Виды даиф-хадисов в зависимости от разрыва сэнэд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды даиф-хадисов в зависимости от разрыва сэнэд



В зависимости от видов разрыва сэнэд даиф-хадисы подразделяются на Мурсяль, Мункаты'у, Му'даль, Му'алляк и Мудалляс.

Мурсяль اَلْحَدِيثُ الْمُرْسَلُ

Если таби'ун сказали: “Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям: “...” без указания имени передавшего сахаба.

Например: Таби'ун передает хадис следующим образом.

(فعل بحضرته كذا) (فعل كذا) (قال رسول الله صلي الله عليه وسلم كذا)

Слово "мурсяль" во множественном числе звучит как "марасил". Таби'ун, передававший хадисы-мурсяль, называется "мурсиль".

 

Причиной слабости хадиса-мурсяль является разрыв в сэнэд.

Пример хадиса-мурсяль:

(أخبرنا سعيد عن ابن جريج قال أخبرني حميد الأعرج عن مجاهد انه قال: كان النبي صلي الله عليه وسلم يظهر من التلبية لبيك اللهم لبيك...).

Если Муджахид, из тех таби'ун, которые не видели Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, не упоминает в своей передаче имени сахаба. По этой причине данный хадис относится к мурсяль.

Сахаба называют "сахабом-мурсяль", если он при передаче хадиса указывает, что слышал его от Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, но на этот счет имеются достоверные сведения от ученых, что этот сахаб передает хадис от другого сахабы. По мнению некоторых хадисоведов хадисы от сахабов-мурсяль не имеют недостатков.

 

Хукум по мурсяль-хадисам

Среди ученых существуют разногласия в признании мурсяль-хадисов как далиль. На этот счет имеются три группы мнений:

1) Часть хадисоведов и факихов считают, что мурсяль-хадисы не далиль;

2) Абу Ханифа, Имам Малик и их единомышленники считали, что мурсяль-хадисы от ученых-сика – сахих и они далиль.

 

3) Имеется единогласное мнение: то, что передано от сахаба-мурсяль – это сахих и является далиль.

 

Сборники мурсяль-хадисов

Наиболее известно произведение Абу Саид Салахуддина Аль-Алаи (умер в 761/1360 году) – «Джамит-Тахсил фии ахкамиль-марасиль».

 

Мункаты'у اَلْحَدِيثُ الْمُنْقَطِعُ

В сэнэд подобных хадисов имеются большие разрывы.

(المنقطع مالم يتصل اسناده علي اي وجه كان انقطاعه).(المنقطع كل ما لا يتصل)

 

Термин "мункаты'у" ученые мутаххирин используют в тех случаях, когда хадис передан этба'уттаби'ин непосредственно от сахабов, без указания через какого таби'ун осуществлялась передача.

Например, если хадис передан подобным сэнэдом,

(مالك عن ابن عمر)

то данный хадис является мункаты'у, так как Имам Малик является этба'уттаби'ин и, соответственно, сам не видел сахаба Ибн ’Умара.

Хадис является мункаты'у только в том случае, если в существующих разрывах сэнэд отстуствует не более одного передатчика в одном разрыве.

По мнению некоторых ученых к данной категории также относятся хадисы с непрерывным сэнэдом в случае, если качества одного из равий не известны.[48][48]

 

Мункаты'у -хадисы намного слабее чем мурсяль-хадисы.

Му'даль اَلْحَدِيثُ الْمُعْضَلُ

В месте разрыва сэнэд подряд отсутствуют два и более передатчиков.

 

(الحديث المعضل هو ما سقط من اسناده اثنان أو أكثر في موضع واحد سواء كان في اول السند أو وسطه أو منتهاه).

Му'даль намного слабее мункаты'у.


Например:

(حدثنا موسي بن اسماعيل نا حماد عن ثابت البناني عن النبي صلي الله عليه وسلم ح وحدثنا الحسن بن الصباح نا يحيي بن اسحاق أنا حماد بن سلمة عن ثابت البناني عن عبد اللهبن رباح عن ابي قتادة أنالنبي صلي الله عليه وسلم خرج ليلة فاذا هو بأبي بكر يصلي...).

 

В приведенном примере первый сэнэд му'даль, второй сэнэд – муснэд и муттасыль. Второй сэнэд показывает, что между Пророком, саллаллаху алейхи ва саллям, и Сабит Аль-Бунани в цепочке передатчиков хадиса присутствуют также Абдуллах бин Редах и Абу Ката.[49][49]

 

Му'алляк اَلْحَدِيثُ الْمُعَلَّقُ

В начале сэнэд нет нескольких человек, или вообще отсутствует сэнэд.

(الحديث المعلق هو ما حذف مبتدأ سنده سوآء كان المحذوف واحدا أو لأكثر علي سبيل التوالي ولو الي آخر السند).

 

Пример от Бухари:

قال بهز بن حكيم عن ابيه عن جده عن النبي صلي الله عليه وسلم "الله أحق ان يستحيي منه"

Мудалляс اَلْحَدِيثُ الْمُدَلَّسُ

В сэнэд есть специально сокрытый разрыв.

 

Виды даиф-хадисов в зависимости от качеств равий

Маудуу' اَلْحَدِثُ الْمَوْضُوعُ

Равий сам выдумал данный хадис.

 

Матрук اَلْحَدِيثُ الْمَتْرُوكُ

Один из равий уличен во лжи.

 

Мункэр اَلْحَدِيثُ الْمُنْكَرُ

а) Равий слабый, и его хадисы противоречат по смыслу хадисам других равий;

б) Данный хадис передал только он один.

 

Му'алляль اَلْحَدِيثُ الْمُعَلَّلُ

У равий есть скрытый недостаток (он кяфир, фасик и пр.)

 

Мудрэдж اَلْحَدِيثُ الْمُدْرَجُ

Равий в текст хадиса произвольно вставил новые слова.

Например.

(حدثنا قتيبة الليث عن ابن عجلان عن سعيد المقبوري عن ابي سلمة عن عائشة أن رسول الله صلي الله عليه وسلم قال: إكلفوا من العمل ما تطيقون فان الله لا حتي تموا فان أحب العمل الي الله أدومه وان قل وكان اذا عمل عملا أثبته).

слова (وكان اذا عمل عملا أثبته)

 

Этот отрывок у Муслима

وكان آل محمد صلي الله عليه وسلم اذا عملوا عملان أثبتوه)

 

Маклуб اَلْحَدِيثُ الْمَقْلُوبُ

а) В сэнэд нарушена последовательность равий,

б) В метин нарушен порядок слов.

 

Мудтариб اَلْحَدِيثُ الْمُضْطَرِبُ

а) Один и тот же равий передает один и тот же хадис, но с разными смыслами,

б) В сэнэд одного и того же хадиса указаны разные равий.

Шэз اَلْحَدِيثُ الْشَاذُّ

а) Качества равий хорошие, но хадис с таким смыслом больше никто кроме него не передает;

б) Качества равий хорошие, но смысл передаванных им хадисов противоположен смыслу хадисов, переданных другими равий,

в) Признанный учеными равий передает хадисы, противоречащие другим равий.

 

Мусаххаф اَلْحَدِيثُ الْمُصَحَّفُ

Последовательность слов, знаков препинания и огласовки в мэтн хадиса изменены, что приводит к изменению его смысла.

Мухарраф اَلْحَدِيثُ الْمُحَرَّفُ

Изменены огласовки в словах мэтн и,следовательно, не сохранен правильный смысл хадиса.

 

Хукум (решение, заключение ученых) по даиф-хадисам:

а) с ними амаль не осуществляется;

б) амаль с ними осуществляется обязательно;

в) совершение амаль определяется конкретными условиями:

- если хадис передал явный обманщик - амаль не совершается,

- если по рассматриваемому вопросу есть заключение ученых, и смысл хадиса не противоречит ему - амаль делается.

 


Раздел пятый

 

I. Вымышленные хадисы

 

Исламские государства в ходе своего развития всегда опирались на Кур'ан Карим и Сунну Пророка, саллаллаху алейхи уа саллям, при осуществлении внешней и внутренней политики, обоснования своих решений и действий.

Это явилось причиной того, что некоторые люди, склоняясь к ошибкам и забывая слова Пророка саллаллаху алейхи уа саллям:

مَنْ كَذِبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

"Если кто-то преднамеренно выдумал то, о чём я не говорил, пусть готовит для себя место в Аду", начали самовольно измышлять хадисы.

Впервые, вымышленные хадисы появились во времена после убийства халифа Османа, радый Аллаху анху, когда начали появляться первые разногласия в мусульманском сообществе.

Вымышленные хадисы называются маууду' (ألْمَوُضُوعْ) или маснуу' (ألْمصْنُوُعْ), что в буквальном смысле означает "сделанный".

 

А. Причины измышления хадисов:

1. Желание одних групп, общин мусульман доказать свою правоту перед другими и (или) отстоять свои интересы.

2. Попытки врагов ислама и зындыков ослабить мусульманское сообщество. Хаммад бин Зейд установил, что зындыки в общей сложности выдумали более 14 000 хадисов. Мотивом их деяний являлось стремление внести искажения в истинные знания, переданные Всевышним Аллахом через Кур'ан Керим.

3. Ошибочное мнение некоторых мусульман, надеявшихся, что измышляя хадисы, они в какой-то мере принесут пользу для ислама.

Например, некоторые сочинители хадисов говорили, что, якобы, Пророк саллаллаху алейхи уа саллям сказал: "Совершайте 'ибадат в течение всей ночи".

4. Желание некоторых людей извлечь личную выгоду от измышления хадисов.

Для примера:

Гияс бин Ибрахим, зная, что халиф Махди очень любил устраивать голубиные состязания, представил халифу хадис, якобы, переданный от Пророка саллаллаху алейхи уа саллям:

(لا سبق الا في نصل أو حافر أو جناح),

что означает "Для вас разрешены (халяль) такие соревнования как стрельба из лука, скачки на верблюдах и конях, и голубиные состязания".

Халиф Махди был очень польщен этим и вознаградил Гияса бин Ибрахима десятью тысячами дирхемов. Позже, когда выяснилось, что слова (أو جناح "птица") в этом хадисе нет, халиф уничтожил голубей, заявив при этом Гиясу бин Ибрахиму: "Твоя голова – голова обманщика; а причина твоего обмана – в этих птицах".

 

Б. Способы измышления хадисов:

1. Добавление слов к сахих-хадисам.

Например:

К известному высказыванию Пророка саллаллаху алейхи уа саллям, обращенному к Али каррамаллахуваджхаху, "Ты для меня такой же, как и Харун для Муса алейхиссалям ", Хафс бин 'Умар бин Динар Аль-Или приписал от себя "И если кого-то из нас не будет в Медине, то дела в ней будут плохи".

2. Соединение сэнэд от сахих-хадиса и метин от слабого хадиса.

3. Замена имен равий в сэнэде сахиха-хадиса и последующее соединение его с метином слабого хадиса.

4. Объединение двух сахих-хадисов разных по смыслу и вымысел из этой "смеси" одного или двух "новых" хадисов.

5. Неосознанная ошибка равий при передаче хадиса и последующее умышленное сокрытие им совершенной ошибки, в т.ч., из-за боязни ответственности.

 

В. Способы распознования вымышленных хадисов:

 

1. Изучение качеств человека, передающего хадис.

Случается, что человек, выдумавший хадис, может иногда сознаться в этом сам.

Разрешается в этих целях собирать сведения о качествах равий от других людей, знающего его.

2. Изучение метина хадиса. Для вымышленных хадисов характерны следующие признаки:

- неправильный смысл метина, грамматические ошибки в метине, что, вообще, не присуще тому, что передано от Пророка, саллаллаху алейхи уа саллям;

- хадис не приводится ни в одном из сборников хадисов;

- смысл метина противопоставлен Кур'ан Карим и Сунне;

- значение метина противоречит человеческому разуму, логике и истории развития человечества.


 

Г. Вред от измышления хадисов:

 

1. Вымышленные хадисы мешают правильному пониманию требований Ислама.

2. Эти хадисы искажают представления людей об Исламе.

3. Выдуманные хадисы разобщают мусульманское сообщество, вносят в него раскол.

4. Вымышленные хадисы отдаляют от веры тех, кто следует их предписаниям.

Из изложенных аргументов следует строгое правило: "измышление хадисов – один самых тяжелых грехов ", так как

مَنْ كَذِبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

 

II.Меры по недопущению измышления хадисов:

- К настоящему времени Улумуль-хадис закрыт. Учеными с критической точки зрения рассмотрены все существующие хадисы.

- Все известные равий в свое время написали книги, которые также хорошо известны. В то же время существуют книги, в которых перечислены все известные равий. Если какой-либо равий не указывается в этих книгах, то передаваемые им хадисы считаются даиф-хадисами.

- Все вымышленные хадисы собраны в специальных сборниках.

Например:

Книга Аль-Максуди Тазкиратуль-Маудуат تَذْكِرَةُ الْمَوْضُعَاتِ и книга Ибн Уль Джаузи Китабуль-Маудуат كِتَابُ الْمَوْضُعَاِت

 

Исмаил Лутфи Чакан

Ильм Усул Аль-Хадис

1-е издание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.058 с.)