РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ ФОРМЫ


Результативность творчества - одна из главных проблем журналисти­ки. Под результативностью крайне редко подразумевается коммерческий успех, получение доходов от журналистской деятельности. Журналисти­ка (за исключением нескольких откровенно коммерчески ориентирован­ных СМИ) существует, по сути, не ради прибыли, хотя забота о высокой рентабельности изданий не исключена для ведения дела на должном уровне и самостоятельно, без субсидий от лиц и организаций. Высокая социальная результативность создает предпосылки коммерческого успе­ха и гарантий от нежелательных воздействий.

Требование повышения результативности журналистики может вы­полняться в максимальном объеме в том случае, если журналистам доста­точно ясно, что такое результативность, что надо знать о путях достиже­ния высокой результативности, какими умениями располагать для этого.

Ответ на первый вопрос связан с осознанием целевых функций жур­налистики, т.е. с ясным представлением о том, чего же добивается в ко­нечном счете журналистика своей идеологической, культурно-рекреатив­ной, непосредственно-организаторской и другой деятельностью, какова прагматическая направленность данного издания или программы. Поэто­му результативность в общем виде можно определить как меру реализа­ции цели. Символически это можно выразить так: Р-ть = Р-т : Ц.

Из формулы видно, что для высокой результативности (Р-ть) деятель­ности определяющее значение имеет умение поставить цель (Ц) и через соответствующий результат (Р-т) достичь ее. Важное значение при поста­новке вопроса о результативности имеет понятие «цель»: журналист дол­жен ясно понимать ее сущность и пути формирования конкретных целей в журналистской деятельности.

Цель как состояние (сознания, поведения), достижение которого же­лательно для того или иного СМИ и журналиста, имеет субъективную природу и потому может в большей или меньшей мере отличаться от объ­ективно необходимого. Поэтому и журналистам, и аналитикам журна­листского творчества чрезвычайно важно рассматривать поставленные цели на фоне объективных потребностей социального развития приме­нительно к той конкретной ситуации, по поводу которой разворачивает­ся журналистская акция. Не случайно в журналистике (в том числе сре­ди СМИ, находящихся на разных позициях) постоянно подчеркивается, что свои задачи она видит в удовлетворении потребностей общества в информации.

Потребность в информации - это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функциониро­вания и развития экономической, социально-политической, духовной и Других сфер. И журналистика призвана выполнять свою специфическую РОЛЬ в «информационном обеспечении» этих потребностей. Разумеется, разнонаправленные общественные силы по-разному «видят» эти потреб­ности, что важно учитывать при анализе их подхода к результативности, но в принципе потребности объективны и не зависят от «мнений».



Для конкретного определения потребностей в информации журнали­сту необходимо сравнить объективно необходимое состояние того или иного социального объекта (отрасли промышленности или жителей обла­сти, учебного заведения или работников завода) и его необходимое «идеальное» бытие в ближайшем будущем и в далекой перспективе с ре­альным положением вещей. В результате сравнения возникает представ­ление о том, что и как надо сделать, чтобы продвинуться вперед на пути достижения желаемого. «Разница» и есть потребность социального объ­екта, а обеспечивающая эти необходимые изменения совокупность про­изведений журналистики предстает как реальная потребность в инфор­мации. Следовательно, журналист результативно может действовать лишь в том случае, если знает, какую информацию и кому адресованную надо подготовить и передать, чтобы информационно обеспечить социальное развитие.

В зависимости от состояния социального объекта для удовлетворения потребностей в информации о нем при всестороннем и подробном анали­зе ситуации требуется информация разного «наполнения»: и поддержива­ющая, развивающая позитивные тенденции, и критическая, нацеленная на устранение негативного, и уточняющая, корректирующая и т.д. и т.п. Ина­че говоря, потребность в информации как целое складывается из совокуп­ности разнородных составляющих. Их потенциал никогда не может быть исчерпан, так как существует закон роста и возвышения потребностей (П). " Приходится учитывать и то, что в каждый конкретный момент истории возможности (В) и журналистики (развитость системы, состояние кадров, обеспеченность информационными, научными и другими ресурсами и т.д.), и «потребителей» информации (доступность источников информации, спо­собность ее освоения и использования и т.д.) ограничены. Следовательно, при разработке общих представлений о сущности результативности надо ввести также и характеристику возможностей (журналистики - в передаче информации; аудитории - в освоении ее). Поэтому итоговая формула ре­зультативности может быть дана в таком виде: Р-ть = Р-т: Ц(П) х В. Опреде­лить же результативность можно следующим образом: это степень дости­жения журналистикой целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации с учетом реальных возможностей как ее «производителей», так и «потребителей».

Конечно, на долю каждого СМИ, каждого отдельного журналиста или каждого отдельного произведения выпадает лишь определенная часть или даже малая толика по удовлетворению потребностей общества, его конкретных слоев и групп в информации. Притом в иных формах и шагах журналистской деятельности «выход» на потребности просматривается с трудом, через множество опосредований. И требуется масштабность мы­шления, чтобы сознательно соотносить не только крупные журналистские акции, но и частные рабочие операции с потребностями в информации.

Еще более остро стоит вопрос о выборе ориентации на потребности об­щества в информации, если учитывать, что при осознании действительных потребностей человечеству приходится сталкиваться с рядом трудностей, нередко совершать ошибки и впадать в заблуждения. Это наглядно прояв­ляется в том, что представления различных социальных сил, партий, фрак­ций и других группировок о нуждах общества и соответственно о характе­ре их «информационного обеспечения» в той или иной сфере различны.

Эти различия всегда будут сохраняться и возникать вновь на каждом витке развития общества. И работа по определению потребностей, отстаиванию и уточнению в ходе полемики своих позиций, нахождению путей реализа­ции потребностей в информации - постоянная задача, которая стоит перед журналистом.

Разумеется, и представления об эффективности тех или иных акций бу­дут различными у представителей разных позиций в журналистике. Ведь успех одних у «потребителей» информации значит в крайнем случае неус­пех других в той же аудитории. Или если издания (программы) с разными представлениями о потребностях добиваются успеха в своих аудиториях, в обществе формируется разнонаправленность мнений, мышления и воли.

Таким образом, от выбора позиции, характера понимания и форм реа­лизации потребностей во многом зависит духовная атмосфера общества, характер сознания и поведения различных его составляющих. Тем более очевидной становится степень ответственности журналистов за направ­ленность своей деятельности, за отслеживание позиций других СМИ и ве­дение конструктивного диалога в целях выработки идей и решений, эф­фективно способствующих продвижению вперед всего общества.

Высокий уровень результативности, т.е. максимально функциональ­ная деятельность, есть результат оптимального (лат. optimum «наилучшее в данных условиях») функционирования журналистики в направлении удовлетворения потребностей общества в информации, как их понимает и реализует в своих произведениях журналист. При этом наиболее ре­зультативными будут произведения, в которых наилучшим образом учи­тывается весь комплекс факторов порождения текста. Этих факторов пять - столько, сколько «сил» влияет на журналиста в его работе: журна­лист должен «совместить» объективное отображение действительности с выполнением программных целей учредителя в связи с характером и по­требностями аудитории и (или) социальных институтов как «потребите­лей» информации при учете особенностей своего канала и полной реали­зации своих возможностей как журналиста. Разумеется, гармоничность действия этих факторов достижима лишь в том случае, если между жур­налистом и учредительской программой нет различий (или они мини­мальны) по поводу потребностей «потребителя» информации, а потреб­ности осознаны достаточно точно, чтобы создать объективную картину жизни. Так что добиться исторически значимой результативности (а не просто успеха в аудитории «любыми средствами») непросто, и реально ее достигает лишь тот, кто наилучшим образом просматривает историческую перспективу и умеет привлечь к ней свою аудиторию.

Поскольку «потребителями» информации являются как массовая ау­дитория, так и социальные институты, результативность деятельности бы­вает двух планов - соответственно адресату информации. С одной сторо­ны, воздействие информации на массовую аудиторию следует называть эффективностью (лат. effectivus «производительный»), с другой - результативность контактов с социальными институтами (воздействие на принятие решений) определяется как действенность. Это различение имеет и теоретическое и практическое значения, хотя очень часто эти термины употребляют как синонимы или близкие, даже тождественные понятия. (В частности, действенностью называют меру достижения непо­средственного, сиюминутного результата, а эффективностью - отдален­ные последствия и т.д.).

Различение эффективности и действенности по объекту журналист­ского обращения позволяет журналистам четко ориентировать свои уси­лия и соответствующим образом замерять их результаты. Причем высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высо­кая действенность способствует повышению их авторитета. Доверие и авторитет в их своеобразии и единстве - признаки влиятельности журна­листики, что оказывается результатом высокого качества работы.

При этом деятельность журналистики в оптимальном варианте наце­лена на результативность в обоих ее проявлениях, на «универсальность» влиятельности в обществе. Это тем более важно, что высокая эффектив­ность способствует усилению действенности (так как на социальные ин­ституты как бы дополнительно «давит» пресс общественного мнения), и наоборот, действенность усиливает эффективность (так как повышается доверие к СМИ, пользующимся авторитетом в социальных институтах, оказывающим воздействие на принятие решений).

Забота о результативности требует прагматической ориентированнос­ти всех действий журналистов.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь