Греческая мифология. Основные группы мифов. Героика


Основные группы мифов греческой мифологии: космогонический комплекс и героика. Космогонический комплекс:

- космогония (мифы о преобразовании Хаоса (пустоты, зияния) в Космос - мировой порядок);

- теогония (мифы о происхождении и деяниях богов),

- астральные (о звездах или небесных светилах вообще),

- солярные (о солнце),

- календарные (о смене природных циклов) и др.

Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение богами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Теогонические мифы - мифы о происхождении богов. В большинстве традиций (в т. ч. в «Теогонии» Гесиода) все боги происходят от первой божественной пары (или двуполого существа), часто воплощающей небо и землю. Астральные мифы - мифы о звездах и планетах (в т. ч. лунарные мифы и солярные мифы). Солярные мифы - мифологизированный акт жизненного цикла. Широко распространены этиологические мифы о происхождении Смерти: в эпоху первотворения люди не умирали или возрождались подобно луне (в мифах австралийцев), змее, сбросившей кожу (у народов Океании), но впоследствии утеряли эту способность. Календарные мифы - мифологизация смены временных циклов — дня и ночи, зимы и лета и т. п вплоть до космических циклов, исчисляемых при посредстве календаря.

Героика. Герой (в греческой мифологии) - сын или потомок божества и смертного человека. Герой – это фигура между небом и землей. Всегда наделен роком, выполняет волю богов на земле. Героика имеет свою собственную эволюцию: ранний и поздний героизм. Подвиги силы и храбрости эпохи раннего героизма уступают место интеллектуальному могуществу и хитрости, затем - творческим свершениям. В Ранней героике описываются герои, побеждающие чудовищ, несправедливость, уродов. Был один верховный бог – Зевс. Он был блюстителем порядка и справедливости. Но не только Зевс был героем, а также полубоги, т. е. дети человека и бога.( Персей, убивший Медузу горгону. Сын бога Зевса и царевны Данаи. Гермес одолжил Персею свои знаменитые крылатые сандалии, а богиня — зеркальный щит. Глядя на Медузу через отражение в щите, Персей смог отрубить горгоне голову. Герой решил убить горгону Медузу, которая погубила огромное количество людей. Тесей и Минотавр из Критского лабиринта. Тесей был сыном повелителя морей бога Посейдона и афинской царицы Эфры. Тесей прославился благодаря победе над чудовищем-людоедом Минотавром. Царевна Ариадна подарила Тесею клубок ниток.) В поздней героике люди обретают самостоятельность, теперь герои не только боги и их дети, но и обычные люди(пример), борющиеся за справедливость. Но не все герои были воспеты.(пример) Греки не принимали правонарушителей, их законы это святое, они чтили свои устои. Те кто нарушил закон должны были понести наказание. Пусть даже это было во благо.

Ахилл, Ахиллес • один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение "ахиллесова пята"). Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахилла на воспитание мудрому кентавру Хирону.

Аякс Теламонид • ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он - внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Аякс выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя.

Гектор - сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в "Илиаде".

Геракл - герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. К колыбели Геракла и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

Удушение Немейского льва

Убийство Лернейской гидры. Не засчитан.

Истребление Стимфалийских птиц

Поимка Керинейской лани

Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами

Очистка авгиевых конюшен. Не засчитан.

Укрощение критского быка

Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)

Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок

Похищение коров трёхголового великана Гериона

Похищение золотых яблок из сада Гесперид

Укрощение стража Аида — пса Цербера

Тесей, Тезей • сын афинского царя Эгея и Эфры. Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны. Победил Минотавра.

 

Гомеровский вопрос

-проблема возникновения и создания гомеровских поэм

Гомер жил в 7 городах, которые приписывали себе честь называться родиной поэта. Время жизни Г. Вызывает споры(некоторые говорят, что он жил в 12 в. До, а некоторые, что в 7 веке до н.э.), имя Гомер означет слепой и всегда его изображали слепым. Сначала гомеру приписывали различные эпические и стихотворные произведения, но после появления исторической критики Г. Начинают различать. В более позднее время отдельные античные ученые Г. приписывали только «И». А «О»-другой автор, но большинство: обе Г. Различие в стиле – Г. составил «И» в молодости, а «О» на склоне лет.

до XVI в «И» и «О» были образцом и нормой художественного творчества, предметом «подражания» и «соревнования» для позднейших поэтов. В эпоху классицизма развилось отрицательное отношение. Критика искала недостатки, главное – невыполнения «правил» эпической композиции классицизма – нет единого плана, героя, повторения и противоречия. Аббат д`Обиньяк доказывал, что «И» - соединение самостоятельных песен об осаде Трои, что Г. не было, а было много слепых певцов, исполнявших эти песни. Современники не поддержали.

1-я научная постановка «гомеровского вопроса» - Вольф, 1795 «Приложение к Гомеру». «И» - свод разных песен, сочиненных в разные времена и разными поэтами.

Немец Гердер к XVIII считал Г. народным поэтом, песни которого были записаны из уст позднейших певцов. Доказывает:

1. сравнительно позднее развитие письменности у греков, VII — VI вв. до н. э.

2. один человек не может в памяти столько удержать

3. отдельные вставки и противоречия в поэмах

Считали, что единство и целостность поэм лежит в самом материале, в мифе, и не требует единого автора. Большинство песен принадлежит Г., позднее – просто добавляли.

1796 немец Шлегель, развивая положения Гердера и Вольфа, сделал вывод: худож. целостность поэм связана не с творческим замыслом индивидуального автора, а с единством «творящего народа». → результат коллективного творчества народных поэтов.

После появления труда Вольфа исследователи «гомеровского вопроса» разделились на два лагеря –аналитики, считавшие, что отдельные части гомеровских поэм сложены различными певцами и искали эти отдельные части, и унитариев(«единый» Г.).

Позднее было доказано, что письменность была уже в VIII в. До н.э.

Несомненно:

1.в «И» и «О» имеются наслоения различного времени в пестром смешении.

2.несомненны элементы единства: построение сюжета, обрисовка действующих лиц.(24 песни)

3.неувязки, противоречий в движении сюжета, не доведенных до конца мотивов и т. л.

4.Песенная теория ошибочна, эпическое творчество поднимается на более высокую ступень по сравнению с песней, и она не может возникнуть из механического объединения песен. Создаваясь на основе песенного материала, поэма представляет собой творческую переработку этого материала в соответствии с более высоким культурным уровнем и более сложными эстетическими запросами.

5.Конкретная история сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.

В основе поэм лежат циклы мифов. Это скорее мифологические поэмы, чем исторические. Со временем мифы все больше вытесняют факты.

Гомеровский эпос.Проблема его происхождения и авторства.

Поэмы Гомера – первые эпические произведения. Для эпоса характерно говорить о значительном, памятном событии в жизни народа. А.Ф.Лосев называет особенностью эпического стиля такое важнейшее свойство, как «примат общего над индивидуальным». Внимание эпоса приковано к внешней стороне событий, отсюда и акцентирование внешних проявлений человеческих реакций, связанных с различными состояниями. Эпический герой, с одной стороны, всегда выступает как выразитель коллективного идеала, с другой – как носитель индивидуальных характеристик.

«Гомеровский вопрос», т. е. проблема авторства и происхожде­ния гомеровских поэм, был остро поставлен в науке, собственно го­воря, лишь с конца XVIII в., но с тех пор не перестает быть одним из наиболее дискуссионных вопросов историографии античности. Существует 2 точки зрения авторства Илиады и Одиссеи.

Первая группа исследователей — унитарии,—исходили из компо­зиционной целостности и единства языка и стиля «Илиады» и «Одис­сеи».

Вторую группу составляли аналитики. Они считали, что это продукт деятельности Александрийских ученых, которые составили текст;2-фольклорные песни (теория разбухания). Они отрицают существование автора, но если он и был, то выступил в роли систематизатора, но не как творец. Также они считали, что невозможно записать в таком виде такие большие произведения.

В конце 19 века Генрих Шлиман отправился на раскопки Греции и обнаружил Трою. Благодаря этой находке(мы можем многое узнать реставрируя) мы можем понять, в эпоху Гомера существовало письмо и письменность. Доказательство письменной фиксации памятника-нет.

Гомеровский вопрос, совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»; шире — совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно; с этим связывались сообщения о том, что в 6 в. до н. э. афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм.

Гомер пользовался непререкаемым авторитетом, его учили наизусть и преподавали в школах. Но чем дальше от шло время, тем более скептично относились к нему некоторые философы и возникал вопрос, а был ли дядя, собственно.

К изучению поэм обратились еще в античную эпоху, К настоящему времени о двух великих поэмах накоплена целая библиотека ученых трудов на многих языках. Сложилась ветвь филологической науки, посвященной так называемому «гомеровскому вопросу», иначе говоря, проблемам, связанным с двумя великими поэмами. И здесь до сих пор немало загадок.
Ничего не известно о личности Гомера,. Сохранилось лишь предание о том, что «спорили семь городов о рождении мудром Гомера».

Уже античные схолиасты (составители схолий, пояснительные заметки на полях античных (главным образом греческих) и средневековых рукописей) высказывали сомнение в авторстве Гомера, но впервые как гипотезу оформил свое отношение к Гомеру аббат Обиньяк, в 1676 году написавший «Академические предположения по поводу «Илиады»», в котором высказал сомнение в авторстве Гомера. Больше того, он отрицал само существование Гомера в том виде, каким он запечатлелся в народной памяти. Авторство приписывал самому народу, то есть считал, что Илиада – фольклорное произведение. Утверждал, что произведения Гомера суть беспорядочное собрание басен, распевавшихся на ярмарках слепыми, и что сам Гомера никогда не существовал.

Безусловно, что поэмы создавались в дописьменную эпоху народными певцами, сказителями — аэдами. Долгое время они бытовали в устном виде, пока не были записаны.

Но мог ли один человек держать в памяти такие огромные поэтические произведения и передавать их следующим поколениям? В этой связи возникли две главные теории.
Первая— так называемая- «теория песен» была создана в конце XVIII в. немецким ученым Ф.А.Вольфом (опубликовано в 1795 г. под заглавием Введение в Гомера (Prolegomena ad Homerum). а затем развита рядом ученых. Она сводилась к тому, что первоначально существовали отдельные песни, «малые поэмы», посвященные тем или иным эпизодам поэм. Они искали противоречия и несовпадения в различных песнях. Их могло быть 12 или 18, и на определенном этапе эти песни были объединены в единое целое и отредактированы. Этих ученых звали плюралистами.(аналитики)
.
Вторая — теория так называемого «единого зерна». Ее сторонники исходят из того, что в основе поэм лежит некое художественное и идейное единство, «пра-Илиада» и «пра-Одис-сея». Сторонники «единого зерна» (или «унитарии») доказывали, что поэмы не могли быть созданы с помощью механического слепливания отдельных песен. Они исходили из того, что в каждой из поэм можно выделить некий центральный, главный эпизод, который постепенно «обрастал» новыми сценами, сюжетными ответвлениями и героями.

Историко-географический и языковой анализ Илиады и Одиссеи позволил датировать их примерно VIII в. до н.э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н.э

В чем ученые сходятся, так это в том, что «Одиссея» моложе «Илиады». В ней запечатлен более поздний исторический этап в жизни греческого общества. И хотя мы ничего не знаем о Гомере, очевидно, что в обеих поэмах воплотились лучшие художественные традиции древних эллинов.

 

В настоящее время не подлежит сомнению, что Илиада и Одиссея явились результатом долгих веков развития греческой эпической поэзии, а вовсе не ее началом. Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном многих ученых, объясняются различия в видении мира, поэтической оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли Илиаду и Одиссею один поэт или это произведения двух разных авторов.

Ярко выражено стремление поэта придать этим объемным произведениям определенную связность (через организацию фабулы вокруг одного основного стержня, сходного построения первой и последней песен, благодаря параллелям, связывающим отдельные песни, воссозданию предшествующих событий и предсказанию будущих). Но более всего о единстве плана эпопеи свидетельствуют логичное, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. В пользу унитариев также свидетельствует и тот факт, что фабула с сюжетом не совпадает и мы в самом начале поэмы знаем, что будет дальше (например в Илиаде в самом начале говориться, что поэма о гневе Ахилла). Плюс к этому, в каждой песни существуют формулы-повторы для описания схожих явлений, постоянные эпитеты, постоянный стихотворный размер, выдержанность стиля повествования.

Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. в той области древней Греции, которая носила название Ионии. Составителей этих поэм было, вероятно, очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера.

Сюжет.

"Илиада" и "Одиссея" передают только отдельные моменты троянской мифологии. Поэтому необходимо, насколько возможно, ознакомиться с троянской мифологией в целом, чтобы яснее и отчетливее выделить в ней "Илиады" и "Одиссеи".

"Илиада" охватывает события десятого года войны, незадолго до падения Трои. Но само падение Трои в "Илиаде" не изображается. События в ней занимают всего 51 день. Однако поэма дает максимально насыщенное изображение военной жизни. По событиям этих дней (а их очень много, поэма ими перегружена) можно составить яркое представление о тогдашней войне вообще.

События после "Илиады".

Эти события подробнейшим образом рассказывались в других поэмах, посвященных троянской мифологии. Существовали целые поэмы, до нас не дошедшие, которые представляли собой продолжение "Илиады". Таковы поэмы "Эфиопида", "Малая Илиада", "Падение Трои", "Возвращения".

События "Одиссеи".

События в этой поэме изображаются не так разбросанно, как в "Илиаде", но все же она не лишена трудностей при ознакомлении с ходом описываемого в ней действия.

Всякий читатель ожидал бы, что странствования Одиссея будут изображаться последовательно, одно за другим. Возвращение Одиссея домой занимает 10 лет и, полное всяческих приключений, создает большую нагроможденность событий. На самом же деле первые три года плавания Одиссея изображаются не в первых песнях поэмы, но в песнях IX-XII. И даны они в виде рассказа Одиссея на пиру у одного царя, к которому его случайно забросила буря. Тут мы узнаем, что Одиссей много раз попадал то к людям добрым, то к разбойникам, то в подземное царство.

В центре IX песни - знаменитый эпизод с одноглазым людоедом (циклопом) Полифемом. Этот Полифем запер Одиссея и его спутников в пещеру, откуда они выбрались с большим трудом. Одиссей, опоивши Полифема вином, сумел выколоть ему единственный глаз.

В X песни Одиссей попадает к волшебнице Кирке, а Кирка направляет его в подземный мир за пророчеством о его будущем. Песнь XI - изображение этого подземного мира. В XII песни, после ряда страшных приключений, Одиссей попадает на остров нимфы Калипсо, которая удерживает его у себя в течение семи лет.

Начало "Одиссеи" как раз и относится к концу пребывания Одиссея у Калипсо. Здесь сообщается о решении богов возвратить Одиссея на родину и о поисках Одиссея его сыном Телемахом. Эти поиски описываются в I-IV песнях поэмы. Песни V-VIII изображают пребывание Одиссея после отплытия от нимфы Калипсо и страшной бури на море, среди добродушного народа феаков, у их доброго царя Алкиноя. Там Одиссей рассказывает о своих странствиях (песни IX-XII).

Начиная с XIII песни и до конца поэмы дается последовательное и ясное изображение событий. Сначала феаки доставляют Одиссея на его родной остров Итаку, где он поселяется у своего свинопаса Евмея, так как его собственный дом осаждают местные царьки, уже много лет претендующие на руку Пенелопы, его жены, самоотверженно охраняющей сокровища Одиссея и путем разных хитростей оттягивающей свой брак с этими женихами. В песнях XVII-XX Одиссей под видом нищего проникает из хижины Евмея в свой дом для разведки всего, что в нем совершается, а в песнях XXI-XXIV при помощи верных слуг он перебивает всех женихов во дворце, вешает неверных служанок, встречается с Пенелопой, ожидавшей его 20 лет, и еще усмиряет восстание против него на Итаке. В доме Одиссея водворяется счастье, прерванное десятилетней войной и его десятилетними приключениями.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь