II. Критическая оценка равий - джярх и его методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Критическая оценка равий - джярх и его методы



А. Общие принципы джярха

Критическая оценка производится следующим образом: проверяется адалят и забт равий.

Аль-джярх اَلْجَرْحُ в буквальном смысле означает “нанесение раны руками, оружием или языком”.

В отношении равий аль-джярх означает критическую оценку людьми его качеств и способностей: мусульманин ли он или нет, разумный ли, богобоязненный или совершает грехи и т.п., то есть относится к адалят и забт равий.

Также проводится таджасус - скрытное, тайное выведывание информации о равий или проверка ее истинности. По шариату таджасус разрешен только в двух случаях: а) для проверки равий и б) при сборе сведений о женихе и невесте перед никяхом (в последнем случае представление информации о них - ваджиб).

Человек, проводивший аль-джярх, делает вывод о равий - Ат-та'дииль اَلتَّعْدِيلُُ с заключением о том, можно ли у этого равий брать хадисы.

 

В ходе аль-джярх и атта’дииль осуществляется оценка правдивости равий и выносится заключение об отношении к этому равий. Поэтому осуществление аль-джярх и атта’дииль связано с большой ответственностью. Обсуждение людей (то – есть сплетни) Ислам запрещает. Но аль-джярх и атта’дииль проводится для того, чтобы сохранить религию Ислам от искажений, поэтому аль-джярх и атта’дииль не считаются сплетнями (гыйбат).

Тирмизи дал следующее объяснение этому: “По нашему мнению, критика хадисоведами друг друга проводилась только в интересах мусульманской общины. Поэтому мы не можем называть их взаимную критику сплетнями”.

Хадисоведы существование аль-джярх и атта’дииль объясняют своей преданностью к религии.

У Яхъя бин Саид Аль-Каттана спросили: “Не боишься ли того, что в Судный День у тебя потребуют отчёта за то, что ты проводил таджасус равий?”. На что он ответил: “Даже если этот равий будет мне явным врагом - не устрашусь его! А делаю я таджасус, так как боюсь того Дня, когда Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, спросит: “Почему вы не сохранили мои хадисы?”.

 

Книги, в которых осуществляется критика равий, называются “Риджаль”. В настоящее время существует книга “Риджаль”, в которой содержится критика 20 тысяч равий, многие из них жили в четвёртом веке хиджры.

 

Учёные, проводившие аль-джярх и атта’дииль, подразделятся на три категории:

а) Ибн Маин и Абу Хатим – осуществили критику всех равий;

б) Имам Малик и Шубэ бин Аль-Хаджадж, критически рассмотрели качества большинства равий;

в) Ибн Уейна и Имам Шафи только иногда критиковали равий.


Б. Частные правила джярха

Джярх адалята.

Адалят اَلْعَداَلَةُ

Виды равий Недостатки в адалят равий
Кизбур равий (лжец) كِذْبُ الرَّوِى   Если равий хотя бы один раз обманул в ривайят, то хадисы от него больше не принимаются. Например, равий передал не то, что сказано или совершено Пророком, саллаллаху алейхи ва саллям. Он становится лжецом (кеззеб)كَذَّابٌِِِ, и даже если он передал более 1000 хадисов – ривайят не принимается, его хадисы - домысел (меуду'). مَوْضُوعٌ
Иттихаамур равий билкизб اتِّهَامُ الرَّاوِى بِالْكِذْبِِ Равий не искажал хадисы (говоря точнее, об этом мы не знаем), но в мирской жизни он обманывал людей. Если равий в обычной жизни обманывал людей, то он мог обмануть и при передаче хадисов. У этого равий тоже нельзя принимать хадисы - они матрук مَتْرُوكٌ (отринутые) или матрух. مَتْرُوحٌ
Фискур равий فِسْقُ الرَّاوِىِِ Равий совершает грехи, он фасик. Его хадисы - мункар مُنْكَرٌ
Джахаалатур равий جَهَالَةُ الرَّاوِىِِ Равий с неизвестными качествами, нам неизвестны его родители (и прародители) и его нравственные черты. Его хадисы - мубхам مُبْهَمٌ тоже нельзя принимать.
Бид'атур равий بِدْعَةُ الرَّاوِىِِِ Равий вносящий много новшеств. Если равий не вводит новшества, у него можно брать хадисы. Если он не поощряет бид'ат, то по мнению некоторых ученых, у него можно брать хадисы.

2. Джярх забта.

Забтاَلضَّبْطُ

Виды равий Недостатки в забт равий
Касратул галат كَثْرَةُ اْلغَلَطِ Если равий делает более 50% ошибок в мэтн и сэнэд – от него хадисы не принимаются. Его хадисы - мункар مُنْكَرٌ
Фартуль гафля فَرْطُ الْغَفْلَةِ Если равий несобранный, не сосредоточенный, путает смыслы. Его хадисы – мункар مُنْكَرٌ
Вахмун وَهْمٌ Равий ошибается из-за того, что на него иногда находит наваждение. Он уверен в себе, хотя ошибается. Его хадисы - му'алляль مُعَلَّلٌ- они тоже не принимаются.
Мухаляфатус- -сикат مُخَالَفَةُ الثِّقَاتِ Равий, чьи хадисы противоречат смыслу хадисов тех равий, которым мы доверяем. Хадисы этого равийя- мункар مُنْكَرٌ, мудрадж مُدْرَجٌ
Суул хифзи سُوءُ الْحِفْظِ Дословно: равий не обладающий хорошей памятью. Если равий постоянно забывает, то хадисы от него не принимаются.

 

В. Виды равий по результатам джярха

 

После проведения аль-джарх осуществляется вывод - атта’дииль, по результатам которого равий подразделяется на два вида:

 

Равий

       
   
 
 

 


Ма'рууф مَعْرُوفٌ Маджхууль مَجْهُولٌ
известный неизвестный

Ма'рууф مَعْرُوفٌ(известный) - адалят и забт этого равий известны.

Маджхууль مَجْهُول (неизвестный) - качества (адалят и забт) этого равий неизвестны. От этого равий получили хадисы всего один-два человека.


 

Раздел четвертый

 

Марвий

 

Исходя из вышеперечисленных категорий равий и оценки их качеств, все хадисы делятся на две основные группы.

Хадисы

 


Макбууль مَقْبُولٌ   Мардууд مَرْدُودٌ
(принимаются)   (не принимаются)

Макбуль مَقْبُولٌ (принимаются) - эти хадисы принимаются. Является обязательным в своих действиях следовать указаниям, заложенным в этих хадисах.

 

Мардуд مَرْدُود ٌ (не принимаются) -эти хадисы не принимаются. Выполнять то, что сказано в них, не является обязательным. Хадисы не принимаются из–за того, что передавший их равий не имеет доверия. В то же время у ученых нет единого мнения по данному вопросу.

 

Наиболее значимыми (сильными) хадисами Сунны Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям, являются мутаватир-хадисы.

 

Хадисы  
Ахад-хадисыٌآحَد   Мутаватир-хадисыٌ مُتَوَاتِر
передал один равий   передали многие равий

Ахад-хадис ٌ آحَد - этот хадис передал один равий, который не мог говорить неправду.

Мутаватир-хадис ٌ مُتَوَاتِر -этот хадис передали многие равий, которые всегда говорили правду.


 

Мутаватир-хадис

Этот хадис передали многие равий, которые всегда говорили правду. Информация в них должна быть оригинальной и не общеизвестной.

 

Условия, которым должен соответствовать мутаватир-хадис:

1. Этот хадис от начала до завершения его сэнэд должны предавать группы равий, которые никогда не могли обманывать.

2. Содержание хадиса не должно в себе нести общеизвестную информацию, по типу “Дважды два равняется четырем”. Информация, передаваемая хадисом, должна быть оригинальной.

 

 

  Мутаватир-хадис  
   
Ма'нен мутаватир مَعْناً   Лафзан мутаватир لَفْظاً

Лафзан мутаватир لَفْظاً: во всех передачах равий передали хадисы буквально, не меняя мэтн. Подобные хадисы составляют сравнительно меньшую часть от всего числа мутаватир-хадисов.

 

Пример лафзен мутаватир-хадис:

مَنْ كَذِبَ عَلَىَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

“Если кто-то, зная, выдумал то, о чём я не говорил, пусть готовит для себя место в аду”. [26] [26]

Ма'нен мутаватир مَعْناً: хадисы передали те равий, которые обладают качествами таватур. Например: в 100 переданных разных хадисах, имеется один смысл о том, что Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, при чтении ду'а руки держал поднятыми.

Хукум (решение, заключение ученых) по мутаватир-хадис:

1. Кто совершает инкар (отрицает) и не верит тому, что сказано в мутаватир-хадисе, тот отступает от веры.

2. Выполнять то, что сообщено в мутаватир-хадисе, - ваджиб.

3. Критика мутаватир-хадиса запрещена.

4. Если в сэнэд подобных хадисов имеются недостатки, данный хадис не является мутаватир, а называется “Машхур” или “Мустафиз”.

5. Не является обязательным, чтобы все равий во всех категориях имели качества сика. Даже если среди них есть несколько слабых равий, хадис считается мутаватир.

 

Книги, в которых собраны все мутаватир-хадисы:

1. Суюти “Катфуль Азхар” قَطْفُ اْلاَْزْهاَر ِ (буквально “Срывать цветы”).

В этой книге на 159 страницах приведены 112 мутаватир-хадисов.

2. Джа'фар Аль-Каттани “Назмулмутанасир филь-хадисиль-мутаватир” نُظُمُ الْمُتَنَاثِرِ فِي الْحَدِيثِ الْمُتَوَاتِرِ. За основу взята книга Суюти. Книга напечатана в Марокко и в Бейруте.

 

Хадисы حَدِيثٌ
Мутаватир-хадис مُتَوَاتِرٌ Ахад-хадисٌآحَد
 
   
Лафзи – لَفْظِى мутаватир Ма'нави – مَعْنَوِى мутаватир Сахих صَحِيحٌ Хасан حَسَنٌ Да'ииф ضَعِيفٌ
         

 


 

Машхуур-хадис اَلْمَشْهُورُ (известный).

 

Известные хадисы - машхур делятся в свою очередь на три вида:

 

Машхуур-хадис اَلْمَشْهُورُ (известный)
 
Сахих –машхуур اَلصَّحِيحُ الْمَشْهُورُ Хасан –машхуур اَلْحَسَنُ الْمَشْهُورُ Да'ииф –машхуурاَلضَّعِيفُ اَلْمَشْهُورُ

 

 

В этих хадисах в каждой категории сэнэд должны быть минимум 2 передавших человека. Эти равий не имеют качеств мутаватир.

 

(اَلْحَدِيثُ الْمَشْهُورُ: هُوَ مَا لَهُ طُرُقٌ مَحْصُورَةٌ بِأَكْثَرِ مِنْ إِثْنَيْنِ)

 

Примеры подобных хадисов:

Сахих-машхур: اَلصَّحِيحُ الْمَشْهُورُ

(حدثنا عبد الله بن يوسف قال أخبرنا مالك عن نافع عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: اِذَا جَاءَ أَحَدُكُمُ الْجُمْعَةَ فَلْيَغْتَسِلْ).

"Кто идет на намаз-джум'а – пусть выполнит гусуль". [27] [27]

Хасан-машхур: ُ اَلْحَسَنٌ الْمَشْهُور

(حدثنا هشام بن عمار ثنا حفص بن سليمان ثنا كثير بن شنظير عن محمد بن سيرين عن أنس بن مالك قال: قال رَسُولُ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ:" طَلَبُ الْعَلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَي كُلِّ مُسْلِمٍ").

"Получение знаний - фард для каждого мусульманина". [28] [28]

 

Да'ииф-машхур: اَلضَّعِيفُ اَلْمَشْهُورُ

(جُبِلَتِ الْقُلُوبُ عَلَي مَنْ أَحْسَنَ اِلَيْهَا)

“Сердце так устроено, что оно любит того, кто делает ему добро”. [29] [29]

Примеры машхур-хадисов, распространенных в различных науках:

 

1. Хадис, известный среди хадисоведов:

(أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَنَتْ شَهْرًا بَعْدَ الرُّكُوعِ يَدْعُو عَلَي رَعْلٍ وَذَكْوَانٍ)

"Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, в течение целого месяца после совершения руку' делал кунут и читал ду'а (бедд'уа) против народа Ра'ль и Зэкьван ". [30] [30]

 

2. Хадис, который известен среди хадисоведов, учёных и простых людей:

(اَلْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ)

"Мусульманин мусульманину - брат ". [31] [31]

 

3. Хадисы, которые известны среди учёных по фикху (факихов):

 

(أَبْغَضُ الْحَلاَلِ اِلَي اللهِ الطَّلاَقِ)

"Самое нелюбимое из разрешённого (халяль) Аллахом - развод". [32] [32]

(اَلْمُسْلِمُونَ عَلَي شُرُوطِهِمْ)

"Мусульмане должны выполнять условия". [33] [33]

4. Хадисы, которые известны среди учёных по усулиль фикх:

 

(إِذَا حَكَمَ الْحَاكِمُ ثُمَّ اجْتَهَدَ فَأَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ وَإِذَا حَكَمَ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ)

"Если судья (хаким) делал иджтихад и вынес правильное решение, получит два саваба, а если неправильное - то один". [34] [34]

(رُفِعَ عَنْ اُمَّتِي الْخَطَأُ وَالنَّسْيَانُ وَمَا اسْتُكْرَهُوا عَلَيْهِ)

"Моя умма не ответит за те свои деяния, которые она совершила по ошибке, либо по забывчивости, либо по принуждению". [35] [35]

5. Хадисы, которые широко известны среди простых людей:

 

(مَدَارَاةُ النَّاسِ صَدَقَةٌ)

"Хорошее отношение между людьми - садака". [36] [36]

(اَلسَّفَرُ قَطْعَةٌ مِنَ الْعَذَابِ)

"Путешествие – это часть мучения". [37] [37]

(مَنْ غَشَنَا فَلَيْسَ مِنَّا)

"Кто обманывает, тот не из нас". [38] [38]

(اَلْحَرْبُ خِدْعَةٌ)

"Война – это хитрость". [39] [39]

(اَلْمُؤْمِنُ مِرْآةُ الْمُؤْمِنِ)

"Верующий - зеркало для верующего". [40] [40]

 

Наряду с достоверными машхур-хадисами среди людей имеют хождение и вымышленные хадисы. Различить их можно, пользуясь книгами "Кяшфуль-хафа" и "Музилюль-Ильбасс аммаш-тахара минэль-ахадис аля альсинэтин-нас", написанными Аль-Аджлуни.

 


 

Виды хадисов в зависимости от окончания сэнэд.

Все хадисы подразделяются в зависимости от окончания сэнэд, то есть они могут принадлежать Аллаху, Субханаху ва Та'аля, Пророку Мухаммаду, саллаллаху алейхи ва саллям, сахабам, таби'ун или этба'уттаби'ин.

 

Хадис-кудсий اَلْحَدِيثُ الْقُدْسِى Сэнэд ведет к Аллаху, Субханаху ва Та'аля.
Хадис-марфуу'у ُُُُاَلْحَدِيثُ الْمَرْفُوعُ (поднятый до Пророка САС) Сэнэд восходит до Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.
Хадис-маукууф اَلْحَدِيثُ الْمَوْقُوفُ (остановившийся) Сэнэд продолжается до сахаба Пророка Мухаммада, саллаллаху алейхи ва саллям.
Хадис-мактуу'у اَلْحَدِيثُ اَلْمَقْطُوعُ (оборванный) Сэнэд доходит до таби'ун или этба'уттаби'ин.

 

1. Хадис-кудси َاَلْحَدِيثُ الْقُدْسِى. Сэнэд ведет до Аллаха, Субханаху ва Та'аля. Это хадисы следующего типа: “Пророк Мухаммад Мустафа, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: “Сказал Аллах Всевышний...”.

То, что говорится в хадисе-кудси Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, передал от Всевышнего, но в то же время он не является аятом из Кур’ана.

Аят из Кур’ана - это приказ Всевышнего, с которым совершается поклонение Аллаху, Субханаху ва Та'аля, за каждую прочитанную букву из Кур’ана верующего ожидает вознаграждение в Судный День - десять саваб. С хадисом не совершается ибадат, как с аятом. Хадис-кудси не читается с таджвидом.

 

Две разновидности хадиса-кудси:

а) قالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ و سَلَّمَ فِىمَا يَروي عَنْ رَبّهِ

Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям: "Это он передает от своего Господа". [41] [41]


 

Например:

(حدثنا ابو معمر حدثنا عبد الوارث حدثنا جعد ابو عثمان حدثنا ابو رجاء العطاردي عن ابن عباس رضي الله عنهما عن النبي صلي الله عليه وسلم فِيمَا يَرْوِي عَنْ رَبِّهِ عَزَّ وَجَلَّ قَالَ،قَالَ: إِنَّ الله َكَتَبَ الْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ...)

 

б) قاَلَ رَسُولُ اللهِ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ اللهُ تَعَالَي

“Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям: "Сказал Аллах Всевышний... ". [42] [42]

 

Например:

(عن ابي هريرة قال: قال رسول الله صلي الله عليه وسلم: قَالَ الله ُتَبَارَكَ وَتَعَالَي: أَنَا أغني الشركاء عن الشرك من عمل عملا أشرك فيه معي تركته وشركه).

 

Самыми известными книгами, описывающими хадисы-кудси, являются “Аль-Ахадисуль-Кудсия” (автор - Алиуль Гари) и ”Аль- Итхафус-Сения биль-Ахадисуль-Кудсия ” (автор - Абдуррауф Аль-Мунави).

 

2. Хадис-марфуу ' اَلْحَدِيثُ الْمَرْفُوعُ

(اَلْحَدِيثُ الْمَرْفُوعُ هُوَ مَا أُضِيفَ اِلَي النَّبِيِّ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَاصَّةً مِنْ قَوْلٍ أَوْ فِعْلٍ أَوْ تَقْرِيرٍ أَوْ وَصْفٍ خَلْقِي أَوْ خِلْقِي).

Сэнэд восходит до Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям. Это все хадисы каули, фи'ли, такрири и васфи, непосредственно относящиеся к Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям, в том числе свидетельства сахабов, таби'ун и этба'уттаби'ин.

 

Две разновидности хадис-марфуу ’:

Сараахатэн صَرَاحَةً (ясные, как марфуу’) Хукмэн حُكْمًا (после вывода о том, что они марфуу’)
Каули Фи'ли Такрири Каули Фи'ли Такрири
           

Cараахатэн марфуу' صَرَاحَةً: Пророк сказал, Пророк делал, Пророк одобрил.

 

Например, сараахатэн марфуу’каули:

(قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمْ)

"Сказал Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям".

Например, сараахатэн марфуу’ фи’ли:

(رَأَيْتُ رَسُولُ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَفْعَلُ كَذَا)

"Я видел, Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, делал так".

Например, сараахатэн марфуу’ такрири:

(فَعَلْتُ "فَعَلْنَا" بِحَضْرَةِ النَّبِيِّ رَسُولُ اللهِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَذَا)

"Я делал, (мы делали) возле Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, так".

 

Хукмэн марфууحُكْمًا: сахабы сказали, не указывая на Пророка, но это мог сказать, сделать только Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям.

 

Например, хукмэн марфуу’ каули:

(مَنْ أَتَي سَاحِرًا أَوْ عَرَّافًا فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَي مُحَمَّدٍ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ)

"Если человек едет к магу или колдуну с намерением узнать своё будущее, он, таким образом, отрицает то, что ниспослано Пророку, саллаллаху алейхи ва саллям". [43][43]

 

Например, хукмэн марфуу’ фи’ли.

Если в любом деле, на что не делается иджтихат, сахаба что-то совершил - это хукмэн марфуу' фи'ли.

Например: Али бин Аби Талиб совершил во время намаза кусуф (при солнечном затмении) больше двух ракатов.[44][44]

 

хукмэн марфуу' такрири:

(كُنَّا نَفْعَلُ "أَوْ نَقُولُ" فِي زَمَنِ النَِّبي ِّصَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ)

"Мы делали (или говорили) во время Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, (مِنَ السُّنَّةِ كَذَا) то, что это является сунной".

Например: В намазе соединить руки, положив правую руку поверх левой на уровне ниже пупка, является сунной.

 

 

3. Хадис-маукууф اَلْحَدِيثُ الْمَوْقُوفُ

(اَلْمَوْقُوفُ هُوَ مَا أُضِيفَ اِلَي الصَّحَابَةِ رِضْوَانُ اللهِ تَعَالَي عَلَيْهِمْ).

Сэнэд этих хадисов не доходит до Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям. В хадисе говорится только о действиях, словах, поведении и образе сахаба. Это эсэр, т.е. это "то, что сказано". Но это не даиф - хадис.

Ахмад бин Ханбаль и имам Малик, ученые из мазхаба Абу Ханифа Разый и Сарахси утверждают, что данные хадисы - далиль.

Однако некоторые ученые ханафииты и шафииты утверждают, что эти хадисы - не далиль.

 

Например:

(عَنْ قَتَادَةِ قَالَ: كَرِهَ عُمَرُ بْنِ الْخَطَّابُ أَنْ يُسَافِرَ الرَّجُلُ وَحْدَهُ...)

Катаадэ сказал: "Омар бин Хаттаб ненавидел, когда мужчина путешествует один". [45] [45]

 

(قَالَ اَبُو اَيُّوبِ اْلأَنْصَارِي:"مَنْ اَرَادَ أَنْ يُكَثِّرَ عِلْمَهُ وَأَنْ يُعَظِّمَ حِلْمَهُ فَلْيُجَالِسْ غَيْرَ عَشِيرَتِهِ").

Абу Аййуб Аль-Ансари сказал: "Кто хочет повысить знания и улучшить своё мышление, пусть путешествует и живёт среди других народов". [46] [46]

 

4. Хадис-мактуу ' اَلْحَدِيثُ اَلْمَقْطُوع ُ

(اَلْحَدِيثُ الْمَقْطُوعُ هُوَ: مَا أُضِيفَ اِلَي التَّابِعِي)

Это то, что сказал, совершил или как действовал таби'ун или этба'уттаби'ин. Это не является доказательством - далиль.

 

Например:

Передал Абдурраззак бин Хаммам от Ма’мар бин Рашида:

(أَخْبَرَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقُ عَنْ مَعْمَرَ قَالَ: سَأَلْتُ الزُّهَرَي عَنِ اْلأَكْلِ مُتَّكِئًا فَقَالَ: لا َبَأْسَ بِهِ)

Передал Абдурраззак бин Хаммам от Ма’мар: "Я спросил Зухари, о том, можно ли кушать прислонившись; он ответил, что это не запрещено".

(أَمَّا مَا جَاءَ عَنِ الرَّسُولِ صَلَّي الله ُعَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَعَلَي الْعَيْنِ وَالرَّأْسِ وَمَا جَاءَ عَنِ الصَّحَابِي تُخَيِّرْنَا مِنْهُ وَأَماَّ مَا جَاءَ عَنِ التَّابِعَينَ فَهُمْ رِجَالٌ وَنَحْنُ رِجَالٌ).

 

Имам А’зам Абу Ханифа утверждал: "Если сказал Пророк - это далиль для нас; если сказали сахабы - мы из этих вестей выбираем; если это сказали таби'ун - то мы такие же люди, как и они".

 

Это высказывание имама А’зам Абу Ханифа означает то, что хадисы-мактуу’ не являются доказательством. Но от пожилых таби'ун, таких как: Саид бин Мусаййяб, Аш-Ша’би, Ан-Нэхаи и Мэсрук, разрешается принять хадис как доказательство.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.122 с.)