Приемниками саков стали племена усуней, которые унаследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемниками саков стали племена усуней, которые унаследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье.



В китайских источниках усуни именуются «усунь-го» (усуньское государство), насчитывающие 630 тыс. человек.

Верховная власть принадлежала правителю, который носил титул гуньмо или куньбек. Столица усуней г. Чигучен, находившийся на берегу Иссык-Куля.

Китайские источники характеризуют усуней, как кочевников, но в то же время у усуней были стационарные жилища и они занимались земледельем. То есть хозяйство носило смешанный характер.

Усуни умели плавить железо, изготавливали мечи, ножи, наконечники стрел. В социальном отношении усуньское общество было неоднородным, оно состояло из племенной и родовой знати, воинов, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев.

Письменные и археологические источники говорят о том, что усуни достигли уровня государственности. Расцвет государства усуней приходится на 45-14 года до н.э. О его силе свидетельствуют стремления китайцев вступать с ними в союзнические отношения. Многие принцессы правивших домов Китая становились женами усуньских гуньмо.

Кангюй.По рекам Чу и Талас проходила граница усуней с владениями кангюй. Во втором веке до н.э. кангюй упоминаются в китайских письменных источниках, как народ, расселяющий на юге Казахстана в среднем течении Сырдарьи. Кангюй, как и усуни были неоднородным в хозяйственном отношении обществом, кочевничество у них сочеталось с земледелием. Письменные свидетельства говорят о том, что кангюй большое государство, населенное кочевыми племенами, но имевшее города и поселения.

Политическая историю кангюев практически неизвестна, лишь немногие события дошли до нашего времени, в частности стремление сохранить господство на Шелковом пути. Кангюй контролировал участок шелкового пути, проходивший через Восточный Туркестан и Давань (Коканд). Этим были обусловлены сложные взаимоотношения с усунями, гуннами и Китаем. Период распада кангюй произошел в первые века н.э. К пятому веку о кангюй сообщается, как о мелком владении, входившем в подчинение Эфталитов.

3.В последние десятилетия III-го века до н.э. союз гуннских родов во главе с военным вождем – шаньюем образовал первую кочевую империю в степях Центральной Азии.

Возвышение гуннов связано с именем шаньюя Моде (в китайских хрониках Маодунь), который пришел к власти в 206 году до н.э. и осуществил ряд победоносных завоеваний. Моде разгромил племена дунху, взял в плен людей и захватил скот, так Сыма Цзань описал начало гуннской империи. В 203-202 гг. до н.э. гунны подчинили племена в верховьях Енисея, Саянах и на Алтае.

Хозяйство гуннов, по описаниям Сыма Цзаня было «примитивным» и заключалось в выпасе скота, охоте на птиц и зверей. Основу пищи составляли мясные и молочные продукты, одежда гуннов была из кож, шкур и войлока. Однако при описании хозяйства гуннов следует отметить, что существуют упоминания о городах в землях гуннов и больших запасах там зерна.

Социальное устройство гуннского общества свидетельствует о его раннеклассовом характере.

Во главе общества стояли четыре аристократических рода, связанных брачными отношениями. Глава государства – шаньюй должен был быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех. Власть шаньюев была наследственной. После шаньюя самыми влиятельными людьми в государстве были сыновья и ближайшие родственники «мудрые князья», они управляли территориями империи. Ниже их стояли другие родственники шаньюя, также управлявшие различными уделами, все они носили титулы и являлись «темниками» (начальниками над 10 тыс. воинов), их число было зафиксировано 24 родами. Таким образом, правящая верхушка гуннской империи формировалась из родоплеменной знати, а родственные отношения играли решающее значение при определении социального положения.

В 57-55 гг. н.э. гунны распадаются на части. Одна часть признает покровительство Китая, другая вступает в союз с другими прототюркскими племенами и мигрирует в западном направлении. В четвертом веке н.э. гунны достигли пределов Европы. Вторжение гуннов существенно изменило этническую и политическую ситуацию на всем Евразийском пространстве. Нашествия гуннов пятого века ускорили переворот римского мира, в котором зародился средневековый Запад.

Литература:

1 Акишев К. Курган Иссык. М., 1978.

2 Абжанов К.С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. А., 2002, стр. 3-15.

3 Бичурин Н.Я. Средняя Азия и Восточный Туркестан. А., 1997.

4 Гумилев Л.Н. Гунны. А., 1998.

5 История Казахстана. Очерки. Стр. 30-56, А., 1999.

6 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 Т. – Т.1. - Алматы, 1996.

7 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк.– Алма-Ата, 1993.

8 Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана. А., 1997.

9 Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий, А., 1992.

Тема 3. Государства раннего средневековья на территории Казахстана. (Древнетюркский, Западно-тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты. Кимакские и Кыпчакские ханства).

План лекции:

1 Древнетюркский, Западно-Тюркский и Тюргешский каганаты.

2 Государства Карлуков и Огузов.

3 Кимакские и кыпчакские ханства.

 

Тезисы лекции:

1. В период раннего средневековья (VI-XII век) на просторах Великой степи образовалось новое государство Тюркский каганат. Это послужило основой для таких понятий как тюркская эпоха или тюркская цивилизация.

Тюрки становятся известны уже в конце V века н.э. Ядро этого народа сформировалось из позднегуннских племен. До образования Тюркского каганата, слово тюрк обозначало союз 10, а позднее 12 племен, которые сложились на территории Алтая.

До середины VI века тюрки были зависимы от жужаней. Вследствие войны 551-555 гг., последние были разгромлены, и на землях Северной Монголии возник Тюркский каганат во главе с правителем Бумын каганом. В период наивысшего могущества под политической гегемонией тюркского каганата находились обширные территории от Алтая до Черного моря и Индии.

Государства создаваемые силой оружия не могли долго существовать. Внутренние противоречия, междоусобицы, усугубляемые джутами и внешними вторжениями, приводили к их распаду. В 603 году тюркский каганат распался на два государства Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Западно-тюркский каганат унаследовал все земли тюркского каганата в оседло-земледельческих оазисах. В хозяйственном отношении Западно-тюркский каганат представлял собой смешанные общества, основанные на кочевом скотоводстве и земледелии.

Земли Западно-тюркского каганата были предметом территориальных притязаний китайского двора. Междоусобицы и военно-политические акции Китая привели к ослаблению и упадку Западно-тюркского каганата. С начала VIII века границы Западно-тюркского каганата были восстановлены под политической гегемонией племени тюргешей, что положило начало Тюргешскому каганату.

2 Наследниками тюргешей были карлуки, сформировавшие политическое объединение во второй половине VIII века в Семиречье. В состав карлуков вошли племена ранее входившие в Западно-тюркский и Тюргешский каганаты.

В 940 году государство карлуков сменяется очередной тюркской династией – караханидами. Караханиды явились продолжателями традиций покоренных народов и находились под сильным воздействием Древнетюркских государств и мусульманской цивилизации.

В социальном отношении тюркские государства были неоднородны. Во главе каганатов стояли каганы – высший титул в государстве, которые должны были происходить из династийного рода Ашина. Вторыми лицами в государстве были джабгу (ябгу), назначаемые из царствующего рода, чаще всего это были братья кагана. Ябгу не были наследниками престола, последние носили титул тегин. Право наследия находилось вне зависимости от занимаемой должности.

Третьим по значимости в каганате был титул шад, он принадлежал принцам по крови и давал право правления уделами.

Все должности в каганатах были наследственными, независимо от принадлежности к роду Ашина. Все кочевое население было организовано в десятистрельный союз, где одна стрела являлась не родоплеменной, а военно-административной единицей. Каждая стрела выставляла один тумен – 10 тыс. воинов. Каган находился в зависимости от войска, поэтому его сила определялась внешней политикой – завоевательными походами, военной добычей.

3.В первой половине XI века кочевые племена Центральной Азии вторглись в пределы Казахстана и направились в Среднюю Азию и Восточную Европу. Вследствие этого кыпчаки двинулись на огузов к Сырдарье, Западному Приаралью и Северному Прикаспию. Огузы были вынуждены бежать в южнорусские и причерноморские степи. Кыпчакские ханы захватывают политическую гегемонию на территории заселенной кимако-кыпчакскими племенами.

По сведениям персидского историка Байхаки (1030 г.) исторические судьбы кыпчаков вплоть до XIII века тесно связаны мирными и военными контактами с соседним Хорезмом.

Территорией расселения кыпчакских племен были на востоке Иртыш, на Западе Волга, на юге (по сведениям Махмуда Кашгарского) они подступали к городу Тараз. Кыпчаки вобрали в себя различные этнические группы, среди которых были кимаки, канглы, огузы, печенеги и др. В перечень кыпчакских племен входят следующие этнические единицы: барку, имак, аларис, барат, туксуба, тук, башкурт, куманлу, бузанлу и др.

Кыпчаки упоминаются в древнерусских летописях (в 1055 г. половцы) с этого момента происходят тесные историко-культурные связи кыпчаков с древней Русью.

Основой хозяйства кыпчаков было кочевое скотоводство, лишь незначительная часть населения, лишившаяся скота, переходила к оседлости и земледелию. У кыпчаков имелись свои поселения и города, такие как Сыгнак, Кумкент, Дженд, Отрар и др. Политически кыпчаки представляли собой государство с огромной территорией от Иртыша до Дуная. Из их среды можно выделить 5 групп экономически и этно-политически связанных между собой (казахстанская, поволжская, южнорусская, днепровская и дунайская). Кыпчаки являются одними из предков казахов, сыгравших важную роль в процессе формирования казахской народности.

Литература:

1 Абжанов К.С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы «Эверо», 2002. – С. 3-25.

2 Асфендияров С.Д. История Казахстана. Алматы, 1993.

3 Ахинжанов С. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. А., 1989.

4 Бартольд В.В. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии. Соч., Т.5, М., 1968.

5 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. А., 1994.

6 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. –Алматы, 1996- Т.1.

7 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк.– Алма-Ата, 1993.

8 Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. - А., 1992.

9 Назарбаев Н.А. В потоке истории.- А., 1999.

 

Тема 4. Государства развитого средневековья (Государство Караханидов, Каракитай. Улусы Кереитов, Жалаиров).

План лекции:

1. Государство Караханидов

2. Улусы найманов, кереитов и джалаиров

3. Каракитаи в Семиречье

4. Хозяйство и культура тюрков в VI-XII вв.

Тезисы лекции:

Дальнейшее развитие феодальных отношений в Х в. Территория и население государства Караханидов. Сатук Богра хан. Военнопленная система и формы феодального землевладения. Ислам – государственная религия династии Карахана. Междоусобицы. Разделение Караханидов на Западный и Восточный каганаты. Возвышение сельжуков.

Нашествие Киданей. Постепенное падение влияния Караханидов.

Государство Каракитайцев (1128-1213 гг.). Политика Елюй-Даши и его приемников.

Политика правителя найманов Кучлука. Этнополитическая история кереитов, меркитов, киданей.

Последствия поражения Кучлука. Хозяйственно-экономическое положение кереитов, найманов, меркитов в XI веке.

Развитие в VI-IX вв. оседлой и кочевой материальной и духовной культуры. Взаимосвязь земледельческой и кочевых культур средневековья. Развитие поселений и городской культуры. Цитадель, шахристан и рабад.

Развитие городской культуры в VI – начале XIII вв. Ремесло, искусство и архитектура. Религиозные институты.

Айша-биби, Карахана мавзолеи. Вдающиеся ученые Востока: Абу-Наср алб-Фараби, Ж. Баласагуни, М. Кашгари, Кожа Ахмет Яссауи. Влияние духовного наследия на развитие мировой науки.

Литература:

1 Абжанов К.С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы «Эверо», 2002. – С. 3-25.

2 Асфендияров С.Д. История Казахстана. Алматы, 1993.

3 Ахинжанов С. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. А., 1989.

4 Бартольд В.В. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии. Соч., Т.5, М., 1968.

5 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. А., 1994.

6 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 Т. - Т.1. –Алматы, 1996.

7 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк.– Алма-Ата, 1993.

8 Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий, А., 1992.

9 Назарбаев Н.А. В потоке истории. А., 1999.

 

Тема 5. Казахстан в эпоху монгольских завоеваний. Образование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.019 с.)