Состояние языкового анализа и синтеза


1.Анализ предложения на слова.
Правильно определяет количество и последова­
тельность слов в предложении.

2. Слоговой анализ и синтез не нарушен.

3. Фонематический анализ сформирован.
Правильно определяет наличие или отсутствие

звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, а также место звуков по отноше­нию к другим звукам в слове.

4. Фонематический синтез сформирован.

Правильно воспроизводит слова из последова­тельно названных звуков (Д-О-М, Л-И-С-А, К-В-А-Р-Т-И-Р-А и др.).

5. Фонематические представления.

Правильно придумал слова на заданные зву­ки, отобрал картинки, в названии которых 5 зву­ков. Однако сделал единичные ошибки в задании. на придумывание слов с 5 звуками (ОКНО, РЕ­ЗИНКА).

Особенности словарного запаса

Словарный запас беден, характеризуется неточ­ностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов.

Особенности грамматического строя речи

Особенности грамматического строя речи соот­ветствуют особенностям развития его у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.


 




 


Состояние зрительно-пространственных функций

1.Биологическое зрение по данным медицин­
ской карты в норме.

2. Состояние высших зрительно-пространствен­
ных функций:

а) схема тела сформирована; правильно опреде­
ляет правые и левые части тела;

б) правильно определяет расположение предме­
тов (справа и слева);

в) не смог правильно выполнить все пробы Хэда;
затруднялся в определении правых и левых час­
тей тела напротив сидящего человека;

г) не мог составить картинки, разрезанные на 5,
6, 7, 8 частей;

д) конструирование фигур из палочек по образ­
цу не нарушено, по представлению — вызывает
затруднения. Так, по словесной инструкции не
смог сконструировать из палочек лестницу, сло­
жить домик, не смог реконструировать домик, со­
ставленный из спичек, в квадрат.

Таким образом, конструирование и реконструи­рование геометрических фигур затруднено.

3. Состояние речезрительных функций.
Узнает и правильно называет все буквы, печат­
ные и рукописные.

Правильно называет буквы среди графически сходных букв, заштрихованные дополнительными линиями.

Затрудняется в конструировании букв из эле­ментов. Так, не смог составить из элементов печат­ные буквы Р, В, даже по образцу.

Реконструирование букв нарушено. Не смог пе­ределать букву В, составленную из элементов, в букву Р.

Представления о структуре зрительного обра­за рукописных букв также не сформированы. Не


 


, мог ответить на вопрос, из каких элементов со-I гонт буква У, чем отличаются рукописные бук-п1.1 Ви Д.

Состояние процесса чтения

Способ чтения — послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание читаемого не на­рушено (в пределах интеллектуального развития), па уровне программы 3 класса вспомогательной школы.

Состояние процесса письма



В процессе списывания, диктантов, изложения допускает искажения букв, замены графически сходных букв.

Примеры письменных работ СПИСЫВАНИЕ

 

к.и,иХ>.

ДИКТАНТ

и, Млиих.


 




Проводилась ли коррекция дефекта

Проводилась коррекция нарушений звукопро-изношения и дисграфии.

Логопедическое заключение


ГЛАВА 4

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения)

Взависимости от нарушенного механизма вы­деляются различные виды нарушений чтения и письма. В процессе логопедической работы по кор­рекции определенного вида дислексии или дисгра­фии основной задачей логопедической работы яв­ляется коррекция нарушенного механизма, фор­мирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование опе­раций процесса чтения и письма.

Так, механизмом оптической дислексии и дис­графии у детей является несформированность зри­тельно-пространственных функций (зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственного гнозопраксиса). В связи с этим в процессе логопедической работы осуществ­ляется развитие зрительно-пространственных фун­кций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.


При коррекции дист^
ния языкового анализа аф11и на почве наруше-
ся формирование навЬ1 * сИнтезй осуществляет-
на слова, слогового и **а а**ализа предложений
и синтеза. Фонематического анализа

В процессе устранен^-

сии и дисграфии необ^о грамматической дислек-ческого строя речи, фОг.АйМс> развитие граммати-ских и синтаксически* Г^РованИе морфологиче-новой грамматически ц^ЩениЙ. что служит ос-

^^в письма.

Принцип учета «зоны ближайшего

(по Л. С.

Процесс развития то

функции при коррекц^^ иЛи иной психической
должен осуществляться* Дислексии и дисграфии
жайшего уровня разь^^епенНО, с учетом бли-
того уровня, на которо^ Ия этой функции, т.е.
можно с незначительвоййь1г1олнеяие задания воз-
дагога. помощью со стороны пе-

Принцип максима,^

на полимодальные -?10** опоРы

на возможно боль^ ФФерентации,

функциональных с^66 количество

на различные ана^^Те1у1,

(на начальных этаця Заторы

^х Работы)

В основе этого приц

о речи, о речевой деяте^ 11Па лежит представление циональной системе, Ьн°сТи как сложной функ-структуре психические ТаКже Учение сложной высших психических лх Функций Формирование ставляет собой слож^УнкЦий в онтогенезе пред-

1:^ Процесс организации


, ^кциональных систем. На ранних этапах онто-

ген;еза функция осуществляется с участием различ-т2с анализаторов, на основе полимодальных аф-

ферентаций. Так, процесс дифференциации звуков „ячале осуществляется с участием зрительной,

ве, ел

ки11естетической, слуховой афферентации. Позднее дущую роль при дифференциации приобретает у5совая дифференциация. В связи с этим при не-^дзвитии дифференциации фонем первоначаль-осуществляется опора на зрительное восприя-е артикуляции, кинестетическое различение при

произношении звуков, на слуховые образы диффе-

ре1?дируемых звуков.

Принцип опоры на сохранное звено ларушенной психической функции

]>Даксимальяое использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцирован-„^ с опорой на сохранное звено нарушенной пси-хи-с1вской функции. Так, при акустической дисгра-фи1* формирование слуховой дифференциации зву-ко& необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические афферентации. В других слу-я дх, когда нарушенной является кинестетическая

фференциация звуков, формирование дифферен-цИа.ции фонем осуществляется с опорой на слухо-въхе, зрительные афферентации.

Х1ри акустической дисграфии основное внима­ние уделяется развитию слуховой дифференциации фонетически близких звуков речи.

53 процессе устранения артикуляторно-акусти-чес^ой дисграфии основной задачей логопедиче-

ой работы выступает автоматизация правильно-
го произношения и кинестетическая дифференци-
ацц:я звуков речи. л


Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности

Процесс чтения и письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в струк­туре которой можно выделить определенные зве­нья, операции. У детей, страдающих нарушения­ми чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из опе­раций, б) несформированность нескольких опе­раций, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сфор­мированное™ отдельных операций.

В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализа­ции целостной деятельности процесса чтения и письма.

Принцип учета симптоматики

И степени выраженности нарушений

Чтения и письма

При одном и том же виде дислексии или дисгра-фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и пись­ма может быть различной. Так, при тяжелой сте­пени дисграфии, обусловленной несформированно-стью языкового анализа и синтеза, у ребенка отме­чается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм


 


фонематического анализа. В связи с этим и направ­ления логопедической работы будут дифферен­цироваться с учетом симптоматики и степени вы­раженности нарушения, а также этапа формиро­вания навыков чтения и письма.

Принцип комплексности

Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной ре­чи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами и тесно связа­ны с нарушениями устной речи. В связи с этим ло­гопедическое воздействие при коррекции этих рас­стройств осуществляется на весь комплекс рече­вых нарушений (устной речи, чтения и письма).

Принцип системности

Коррекция каждого вида дислексии и дисгра­фии осуществляется на основе использования сис­темы методов. Использование определенных мето­дик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.

С другой стороны, принцип системности предпо­лагает формирование речи в единстве всех ее ком­понентов как единой функциональной системы.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь