Конструктивное и деструктивное использование фантазий

Однажды у ехавшего по заброшенной дороге автомоби­листа внезапно спустило колесо. К своему ужасу, он обнаружил, что не захватил с собой домкрата, чтобы поднять машину и сменить его. Однако расстроенный водитель вспомнил, что пятью километрами раньше он проехал мимо станции техобслуживания, и решил от­правиться туда. По дороге его стали одолевать сомне­ния: «Здесь других станций нет... Если владелец этой станции не захочет мне помочь, обратиться мне будет некуда. Я в его власти... Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат. Он может потре­бовать сто, двести, а то и пятьсот рублей, и я ничего не смогу с этим поделать! Бог мой, как же все-таки не­которые люди ловко умеют пользоваться несчастьем других!» В ярости наш герой подошел к станции и в от­вет на доброжелательный вопрос ни о чем не подозре­вающего владельца: «Здравствуйте. Чем я могу вам по­мочь?» — вскричал: «Да подавись ты своим проклятым домкратом!»

Эта забавная история показывает нам, что может произойти, если мы недостаточно осознаём свои мысли: они постепенно могут стать совершенно нереалистич­ными. В этом случае мы имеем дело с деструктивным использованием фантазии: сначала тратим на ее созда­ние столько энергии, что она начинает создавать эффект



 



реальности, а затем ведем себя так, будто это действи­тельно реальность.

Типичный вариант истории с домкратом разыгрыва­ет в своем воображении ревнивец. Муж подозревает жену в измене. Он начинает представлять обстоятель­ства, при которых она могла завести любовника; думает о том, как она проводит свободное время; о привлека­тельных молодых людях, которых она наверняка встре­тит в течение дня и т. д. Если муж при этом не осознаёт, что фактически повторяет историю с домкратом, он быстро убедит себя в том, что у жены действительно любовная связь, и будет действовать соответствующим образом. Дело может дойти до того, что он открыто обвинит жену в измене, или подаст на развод, или же в отместку ей сам заведет любовницу.

Очень важно распознавать подобные негативные фан­тазии и стараться избавляться от них, ибо известно, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определен­ные образы, мы тем или иным способом содействуем их реализации. Так, если вы представляете себя в полном здравии, шанс, что вы действительно будете здоровы, до­статочно высок. Если же вы будете воображать, что скоро заболеете, то тем самым увеличите вероятность развития болезни. Ребенок, которому слишком часто говорят: «Не промочи ноги, надень резиновые сапоги, а то простудишь­ся», действительно болеет чаще других. Происходит это потому, что у него постепенно формируется образ себя как очень уязвимого и подверженного простуде, а вскоре он и сам начинает беспокоиться, не промочил ли ноги, не схватил ли насморк, т. е. занимается самопрограмми­рованием. Если вы считаете, будто что-то должно прои­зойти, вы сознательно или бессознательно способствуете осуществлению ожидаемого события.




Ключ к разрешению подобных проблем лежит в ис­пользовании метода самонаблюдения. Как можно чаще нужно задавать себе два магических вопроса:

1. Что происходит со мной в данный момент? Что я сей­час делаю? О чем я думаю? Что я чувствую? Как я дышу?

2. А чего же я, собственно, хочу?

Отвечать на эти вопросы надо так, будто вы наблю­даете за собой со стороны как за другим человеком и можете объективно оценивать все, что происходит с ним. Кроме того, не забывайте следить за дыханием.

Может случиться, что вы, создав ситуацию, подобную истории с домкратом, затем осознаете свои мысли, ре­шите остановиться, но не сумеете этого сделать. Тогда попытайтесь спросить себя: «А какую пользу я извлекаю из этой истории?» Вы можете, например, обнаружить, что вам приятно чувствовать себя героем мелодрамы или трагедии. Возможно, вам придает силы убеждение в том, что окружающие — злодеи. Если это так, ваша фантазия в каком-то смысле психологически выгодна вам, и именно поэтому вы не желаете с ней расстаться.

Трудно перестать прокручивать в голове собственную историю с домкратом, даже если вы твердо решили это сделать. В этом случае можно попытаться отвлечься с по­мощью чего-то другого. Как? Например, с помощью сле­дующего упражнения.

Сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете. Рассмотрите все его детали, потрогайте, понюхайте, думайте только о нем. Попытайтесь описать его так, будто впервые видите. Это может быть все, что угодно: ноготь большого пальца, обрезок бумаги, правый боти­нок: «Он коричневый, носки стерты, подошва на вну­тренней стороне износилась, надпись на подкладке едва можно прочесть и т. д.».


ШЙ'Х^:



 


Если вы поняли, что отвлекаться придется часто, можно носить с собой небольшой предмет, подходящий для выполнения этого упражнения.

Неприятные мысли легко превращаются в фантазии, однако для того, чтобы они не становились деструктив­ными, их можно пытаться контролировать. Например, увидев дорожную аварию, водитель может подумать: «Какой ужас... Хорошо, что это случилось не со мной. Бедняги». Однако уже в следующую секунду он пере­ключает внимание, не дав фантазии развиваться даль­ше, и продолжает путь с совершенно другими мысля­ми. Проезжая мимо этого места в следующий раз, он вспомнит: «Кажется, здесь случилась авария... Надо, пожалуй, ехать помедленнее», — и спокойно будет ду­мать о другом.

Некоторые люди легко предаются фантазиям, осо­бенно когда дорога спокойная и можно управлять ма­шиной почти автоматически, не задумываясь. Наверное, вам случалось доехать до места назначения и вдруг с удивлением обнаружить, что вы и не заметили, как проехали добрую половину пути. Просто в это время вы о чем-то думали или фантазировали.

К сожалению, мы почему-то часто думаем о плохом, что с нами может случиться. Такого рода фантазии носят деструктивный характер, ибо в состоянии ожи­дания смерти человек принимает серьезные деловые решения, последствия которых затем трудно испра­вить. Кроме того, эти фантазии просто делают челове­ка несчастным.

Каковы варианты этих мысленных игр, где развора­чиваются негативные сюжеты? Давайте не только рас­смотрим их, но и проанализируем сущность психиче­ского состояния человека, а также покажем, как можно


уйти от подобных вещей. Не удивляйтесь, что мы на­звали подобные размышления людей играми. Это дей­ствительно игра, в которой человек видит себя главным героем и, постепенно внушая себе, что ситуация может быть реальной, неосознанно идет к ней. А потом удив­ляется: и как это могло произойти со мной?

Игра «Катастрофа»

Любители этой игры фантазируют не только об автока­тастрофах, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, сгорит их дом, изнасилуют жену или убьют детей. Воз­никновению такого рода страхов способствует и обилие сцен насилия в телепередачах. Проводя исследование, психологи предлагали добровольцам оценить, какова вероятность того, что они станут жертвой насилия в те­чение одной недели. Оказалось, что любители телевизи­онных передач, проводившие перед телевизором четыре и более часов в день, оценили эту возможность в 50 %, в то время как те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день, — в 10 %. Реально же вероятность такого проис­шествия менее 1 %. Таким образом, теле- и киноинду­стрия «помогает» людям с недостаточно развитым вооб­ражением фантазировать о мыслимых и немыслимых катастрофах, бедствиях, несчастьях с помощью фильмов ужасов или сцен насилия, которые можно найти даже в мультфильмах, особенно американских.

Игра «Если бы я...»

Суть этой игры состоит в мысленном возвращении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном).


Например: «Как было бы хорошо, если бы я: а не женился; а не развелся;

а не устроился на эту работу; а не бросил институт; п не поступил в институт и т. п.»

Или: «Эх, если бы я: п был терпеливее (требовательнее, самокритичнее)

с женой (детьми, родителями, сослуживцами); а купил этот участок земли, а не брал его в аренду; п вложил свой капитал в 1999 году в фирму... и т. п.»

В этой игре ваш внутренний критик требует, чтобы вы проявили уникальную способность прогнозировать свое будущее, и наказывает за то, что вы этого не умеете. Фактически же, играя в игру «Если бы я...», вы отказы­ваетесь признавать реально существующие взлеты и па­дения, хотя именно они могут способствовать вашему личностному росту.

Игра «Это он виноват...»

В этой игре вы обвиняете кого-то:

а ты недостаточно внимателен;

а ты не умеешь любить;

а ты совсем обо мне не думаешь;

п ты обманщик;

п ты жестокий!

Или жалуетесь: «Посмотрите, что он со мной сделал...» Подобная фиксация и постоянное возвращение к про­шлым обидам сдерживают конструктивную деятель­ность в настоящем.


Игра «Идеальный вариант»

Здесь рассуждения таковы: «Если я это сделаю, произой­дет что-то плохое. Но если не сделаю, тоже случится нечто ужасное!» Однако в результате самонаблюдения можно прийти к следующему выводу: «Я снова пытаюсь найти идеальный вариант на будущее, хотя понимаю, что его не существует. Мне просто необходим предлог, чтобы вообще ничего не делать. Может быть, тогда про­ще сказать себе, что я пока не готов предпринимать какие-либо действия. Это избавит меня от мучений».

Игра «Как я ужасен!..»

«Меня никто не любит, потому что я:

п толстый;

а худой;

о молодой;

п старый и т. п.»

Но откуда, собственно, вы это знаете? «Никто не лю­бит» — сильное утверждение. Кто вас не любит? Может быть, вы сами не любите себя из-за того, например, что вы слишком толстый. Всякий раз, когда вам кажется, что кто-то другой плохо думает о вас или относится к вам определенным образом, убедитесь сначала, что вы не приписываете ему собственные мысли и чувства.

Игра «Я опять все сделал не так...»

В этой игре вы изводите себя сомнениями, не забыли ли, не упустили ли что-то важное, не сделали ли ошибку и т. д. Отправившись, например, развлечься с друзьями,



любитель подобной игры начинает беспокоиться, запер ли он дверь своей квартиры, и либо думает об этом весь вечер, не находя себе места, либо возвращается домой, чтобы полюбоваться на запертую дверь, и заставляет всех опаздывать в кино.

Игра «Он лучше»

Играющий в эту игру рассуждает примерно так: «Я уве­рен, что:

и шеф больше любит его, чем меня; а люди считают его более привлекательным; а он зарабатывает больше; а он счастливее; п у него лучше с сексом и т. п.»

Выбрав кого-нибудь лучше, играющие в игру «Он лучше» постоянно сравнивают себя с этим человеком, чрезвычайно страдая от этого. Более всего подходит для такого сравнения одноклассник, ставший: а судьей высшей категории; п членом совета директоров банка; а знаменитым писателем; п наконец, миллионером.

Заметьте, однако, что, отказавшись от мысленных сравнений, вы сразу избавите себя и от страданий.

Игра «Упреки»

«Если бы не ты, мы могли бы... Ты один виноват в том, что моя жизнь разбита». Ну, здесь все понятно и без объяснений.


Игра «Дырка в бублике»

«Я бы хотел, чтобы она для меня сделала то-то и то-то». При этом совершенно игнорируется все, что она делает для него в реальности. (Не замечая бублика, он видит лишь дырку в нем. Вот и получит со временем дырку от бублика.)

Игра «Пессимист»

«Зачем стараться? Что бы я ни сделал, лучше все равно не будет». (См. игру «Упреки».)

Игра «Что скажут соседи?»

«А что подумают люди, если:

о я разведусь с женой?

п я не разведусь с женой?

о моего сына выгонят из института?

п я объявлю о своем банкротстве?

а я сменю работу и т. д.»









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь