Тема 15. Казахстан на пути К независимости. Государственное строительство. (1991-2010) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Казахстан на пути К независимости. Государственное строительство. (1991-2010)



План лекций:

1 Политический кризис начала 90-х годов. Распад СССР и образование СНГ.

2 Провозглашение независимости Республики Казахстан. Принятие государственных символов.

3 Разработка стратегии развития Казахстана как суверенного государства.

4 Экономика республики в 90-е годы. Достижения и проблемы.

5 Становление демократического и правового государства.

 

Тезисы лекции:

1.Прежде всего нужно обратить внимание на политическую обстановку в СССР в конце 80-х – начале 90-х годов. Подчеркнуть нарастание центробежных сил. В этот период союзные государства стали объявлять о своём суверенитете. Весь 1990 и 1991гг. в числе главных проблем стала проблема подписания нового союзного договора. Был опубликован проект договора. 17 марта 1991г. прошел референдум по вопросу: быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики, Молдова, Грузия, Армения.

Этот процесс сопровождался усилением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 и Баку в 1990гг. Нагорный Карабах, столкновения между киргизами и узбеками в Ошской области, вооруженные конфликты между Грузией и Южной Осетией в 1991 г.). В результате межнациональных конфликтов в 1991 г. в СССР было свыше 1 миллиона беженцев различных национальностей.

Зрели опасения неуправляемого распада СССР.

Весной и летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново – Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение 9+1 т.е. 9 республик и центра (за исключением прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы), которые решили подписать союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

Далее необходимо остановиться на событиях 19-20 августа, выступлениях ГКЧП. Путч ускорил распад СССР. После путча события развивались ускоренным темпом.

Н. Назарбаев заявил о своём выходе из состава Политбюро ЦК КПСС, сложил с себя обязанности Первого секретаря ЦК КП Казахстана.

В сентябре чрезвычайный съезд народных депутатов СССР признал независимость прибалтийских республик.

Руководители семи республик - России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – союз суверенных государств (ССГ). Но этого не произошло 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще под Брестом главы России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании содружества независимых государств. В этом заключалось, что союз СССР как субъект международного права прекратил своё существование.

21 декабря 1991г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) приняли декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ – содружества независимых государств.

25 декабря 1991г. М. Горбачёв заявил о своем уходе с поста Президента СССР.

Таким образом, 1991г. ознаменовался эпохальными событиями: неудачная попытка государственного переворота, ликвидация КПСС, распад империи под названием СССР.

В заключение нужно остановиться на основных причинах распада СССР. О них сказано в работе Н. Назарбаева «На пороге ХХI века» в I разделе. Назарбаев называет развал СССР драматичным, безусловно, глобальным явлением конца столетия.

По мнению Назарбаева фундаментальными причинами распада СССР являются: растущее технологическое отставание экономики, да и общества в целом, огромное бремя наложила гонка вооружений на развитие СССР и национальный вопрос, который не решался долгие годы. Национальные отношения стали не только неуправляемыми, но и взрывоопасными.

2.Здесь нужно остановиться на событиях, происходивших в Казахстане. 1 декабря 1991г. состоялись всенародные выборы Президента. Им был избран Н. Назарбаев. 10 декабря был принят «Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан». 16 декабря 1991г. «Закон о государственной независимости Республики Казахстан». Этим историческим документом Республика Казахстан провозглашалась независимым, демократическим государством, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Весьма важным является положение о том, что граждане Республики всех наций составляют вместе с казахской нацией единый народ Казахстана, который является носителем суверенитета и источником государственной власти.

20 декабря 1991г. был принят «Закон о гражданстве Республики Казахстан». Гражданам, проживающим на территории республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией.

Республика имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн. В июне 1992г. были утверждены Государственный Флаг и Герб Казахстана, в декабре его Государственный Гимн. Автором флага является художник Шакен Ниязбеков. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым помещён парящий орёл. Вдоль древка расположена полоска национального орнамента. Этот орнамент – «Рога кошкара». Флаг является символом государственного суверенитета Республики Казахстан.

Авторы герба архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Валиханов. Сердцевина герба – шанырак, под ним название государства «Казахстан». На верхней части герба изображена пятиконечная звезда. По бокам летящие тулпары. Основной фон герба, как и флага, голубой, золотистого цвета мифические крылатые кони, шанырак, звезда. В 2006 г. был принят новый гимн.

Каждый гражданин нашего государства обязан чтить государственный флаг, герб и гимн, уважение к которым – это уважение к Отчизне.

3.Итак, Республика стала независимым государством, получила реальные условия для всестороннего саморазвития. Государство приобретает статус независимости лишь тогда, когда оно экономически и политически самостоятельно, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику цивилизованно, с достоинством, без рабской зависимости от различных коньюктурных соображений. Для этого нужна была чёткая и конкретная концепция развития казахстанского общества. Основные направления развития независимого Казахстана были изложены в работах Н. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» и «идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана».

Какие это цели и направления?

Вот основные из них:

- обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;

- формирование социальной рыночной экономики, сочетающей государственные и негосударственные формы собственности;

- построение общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния своих граждан;

- углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике;

- развитие этнической самобытности и сохранение национально – культурного многообразия Казахстана;

- формирование достойного имиджа Казахстана в мировом сообществе на основе соблюдения свобод и прав человека, обретение прочных позиций в мировой экономике;

- преобразование государственного устройства Казахстана в демократическую республику президентского правления.

На решение этих задач была направлена вся последующая деятельность президента и правительства.

4.Республика вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами.

В «наследство» от Казахской СССР Республике Казахстан достались тяжелейшие экологические проблемы. Это в первую очередь Арал и Семипалатинский полигон.

В экономике республики абсолютно преобладала сырьевая направленность – 97% вывоза составляло сырьё и полуфабрикат.

В первой половине 1992 руководство республики выработало основные стратегические направления социально – экономического развития Казахстана, изложенные в работе Н. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Об этой работе уже шла речь в третьем вопросе первого занятия.

В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей:

- формирование социальной рыночной экономики, с сочетанием разных форм собственности;

- введение национальной валюты и обеспечение её внутренней, а затем и внешней конвертируемости;

- насыщение потребительского рынка;

- привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана и др.

Президентом были отмечены и факторы, как способствующие, так и препятствующие реализации социально – экономических задач.

Это, с одной стороны:

- широкий спектр полезных ископаемых;

- большие площади сельхозугодий и пашни;

- наличие достаточного производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всех отраслях;

- богатый арсенал научных открытий, идей и изобретений.

С другой:

- сырьевая направленность экономики;

- экологическая загрязненность многих регионов;

- отставание инфраструктуры;

- отсутствие новых технологий.

В области экономических реформ Казахстан в основном следовал за Россией. В начале 1992 года была проведена либерализация цен, которая принесла с собой огромные негативные явления. Ценовой беспредел нанес большой ущерб реформе, стал одной из основных причин небывалого спада производства, глубокого экономического кризиса, ускорил обнищание населения.

Важным звеном в экономической реформе было преобразование государственной собственности. Был принят Закон о разгосударствлении и приватизации госимущества.

В ноябре 1993 года была введена национальная валюта.

Все планы и программы не принесли ожидаемых результатов. Переход к рыночным методам хозяйствования привел страну на рубеже 1993/1994 гг. к тяжелейшему экономическому кризису. В таких условиях правительство приняло программу, ориентированную на жесткую антиинфляционную политику.

В результате этих мер с конца 1994 года наметились первые признаки перелома в экономике:

- наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта;

- снижение уровня инфляции. Для сравнения: в 1993 г. – 2263%, в 1994 г. – 1259%, в 1996 г. – 60%, в 1997 г. – 30%;

- некоторые оживления в отдельных отраслях промышленности;

- увеличились объемы инвестиции в основной капитал.

Болезненный переход от командной к рыночной экономике породил в огромных масштабах бедность и безработицу.

С 1997 года наблюдаются серьезные позитивные изменения в стране. На их основе Н. Назарбаев разработал стратегический курс развития государства «Казахстан-2030».

Прошло свыше 10 лет независимости. Достигнуты важнейшие успехи во всех направлениях жизни республики. О достижениях в области экономики за 10 лет независимости найдете материалы в послании Президента «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год».

5.Процесс обретения государственности в Казахстане носил мирно-эволюционный характер, и, это было отличительной чертой казахстанского варианта суверенизации. В начале 90-х годов самой трудной задачей было решение проблемы демократического общества. Необходимо было определить характер новой государственности, сутью которой является соответствие всех элементов государства признакам независимого государства.

Поэтому ключевым направлением во внутренней политике государства стала разработка и всенародное обсуждение текста первой Конституции Республики Казахстан.

Что такое Конституция?

Конституция – это основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.

28 января 1993 года была принята первая Конституция Республики Казахстан. Но два года ее действия показали ее несоответствие складывающимся реалиям. Проведение экономических преобразований, равно как и политических, социальных тормозилось слабой законодательной базой, несовершенством судебной системы. Появилась объективная необходимость усиления исполнительной власти, способного оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни. к тому, же, в модель государственного устройства было заложено противоречие между новой президентской формой правления и старой системой Советов, которая перенесла в новое государство все прежние пороки.

Принятие новой Конституции происходило в период политического кризиса. Парламент был распущен, полномочия президента были продлены 29 апреля 1995 года до 2000 года на референдуме. Был создан специфический орган: Ассамблея народов Казахстана. Именно на второй сессии Ассамблеи был постановлен вопрос о новой Конституции. Вторая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов, 98 статей.

Каждый гражданин должен знать основной закон своей страны. Естественно, студенты обязаны изучить Конституцию.

Конституция заложила фундаментальные основы новой государственности, сформировала единую государственную власть, способную регулировать и направлять общественное развитие

Жизнь движется, развивается. Возможны новые законы, носящие конституционный характер. Так, Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года были внесены изменения и дополнения в действующую Конституцию. Эти изменения коснулись разделов «Президент», «Парламент», «Правительство» и другие.

Итак, в начале 90-х годов самой трудной задачей было решение проблемы демократического устройства общества. Ныне достигнуты значительные успехи в этом направлении. Создано общество, где проводятся свободные выборы, реально действуют 16 политических партий, 2,5 тысячи неправительственных организаций, 80 % газет и журналов, телерадиоканалов являются негосударственными. Нормально живут и взаимодействуют сотни разных религиозных общин, созданы профессиональный двухпалатный парламент и независимая судебная система. Всего этого не было 10 лет назад



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.028 с.)