Развитие прозы в Греции 4 в до н э. Историография (Геродот, Фукидид, Ксенофонт). Красноречие (Лисий).


Прозаические жанры появляются позже поэтических, тогда, когда общество перестало удовлетворяться мифологическим объяснением мира и возник интерес к знаниям. Эмоциональное познание мира возможно коллективно, но научное познание так невозможно. Проза появляется вместе с идеей государственности.

Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д. Первые создатели прозы – логографы (см. подробнее про Лисия).

Термин «история» - от греческого глагола «ведать» - но ведать на основе виденного. Историческая наука возникает как изучение человека и общества в развитии. Второй вопрос: почему история возникла именно у греков? Македонский пришел в земли нести культуру, но там уже была. Но нигде не было исторического знания. Историческое знание может появиться только у свободного народа

И так, проза развивается в 5-4 в до н э.
Появляется литература для декламации и для чтения. Новое – содержание, стилистические особенности, жанры (историческая повесть, ораторские выступления, диалог).
Появление истории как науки. Что важно – теперь в основе не миф, а повседневная жизнь, она же исторические события.

 

Отец истории - Геродот — Родился в Малой Азии (город Геликарнас), много путешествовал. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее.

«История». Разделили грамматики на девять частей, названия по имени муз. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел. Закончил на освобождении Эллады и вопросе куда перенести дальнейшие военные действия. Простое начало: «Вот изложение трудов Геродота…» Причины войны - противостояние менталитета западного и восточного. Считает, что греки победили, потому что они свободны. Смешение историка и мифолога: причины войны – похищение женщин. Идея: ничего сверх меры. Персы хотели сверх меры, вот и поплатились. 1 часть посвящена персидским государствам и этническим группам.

Включает диалог, каждое слово важно, метафора, деталь, неожиданная развязка.

Цель Геродота – сохранить в памяти людей значительные события и имена.

Не мог отличить истину от мифа → много мифов описано как реальность, верит в оракулы, зависть богов.

Скорее художник, чем историк, тк много вставных новелл.
Пример вставной новеллы в «Истории»: «Перстень Поликрата».

Поликрат –один из тиранов (правители 7-6 вв) Богат. У него в гостях побывал приятель египтянин, сказал, что тот слишком счастлив, что богам это не нравится и они его накажут. Советует что-нибудь выбросить. Поликрат выбросил в море перстень. Рыбаки вернули перстень из рыбы. Написал другу. Друг порвал с ним дружбу. Потом Поликрата-таки постигла беда – попал в плен и был подвергнут позорной казни.


Еще дополнения: Синкретичный характер. + Подчинение 1 мысли: Человек должен нести ответственность за свои поступки.

 

Далее, Фукидид.
«История» (8 книг, не окончена)

Почти нет вставных новелл. Тема – история Пелопонесской войны. Считает, что это самая серьезная, кровопролитная война. Избран был стратегом в этой войне. Но однажды спартанцы осадили город, надо было помочь, Фукидид не успел → изгнан → в 404 оправдан, вернулся. В течение 20 лет собирал сведения из Афин и Спарты → объективность, проверка фактов. Очевидец → достоверность. (Т. е. пишет по горячим следам)

Никогда не путает повод и причину. Настоящий историк, 1-й понял, что в основе конфликта – экономика, страх Спарты перед растущей политической и военной мощью Афин.

Считал, что эта война была неизбежна → мыслитель и политик.

Основоположник исторической критики (проверка фактов), доказательства.

Цель Фуксидида – достоверность фактов, а не словесное состязание (поэзия).

Власть = военная мощь + политическая сила.

Вместо вставных новелл – вставные речи – средство анализа ситуации. Записывал не буквально, а так, как считал, они д.б. звучать. Речь Перикла (вождь афинской демократии) на могиле падших воинов – говорит о демократии, идеальный правитель.

Особенности:

В отличие от Геродота – очень трудный язык. Единый стиль и замысел.

 

Еще одним историком древней Греции был афинянин-аристократ Ксенофонт(ок. 445-355 г. до н.э.).
Был довольно враждебно настроен по отношению к афинской демократии, поэтому он покинул Афины (помните, ученик Сократа?), а позже перешел на сторону спартанцев. Ксенофонт известен своим произведением «Анабасис», в котором он описывает возвращение домой греческих наемников, сражавшихся на стороне персидского царевича Кира. Ксенофонт также является автором «Греческой истории» в семи книгах. Он превозносит в своих произведениях Спарту, и критикует афинскую демократию. Его произведения содержат ряд важнейших сведений по греческой истории и экономике конца V — начала VI века до н.э.
[Дополнения: В отличие от Геродота и Фукидида Ксенофонт писал «Историю» с позиций спартанофильских. Он не извращает фактов, но факты, по той или иной причине невыгодные для Спарты, стремится не акцентировать или даже по возможности опускать. В соответствии с занятой им позицией Ксенофонт весьма скупо говорит о достоинствах фиванских вождей Эпамйнонда и Пелопида, хотя оба они входят в число наиболее замечательных полководцев античности, но зато всячески восхваляет спартанского царя Агесилая. Тут, по-видимому, сыграли еще роль и личная дружба и преклонение Ксенофонта перед этим выдающимся человеком. А сильную личность Ксенофонт вообще полагал решающей силой в историческом процессе. Как историк, Ксенофонт находится словно бы в тени своих предшественников. Он менее масштабен, чем Геродот, и более поверхностен, чем Фукидид. Его труд обладает зато ценнейшим достоинством: автор смотрит на описываемые события изнутри, он был их современником и активнейшим участником, близким знакомым многих выдающихся деятелей эпохи. Кроме того, невзирая на свою спартанофильскую тенденциозность, он достаточно объективен и добросовестен. Ему принадлежит одно из центральных мест в ряду лучших писателей того времени, и стиль его письма — лаконичный, отточенный и спокойный — считается классическим и совершенным образцом древнегреческой прозы. (У меня в конспекте по словам Садовской: стиль прост и изящен)]


Ораторство. Риторика.
Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже «царицей искусств» настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. К V веку до нашей эры, когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Лисий

На рубеже V-VI вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. Он был богатым метэком ("пришельцем") и принадлежал к демократической партии. Во время правления "тридцати тиранов" его брат был казнен без суда, имущество семьи было конфисковано. Лисий бежал и вернулся в Афины лишь после восстановления демократии в 403 г. Он стал профессиональным "логографом", т.е. "писателем речей"; так назывались в Афинах люди, составлявшие речи для других.

[Для понимания: В античности не было ни государственного обвинения, ни предварительного судебного следствия. Уничтожив самоуправство родового периода, античное государство взяло на себя роль арбитра в спорных вопросах, но инициатива обвинения принадлежала даже в уголовных делах частным лицам; сами тяжущиеся должны были собирать весь необходимый для них материал и излагать его в своих речах. При этом порядок афинского судопроизводства требовал, чтобы стороны лично выступали с защитой своих претензий. Отсюда потребность в "логографах", к которым можно было бы обратиться за помощью при составлении речи. Суд, правда, разрешал, чтобы вместе с тяжущимися, в помощь ему, выступал какой-нибудь другой гражданин, но Лисий, не имевший прав афинского гражданства, должен был ограничиться составлением письменных речей, которые затем произносились в суде заказчиком. Из сохранившихся судебных речей Лисия только одна произнесена им лично: это обвинительная речь против Эратосфена, убийцы брата Лисия.]

Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, и последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характера (этопея) — причем не только характеров изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).
В речи по делу об убийстве Эратосфена повествовательная часть представляет собой законченную новеллу, отличающуюся большой точностью бытового рисунка. Заурядный афинянин Эвфилет убил любовника своей жены - Эратосфена. Лисий выбирает для Эвфилета простодушно-наивных тон повествователя, с обилием бытовых деталей. Доверчивый муж, его молодая жена, любовник - покоритель сердец, рабыня-посредница - все эти фигуры получают живую и выпуклую характеристику. Интересно также повествование в обвинительной речи против Эратосфена, рисующее немногочисленными, но сильными штрихами произвол “тридцати тиранов”.

 

Вопрос 24.

Общая характеристика литературного творчества Платона. Философский диалог «Пир». Образ Сократа.

Платон(427(428).- 347(348) гг до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Родился в Афинах. Происходил из старого аристократического рода. С юных лет был всесторонне одаренным человеком, можно сказать, что в нем воплотилось представление классического грека о идеальном сочетании в человеке и физической, и духовной красоты. В молодости Платона привлекала не только философия, но и драматургия, поэзия, музыка, живопись, атлетика. Но эти разносторонние увлечения прекратились после встречи с Сократом. Сократ был колоритной фигурой, философом, который ничего никогда не писал, а добивался поисков истины в точных понятиях. Он был чужд спорам, характерных для софистов, где красноречие и мастерство являлось самоцелью. Сократу был свойственен диалектический, вопросно-ответный метод, необходимый для совместного установления объективной истины, которая рождалась в муках и страданиях. Свою диалектику Сократ назвал майевтикой(повивальным искусством). Сократ был скромно одетым, босым, в окружении своих друзей и слушателей, привлекал к себе афинскую молодежь. Когда Платон встретил Сократа, для него померкли все знания, кроме философии. Сократа казнили, это произвело впечатление на Платона, и отныне Сократ стал постоянным героем почти всех платоновских сочинений. Платон стремился претворить в жизнь свою теорию идеального государства. Но попытки социально-политических образований не смогли воплотиться.

Он сформировал в Афинах Академию, где провел все жизнь обучая философии. Здесь он и сформировался как философ, а школа, основанная им просуществовала до самого конца античности.

Философия Платона – первое разработанное учение идеализма. Убежденность в том, что первичен идеальный(трансцендентный), а не материальный мир. В обыденном мире идеальный – это совершенный, не имеющий недостатков, достойный подражания. Идеализм – антоним материальности.

Существует мир вечных идей, которые изливают свою энергию на несовершенный материальный мир. Идеи воплощаются в вещах раздробленно, частично. Познание мира заключается в проникновении сначала в идею, определяющую каждую отдельную вещь. Когда человек сумеет понять эту вещь, то познает, что такое прекрасное многих вещей. Проникнув в самую суть прекрасного материального тела, человек поймет и его прекрасную идею, т.е. прекрасную душу. Идеи неизменны и абсолютны, вещи быстротечны и смертны. Идея – небо, вещь – земля.

Любое знание – это припоминание. Трагедия души человека в отсутствии воспоминаний о небесном доме, пока он на Земле. Человек принадлежит и небу, и земле. Нужно воспитывать свою душу. Платон предлагает воспитание прекрасного в душе, говорит о вдохновении(особое состояние, исступление).

Эрот у Платона имеет другое происхождение. Царь Порос(идеальный) давал пир, на него пробралась нищенка Пения (некрасивая, скверная). Она соблазнила царя и у них родился ребенок Эрот. От отца он может нести людям радость, богатство, а от матери – нищенство, страсть к напиткам, несчастье.

В основе искусства у Платона лежит подражание. Искусство подражает изменчивому материальному миру.

Платон создает новый жанр – философский диалог: в его основе софистическо-сократический метод, исследование истины при помощи постановки вопроса и гипотез.

1.Постановка вопроса. 2. Чередование речей (тезис, антитезис, синтез). 3. Введение мифологического материала (Платон – мифотворец, миф как иллюстрации собственной идеи). 4. Описание природы и пейзажей в диалогах. 5. Вывод (где он суммирует все речи, которые произносились и подводит итог). 6. Любовь к мудрости (воспитание души любовью).

Платон использует мифы, не традиционные, созданные им самим, они выражают его философскую концепцию. Мифы о периодах возраста космоса («Политик»), о движении богов и душ на крылатых колесницах по небу («Федр) о космическом круговороте души («Государство»). Самый яркий синтез философии и мифологии дан в образе Эроса, символа вечного стремления к истине («Пир»). Платон описывает помимо мудрых бесед и образы героев, обстановку, окружение, атмосферу спора. Здесь софисты – то важные и надменные, то бесцеремонные и наглые. Колкие насмешки, ирония, пародийные ситуации. Кроме того, веселый комизм, тонкий юмор. Прорисовка драматических событий и деталей. Платону свойственен высокий драматизм повествования наряду с комической ситуацией.

Стиль Платона – отражение зрелой греческой классики, в котором достигли синтеза все известные тогда лиро-эпические, драматические и ораторские методы. Несмотря на идеализм, Платон сохранил доверие к объективным сторонам жизни – комической и общественно-политической, чем оградил себя от субъективизма.

Платоном вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения, великие мыслители Западной Европы и русские философы. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру.

«Пир»

«Пир» представляет собой величественный памятник, воздвигнутый Сократу, — памятник, созданный с удивительным мастерством. В этом диалоге Платон с присущим ему искусством сочетает философские темы и мифологические символы. Теоретическая часть сведена здесь к минимуму: лишь на некоторых страницах, впрочем, чрезвычайно важных, речь идет о созерцании Прекрасного; в основном же диалог посвящен описанию образа жизни Сократа, который предстает как образец философа. Определение философа, сформулированное в ходе диалога, приобретает при этом наглядный смысл. Философ все трактует расширительно. И о любви он говорит не так, как в романе. "Пир" принадлежит к тому жанру застольных бесед, которым положил начало Платон и которые имели аналогии не только на греческой, но и на римской почве, не только в литературе античности, но и в христианской литературе периода становления Средневековья. Темы застольных бесед со временем менялись, сама же беседа представляла собой второй этап пира, когда после обильной еды гости обращались к вину. За чашей вина общий разговор имел не только развлекательный, но и высокоинтеллектуальный, философский, этический, эстетический характер. Развлечения вовсе не мешали серьезной беседе, лишь помогали облекать ее в легкую полушутливую форму, что гармонировало с пиршественной обстановкой. "Пир" Платона именовался "речами о любви". Тема диалога - восхождение человека к высшему благу, которое есть не что иное, как воплощение идеи небесной любви. Как истинные греки они говорят не о любви самой по себе, а о той, что своим существованием обязана одному из богов. Имя его – Эрот. Весь диалог представляет собой рассказ о пире, устроенном по случаю победы трагического поэта Агафона в афинском театре.

Композиция "Пира": между небольшим вступлением и таким же заключением в диалоге содержится семь речей, в каждой из которых трактуется тот или иной аспект одной и той же темы - темы любви. Прежде всего обращает на себя внимание необычная логическая последовательность как в пределах каждой из семи речей, так и в соотношении всех речей.

Вступление начинается рассказом о встрече некоего Аполлодора из Фалера с неким Главконом, который просит Аполлодора рассказать о пире в доме Агафона. Аполлодор соглашается сделать это со слов некоего Аристодема из Кидафин, лично присутствовавшего на пире. Далее следует рассказ Аристодема об обстоятельствах, предшествовавших пиру: встрече Аристодема с Сократом, приглашение его на пир, опоздании Сократа, любезной встрече Аристодема в доме Агафона и предложении одного из гостей, Павсания, не просто заняться пиршеством, но каждому из его главных участников произнести похвальную речь Эроту, богу любви.

Идея пьянящего вина сравнима с неисчерпаемыми знаниями.

Место действия: пир у Агафона.

Рассказчик: Аполлодор из Фалера.

Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота. "Эрот - это величайший бог, которым люди и боги восхищаются по многим причинам, и не в последнюю очередь из-за его происхождения: ведь почетно быть древнейшим богом. А доказательством этого служит отсутствие у него родителей Земля и Эрот родились после Хаоса," то есть сущее и любовь неразделимы и являются древнейшими категориями. Речь Федра еще лишена аналитической силы и выставляет только самые общие свойства Эрота, о которых говорили начиная с времен безраздельного господства мифологии. Так как объективный мир представлялся в древности максимально конкретным и максимально чувственным, то нисколько не удивительно, что все движения в мире мыслились в результате любовного влечения. Всемирное тяготение, которое представлялось очевидным и в те времена, толковалось как тяготение исключительно любовное, и вовсе не удивительно, что Эрот трактуется в речи Федра как принцип и максимально древний, и максимально могущественный. Он говорит о величайшем моральном авторитете Эрота и ни с чем не сравнимой жизненной силе бога любви: "Он явился для нас первоисточником величайших благ если б возможно было образовать из влюбленных и их возлюбленных государство они управляли бы им наилучшим образом, избегая всего постыдного и соревнуясь друг с другом", ибо " Он наиболее способен наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и после смерти". В связи с этим Федр начинает развивать идею о высочайшей ценности истинной любви, подкрепляя свои рассуждения рассказом об отношении к ней божеств: "Боги высоко ценят добродетель в любви, больше восхищаются, и дивятся, и благодетельствуют в том случае, когда любимый предан влюбленному, чем, когда влюбленный предан предмету своей любви". Своеобразным выводом этой речи служит высказывание о том, что "любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом, а любимый благодарен своею преданностью любящему".

Речь Павсания: два Эрота. Теория Эрота, изложенная в первой речи, даже с тогдашней точки зрения представлялась слишком уж общей и чуждой всякого анализа. Действительно, в Эроте заложено высшее начало, но есть также и низшее. Мифология подсказывала, что высшее есть нечто небесное; а традиционное для античного мира учение о превосходстве мужского начала над женским подсказывало, что высшее -это обязательно мужское. Здесь Платон подошел к теме весьма деликатной, требующий осторожности в оценках. Речь идет об однополой любви, следовательно, высший Эрот - это любовь между мужчинами. В Античной Греции это было не отклонением, а скорее нормой.

Павсаний утверждает, что вообще в природе есть два Эрота (соответственно двум Афродитам - небесной и земной). Эроты же - "небесный" и "пошлый". Так как ничто само по себе ни прекрасно, ни безобразно, то критерием прекрасного Эрота служит происхождение его от Афродиты Небесной, в отличие от вульгарного Эрота, сына Афродиты Пошлой. Афродита Пошлая причастна и к мужскому, и к женскому началу.

Эрот Афродиты Пошлой пошл и способен на что угодно. Это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные, причем любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей, во-вторых, любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души, и любят они тех, кто поглупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего. Эрот же Афродиты Небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, а не к женскому недаром это любовь к юношам а во-вторых, старше и чужда преступной дерзости. "Эрот прекрасен лишь тот, который побуждает прекрасно любить". Интересно, как П. характеризует свою родину - "любовь и благоволение в нашем государстве считаются чем-то безупречно прекрасным". Рассуждает оратор достаточно высоко-морализаторски, если можно так выразиться - "низок тот поклонник, который любит тело больше, чем душу". Боги прощают нарушение клятвы только влюбленному. Угождать поклоннику - прекрасно, любить - прекрасно, но самое прекрасное - "сделать для кого угодно всё, что угодно" - это "прекрасней всего на свете". А угождать во имя добродетели - "прекрасно в любом случае". "О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Что бы мы ни делали, это прекрасно не само по себе, а смотря по тому, как это делается, как происходит: если дело делается прекрасно и правильно, то оно становится прекрасным, а если неправильно, то, наоборот, безобразным".

Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе. Главная идея речи Э. - двойственность природы Эрота ("двойственный этот Эрот заключен уже в самой природе тела"). Такая позиция типичная для греческой философии. У здорового начала один Эрот, у больного - другой. Кроме того, Э. говорит о некой "небесной", прекрасной любви, это - Эрот музы Урании; Эрот же Полигимнии пошл. Характерно, что "и в музыке, и во врачевании, и во всех др. делах, и человеческих и божественных, нужно, насколько это возможно" принимать во внимание обоих Эротов. «Живет он не только в человеческой душе и не только в ее стремлении к прекрасным людям, но и во многих других ее порывах, да и вообще во многом другом на свете - в телах животных, в растениях, во всем сущем, ибо он был великий, удивительный, всеобъемлющий, причастный ко всем делам людей и богов».

Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности. Эрот - самый человеколюбивый бог. А. рассказывает предысторию человечества (так, раньше, до людей, на Земле жили страшные существа, у которых были двустороннее туловище(андрогины). Они сочетали в себе вид и наименование двух полов - мужского и женского; причем мужской происходит от Земли, а женский - от Солнца. Однажды эти существа решили посягнуть на власть богов, и тогда Зевс жестоко наказал из, разрезав пополам). И сейчас каждый из нас - это половинка человека, рассеченного на две части, каждый из нас ищет свою вторую половинку в жизни. А любовь, таким образом, это "жажда целостности и стремление к ней". Самое лучшее в жизни - это "встретить предмет любви, который тебе сродни". Речь Аристофана - один из интереснейших образцов миф творчества Платона. В мифе, созданном Платоном, переплетены и его собственные фантазии, и некоторые общепринятые мифологические и философские воззрения. Общепринятое романтическое толкование этого мифа как мифа о стремлении двух душ к взаимному соединению не имеет ничего общего с платоновским мифом о чудовищах, разделенных пополам и вечно испытывающих жажду физического соединения.

Речь Агафона: совершенства Эрота. В отличие от предыдущих ораторов перечисляет отдельные конкретные существенные свойства Эрота: красоту, вечную молодость, нежность, гибкость тела, совершенство, непризнание им никакого насилия, справедливость, рассудительность и храбрость, мудрость во всех искусствах и ремеслах и в упорядочении всех дел богов. Эрот - самый красивый и самый совершенный из всех богов. Эрот очень нежен, он живет в мягких и нежных душах богов/людей; этот прекрасный бог никогда никого не обижает, он - искусный поэт. Одно из его лучших качеств - рассудительность. Но нет страсти, которая была бы сильнее Эрота. Знаменательно, что дела богов "пришли в порядок только тогда, когда среди них появилась любовь", т.е. Эрот.

Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом. Сократ спорит с Агафоном, говорит, что в его речи было слишком много всего красивого и прекрасного, но при этом слишком мало правды. Сократ находит противоречия и логические несоответствия в речи Агафона (так, А. утверждает, что Эрот - это любовь к красоте, а не к безобразию, а любят обыкновенно при этом то, в чем нуждаются и чего не имеют. Но тогда получается, что Эрот лишен красоты и нуждается в ней, но ведь нельзя назвать прекрасным то, что совершенно лишено красоты и нуждается в ней). Сам же Сократ совершенно по-другому характеризует Эрота. В своих рассуждениях он опирается на мысли одной мудрой женщины, его воспитательницы - Диотимы. Она учила Сократа, что Эрот есть "нечто среднее между бессмертным и смертным", Он - великий гений. Такой из гениев, благодаря которым возможны всякие порицания, жреческое искусство и вообще всё, что относится к жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, пророчеству и чародейству. Сократ учит (со слов Диотимы), что Эрот (из-за своего происхождения) вовсе не красив, он "не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен, он валяется на голой земле под открытым небом", но по отцовской линии он "храбр, смел и силен, он искусный ловец, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист". Находится Эрот между мудростью и невежеством. Счастливые счастливы потому, что обладают благом. Эрот есть любовь к вечному порождению в красоте ради бессмертия, к порождению телесному. Смертное существо жаждет преодолеть свою смертную природу. Далее развивается тема бессмертия. Ради него и существует любовь. Например, возьмем, честолюбие. «Ты удивишься его бессмысленности, если не вспомнишь то, что я сказала, и упустишь из виду, как одержимы люди желанием сделать громким свое имя, чтобы на вечное время стяжать бессмертное славу, ради которой они готовы подвергать себя еще большим опасностям, чем ради своих детей, тратить деньги, сносить любые тяготы, умереть, наконец». Другой способ достичь бессмертия – оставить потомство телесное, то есть размножить себя (понятие "беременных"). Многие говорят: «Я живу ради своих детей», эти люди стремятся утвердить себя в генах и мыслях, ради этого и существует любовь. Любовь есть вечное стремление к вечному обладанию благом, это НЕ стремление к прекрасному, это стремление родить и произвести на свет прекрасное. Более того, любовь - это стремление к бессмертному, потому что единственное, чего жаждут люди, это бессмертия. Сократ выделяет периоды любовного взросления в жизни человека, некие этапы: 1) сначала человек любит какое-то тело 2) потом он понимает, что красота тел одинакова 3) после этого он начинает ценить красоту души выше, чем красоту тела 4) и уже потом появляется способность увидеть красоту наук 5) наконец, последняя ступень - "тот, кто благодаря правильной любви к юношам поднялся над отдельными разновидностями прекрасного и начал постигать самое прекрасное", тот уже у цели. По ходу диалога, и в особенности в речах Диотимы и Алкивиада, в облике Эрота и Сократа появляются все новые и новые общие черты. И если под конец они и вовсе сближаются, то причина этого проста: и Эрот, и Сократ воплощают в себе, первый — в мифологической форме, второй — исторически, образ философа. Таков глубинный смысл диалога.

В конце диалога Алкивиад опишет Сократа во время военного похода на Потидею: в зимнюю стужу расхаживающего босиком, покрытого грубым плащом, не спасающим от холода. Под конец Сократ остается один, безмятежный, с ясной головой, посреди заснувших сотрапезников, хотя выпил он больше других. начале диалога мы узнаем, что, отправляясь на пир, Сократ по такому случаю умылся и обул сандалии. Его босые ноги и старый плащ были излюбленной темой комических поэтов. В похвальном слове Сократу Алкивиад также упоминает о его дерзости, а еще до него, в начале диалога, о том же говорил и Агафон. Для Алкивиада Сократ тоже сущий колдун, завораживающий души своими речами. Что же до выносливости Эрота, то ее мы узнаем в портрете Сократа-воина, нарисованном Алкивиадом: он легко переносит холод и жажду, не поддается страху, не пьянеет от вина, мужественно терпит лишения.

Но изображение Эрота-Сократа — это и портрет философа, поскольку, сын Пороса и Пении, Эрот беден и не выходит из нужды, но умеет ловко восполнить свою бедность и нужду, свою ущербность. Для Диотимы Эрот есть, таким образом, философ, потому что он находится посредине между мудростью и невежеством. Платон не определяет здесь, что он подразумевает под мудростью. Можно предположить, что мудрость представляет собой совершенное знание, отождествляемое с добродетелью. Но в греческой традиции знание— это не столько чисто теоретическое знание, сколько умение — умение достойно жить; признаки такой мудрости мы находим не в теоретических познаниях философа Сократа, а в самом его образе жизни, описанном в Платоновом «Пире». Сократ по всей видимости ничего не знал и был подобен невеждам, но в то же время сознавал свое незнание: таким образом, он отличался от невежд тем, что, зная о своем незнании, стремился к знанию, хотя, представление о знании было далеким от обычных понятий.

Сократ обладает способностью оставаться счастливым при любых обстоятельствах. Он умеет насладиться достатком и превосходит всех в искусстве пить не пьянея; когда же приходится терпеть лишения, он стойко переносит голод и жажду и чувствует себя так же хорошо, как и тогда, когда всего вдоволь. Сократ столь же легко переносит холод, ничего не боится, проявляет редкое самообладание в бою. Он безразличен ко всему, что прельщает других, — наружной красоте, богатству и вообще какому бы то ни было внешнему превосходству. В его глазах все это ничто. Более того, он может полностью погрузиться в размышления, отрешившись от всего окружающего. Во время экспедиции в Потидею товарищи по оружию однажды видели, как он целый день простоял на одном месте, о чем-то раздумывая. То же происходит с ним и в начале диалога, чем и объясняется его опоздание на пир. Возможно, Платон тем самым дает понять, что Сократ был посвящен мантинейской жрицей в мистерии любви и научился созерцать подлинно прекрасное; тот, кто достигнет такого созерцания, вещает жрица из Мантинеи, станет вести жизнь, ради которой только и стоит жить на свете, и через это обретет высшее достоинство, истинную добродетель.

Итак, Сократ и вообще философ есть Эрот: не обладая ни мудростью, ни красотой, ни благом, он стремится к мудрости, красоте, благу. Он есть Эрот, что означает Стремление — не пассивное ностальгическое томление, а властное побуждение, достойное того «искусного ловца», каким является Эрот.

Речь Алкивида: несогласие с Сократом(панегирик Сократу).Образец хвалебной речи (энкомия) Сократу. Когда в конце пира появляется Алкивиад, пьяный, с венком на голове, поддерживаемый флейтисткой, он произносит длинный панегирик Сократу, раскрывая перед нами разные стороны его личности. Алкивиад сравнивает речи Сократа с игрой Марсия на флейте, говоря, что он сатир без инструментов. «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими».

Алкивиад также признаёт философа высокоморальным человеком, перед которым ему бывает иногда стыдно за своё поведение. Сократу, говорит Алкивиад, не важно, красив ли человек. И в подтверждение приводит рассказ о том, как однажды пытался его соблазнить. Ни гимнастика, ни совместный ужин, после которого заставил Сократа остаться ночевать (в обнимку с самим Алкивиадом), не произвели никакого на него эффекта, он остался непоколебим. Так Сократ покорил Алкивиада. В одном из походов Сократ удивил его выдержкой, терпением, «неспособностью» быть пьяным. А в одной из битв Сократ спас его жизнь. Когда Алкивиад просил дать награду за это Сократу, Сократ просил её присудить именно Алкивиаду.

Однако самое поразительно то, что Сократ «не похож ни на кого из людей, древних или ныне здравствующих», что его совершенно не с кем сравнить, разве что только с силенами и сатирами.

Интересно, что на протяжении всего произведения можно было заметить множество мелких детальных характерстик Сократа, вот некоторые из них:

а) Аполлодр встретил Сократа "умытого и в сандалиях, что с ним редко случалось"

б) Сократ: "моя мудрость какая-то ненадужная, плохонькая. она похожа на сон"

в) Эриксимах говорит, что С. "способен и пить, и не пить" - он не пьянеет

г) Сократ: "не смыслю ни в чем, кроме любви"

д) Алкивиад: "с первого взгляда кажется, что Сократ любит красивых, всегда норовит побыть с ними, восхищается ими", но "на самом деле ему совершенно неважно, красив ли человек или нет, богат ли и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. (Оппозиция Сократ-толпа)". "Он всю свою жизнь морочит людям голову притворным самоуничижением". Он очень вынослив, в выносливости превосходит всех; "никто никогда не видел Сократа пьяным". В бою он отважен и смел, спас от смерти А., служил в тяжелой пехоте. "Речи его содержательны и божественны".

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь