - дедо, дед - о - дедо, дакатакай».

Угадай сцену

Техника помогает найти некие игровые средства, чтобы помочь группе оглянуться назад на серию прошедших терапевтических сеансов и вспомнить разнообразные инсценировки, которые бы­ли за это время созданы. Каждый из группы берет листок бума­ги, на котором кратко описана определенная инсценировка, ко­торую когда-то сыграла группа (описана несколькими с приведено имя протагониста). Затем каждый клиент по очереди воспроизводит часть этой инсценировки, ее суть, там, где они из­начально ее играли, и произносит реплику протагонис должна быть очень короткой и заканчиваться командой клиента «Замри!». (Иногда на самом деле достаточно бывает одного лишь движения в нужном месте или одного лишь слова, чтобы группа вспомнила всю инсценировку.)

Сцены должны быть выбраны терапевтом так, чтобы они представляли различные этапы - фазы терапевтической сер и -и чтобы клиент мог вспомнить весь объем своей работы сообществе. Клиенты эту технику действительно нередко описывают как ускоренную перемотку назад всея серии терапетических сеансов вместе с эмоциональными моментами, которые были связаны с отдельными инсценировками. Технику следует закон­чить простым упражнением: группа ходит по комнате и по сиг­налу терапевта «Замри!» останавливается. Из стоящих рядом друг с другом клиентов формируются пары, в которых более вы­сокие по росту партнеры сообщают более низким, в какой инс­ценировке те более всего им понравились или какое их качество (из продемонстрированных в некоторых сценках терапии) они ценят более всего. Можно назвать и те изменения, которые про­изошли в партнере в ходе серии сеансов.

Встреча

Два участника импровизируют встречу на заранее определенном месте и в условленное время в будущем, например, в зале аэро­порта через пять лет. После того как они узнали и поприветство­вали друг друга, они начинают вспоминать то, что делали пять лет назад (т.е. в настоящее время) в терапевтическом сообщест­ве. Главная цель этой техники, которая применяется в конце лечебной серии, именно воспроизведение этих«воспоминаний». Техника используется в конце серии сеансов для того, чтобы об­легчить клиентам осмысление всех результатов, инсценировок, чувств и отношений. Взгляд из будущего позволяет представить ситуацию со стороны, освобождает ресурсы для повторного осознания изменений, которые принесла с собой терапия. Эта временная дистанция помогает также клиентам лучше понять изменения, произошедшие в них самих, признать их, а также выразить и оценить отдельные затруднения, с которыми они сталкивались в лечебном процессе.

Тост

Участники произносят тосты, упоминая свои результаты и успе­хи, надежды и мечты. Можно также произнести тост за ценности, которые сообщество признает, и за эмоции, которые проявились в ходе работы. Тост вначале должен быть произнесен с вообража­емым бокалом, за ним следует тост с настоящим бокалом с безал­когольным шампанским, каждый обменивается тостом с другим. Тост обеспечивает структурированный, ритуальный и душевный способ признания и выражения чувств - в том числе гордости и благодарности - и торжественного завершения серии сеансов. Очевидно, эта процедура не подходит для завершения терапев­тической серии клиентов, зависящих от психоактивных веществ.

Вручение дипломов

Каждому члену сообщества вручается диплом с напечатана именем, оснащенный соответствующими официальными институциональными символами и, насколько это возможно, богато украшенный графически. Текст может выглядеть, например следующим образом: «Вышеупомянутый успешно прошел сепию из 30 драматерапевтических занятий. Кроме того, он участвовал в целом терапевтическом цикле...» - далее следует описание индивидуальных достижений и наград клиента. Техника позволя­ет клиентам осознать и укрепить в себе то, что было достигнуто терапией и что будет важно для их дальнейшей жизни. Такая демонстрация конкретных результатов особенно важна в тера­пии детей и клиентов с эмоциональными проблемами, кото­рые в жизни весьма редко испытывали чувство удовлетворения и успешного завершения дела, итога приложенных ими усилий. После вручения дипломов сообщество собирается в кружок, кто-то начинает читать вслух текст своего диплома, другие чле­ны добавляют к этому тексту положительную информацию - то, что не нашло отражено в дипломе. Безусловно, возможность участия в подобной процедуре следует предоставить всем чле­нам сообщества.

Групповая фотография

Событие, посвященное завершению серии терапевтических се­ансов, должно включать в себя как поощрение, так и определе­ние тех позитивных изменений, которые произошли у клиентов в течение лечебного периода и которые, безусловно, теперь про­явятся и в их повседневной жизни. Такое осязаемое воспомина­ние о периоде позитивных перемен, как групповая фотография, будет служить им опорой в последующие дни. Это особенно важ­но для детей, которые зачастую расстаются навсегда, для них за­вершение сеансов может переноситься достаточно трудно.

 

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь