Принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций



В процессе коррекции дислексии и дисграфии необходимо минимальное введение трудностей, так как эти нарушения связаны с «поломкой» нор­мального психофизиологического механизма осу­ществления речевой деятельности.

В связи с этим на каждом логопедическом заня­тии необходимо усложнять либо речевой матери­ал, либо характер задания. Рекомендуется давать новые задания на наиболее простом речевом ма­териале, постепенно его усложняя.

В процессе коррекции дислексии и дисграфии выделяются определенные этапы логопедической работы. Выделение этапов учитывает последова­тельность формирования данной функции в онто­генезе (см. онтогенетический принцип), поэтап­ность формирования умственных действий, а также «пошаговый» характер.формирования психиче­ских функций.

При коррекции дислексии и дисграфии ставит­ся задача формирования умственных действий (дифференциации фонем, фонематического ана­лиза и синтеза и т. д.). Становление умственных действий представляет собой сложный и длитель­ный процесс. Вначале то или иное действие осу­ществляется с опорой на развернутые внешние действия, но в дальнейшем внешние действия сокращаются, свертываются, автоматизируются


и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями, т. е. инте-риоризуются (П. Я. Гальперин и др.).

Онтогенетический принцип

В процессе формирования функций, обеспечи­вающих овладение чтением и письмом, необходи­мо учитывать этапы и последовательность их фор­мирования в онтогенезе.

Так, в процессе коррекции аграмматической дис­лексии и дисграфии учитывается, в частности, пос­ледовательность формирования словоизменения в онтогенезе: дифференциация существительных единственного и множественного числа именитель­ного падежа, закрепление употребления форм ви­нительного, далее творительного, родительного, дательного падежей без предлогов, в дальнейшем уточнение в импрессивной и экспрессивной речи предложно-падежных конструкций.

При коррекции дисграфии на почве наруше­ния языкового анализа и синтеза формирование фонематического анализа осуществляется с уче­том онтогенетической последовательности появ­ления форм фонематического анализа. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и после­дний звук в слове, места звука (начало, середи­на, конец). В дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность зву­ков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

С учетом этих принципов и разработано содер­жание логопедических занятий по коррекции на­рушений чтения и письма, представленных в дан­ном пособии.


 




 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

(2 класс)

КОНСПЕКТ 1

Темы

Логопедическая: развитие фонематического
анализа и синтеза слов различной звукослоговой
структуры. -

Лексическая: зима.

Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мяг­кого знака; разделительный Ь.

Цели:

1) развивать фонематические обобщения в про­
цессе упражнений по звуковому анализу и синтезу
слов;

2) формировать умение различать на слух твер­
дые и мягкие фонемы;

3) развивать слуховую память и слуховое вос­
приятие;

4) научить обозначению мягкости согласных на
письме с помощью Ь;

5) прививать умение ориентироваться в лекси­
ческих и грамматических признаках слова;

6) расширять словарный запас прилагательных
и глаголов по теме «Зима».

Оборудование: картинки, дидактический мате­риал.


План и ход занятия

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствую­щая картинка выставляется на доске.

Загадки

1. Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга.)

2. Летом бродит без дороги между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

(Медведь.)

3. Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.)

4. Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды,
превратил он лужи в стекла, сделал снежными
сады. (Мороз.)

5. У нас под крышей белый гвоздь висит. Солн­
це взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька.)

III. Выделение мягких согласных из слов-от­
гадок. Запись слов-отгадок с комментировани­
ем и проговариванием.

— Назовите по картинкам слово, в котором пос­
ледний согласный мягкий. (Медведь.) Назовите
последний звук в слове. (ТЬ.) А как мы напишем
слово? (Медведь.) Какую букву надо написать на
конце слова? (Мягкий знак.) Почему? (Потому что
последний согласный мягкий.)

— Почему в этом слове после М—Е? (Слово запи­
сывается в тетради с проговариванием и комменти­
рованием.)

— Назовите слово с мягким согласным в сере­
дине. (Сосулька.)

— Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ.)
Какой по счету этот звук? (5-й.) Какую букву надо
написать после буквы Л? Почему?


 


Найдите слово с мягким согласным в начале
слова. (Вьюга.) Какой мягкий звук? (ВЬ.) Слива-,
ется ВЬ с последующими звуками или разделяет­
ся в произношении: ВЬ-юга? (Не сливается.) Ка­
кую букву надо написать после В? (Ь.) Это какой
мягкий знак? (Разделительный.) Почему? (ВЬ не
сливается с Ю.)

Запись слова.

IV. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы будем продолжать работать над
словами, в которых пишется Ь.

V. Развитие звукобуквенного анализа и син­
теза слов.

1. Развитие фонематического синтеза. Отгадай­
те слово: сначала ЛЬ, потом Д, потом И, потом Н,
потом А. (Льдина.)

2. Развитие фонематического анализа.

а) Отгадывание слова.

— Это слово — часть суток; чтобы узнать это сло­
во, вы должны задать вопросы о звуках и буквах
этого слова.

Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ.)

б) Работа со звукобуквенной линейкой.

У каждого ученика звукобуквенная линейка.

Логопед называет слово и задает следующие воп­росы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему?

Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИ­ЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.

в) Развитие позиционного анализа.

На магнитной линейке картинки: коньки, дере­вья, голубь, ель, календарь.

Логопед предлагает назвать картинки:

— Возьмите картинку, название которой состо­
ит из одного слога (ЕЛЬ).


 

— Какой согласный звук в конце слова? (ЛЬ.)

— Как он обозначается на письме? (Буквами Л
и Ь.)

— Возьмите картинку, в названии которой звук
ВЬ между гласными Е—Я. (Деревья.)

— Какую букву вы напишете перед Я? (Ь.) Ка­
кой это мягкий знак? (Разделительный.) Что он по­
казывает? (Что согласный ВЬ не сливается с глас­
ной Я.)

— Возьмите картинку, в названии которой пос­
ле А слышится РЬ. (Календарь.)

— Какую последнюю букву вы напишете в кон­
це слова? (Ь.) Почему?

— Возьмите картинку, в названии которой У слы­
шится перед звуком ПЬ. (Голубь.) А какие буквы
вы напишете в конце этого слова? (БЬ.) Почему?

  • ь • ь-

г) Запись слов по картинкам предыдущего зада­
ния.

д) Развитие фонематических представ­
лений.

Логопед дает задание подобрать к схе­мам слова.

На движущейся ленте воспроизводят­ся схемы (обозначения цветом по Горец-кому).

1-я схема — Ь в конце слова, 2-я — Ь между мяг­кими согласными, 3-я — Ь между мягким и твер­дым согласным, 4-я — разделительный Ь.

е) Запись придуманных слов в тетради.

VI. Работа со словосочетаниями.

— О каком времени года напоминают вам сло­
ва: ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, СОСУЛЬКИ? (О зиме.) Пос­
ле какого времени года приходит зима? (После
осени.) А какому времени года уступает она свои
права? (Весне.)

— Назовите зимние месяцы. Какие мягкие со­
гласные звуки слышатся в конце этих слов? (РЬ,
РЬ, ЛЬ.)


 




 


 

— В декабре уже морозы, правда, не такие силь­
ные, как в январе. Как можно по-другому сказать
вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские мо­
розы.) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы
вы напишете Ь? (После Р.) ЯНВАРСКАЯ — какие
мягкие согласные звуки? (Их нет.) Надо ли писать
Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет.) Почему?
(Р —твердый звук.)

— В феврале становится уже теплее, иногда бы­
вают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В
ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель.) В слове ФЕВ­
РАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л.)
Почему?

Запись родственных слов: ДЕКАБРЬ — ДЕ­КАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ — ЯНВАРСКИЙ, ФЕВ­РАЛЬ — ФЕВРАЛЬСКИЙ.

VII. Работа с текстом.

— Известный русский поэт А. Блок написал
очень красивое стихотворение о зиме. Оно написа­
но на доске, но некоторые слова в нем зашифрова­
ны. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочи­
тать выразительно это стихотворение.

На доске стихотворение, в некоторых словах про­пущены буквы.

Снег да снежные узоры,

В поле в(5—2), разговоры,

В п(4—4) часов уж т(4—2).

Д(4—4) — к(6—4), снежки, салазки:

Вот она зима.

Логопед объясняет шифровку слов: первая циф­ра означает, сколько букв в слове, а вторая — на каком месте пишется буква Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ).

Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.

VIII. Подведение итогов занятия.


КОНСПЕКТ 2

Темы

Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры (продолжение).

Лексическая: зима.

Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мяг­кого знака; разделительный Ь.

Цели:

1) развивать фонематические обобщения в про­
цессе упражнений по звуковому анализу и синтезу
слов;

2) формировать умение различать на слух твер­
дые и мягкие фонемы;

3) развивать слуховую память и слуховое вос­
приятие;

4) научить обозначению мягкости согласных на
письме с помощью Ь;

5) прививать умение ориентироваться в лекси­
ческих и грамматических признаках слова;

6) развивать морфологический анализ и синтез;

7) расширять словарный запас прилагательных
и глаголов по теме «Зима».

План и ход занятия

I. Организационный момент.

П. Беседа о зиме.

— Поговорим о приметах зимы. Какая погода
зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер,
вьюга, снег, метель.)

— Да, зима — это холод, мороз, ветер, вьюга, ме­
тель, снег, лыжи, коньки, веселье. В каких словах


 



5. Нарушение чтения и письма



 
 


пишется Ь? (ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, КОНЬКИ, ВЕСЕ­ЛЬЕ.) После каких букв пишется Ь в этих словах? (ВЬЮГА — после В, МЕТЕЛЬ — после Л, КОНЬ­КИ — после Н, ВЕСЕЛЬЕ — после Л.)

III. Работа с однокоренными словами.

— Зимой ребята очень любят играть в снежки. Сейчас и мы поиграем в игру-соревнование «Кто дальше бросит снежок?» Выиграет эту игру тот, кто назовет больше однокоренных слов.

Условие игры следующее: сколько однокорен­ных слов назвал, на столько метров брошен сне­жок. Ученики по очереди работают у доски. Логопед называет одно слово, дети придумывают одноко-ренные слова.

На доске наглядное пособие с изображением фи­гуры мальчика и траектории полета снежков.


Речевой материал:

1. ЗИМА (ЗИМНИЙ, ЗИМОВЬЕ, ЗИМУШКА).
В каком из этих слов вы напишете разделитель­
ный мягкий знак? (ЗИМОВЬЕ.)

2. ЛЫЖИ (ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИЦА, ЛЫЖНЯ,
ЛЫЖНЫЙ). В каком слове есть Ь? (Нет.)

3. ЛЕД (ЛЬДИНА, ЛЕДЯНОЙ, ОЛЕДЕНЕЛ).
В каком слове есть Ь?

4. СНЕГ (СНЕЖОК, СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА,
СНЕГУРОЧКА). В каком слове Ь?

5. КОНЬКИ (КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКОБЕ­
ЖЕЦ). В каком слове Ь?

6. ВЕСЕЛО (ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЕЛЫЙ, ВЕСЕЛИТЬ).
В каком из этих слов пишется Ь?

Определяется победитель.

— Итак, в каких же словах вы напишете Ь? (ЛЬДИНА, КОНЬКИ, КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬ­КОБЕЖЕЦ, ВЕСЕЛЬЕ.) Запишем эти слова. В каком из этих слов Ь разделительный? (ВЕСЕ­ЛЬЕ.)

IV. Разгадывание кроссворда.

 

 

           
         
           
           

 


 

— Порисуем на снегу (на доске кроссворд).

— Отгадаем кроссворд. Впишите следующие
слова: 1) слово, противоположное по значению сло­
ву НОЧЬ (ДЕНЬ); 2) слово, близкое по значению
словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ (ЗВЕРЬ);
3) слово, близкое по значению слову ВЬЮГА (МЕ­
ТЕЛЬ); 4) слово, близкое по значению слову ПО­
ЛЫНЬЯ (ПРОРУБЬ). Какой звук слышится в кон­
це этого слова? (ПЬ.) А какие буквы вы напишете
в конце этого слова? (БЬ.) Почему?

V. Подбор прилагательных и глаголов к сло­вам кроссворда.

Ученики подбирают карточки с прилагательными или глаголами. У каждого свой вариант.

— Сейчас мы будем подбирать к словам крос­
сворда прилагательные и глаголы.

— Первое слово ДЕНЬ. Какой может быть день
зимой? (Дети подбирают прилагательные: день —
короткий, холодный, морозный, солнечный, зим­
ний.)

— А какая может быть НОЧЬ зимой? (Ночь —
долгая, морозная, звездная, светлая, холодная,
морозная.)

— Второе слово ЗВЕРЬ. Подберите слова, кото­
рые отвечают на вопрос: «Что делают звери зи­
мой?» (Медведь — спит в берлоге. Волк — бродит
по лесу. Заяц — прячется под кустом. Белка — гре­
ется в дупле. И т. п.)

— Третье слово МЕТЕЛЬ. Подберите слова, ко­
торые отвечают на вопрос: «Что делает метель?»
(Метель воет, шумит, гудит и т. д.)

— Четвертое слово ПРОРУБЬ. Какая вода в про­
руби? (Ледяная, холодная, обжигающая и т. д.)

— А какой снег зимой?

— Снег что делает?


VI. Дидактическая игра «Умный телефон».
На доске наглядное пособие «Умный телефон».

— В лесу на снегу расписываются лапами звери
и птицы. Поищем их следы. Чьи ты видишь сле­
ды? (У каждого ученика карточка.)

Дети произносят: «Я нашел лисьи следы», «Я увидел птичьи следы» и т. д.

— На доске «Умный телефон», который помо­
жет дозвониться до того жителя леса, чьи следы
вы нашли.

Дети набирают слово и комментируют его (ли­сьи, заячьи, оленьи, птичьи, беличьи). После каж­дого слова логопед задает вопрос:

— Какой здесь Ь? Что он показывает? (Пока­
зывает, что согласный не сливается с гласным.)

VII. Выделение слов с разделительным Ь из
текста.

— За всеми зимними развлечениями дети не за­
бывают и о зимующих птицах. Какие это птицы?
(Снегирь, воробей, ворона и т. д.)

— Одна из этих птиц будет у нас почтальоном.
Название этой птицы оканчивается мягким соглас­
ным звуком. Кто это? (Снегирь.)

Вывешивается изображение снегиря. Это кар­тинка с конвертом.

— Снегирь принес нам много газетных вырезок
о зиме. Заметки раздаются детям.

— Выберите и прочитайте из текста заметки
только те слова, в которых пишется разделитель­
ный Ь.

— Отложите заметки в сторону и запишите сло­
ва с разделительным Ь по памяти.

VIII. Диктант.

Я составила рассказ о зиме. Послушайте его.

Снег пушистыми хлопьями засыпал сучья де­ревьев, землю, крыши. Мороз сковал льдом реку.


 




 

 


Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. В дупле большого дуба проводит зиму серенькая белка. Под кусты ведут заячьи и лисьи следы.

Холодно и голодно зимой птицам. Школьники делают для них кормушки.

Раздолье детям. Можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

— А теперь запишите этот рассказ.

IX. Домашнее задание: нарисовать картину
«Зима».

X. Подведение итогов занятия.

КОНСПЕКТ 3

Темы

Логопедическая: развитие фонетического ана­лиза на материале слов различной звукослоговои структуры.

Лексическая: части тела.

Грамматическая: безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Цели:

1) развитие слогового анализа и синтеза;

2) формирование фонематического анализа, син­
теза, представлений;

3) расширение словарного запаса по теме «Час­
ти тела»;

4) формирование умения понимать переносное
значение слов, фразеологизмов;

5) закрепление синтагматических связей суще­
ствительного и прилагательного.


План и ход занятия

I. Организационный момент.

— Здравствуйте! Сядет тот, в чьем полном име­
ни а) 2 гласных; б) гласные И, А; в) гласные А,
И, А.

П. Знакомство с лексической темой.

— Вспомним песенку про забавного человечка.
(Дети проговаривают хором, логопед рисует на дос­
ке человечка.)

Точка, точка, запятая, Минус, рожица кривая. Палка, палка, огуречик, Вот и вышел человечек.

— Этот человечек поможет нам познакомиться
с названием частей тела.

III. Развитие слогового и звукового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками».

— «Слоговички» помогут нам правильно назвать
части тела. А мы поможем «слоговичкам» встре­
титься, чтобы получилось слово.

— У кого «слоговичок» несет груз — целое сло­
во? (ГРУДЬ.) Слово выставляется на фланелеграфе.

— У кого «слоговичок» несет слог, где после­
дний согласный ТЬ? (КОТЬ.)

— У кого недостающая часть слова? (ЛО: полу­
чается ЛОКОТЬ.)

— У кого слог, читая который мы вспоминаем
правило: ЖИ—ШИ пиши с буквой И? (ЖИ.)

— Кто добавит слог до слова? (ВОТ: получается
ЖИВОТ.)

— У кого слог, где после ВЬ слышится И? (ВИ.)

— Какой «слоговичок» пойдет ему навстречу?
(БРО.)

— У кого слог, где И слышится между КЬ и С?
(КИС.)


 


 

— Какой слог надо добавить, чтобы получилось
слово? (ТИ.)

— У кого слог с мягким согласным, обозначен­
ным с помощью Ь? (ПАЛЬ.)

— Какого «слоговичка» не хватает? (ЦЫ.)

— Прочитайте полученные слова. (ГРУДЬ, ЛО­
КОТЬ, ЖИВОТ, БРОВИ, КИСТИ, ПАЛЬЦЫ.)

IV. Тренировочные упражнения в написании
слов с безударной гласной в корне, проверяемой
ударением.

1. На доске слова с пропущенной гласной:
ГЛ.ЗА, СП.НА, ПЛ.ЧО, Щ.КА, Б.ДРО.

Логопед дает задания: а) прочитайте слово, б) на­зовите ударный гласный, в) какая буква безударная, г) как проверить написание безударной гласной в этом слове (дети подбирают родственные слова).

— Какое правило мы вспомнили? (О правописа­
нии безударных гласных.)

Дети вспоминают правило правописания безу­дарных гласных в корне.

— Через некоторое время вы должны будете за­
писать эти слова в тетради. Запомните их написа­
ние (запись закрывается).

2. Запись слов по памяти.

— А теперь проверьте, правильно ли вы записа­
ли слова (запись открывается).

V. Развитие слуховой памяти, закрепление
названий частей тела. Игра «Эстафета».

— Передавая друг другу куклу, надо назвать
часть тела, повторив те, которые уже названы ва­
шими товарищами. Например:

1-й ребенок: голова; 2-й: голова, шея; 3-й: голо­ва, шея, волосы и т. д.

VI. Закрепление правила переноса слова.

— Из названных слов запомните те, которые
нельзя переносить:


КОЛЕНО, ШЕЯ, ЛОБ, БРОВИ. Почему слова ШЕЯ, ЛОБ нельзя переносить?

ЯЗЫК, СПИНА, ЩЕКИ, УШИ, ТОРС. Почему слова ЯЗЫК,.УШИ, ТОРС нельзя переносить?

— Вспомните выбранные вами слова и запиши­те их в тетради.

VII. Развитие фонематических представле­ний.

На доске изображение гнома, в руках у которо­го схемы слов (лента передвигается, меняются схемы).

Гном дает задание: подобрать к схеме слова, обо­значающие части тела.

 

(нос, рот, зуб, лоб, рты, лбы);

(шея);

(ухо, уши);



4) 5) 6) 7)
2. Игра«Чем отличаются?»

 


(зубы, щеки, носы); (голова, борода, волосы);

(плечо, плечи, бедро, бедра, глаза, брови, кисти).

(глаз, торс).

(Все точки на схеме одного цвета).

VIII. Физкультминутка.

— Сейчас мы отдохнем. Удобно сядьте. Глаза
закройте. Расслабьтесь. По моей команде сосредо­
точьте внимание на той части тела, которую я на­
зову. Покажите ее.

— Рука правая! Нога левая! Кисть правой руки!
Левый палец! Кончик пальца! И т. д.

IX. Работа над антонимами и многозначнос­
тью слов.

1. Игра с мячом «Лови—говори» (или «Скажи наоборот»).

Логопед бросает мяч одному из детей, называя словосочетание. Поймав мяч, ученик должен по­добрать противоположное по значению словосоче­тание.

Речевой материал

светлые волосы широкое лицо жидкие волосы узкдя спина частые зубы короткая шея длинные пальцы Жесткие волосы слабые руки низкий лоб

темные волосы узкое лицо густые волосы широкая спина редкие зубы длинная шея короткие пальцы мягкие вблосы сильные руки высокий лоб


 


На доске рисунки двух клоунов.

— Этих двух клоунов-близнецов нарисовал ху­
дожник-весельчак. Это Бим, а это Бом. Бим и Бом
очень похожи, они близнецы. Но все же, если по­
смотреть повнимательнее, они отличаются друг от
друга. Скажите, чем они отличаются? (У Бима тем­
ные волосы. У Бома — светлые. У Бима короткая
шея, а у Бома — длинная и т. п.)

— А чем отличается их одежда? (На голове у
Бима..., а у Бома —... В левой руке Бима —..., а
у Бома —...)

3. Добавление названий частей тела к слову-при­лагательному.

— Я буду называть прилагательные. А вы дога­
дайтесь, о каких частях тела идет речь.


 




Широкое — (лицо), широкие — (плечи), тон­кие —(брови, пальцы, ноги, руки), густые — (во­лосы, ресницы, брови), крупный — (нос), ост­рое —(колено).

Существительные называются вместе с прила­гательными.

4. Рисование портрета.

— Знание частей тела, умение подбирать к ним
слова-определения помогают нам в описании вне­
шности человека.

— Возьмите цветные карандаши и чистый лист
бумаги. Вы художники. Вам надо нарисовать порт­
рет девочки, которую вы никогда не видели. Виде­
ла я. Поэтому, задавая вопросы мне, вы сможете
нарисовать портрет. Например, можете задать воп­
рос, какое у девочки лицо. Я отвечу: широкое и
круглое.

Логопед отвечает на вопросы. По окончании ра­боты дети выставляют портреты на доске.

X. Работа над фразеологизмами.

1. — Сейчас я вам покажу необычные рисунки (см. с. 142—144). На них нарисована только одна часть тела. А под рисунками — сочетания слов.

— Что художник хотел показать этой подписью?
Расшифровать, т. е. подобрать близкое по значе­
нию, слово поможет вам карта-справка.

Логопед раздает детям карты-справки.

На доске рисунки и следующие подписи к ним: 1) чувство локтя 2) зуб на зуб не попадает 3) светлая голова 4) смотреть в оба 5) водить за нос

На картах-справках следующие слова и словосочетания:

бездельничать

чувство товарищества

быть внимательным

обманывать

умная

умный


 

6) душа в пятки испугаться
ушла рассердиться

7) голова на плечах замерзнуть

8) держать ухо востро сосредоточиться

9) взять себя в руки устать

 

10) валиться с ног

11) палец о палец
не ударить

12)губы надуть

2. — А теперь вы переводчики. Запишите текст, заменяя некоторые выражения, вставляя слова из карты-справки.

ТЕКСТ

После школьных уроков мы едва не валились с ног. На логопедическом занятии мы взяли себя в руки. Работали, не хлопая ушами. Показали, что в нас развито чувство локтя.

XI. Домашнее задание и подведение итогов за­нятия.

КОНСПЕКТ 4

Темы

Логопедическая: выделение гласных звуков из слогов и слов.

Лексическая: цирк.

Грамматическая: безударные гласные в корне, не проверяемые ударением.

Цели:

1) развитие слогового и фонематического анали­за и синтеза, фонематических представлений;


 







 


 




 


 



 



2) расширение и уточнение словаря по теме
«Цирк»;

3) формирование умения подбирать родственные
слова;

4) закреплять правописание безударных глас­
ных в корне;

5) прививать умение ориентироваться в лекси­
ческих и грамматических признаках слова.

Оборудование: картинки, дидактический мате­риал.

План и ход занятия

I. Организационный момент.

П. Сообщение темы занятия.

1. Из ряда звуков запомнить только гласные.
Найти соответствующую букву в разрезной азбу­
ке: а) Р, А, В, И, К; б) О, 3, X, Ш, У; в) Л, X, Ы,
Э, Т, Ф, М.

2. — А какие еще гласные буквы вы знаете? (Е,
Е, Я, Ю.) Что обозначают эти буквы?

— Назовите все 10 гласных букв.

3. — Очень много хлопот доставляют нам глас­
ные на письме. Ведь часто мы слышим один звук,
а обозначаем его на письме другой буквой.

— В каком случае пишется та же гласная, что и
слышится? (Если гласная находится под ударе­
нием.)

— А когда при письме возникают сомнения?
(Если гласная безударная.)

— А как проверить, какую писать гласную бук­
ву? (Если безударную гласную можно проверить,
подбираем родственные слова, в которых эта глас­
ная слышится под ударением. Если нет, то ищем в
орфографическом словаре, как пишется эта глас­
ная в слове.)

— Сегодня мы будем работать над словами с не­
проверяемыми гласными в корне.



III. Развитие фонематического анализа и син­теза, фонематических представлений.

На карточке изображение предметов: арбуз, пти­ца, рыба, редиска, ель, лимон, яблоко. — Какой день недели зашифрован вверху? (Втор­ ник.) — Для того чтобы узнать месяц, нужно запом­ нить первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. — Итак, какая же дата здесь зашифрована? (5 апреля 2001 г.) — А куда же я вас приглашаю? На обратной сто­ роне билета схема. Подобрав к этой схеме слово, вы узнаете, куда мы пойдем.

— Раздаю вам билеты. Расшифруйте, на какое число выписан билет.

 


— Слушайте, я вам буду говорить разные слова.
Выбирайте нужное слово.

а) Сначала ТЬ, потом Е, потом А, потом Т, по­
том Р. (Театр.)

— Подходит ли это слово к схеме? (Не подхо­
дит, так как в нем 5 звуков и 2 гласных.)

б) Сначала КЬ, потом И, потом Н, потом О.
(Кино.)

— Подходит это слово к схеме? (По количеству
звуков да. Но в этом слове 2 гласных, а в схеме — 1.)

в) Сначала Ц, потом И, потом Р, потом К. (Цирк.)

— Подходит это слово к схеме? (Подходит, так
как в нем 4 звука, 1 гласный.)

— Какой звук слышится на 2-м месте? (Ы.)
А какую букву надо писать? (И.) Запомните это.
Подпишите слово под схемой.

IV. Работа над уточнением значения и звуко-буквенной структуры слов по теме «Цирк», за­крепление правильного правописания безудар­ных гласных в этих словах.

— Сегодня мы будем говорить о цирке. Артис­
ты цирка покажут нам свое умение и поиграют с
нами.

1. Кроссворд.

На доске картинка с изображением клоуна, в ру­ках у которого съемные шары. Каждый ученик «берет» по одному шару. На шарах написаны крос­сворды. На обратной стороне шара записаны вопро­сы и задания:

а) Подбери слово, близкое по значению слову
СПЕКТАКЛЬ. (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.)

б) Самый веселый человек в цирке. (КЛОУН.)

в) Слово, близкое по значению слову ОБЪЯВЛЕ­
НИЕ. (АФИША.)

г) Слово, близкое по значению слову ЗРИТЕЛИ.
(ПУБЛИКА.)



 

д) Слово, близкое по значению словам СЦЕНА, МАНЕЖ. (АРЕНА.) е) Слово, близкое по значению словам ХЛОПА­ ЕМ (с одобрением). (АПЛОДИРУЕМ.) По мере заполнения кроссворда проводится ана­лиз слов по следующей схеме: назови гласные; на­зови ударный гласный; назови безударный глас­ный, который находится после звука...; какой бук­вой мы его обозначаем? — Клоун рад, что вы справились. Теперь клоун сможет (что делать?). (Развлекать, веселить, сме­шить, дурачить.)

 


2. Разгадывание чайнворда.

На доске картина: жонглер с кольцами (чайн­вордами). Ученики берут по 2 кольца: 1 — с кар­тинками, 1 — без картинок.

— На арене — жонглеры. Назовите ударный
гласный в слове ЖОНГЛЕРЫ. Назовите безудар­
ные гласные.

— После какого звука безударная гласная, тре­
бующая особого внимания?

— Какой буквой обозначим безударную гласную
после Ж? На кольцах задание: решить чайнворд.

а) Вписать названия картинок (предлагаются словарные слова: САМОЛЕТ — ТЕЛЕФОН — НА­РОД — ДОРОГА —АДРЕС);





б) самостоятельно заполнить кольцо любыми словами.

В процессе работы по вопросам логопеда дети ком­ментируют слова, которые вписывают в чайнворд.

— Жонглеры работают четко, быстро. Мы дол­
жны работать так же.

— Что делают в цирке жонглеры? (Жонглиру­
ют.) Чем они жонглируют? (Мячами, булавами,
гирями и т. д.)

3. — А теперь на арену выходят акробаты (выс­тавляется картинка, изображающая акробатов). Аналогично предыдущему заданию анализирует­ся слово АКРОБАТЫ.


4. Пирамида из однокоренных слов. На доске нарисованы пирамиды из клеточек. Сверху одной слово ХОХОТ, сверху другой — СМЕХ.

— Чем отличаются значения слов СМЕХ и ХО­
ХОТ?

— С. Я. Маршак так писал: «В слове ХОХО­
ТАТЬ звучат раскаты громкого смеха «хо-хо-тать».

— Подберем родственные слова к слову СМЕХ
(СМЕШНО, СМЕЮСЬ, СМЕШИТЬ, СМЕЯТЬСЯ,
НАСМЕШИТЬ).

— Подберем родственные слова к слову ХОХОТ
(ХОХОЧУ, ХОХОЧЕТ, ХОХОТАТЬ, ЗАХОХОТАТЬ).


 




 


5. На арене цирка эквилибристы. На доске вы­ставляется рисунок артистки, движущейся по ка­нату.

— Эквилибристы способны сохранять равнове­
сие, стоя на канате, двигаясь по канату, танцуя на
нем. Иногда их называют канатоходцами.

Проводится анализ слова ЭКВИЛИБРИСТЫ (аналогичным образом),

— Эквилибристка сделает шаг вперед лишь в
том случае, если вы определите:

а) В слове КОСТЮМ какой звук слышится меж­
ду К и С? Как пишется это слово?

б) В слове ГРИМЕРНАЯ какую букву надо пи­
сать после Р? Почему?


в) Назовите соседей звука Л в слове ТАЛАНТ?

г) Что означает слово РЕКВИЗИТ? Назовите в
этом слове безударную гласную после РЬ, безудар­
ную гласную после ВЬ?

д) Какая гласная в слове ТРЮК?

— Следующий трюк эквилибристка выполня­ет так: без остановок она должна пройти по всему канату. Чтобы помочь ей, вы должны последова­тельно, без длительных остановок, придумывать слова: с одним гласным, затем с двумя, с тремя, четырьмя, пятью гласными... Слово—шаг.

6. — А сейчас на арену цирка выходят дресси­ровщики. Что они будут делать? (ДРЕССИРО-


 





ВАТЬ, ОБУЧАТЬ, УКРОЩАТЬ ЗВЕРЕЙ.) Каких животных чаще всего дрессируют в цирке?

Проводится анализ слова ДРЕССИРОВЩИКИ.

7. — А теперь нас ждут фокусники.

Проводится анализ слова ФОКУСНИКИ.


 

Вместе с фокусниками мы тоже займемся фоку­сами. Фокус первый. С помощью волшебной па­лочки, на которой написаны волшебные буквы, бу­дем делать чудесные превращения:


а) будем превращать животных в предметы или
в других животных.

Речевой материал

ЛИС — ЛИСТ КОТ — СКОТ ВОЛ — ВОЛК ЛЕВ — ХЛЕВ ЛЕЩ —КЛЕЩ РАК —МРАК

б) а теперь предметы — в животных.

Речевой материал

МЕЛЬ — ШМЕЛЬ ЛЕНЬ — ОЛЕНЬ

БАР — БАРС РАБ — КРАБ

РОТ — КРОТ ЗУБ — ЗУБР

8. Нахождение названий цирковых профессий среди графических схем слов.

 

 

 

 

 

 

ч •     ч  
     
X X X  
     
X X   X

 

 

 

X X X X      
   
      •\  

 




       
   
 
 


9. Слуховой диктант.

— А теперь по памяти запишите слова, связан­
ные с цирком. Я их продиктую: цирк, представле­
ние, арена, манеж, аплодисменты, жонглеры, ак­
робаты, эквилибристы, дрессировщики, реквизит,
гримерная, фокусники.

V. Составление рассказа по опорным словам и вопросам.

На доске слева записаны вопросы (интервью), справа — опорные слова.

— Я взяла интервью у артиста цирка, но не ус­
пела его ответы записать полностью. Напишите их
самостоятельно. На доске записаны опорные слова
и вопросы.

Детство
Мама и папа — воздушные акробаты
Радовать, веселить, шутить Фантазировать, фокусничать, дресси­ровать, смеяться, общаться с публикой Собака Тяпа-Ляпа

1) Когда вы стали
мечтать о работе
в цирке?

2) Почему вы выбрали
профессию артиста
цирка?

3) Почему же вы стали
клоуном?

4) Что должен уметь делать клоун?

Ласка
Подбирать костюм, грим

5) Ваш самый любимый
номер?

6) Как вы добиваетесь
послушания от своего
помощника Тяпы-
Ляпы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.163.120 (0.261 с.)